Местные налоги и сборы

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2011/№ 65
Статья

Местные налоги и сборы

Из всего перечня местных налогов и сборов, содержащегося в

ст. 10 НКУ, Закон № 3609 тем или иным образом коснулся каждого из них. Тезисно приведем грядущие изменения в отношении таких налогов/сборов.

1. Налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка

. Как было раньше предусмотрено п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ, налог на недвижимость планировалось ввести с 1 января следующего года. Очевидно, в силу того что новый порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленный Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 11.02.2010 г. № 1878-VI, тоже заработает только начиная с указанной даты, понадобился определенный срок для состыковки соответствующих норм этого Закона и НКУ для эффективного администрирования налога на недвижимость. В связи с этим начало его взимания Законом № 3609 передвинуто на 01.07.2012 г.

2. Единый налог.

Как известно, на сегодня единый налог НКУ не регулируется, однако в разд. XX «Переходные положения» этого Кодекса присутствует подразд. 8, определяющий особенности его взимания по старым правилам, установленным еще Указом № 727. При этом вся «единоналожная» общественность терпеливо продолжает ожидать давно обещанного закона, которым бы ситуация с единым налогом приводилась в нормальное правовое русло (см. об этом в статье «Новая «упрощенка»: готовность № 1» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45).

Пока же суд да дело,

Законом № 3609 упомянутый подразд. 8 разд. XX «Переходные положения» НКУ дополнен довольно противоречивой нормой, согласно которой «в случае возврата авансов (других платежей), полученных в период пребывания налогоплательщика на упрощенной системе налогообложения, с которых был уплачен единый налог, на сумму такого возврата производится корректировка суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с корректировкой суммы единого налога в порядке, предусмотренном этим Кодексом».

Трактовать эту норму можно по-разному, но нам ближе всего вариант, согласно которому она предназначена для единоналожников, у которых и получение аванса (что сопровождалось уплатой ЕН), и его возврат (что, по идее, должно сопровождаться уменьшением налоговых обязательств по ЕН на соответствующую сумму) состоялись в период их пребывания на упрощенной системе. Поскольку в

Указе № 727 говорится только об определении выручки (кассовым способом), но ничего не сказано о порядке ее корректировки, можно предположить, что законодателю понадобилась процитированная выше норма для восполнения указанного пробела.

В то же время возможность такой корректировки выручки юрлицами-«единщиками» и раньше допускалась налоговиками. А вот в отношении физлиц-предпринимателей, уплачивающих единый налог, подход был другим, о чем свидетельствует консультация из ЕБНЗ под кодом 23.08. В ней утверждается, что сумма выручки от реализации такого физлица, исчисляемая для сравнения с предельным 500-тысячным размером, не уменьшается на сумму средств, возвращенную в связи с расторжением договора купли-продажи.

В связи с этим выскажем свою догадку: рассматриваемая норма, вполне возможно, предназначена для восстановления справедливости в порядке исчисления выручки физлицами-«единщиками». Правда, не исключено и абсолютно иное прочтение этой нормы: например, что она выписана для тех субъектов хозяйствования — «общесистемщиков», которые, находясь на упрощенной системе налогообложения, в свое время получили аванс и уплатили единый налог, а теперь, в период пребывания на общей системе, возвращают такой аванс. Поскольку в расходы по налогу на прибыль такие возвраты не попадают, то можно предположить, что им разрешат произвести соответствующее уменьшение налоговых обязательств по единому налогу путем подачи уточненного расчета и, может быть, даже потребовать из бюджета образовавшуюся вследствие этого переплату по ЕН.

Есть еще несколько гипотез по этому поводу, но их нет смысла озвучивать сейчас — может так случиться, что уже осенью мы получим закон об упрощенной системе, в котором окончательно будут расставлены все точки над «i», в том числе и в вопросе корректировки выручки и единого налога в случае возврата авансов.

3. Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

.
В статье, посвященной нюансам уплаты этого сбора (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 21, с. 17), отмечалось, что местные советы не могут устанавливать его ставки произвольно, а должны руководствоваться максимальным и минимальным пределами, определенными п. 267.3 НКУ. В то же время п. 5 разд. XIX «Заключительные положения» этого Кодекса органам местного самоуправления вменялось в обязанность обеспечить в месячный срок со дня вступления в силу НКУ принятие решений по установлению местных налогов и сборов, в том числе и сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. В случае неустановления таких ставок сборы уплачиваются по минимальным ставкам.

Так вот, получилось, что поскольку

абз. «в» п.п. 267.3.2 НКУ минимальная ставка сбора за осуществление торговой деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг на территории других населенных пунктов (кроме г. Киева и областных центров, а также г. Севастополя, городов областного значения и районных центров) установлена не была, то если местный совет вовремя не позаботился о принятии соответствующего решения, платить такой сбор в каком-либо размере вообще не было необходимости.

Закон № 3609

исправил указанную оплошность — отныне минимальный размер такой ставки установлен на уровне 0,02 минимальной заработной платы. Напомним, что в данном случае согласно п.п. 267.3.1 НКУ в расчет следует принимать минимальную зарплату, установленную на 1 января календарного года (на 1 января 2011 года — 941 грн.).

4. Сбор за места для парковки транспортных средств

. Действующий в настоящее время порядок уплаты сбора за парковку, о котором, среди прочего, шла речь в статье «Местные налоги и сборы по-новому: знакомимся и готовимся к уплате» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 1 — 2), заслуженно вызывал нарекания налогоплательщиков. Напомним, что в соответствии с п.п. 266.5.1 НКУ указанный сбор должен уплачиваться в местный бюджет авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждый месяц (в феврале — до 28 (29) включительно) по месту расположения специально отведенного места для парковки транспортных средств. Итоговую сумму сбора, исчисленную в соответствии с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), следовало уплатить в сроки, определенные для квартального налогового периода.

Теперь же

Законом № 3609 сумма сбора за места для парковки транспортных средств, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал, будет уплачиваться в сроки, определенные для квартального налогового периода, что означает отмену авансовых взносов по этому сбору.

5. Туристический сбор.

Отмена авансовых платежей предусмотрена Законом № 3609 и в отношении турсбора. Кроме того, в перечень лиц, которые не могут быть плательщиками этого сбора, приведенный в п.п. 268.2.2 НКУ, внесены дети в возрасте до 18 лет и детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения. Последнее дополнение выглядит довольно странно с учетом того, что согласно п.п. 268.2.1 этого Кодекса плательщиками сбора названы исключительно физлица, получающие (потребляющие) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством оставить место пребывания в указанный срок. Скорее всего, имелось в виду освободить указанные заведения от обязанностей налоговых агентов, среди которых в абз. «а» п.п. 268.5.1 НКУ упоминаются и санаторно-курортные заведения.

Также

Законом № 3609 уточняется, что лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, не могут быть плательщиками турсбора в том случае, если такие заведения имеют лицензию на медицинскую практику и аккредитацию Министерства здравоохранения Украины (см. абз. «д» п.п. 268.2.2 НКУ в редакции указанного Закона).

И наконец, следует отметить, что

нормы, внесенные в НКУ Законом № 3609 в отношении местных налогов и сборов, начинают действовать со дня, следующего за днем его опубликования.

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить