Почта редакции. Уменьшение налоговых обязательств по земельному налогу: только для парковок автотранспорта?

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2011/№ 69
Ответы на вопросы

Уменьшение налоговых обязательств по земельному налогу: только для парковок автотранспорта?

 

Кто из собственников земельных участков и землепользователей имеет право на уменьшение налогового обязательства по земельному налогу согласно

п. 286.7 НКУ?

(г. Измаил)

 

Абз. первым п. 286.7

НКУ установлено, что юридическое лицо — плательщик земельного налога уменьшает свои налоговые обязательства по земельному налогу на сумму льгот, предоставляемых физлицам в соответствии с п. 281.1 этого Кодекса, за земельные участки, находящиеся в их собственности или постоянном пользовании и входящие в состав земельных участков такого юрлица.

К физическим лицам, имеющим

право на льготу по земельному налогу, которые перечислены в п. 281.1 НКУ, относятся:

инвалиды первой и второй групп;

— физические

лица, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет;

пенсионеры (по возрасту);

ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;

— физические

лица, признанные законом лицами, пострадавшими в результате Чернобыльской катастрофы.

Как указывалось в ответе на предыдущий вопрос (см. на с. 44), порядок уменьшения налоговых обязательств по земельному налогу, установленный

абз. первым п. 286.7 НКУ, распространяется также на юридических лиц, которые в порядке, установленном Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875XII (далее — Закон № 875), отвели земельные участки для бесплатной парковки (хранения) легковых автомобилей, которыми управляют инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, члены их семей, которым в соответствии с порядком обеспечения инвалидов автомобилями передано право управления автомобилем, и законные представители недееспособных инвалидов или детей-­инвалидов, перевозящие инвалидов (детей­-инвалидов) с поражением опорно-двигательного аппарата. Об этом говорится в абз. втором этого же пункта.

Вместе с тем стоит отметить, что положения

абз. первого п. 286.7 НКУ имеют самостоятельное значение* и предназначены, как нам кажется, для применения юрлицами, представляющими собой объединения граждан (кооперативы, товарищества и т. п.), созданные с какой­-либо целью, подразумевающей совместное использование земли (например, с целью жилищного и гаражного строительства, а также для ведения садоводства и огородничества).

* Что проявилось еще более отчетливо вследствие недавних изменений абз. второго этого пункта в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 64).

Как известно, в

Законе Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII, утратившем силу с 01.01.2011 г., особенности налогообложения таких юридических лиц в связи с наличием у отдельных категорий граждан льгот по плате за землю прямо прописаны не были. Вследствие этого контролирующим органам неоднократно приходилось разъяснять порядок такого налогообложения (см., например, письмо ГНАУ от 04.04.2007 г. № 6737/7/15-0717; пп. 5 и 6 письма ГНАУ от 10.07.2009 г. № 14447/7/15-0617 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 85; п. 4 Обобщающего налогового разъяснения о плате за землю с юридических лиц, утвержденного приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 186 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 29, с учетом изменений, утвержденных приказом ГНАУ от 19.05.2010 г. № 355 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 43).

Как следовало из указанных разъяснений,

в общем случае плательщиком земельного налога выступало юридическое лицо. Однако если законодательством допускалась приватизация земли гражданами — пайщиками (членами) такого юрлица (например, садоводческого товарищества), то граждане, получившие документальное подтверждение права собственности на земельный участок, самостоятельно уплачивали земельный налог с учетом имеющихся у них льгот. При этом за остальные земельные участки, которые гражданами приватизированы не были, а также за земли общего пользования, находящиеся в собственности юрлица, земельный налог уплачивался самим юрлицом.

В настоящее время

порядок налогообложения таких юридических лиц не изменился, что и было дополнительно закреплено абз. первым п. 286.7 НКУ. Однако подтверждая в целом сделанный нами вывод, ГНАУ в письме от 18.02.2011 г. № 3237/6/17-0316, похоже, не склонна была связывать указанную норму НКУ с юрлицами, о которых говорилось выше (ЖСК, ГСК, садоводческими товариществами и т. п.). Более того, в консультации, размещенной на сайте этого ведомства в Единой базе налоговых знаний под кодом 200.04, сказано, что норма п. 286.7 НКУ относительно уменьшения налогового обязательства по земельному налогу касается юридических лиц — собственников земельных участков и землепользователей (кроме автостоянок — гаражных кооперативов), которые в порядке, установленном Законом № 875, отвели земельные участки для бесплатной парковки (хранения) транспортных средств, указанных в ч. 6 ст. 30 этого Закона.

Разумеется, такой узкий подход к применению положений

абз. первого п. 286.7 НКУ не соответствует действующему законодательству и должен быть пересмотрен в связи с последними изменениями в тексте этого пункта (о них говорилось в сноске на этой странице).

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить