Темы статей
Выбрать темы

Что нам готовит 2012 год

Редакция НиБУ
Статья

Что нам готовит 2012 год

 

Интерес к собственному будущему человечество проявляло всегда, и этим в прежние времена искусно пользовались разного рода гадалки, прорицатели и лжепророки. Между тем такой интерес не ослабевает и сейчас, однако подход к описанию предстоящих событий, взятый нами на вооружение в этой статье, абсолютно научный. Мы просто проанализировали множество нормативно-правовых актов и прокомментировали главные из них со сроком вступления в силу в течение 2012 года. Не исключено, кое-что в наших предсказаниях может и измениться (история с госрегистрацией недвижимости и земли тому подтверждение), но к основным переменам в недалеком будущем наши читатели могут подготовиться уже сейчас. Надеемся, что эти перемены произойдут только в лучшую сторону.

Наталья БЕЛОВА, Екатерина СКРИПКИНА, Виталий СМЕРДОВ, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»,
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»,
Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

 

Налоги в 2012 году

 

С 1 января 2012 года налогоплательщиков ждут не такие масштабные изменения, которыми ознаменовался 2011 год, но и они заслуживают самого пристального внимания. Об основных таких изменениях сейчас и поговорим, но прежде напомним, что в соответствии с абзацем девятым п. 4 разд. XIX НКУ Кабмин уполномочен ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в данный Кодекс в отношении ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по таким налогам и сборам:

1) акцизный налог;

2) сбор за первую регистрацию транспортного средства;

3) экологический налог;

4) плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;

5) плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) налог за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена;

7) исключен;

8) сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

9) сбор за специальное использование воды;

10) сбор за специальное использование лесных ресурсов.

 

Налог на добавленную стоимость

 

Единый реестр налоговых накладных. С 1 января 2012 года в ЕРНН плательщики НДС должны регистрировать налоговые накладные, сумма НДС в которых превышает 10 тыс. грн.

А вот налоговые накладные, выписанные на поставки подакцизных товаров и поставки товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины (импортных товаров), подлежат регистрации в ЕРНН, независимо от указанной в них суммы НДС (т. е. даже если она окажется меньше
10 тыс. грн.).

 

База обложения НДС и «мобильный» сбор в Пенсионный фонд. Из-за некорректно расставленных Законом № 3609 скобок в абзаце первом п. 188.1 НКУ, определяющем базу обложения НДС, поставщики и получатели услуг сотовой мобильной связи с 06.08.2011 г. были обеспокоены вопросом: включать или нет в базу обложения НДС сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи?

Благодаря Закону № 4014 проблема с обложением НДС указанного сбора решена окончательно: из кодифицированного должным образом абзаца п. 188.1 НКУ теперь однозначно следует, что «мобильный» сбор в Пенсионный фонд не включается в базу обложения НДС. При этом согласно добавленному в подразд. 2 разд. XX НКУ пункту 24 началом действия нормы о таком невключении является 1 января 2011 года.

 

Выбор квартального периода для отчетности по НДС. Согласно п. 202.2 НКУ плательщики налога, которые в соответствии с п.п. «б» п. 154.6 данного Кодекса имеют право на применение нулевой ставки налога на прибыль, на период с 1 апреля 2011 года до 1 января 2016 года, а также плательщики налога, уплачивающие единый налог, могут избрать квартальный налоговый период. Заявление о выборе квартального налогового периода подается налоговому органу вместе с декларацией по результатам последнего налогового периода календарного года. При этом квартальный налоговый период начинает применяться с первого налогового периода следующего календарного года.

Следовательно, чтобы перейти на квартальный налоговый период с 1 января 2012 года, месячному плательщику НДС нужно подать в налоговый орган заявление (по форме согласно приказу № 41) вместе с декларацией за декабрь 2011 года, т. е. не позднее 20 января 2012 года.

Плательщики налога, которые в течение 2011 года отчитывались поквартально и планируют поступать так же и в дальнейшем, тоже должны подать заявление вместе с декларацией за IV квартал 2011 года . Неподача заявления приведет к тому, что плательщик НДС с января 2012 года будет обязан применять месячный налоговый период.

 

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС. Перечень операций, не являющихся объектом обложения НДС (ст. 196 НКУ), с 01.01.2012 г. будет дополнен п.п. 196.1.15 (см. Закон № 4057). Согласно данному подпункту не являются объектом обложения НДС операции по уплате арендной платы или концессионного платежа по договорам соответственно аренды или концессии ЦИК государственного или коммунального предприятия (его структурного подразделения), если арендодателями или концессиедателями по договорам выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления, а платежи в соответствии с законом зачисляются в Государственный бюджет Украины или в местный бюджет.

 

Операции, освобожденные от обложения НДС. С 01.01.2012 г. расширится перечень операций, освобожденных от обложения НДС, приведенный в ст. 197 НКУ. Согласно добавленному в эту статью пункту 197.18 освобождение от обложения НДС касается ввоза на таможенную территорию Украины племенных чистопородных животных, племенных (генетических) ресурсов по кодам УКТ ВЭД 0101 10 10 00, 0102 10 10 00, 0102 10 30 00, 0103 10 00 00, 0104 10 10 00, 0511 10 00 00, 0511 99 85 10, если эти операции осуществляются субъектами спецрежима, установленного ст. 209 этого Кодекса. При этом операции по дальнейшей поставке указанных племенных чистопородных животных или племенных (генетических) ресурсов будут облагаться НДС в общем порядке.

Согласно пп. 9, 19 подразд. 2 разд. XX НКУ до 1 сентября 2012 года НДС не взимается при ввозе на таможенную территорию Украины:

предметов под таможенным режимом импорта (реимпорта), которые освобождаются от обложения ввозной пошлиной в соответствии с п. «щ2» ст. 19 Закона № 2097 . Речь здесь идет о предметах (кроме подпадающих под определение подакцизных товаров), предназначенных УЕФА лицам или участникам чемпионата (кроме сборной Украины) согласно ст. 11 Закона Украины «Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине» от 19.04.2007 г. № 962-V;

товаров, определенных нормами п. «щ3» ст. 19 Закону № 2097. Это товары (кроме подакцизных), которые не производятся в Украине или производятся, но не соответствуют техническим характеристикам мирового уровня и требованиям международных организаций гражданской авиации, предназначенные для строительства и оснащения аэропортов, являющихся объектами финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу (коды УКТ ВЭД: 7326 90 98 90, 8405 10 00 00, 8414 40 90 00, 8428 33 00 00, 8428 90 95 00, 8429 19 00 00, 8429 20 00 00, 8429 51 99 00, 8430 20 00 00, 8504 40 90 00, 8530 80 00 00, 8704 22 91 00, 8704 23 91 00, 8705 30 00 90, 8705 90 90 90, 8709 19 90 00, 8716 80 00 00, 9015 80 11 00, 9024 80 99 00, 9405 40 10 00, 9405 99 00 90).

Также временно, до 1 сентября 2012 года, освобождаются от обложения НДС операции по поставке УЕФА билетов и услуг, являющихся неотъемлемой частью билета (п. 19 подразд. 2 разд. XX НКУ).

В период с 01.01.2012 г. до 31.12.2013 г. включительно освобождаются от обложения НДС поставки необработанных шкур и вычиненной кожи без дальнейшей обработки (товарные позиции 4101 — 4103, 4301), в том числе операции импорта таких товаров. В случае вывоза в таможенном режиме экспорта таких товаров нулевая ставка не применяется (п. 16 подразд. 2 разд. XX НКУ).

 

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль. С 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. ставка налога составляет 21 %
(см. п. 10 подразд. 4 разд. XX НКУ).

Основные средства. Стоимостный критерий при зачислении объектов в состав основных средств с 1 января 2012 года составляет 2500 грн.
(см. п.п. 14.1.138, п. 14 подразд. 4 разд. XX НКУ).

 

Отчетность по налогу на прибыль. Министерство финансов Украины утвердило новые формы отчетности по налогу на прибыль:

— Налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятия (см. приказ от 28.09.2011 г. № 1213);

— Налоговую декларацию о результатах совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица (см. приказ от 28.10.2011 г. № 1352. Этим же приказом утвержден Порядок ведения учета результатов совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица).

Вероятно, скоро появятся в новом виде и другие формы налоговых деклараций по налогу на прибыль для таких категорий плательщиков:

— неприбыльных учреждений и организаций;

— страховщиков;

— банков;

— нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины через постоянное представительство.

Впервые отчитываться по налогу на прибыль по вновь утвержденным формам налогоплательщики будут за I квартал 2012 года. Декларации же за 2011 год (точнее, за II — IV кварталы 2011 года) они будут подавать еще по тем формам, по которым отчитывались за II, II — III кварталы 2011 года. Например, плательщики налога на прибыль предприятий за 2011 год должны составить и подать не позднее 9 февраля 2012 года декларацию по форме, утвержденной приказом № 114.

 

Закон № 4014 и дата вступления в силу изменений, внесенных в НКУ Законом № 3609. Плательщики налога на прибыль в своей работе с 1 января 2012 года должны учитывать изменения, внесенные в НКУ Законом № 4014.

Как вы помните, Закон № 3609 внес в НКУ существенные корректировки. При этом большую часть «прибыльных» новшеств, содержавшихся в пп. 40 — 53, 55 — 59 п. 1 разд. I этого Закона, следовало применять с 1-го числа отчетного (налогового) месяца опубликования и вступления в силу Закона № 3609 , т. е. с 1 августа 2011 года. В эту часть новшеств вошел и пересмотр порядка налогового учета общепроизводственных расходов: они должны были отражаться в налоговом учете по бухучетным правилам и включаться в «налоговую» себестоимость изготовленной и реализованной продукции (работ, услуг) в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета, т. е. после распределения, проводимого согласно п. 16 П(С)БУ 16.

В то же время другая часть «прибыльных» изменений стала действовать задним числом с даты вступления в силу разд. III НКУ, т. е. с 1 апреля 2011 года. Напомним, что в их числе оказались, в частности, валютные, долговые, ценнобумажные изменения и изменения, касающиеся «прибыльных» переходных положений НКУ.

Такой разноплановый подход законодателя к налогово-прибыльным изменениям вызывал немало вопросов и нареканий. Исправить ситуацию был призван Закон № 4014.

Так, п. 5 разд. I данного Закона вносятся коррективы в абзац первый п. 2 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 3609, благодаря которым дата вступления в силу всех «прибыльных» нововведений последнего передвигается
с 1 августа
на более ранний срок — на «первое число отчетного (налогового) периода», т. е. на 1 апреля 2011 года, хотя сам Закон № 4014 вступает в силу с 01.01.2012 г.

По этому поводу см. статью «Закон № 4014: что шло в нагрузку к «упрощенке» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 97.

 

Отмена запрета на «единоналожные» расходы. Благодаря Закону № 4014 с 1 января 2012 года любые ограничения на бизнес-контакты с физлицами-предпринимателями, уплачивающими единый налог, будут сняты.

При этом п. 152.3 НКУ предусмотрено, что плательщики налога на прибыль вместе с соответствующей налоговой декларацией обязаны будут подавать налоговому органу перечень своих доходов и расходов в разрезе контрагентов — плательщиков единого налога, в который включаются операции, осуществленные таким контрагентом.

Такой перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов-единоналожников, вероятно, будет представлять собой дополнительную отчетность в виде приложения к декларации по налогу на прибыль, ведь отдельной строки расшифровки расходов в декларации по налогу на прибыль нет.

Подробнее см. статью «Закон № 4014: что шло в нагрузку к «упрощенке» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 97.

Окончание срока действия льготы, предусмотренной для некоторых предприятий легкой промышленности. В соответствии с абзацем «б» п. 17 подразд. 4 разд. XX НКУ на переходный период до 1 января 2012 года прибыль предприятий легкой промышленности, которые на момент вступления в силу положений НКУ имели заключенные договоры на производство продукции из давальческого сырья, срок выполнения которых заканчивается в течение установленного периода, освобождалась от налогообложения. С 1 января 2012 года в связи с окончанием срока действия льготного режима такие предприятия должны будут применять общие правила налогообложения .

 

Налоговые разницы. Методика бухгалтерского учета налоговых разниц заработает не с 2012 года, как это предусматривалось ранее, а с 1 января 2013 года, в связи с чем соответственно финотчетность с учетом налоговых разниц плательщики налога на прибыль станут подавать только начиная с отчетных периодов 2013 года.

 

Переход на уплату консолидированного налога на прибыль. Если налогоплательщик принял решение с 2013 года перейти на уплату консолидированного налога на прибыль, он должен до 1 июля 2012 года сообщить об этом налоговым органам по своему местонахождению и по местонахождению своих филиалов, направив им Уведомление плательщика налога о принятии решения об уплате консолидированного налога на прибыль предприятия, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 24.01.2011 г. № 36.

 

Налог на доходы физических лиц

 

Отчуждение недвижимости, полученной в наследство. В соответствии с п. 172.1 НКУ доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) не чаще одного раза в течение отчетного налогового года жилого дома, квартиры или их части, комнаты, садового (дачного) дома (включая земельный участок, на котором расположены такие объекты, а также хозяйственно-бытовые сооружения и здания, расположенные на таком земельном участке), земельного участка, не превышающего нормы бесплатной передачи, определенной ст. 121 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III в зависимости от его назначения, и при условии пребывания такого имущества в собственности налогоплательщика более трех лет, не облагается НДФЛ.

С 1 января 2012 года п. 172.1 НКУ будет дополнен новым абзацем, согласно которому условие о пребывании жилой недвижимости (земельного участка) в собственности более трех лет, необходимое для освобождения от налогообложения дохода от продажи (обмена) недвижимости, не распространяется на унаследованное имущество.

 

Операции с инвестиционными активами. С 01.01.2012 г. изменится редакция п.п. 170.2.9 НКУ. В случае, когда плательщик налога осуществляет операции с инвестиционными активами с использованием услуг профессионального торговца ценными бумагами, включая банк, налоговым агентом является такой профессиональный торговец.

Методика определения инвестиционной прибыли профессиональным торговцем ценными бумагами при выполнении функций налогового агента должна быть установлена Министерством финансов Украины совместно с центральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг.

 

Прочие изменения по НДФЛ. С 1 января 2012 года:

— в налогооблагаемый доход налогоплательщика не будут включаться операции по конвертации ценных бумаг в случае, если их обмен осуществляется по обычным ценам или по стоимости чистых активов в расчете на одну ценную бумагу, которые не приводят к отчуждению инвестиций и проводятся с ценными бумагами ИСИ, которые находятся в управлении одной компании по управлению активами;

— к доходу, который выплачивается (насчитывается) эмитентом в результате выкупа (погашения) ценных бумаг ИСИ, в соответствии с законом, который определяется как разница между суммой, полученной от выкупа, и суммой средств или стоимостью имущества, уплаченной плательщиком налога продавцу (в том числе эмитенту) в связи с приобретением таких ценных бумаг, как компенсация их стоимости, будет применяться ставка 5 %.

 

Упрощенная система налогообложения

 

С 1 января 2012 года вступают в силу новые правила работы на упрощенной системе налогообложения. Для плательщиков единого налога вводятся четыре группы, три из которых предусмотрены для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности. Предприниматели-физлица смогут самостоятельно выбирать, к какой из трех групп относиться (с учетом установленных ограничений).

Согласно пп. 291.4 и 298.3 НКУ лицам, желающим работать на упрощенной системе налогообложения, придется в заявлении о переходе на единый налог самостоятельно указывать, к какой группе они желают относиться (определить, какую ставку единого налога намерены уплачивать). Для юридических лиц выбора нет — они относятся исключительно к четвертой группе.

Если субъект хозяйствования (как юрлицо, так и физлицо-предприниматель) решит стать единоналожником с 01.01.2012 г. независимо от того, на какой системе налогообложения он находился в 2011 году, он может это сделать, подав соответствующее заявление не позже 25.01.2012 г. (см. п.п. «г» п. 5 Заключительных положений Закона № 4014).

Те субъекты хозяйствования, которые в текущем году работают на едином налоге или на фиксированном патенте и имеют на руках Свидетельство единоналожника или действующий фиксированный патент, смогут поменять свои нынешние документы на новое Свидетельство единоналожника в течение полугода — не позже 01.06.2012 г. (п.п. «а» п. 5 Заключительных положений Закона № 4014).

В подаче привычного ежегодного заявления об избрании упрощенной системы до 16 декабря 2011 года необходимости не было — Закон № 4014 выдвигает свои особые правила, по которым с 1 января 2012 года реализуется желание стать плательщиком единого налога — «новое» заявление подается не позже 25.01.2012 г.

Свидетельство единоналожника теперь будет выдаваться бессрочно (ранее выдавали на один год) и, как прежде, — бесплатно, в течение 10 календарных дней после подачи заявления (п. 299.5 НКУ).

Подробнее см. статью «Единый налог: новые правила работы» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95.

 

Местные налоги и сборы

 

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Как было раньше предусмотрено п. 1 разд. XIX НКУ, налог на недвижимость планировалось ввести с 1 января 2012 года. Очевидно, в силу того что новый порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленный Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 11.02.2010 г. № 1878-VI, тоже заработает только начиная с указанной даты, понадобился определенный срок для состыковки соответствующих норм этого Закона и НКУ для эффективного администрирования налога на недвижимость. В связи с этим начало его взимания Законом № 3609 передвинуто на 01.07.2012 г.

 

Характеристика налога на недвижимость

Показатель

Характеристика

1

2

Плательщики

Физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются собственниками объектов жилой недвижимости (п.п. 265.1.1 НКУ)

База налогообложения

Общая площадь объекта жилой недвижимости (п.п. 265.3.1 НКУ)

Ставка

За 1 кв. метр общей площади объекта жилой недвижимости:
 — не более 1 % размера минимальной заработной платы на 1 января отчетного года для квартир, общая площадь которых не превышает 240 кв. м, и жилых домов, общая площадь которых не превышает 500 кв. м;
 — 2,7 % размера минимальной заработной платы на 1 января отчетного года для квартир, общая площадь которых превышает 240 кв. м, и жилых домов, общая площадь которых превышает 500 кв. м (п.п. 265.5.1 НКУ)

Льгота

База налогообложения уменьшается: на 120 кв. м для квартир и 250 кв. м для домов. Льгота распространяется только на физлиц и только на один объект недвижимости (п.п. 265.4 НКУ)

Базовый налоговый (отчетный) период

Календарный год (п.п. 265.6.1 НКУ)

Порядок начисления

Физлица. Для них сумму налога будет исчислять ГНС по месту нахождения объекта жилой недвижимости (п.п. 265.7.1 НКУ).
Налоговое уведомление-решение о сумме налога, подлежащей уплате, и платежные реквизиты присылаются органами ГНС плательщикам по месту их жительства (регистрации) до 1 июля отчетного года (п.п. 265.7.1 НКУ).
Юрлица будут самостоятельно исчислять сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 1 февраля этого же года подавать в орган ГНС по местонахождению объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально (п.п. 265.7.5 НКУ)

Порядок уплаты

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения и зачисляется в соответствующий бюджет согласно положениям Бюджетного кодекса Украины (п.п. 265.10.1 НКУ)

Сроки уплаты

Налоговое обязательство за отчетный год по налогу уплачивается (п.п. 265.10.1 НКУ):
а) физлицами — в течение 60 дней со дня получения налогового уведомления-решения;
б) юрлицами — авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отражаются в годовой налоговой декларации

 

Экологический налог

Вы помните, что с 01.01.2011 г. начали применяться ставки экологического налога, установленные ст. 243 — 246 НКУ, которые для наиболее распространенных разновидностей эконалога оказались повышенными в среднем в 3,6 раза по сравнению с проиндексированными ставками сбора за загрязнение окружающей природной среды, действовавшими в 2010 году.

Вместе с тем такие ставки следует применять с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ, т. е. уменьшая их в течение 2011 и 2012 гг. вдвое, в 2013 году — на четверть и лишь с 1 января 2014 года учитывать в полном размере.

Таким образом, по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 1 января до 31 декабря 2012 года включительно, ставки налога сохраняются на уровне 2011 года и составляют 50 % от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 НКУ.

 

Акцизный налог

С 1 января 2012 года до 182 евро за тонну будут повышены ставки акцизного налога на отдельные нефтепродукты из перечня, приведенного в п.п. 215.3.4 НКУ, в частности, на легкие дистилляты (коды УКТ ВЭД 2710 11 11 00 и 2710 11 15 00), уайт-спирит (код 2710 11 21 00), средние дистилляты (коды 2710 19 11 00 и 2710 19 15 00), прочий керосин (код 2710 19 25 00) и прочие средние дистилляты (код 2710 19 29 00).

Кроме того, с начала 2012 года заработают новые пп. 229.4 и 229.5 НКУ, устанавливающие особенности налогообложения нефтепродуктов, произведенных в Украине, а также ввезенных в Украину, которые будут использоваться в качестве сырья для химической промышленности. Такие нефтепродукты по перечню, приведенному соответственно в пп. 229.4.1 и 229.5.1 этого Кодекса, могут быть реализованы/ввезены по нулевой ставке/без уплаты акцизного налога. В случае их использования в качестве сырья для производства в химической промышленности органы ГНС будут осуществлять контроль за их целевым использованием, для чего на предприятиях-производителях предусмотрено введение налоговых постов.

Обращаем внимание, что с 01.01.2012 г. вступают в силу:

Порядок выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, авалированных банком, которые выдаются до получения или ввоза на таможенную территорию Украины нефтепродуктов с целью использования как сырья для производства в химической промышленности, утвержденный постановлением КМУ от 20.10.2011 г. № 1068;

постановление КМУ «О получении, ввозе на таможенную территорию Украины легких и тяжелых дистиллятов, нефтепродуктов для использования как сырья для производства этилена и для производства в химической промышленности в 2012 году» от 02.11.2011 г. № 1128.

Повышение ставок акцизного налога ожидает и спиртовые дистилляты, а также спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00). На эти продукты в период с 1 января 2012 года до 1 января 2013 года применяются ставки акцизного налога в размере 27 грн. за 1 литр 100 % спирта (см. п. 1 подразд. 5 разд. XX НКУ).

 

Плата за землю

В соответствующих статьях тематического выпуска газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88, посвященного плате за землю, были подробно описаны все новшества в отношении этого налога, которые заработают с 1 января 2012 года. Тезисно повторим их снова, сконцентрировав перечисление таких новшеств в одном месте. Начнем с изменений, внесенных в НКУ Законом № 3609, которые касаются порядка расчета земельного налога.

1. Здесь прежде всего необходимо обратить внимание на поправки в части установления ставок налога для земельных участков, относящихся к землям железнодорожного транспорта, которые затрагивают пп. 276.4, 278.1 и 278.2 этого Кодекса (см. табл. 2 и 5 из статьи «Земельный налог: порядок расчета» в том же номере газеты), а также на само определение земель железнодорожного транспорта, появившееся в п.п. 14.1.781 НКУ.

Имейте в виду: несмотря на то что указанные поправки вступят в силу сразу после Нового года, подавая отчет по земельному налогу за декабрь (в случае предоставления ежемесячной отчетности), землепользователи-железнодорожники должны будут по-прежнему ориентироваться на старые редакции перечисленных выше норм НКУ, действующие в этом году. То же самое относится и к владельцам/постоянным пользователям земельных участков, на которых расположены аэродромы, — эти нормы имеют отношение и к ним.

2. Благодаря Закону № 3609 со следующего года бюджетные учреждения, которые имеют соответствующие льготы по земельному налогу, но сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части, не потеряют такие льготы, если арендаторами таких зданий, сооружений (их частей) будут выступать дошкольные, общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования. Такая норма закреплена в абз. втором п. 284.3 НКУ.

Напомним, что до сих пор льготы по земельному налогу бюджетники сохраняли, только если предоставляли здания, сооружения (их части) во временное пользование (аренду) исключительно другим бюджетным учреждениям. Во всех остальных случаях заключения договоров аренды им приходилось уплачивать земельный налог на общих основаниях (см. п. 284.3 НКУ). При этом, определяя размер нормативной денежной оценки земельного участка, сданного в аренду или находящегося под переданной в аренду недвижимостью, не надо учитывать изменение функционального использования земли , как того требует п. 276.5 НКУ, поскольку такие требования начнут применяться с 01.01.2015 г. Впрочем, налоговики настаивают на их применении уже сейчас (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 17-18, с. 35).

3. Что касается второй разновидности платы за землю, то здесь с 1 января 2012 года ожидается только одно новшество: размер годовой арендной платы для земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности и предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, не может превышать четырехкратного размера земельного налога, который устанавливается разд. XIII НКУ.

4. Наконец, самое главное изменение, о котором должны знать плательщики как земельного налога, так и арендной платы за землю (последний раз мы акцентировали на этом внимание в статье «Плата за землю: общие моменты» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 88), — новые сроки предоставления годовой отчетности.

Как известно, раньше в соответствии с п. 286.2 НКУ предельным сроком подачи такой отчетности на текущий год было установлено 1 февраля. Теперь же, после принятия Закона № 3609 , предельным сроком подачи налоговой отчетности по плате за землю стало 20 февраля. Получается, что годовая декларация будет предоставляться налоговому органу в тот же срок, в который должны предоставлять январскую отчетность плательщики, избравшие помесячный способ декларирования. На всякий случай напоминаем, что предоставление ежемесячной налоговой декларации согласно п. 286.3 НКУ является правом плательщика платы за землю. Вместе с тем если он таким правом воспользуется, то это освобождает его от обязанности предоставления годовой налоговой декларации.

5. И последнее. Пунктом 286.2 НКУ предусматривается необходимость при предоставлении первой декларации (фактическом начале деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней предоставлять справку (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка (НДО), а в дальнейшем предоставлять такую справку лишь в случае утверждения новой НДО.

Так вот, следует понимать, что ежегодная индексация нормативной денежной оценки земли, порядок проведения которой изложен в ст. 289 этого Кодекса, не означает утверждения нового размера НДО в отношении того или иного земельного участка или населенного пункта, значит, никакая обновленная справка (извлечение) к «земельной» отчетности не прикладывается. Требование прилагать указанную справку действует в том случае, если с начала года новый размер НДО земли утвержден органом исполнительной власти или местного самоуправления.

 

 

Бухучет и аудит

 

Переход на МСФО

Начиная с 1 января 2012 года Международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО) будут обязательны к непосредственному применению целым рядом отечественных субъектов хозяйствования, а также могут быть использованы при подготовке финансовой отчетности всеми остальными. Такие изменения в текущем году были внесены Законом Украины от 12.05.2011 г. № 3332-VI в Закон о бухучете.

Напомним (подробно об этом можно прочитать в статье «Демократизация бухгалтерского учета: переход на МСФО обязательный и добровольный» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 63), что согласно п. 2 ст. 121 Закона о бухучете применение МСФО обязательно для:

1) публичных акционерных обществ (ПАО);

2) банков;

3) страховщиков;

4) предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабмином.

Что касается перечня, упомянутого в последнем пункте, то он появился совсем недавно, после того как постановлением КМУ от 30.11.2011 г. № 1223 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101) были внесены соответствующие изменения в Порядок № 419. В итоге, с учетом нормотворчества Кабмина, получается, что составлять финотчетность и консолидированную финотчетность по МСФО будут:

ПАО, банки, страховщики — начиная с 01.01.2012 г.;

предприятия, которые осуществляют такие виды деятельности, как предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (группа 64 КВЭД ДК 009:2010), а также негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010), — начиная с 01.01.2013 г.;

предприятия, которые ведут вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (группа 66 КВЭД ДК 009:2010*), — начиная с 01.01.2014 г.

* Обращаем внимание, что с 01.01.2012 г. вступит в силу новый национальный классификатор «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010» (КВЭД ДК 009:2010) вместо КВЭД ДК 009:2005 (подробнее об этом см. на с. 39 сегодняшнего номера).

Все остальные предприятия, кроме указанных выше, могут самостоятельно определять целесообразность использования МСФО в целях подготовки финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.

Предприятиям, применяющим МСФО для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности, нужно будет проинформировать об этом специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области статистики. Согласно Указу Президента Украины от 06.04.2011 г. № 396/2011 таковым на сегодня является Государственная служба статистики Украины. Порядок такого информирования должен быть определен КМУ, но пока указанного порядка еще нет.

Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность предприятий, подготовленная по МСФО, должна будет предоставляться в установленном Законом о бухучете порядке, т. е. органам, к сфере управления которых относятся такие предприятия, трудовым коллективам по их требованию, собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, если иное не предусмотрено этим Законом. Органам исполнительной власти и другим пользователям (в частности, органам статистики, налоговым органам и госрегистратору) финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок предоставления финансовой отчетности для предприятий установлен КМУ (Порядком № 419 предусмотрено, что квартальная финансовая отчетность подается не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годоваяне позднее 9 февраля следующего за отчетным года), а для банков — НБУ.

Банки согласно обновленной редакции ч. 1 ст. 68 Закона о банках организуют бухгалтерский учет «согласно внутренней учетной политике, разработанной на основании правил, установленных Национальным банком Украины в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета». НБУ исходя из ст. 41 Закона о Нацбанке устанавливает обязательные для банковской системы стандарты и правила ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствующие требованиям законов Украины и МСФО.

Во исполнение указанных норм постановлением НБУ от 24.10.2011 г. № 373 утверждена Инструкция о порядке составления и обнародования финансовой отчетности банков Украины, которая, кстати, вступает в силу с 01.01.2012 г. Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что банки имеют право составлять, подавать, обнародовать годовую и консолидированную финансовую отчетность за 2011 год в соответствии с требованиями этой Инструкции, а начиная с составления, подачи и обнародования промежуточной финансовой отчетности за I квартал 2012 года, годовой и консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, будут обязаны обеспечить выполнение ее требований. Таким образом, банки обязаны составлять отчетность в формате МСФО уже за 2011 год.

 

Аудиторская деятельность

В свое время решением Аудиторской палаты Украины от 27.09.2007 г. № 182/4 было утверждено Положение по национальной практике контроля качества аудиторских услуг 1 «Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг» и определено, что до 1 октября 2008 года аудиторские фирмы и аудиторы, занимающиеся аудиторской деятельностью индивидуально как физические лица — предприниматели, обязаны разработать политику и процедуры контроля качества аудиторских услуг в соответствии с требованиями указанного Положения (об этом сообщалось в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 91, с. 5).

Кроме того, с учетом последующих изменений, упомянутым решением АПУ предусмотрено, что начиная с 1 января 2012 года для выполнения заданий по обязательному аудиту, а также заданий по аудиту финансовой отчетности государственных предприятий и учреждений аудиторские фирмы и аудиторы, занимающиеся аудиторской деятельностью индивидуально как физические лица — предприниматели, обязаны получить подтверждение Аудиторской палатой Украины соответствия системы контроля качества аудиторских услуг требованиям этого Положения.

Добавим, что с 01.01.2012 г. вступают в силу также:

— новая редакция Порядка ведения Реестра аудиторских фирм и аудиторов (решение АПУ от 26.05.2011 г. № 231/9);

— форма заявления о внесении информации в Перечень аудиторских фирм, соответствующих критериям для проведения обязательного аудита (решение АПУ от 03.11.2011 г. № 240/11);

— Методрекомендации по обеспечению аудиторскими фирмами системы хранения аудиторской документации и другой конфиденциальной информации (решение АПУ от 03.11.2011 г. № 240/10).

И наконец, с той же даты начнут действовать Требования к аудиторскому заключению при раскрытии информации эмитентами ценных бумаг (кроме эмитентов облигаций местного займа), утвержденные решением ГКЦБФР от 29.09.2011 г. № 1360.

 

 

Социальное страхование

 

Новый порядок расследования и ведения учета несчастных случаев на производстве

С 1 января 2012 года вступит в силу постановление КМУ от 30.11.2011 г. № 1232, которым утвержден новый Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве (далее — Порядок). С этой же даты утратит силу Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.2004 г. № 1112.

Порядок содержит перечень действий потерпевшего, работодателя, комиссии в случае наступления несчастного случая или профессионального заболевания. Кроме того, в приложениях к Порядку приведены документы, которые необходимо составлять в зависимости от того, какого характера несчастный случай (профзаболевание, авария) произошел на производстве.

 

Изменения в порядке предоставления отчетности по ЕСВ

С 1 января 2012 года в соответствии с постановление № 32-3 будут внесены изменения в Порядок № 22-2 , которые связаны, в том числе, с уточнением порядка применения специальных ставок ЕСВ (8,41 %, 5,3 %, 5,5 %): приложение 2 будет дополнено новыми кодами категории застрахованного лица 36 — 39, необходимыми для заполнения таблицы 6 приложения 4, и в новой редакции будет изложена таблица 1 приложения 4.

Кроме того, в новой редакции изложены таблицы 2 и 8 приложения 4 и приложение 7 «Отчет о наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания».

Пункт 5.2 Порядка № 22-2 дополнен новым абзацем, согласно которому при необходимости полной отмены сведений (без их замены), указанных в таблицах 5 и (или) 7 приложения 4 за прошлые отчетные периоды, нужно будет подавать соответствующие таблицы с недостоверными сведениями только со статусом «скасовуюча».

Обращаем внимание: отчет о ЕСВ по форме приложения 4, который страхователи-работодатели ежемесячно подают в орган Пенсионного фонда не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, за декабрь 2011 года подается уже по новой форме.

 

 

Минимальная зарплата и прожиточный минимум

 

Традиционно Законом о государственном бюджете должны быть утверждены размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума на 2012 год.

Напомним, что минимальная зарплата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда.

Прожиточный минимум является базовым государственным социальным стандартом, на основании которого определяются государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования. Вместе с тем от прожиточного минимума на трудоспособное лицо зависит ряд показателей, используемых в бухгалтерской работе: размер налоговой социальной льготы, предельный размер дохода, дающего право на применение налоговой социальной льготы, максимальная величина базы начисления ЕСВ и др.

На момент подготовки данного материала Закон о государственном бюджете на 2012 год не был принят. Согласно проекту Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2012 год» от 15.09.2011 г. № 9000, который принят Верховной Радой Украины в первом чтении, размер минимальной зарплаты в январе 2012 года должен составить 1073 грн. и 6,43 грн. в почасовом размере, размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо — 1073 грн.

 

 

Деятельность субъектов хозяйствования

 

Разрешительная система

С 1 января 2012 года — даты вступления в силу Закона Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 19.05.2011 г. № 3392-VI обязательными для получения будут только те разрешения, в отношении которых соблюдаются сразу два условия:

1) необходимость получения разрешительного документа предусмотрена законом, регулирующим порядок осуществления той или иной хозяйственной деятельности;

2) такой разрешительный документ внесен в перечень, утвержденный законом.

Если хотя бы одно из этих условий в отношении разрешительного документа не будет соблюдаться, выдвигаемые к субъекту хозяйствования требования о его получении будут неправомерными.

Исключение составляют:

— разрешительные документы, необходимость получения которых предусмотрена ратифицированными Украиной международными договорами (к примеру, свидетельство о допуске дорожного транспортного средства к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами, порядок получения которого утвержден с целью выполнения требований Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП);

— документы разрешительного характера в сфере государственного экспортного контроля, госрегулирования рынков финуслуг, охраны государственной тайны, защиты экономической конкуренции и использования ядерной энергии. Кроме того, в утвержденный перечень не попали лицензии, поскольку порядок их получения установлен специальным законом.

 

Перекодировка с КВЭД-2005 на КВЭД-2010

Напомним, что приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) от 11.10.2010 г. № 457 был утвержден ряд национальных классификаторов Украины с введением их в действие с 1 января 2011 года, в частности:

ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» (взамен ДК 009:2005);

ДК 016:2010 «Государственный классификатор продукции и услуг» (взамен ДК 016-97);

ДК 019:2010 «Классификатор чрезвычайных ситуаций» (взамен ДК 019:2001).

Позже приказом Госпотребстандарта от 29.11.2010 г. № 530 дата введения в действие ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» и ДК 016:2010 «Государственный классификатор продукции и услуг» была перенесена с 01.01.2011 г. на 01.01.2012 г.

Таким образом, с 01.01.2012 г. вступает в силу национальный классификатор «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010». Однако при этом в течение всего следующего года будет также оставаться действующим и КВЭД-2005. Такое параллельное действие двух классификаторов было предусмотрено в качестве переходной меры для того, чтобы упростить и госорганам, и самим субъектам хозяйствования переход к новой классификации видов экономической деятельности.

Предпринять какие-либо действия, связанные с переходом на КВЭД-2010, во всяком случае до 01.01.2012 г., субъекты хозяйствования самостоятельно не смогут. КВЭД-2010 начнет работать только с 1 января, поэтому даже исключительно с формальной точки зрения внести изменения в сведения о субъекте хозяйствования, содержащиеся в Едином госреестре, госрегистратор до этой даты не сможет.

 

Регулирование хозяйственной деятельности

Акционерные общества с 01.01.2012 г. утратят преимущественное право на приобретение своих акций, такое право оставят только за самими акционерами.

Напомним также, что с 1 января 2012 года вступит в силу Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI, которым установлены новые правовые и организационные основы градостроительной деятельности. Согласно этому Закону в случае отсутствия плана зонирования или детального плана территории, утвержденного в соответствии с требованиями данного Закона, передача (предоставление) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность либо пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд запрещается.

Также с этой даты запрещается изменение целевого назначения земельного участка, не соответствующего плану зонирования территории и/или детальному плану территории. Кроме того, начиная с 1 января 2013 года заказчик, имеющий намерения по застройке земельного участка, до принятия объекта строительства в эксплуатацию должен перечислить в соответствующий местный бюджет средства для создания и развития инфраструктуры населенного пункта.

 

Обязательное использование платежных терминалов

Как предусмотрено постановлением Кабмина «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 80, с. 3), до 31 декабря 2011 года на обязательное использование платежных терминалов должны перейти субъекты хозяйствования, включая субъектов малого предпринимательства, осуществляющих хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения более 25 тыс. человек.

Предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций), а также субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек, освобождены от обязательного приема специальных платежных средств.

Кроме того, если раньше условий в части количества платежных терминалов не было и субъект хозяйствования мог решать этот вопрос по своему усмотрению, то постановление № 878 требует, чтобы количество платежных терминалов составляло не менее 50 % количества регистраторов расчетных операций, а при наличии одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств.

Напомним, что нарушение правил торговли, в том числе требований об обязательном приеме от покупателей специальных платежных средств, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя в размере от 1 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 170 грн.) по ст. 155 Кодекса об административных правонарушениях. Наложить такой штраф могут управления по защите прав потребителей. Сообщить о нарушении им может как сам потребитель, так и любой другой контролирующий орган, выявивший такой факт в ходе своей проверки, в частности налоговая инспекция.

Одновременно с наложением указанного штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его невыполнения в установленный в предписании срок на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн.)

 

Новые формы регистрационных карточек

Субъектам хозяйствования в своей деятельности достаточно часто приходится обращаться к государственным регистраторам для совершения тех или иных регистрационных действий. Так, к примеру, с 01.01.2012 г. для многих субъектов хозяйствования актуальным станет вопрос о внесении изменений в сведения ЕГР в части указанных в нем кодов видов экономической деятельности субъекта хозяйствования, ведь они указывались по КВЭД-2005 и теперь в течение 2012 года указанные сведения следует привести в соответствие с КВЭД-2010.

Приказом Министерства юстиции Украины «Об утверждении форм регистрационных карточек» от 14.10.2011 г. № 3178/5 утверждены следующие формы регистрационных карточек:

форма 1 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица, образованного путем создания нового юридического лица;

форма 2 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица, образованного путем реорганизации действующего (действующих) юридического лица (юридических лиц) в результате слияния, разделения, выделения или преобразования;

форма 3 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица;

форма 4 — регистрационная карточка о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

форма 5 — регистрационная карточка о создании обособленного подразделения юридического лица;

форма 6 — регистрационная карточка о подтверждении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

форма 7 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации или на основании судебного решения относительно прекращения юридического лица, не связанного с банкротством;

форма 8 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования;

форма 9 — регистрационная карточка о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица по решению суда о признании юридического лица банкротом;

форма 10 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации физического лица — предпринимателя;

форма 11 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

форма 12 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению или по судебному решению, не связанному с банкротством;

форма 13 — регистрационная карточка на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя в случае его смерти, объявления его умершим или признания физического лица — предпринимателя безвестно отсутствующим;

форма 14 — регистрационная карточка о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по судебному решению о признании физического лица — предпринимателя банкротом;

форма 15 — регистрационная карточка о включении сведений о физическом лице — предпринимателе;

форма 16 — регистрационная карточка о включении сведений о юридическом лице.

 

 

Базы персональных данных

 

Ответственность за нерегистрацию баз персональных данных

Напомним, по мнению Госслужбы, каждое предприятие (организация) является владельцем как минимум двух баз персональных данных, а именно базы персональных данных работников, которая ведется с целью обеспечения требований трудового законодательства, реализации налоговых отношений и отношений в сфере бухгалтерского учета и аудита, и базы персональных данных клиентов либо других лиц, персональные данные которых обрабатываются в целях хозяйственной деятельности. К перечню из базы персональных данных «Работники» и базы «Клиенты» наиболее усердные налогоплательщики добавляют также такие базы данных, как «Учредители» и «Контрагенты».

За нарушение требований законодательства о защите персональных данных может наступать административная либо даже уголовная ответственность. Соответствующие нормы вступают в силу с 01.01.2012 г. (согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных» от 02.06.2011 г. № 3454-VI).

 

 

Прочее

 

Госрегистрация прав на недвижимость

Напомним, что со вступлением в силу 16.03.2010 г. новой редакции Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV был установлен обязательный порядок регистрации права на временное использование недвижимости, в том числе и на условиях аренды.

Следует обратить внимание, что государственная регистрация прав на объект недвижимости проходит по иной процедуре, чем госрегистрация договора. Осуществляют такую госрегистрацию органа БТИ по процедуре, предусмотренной Временным положением о порядке государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, утвержденным приказом Минюста от 07.02.2002 г. № 7/5. Обратиться в БТИ должен арендатор, поскольку именно он выступает правополучателем в данном случае.

До 01.01.2012 г. государственной регистрации подлежали только те права пользования объектами недвижимости, которые возникали на основании договора аренды недвижимости, заключенного на срок не менее трех лет. Соответственно, если договор заключается менее чем на три года, то ни сам договор, ни право аренды регистрировать было не нужно. После 01.01.2012 г. госрегистрации подлежит только право пользования. Договор не регистрируется.

С 01.01.2012 г. вступит в силу утвержденный постановлением Кабмина от 22.06.2011 г. № 703 Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, который определяет процедуру проведения государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, перечень документов, необходимых для ее проведения, права и обязанности субъектов в сфере государственной регистрации прав, а также процедуру взятия на учет бесхозного недвижимого имущества. Согласно этому Порядку государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, предоставление отказа в такой регистрации проводятся в срок, не превышающий 14 рабочих дней с момента приема заявления о государственной регистрации прав и их обременений.

Кроме того, указанным постановлением утвержден Порядок предоставления извлечений из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, который определяет процедуру предоставления извлечений из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, перечень документов, необходимых для их получения, права и обязанности субъектов, являющихся участниками указанной процедуры. Так, предоставление извлечения или отказ в его предоставлении осуществляется в срок, не превышающий 2 рабочих дней с момента приема органом государственной регистрации прав заявления о предоставлении извлечения. Размер платы за предоставление извлечения устанавливает Кабмин.

Важное значение для защиты прав собственности имеет и то, что с 1 января 2012 года будет создана (и обеспечено ее функционирование) единая государственная информационная система, которая будет содержать сведения о правах на недвижимое имущество, их обременении, а также об объектах и субъектах этих прав, — Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество. Таким образом, будет отменена практика «сбора» выписок и справок из различных государственных реестров (реестр прав собственности на недвижимое имущество, реестр ипотек, реестр сделок и т. п.).

 

Декриминализация экономических преступлений

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» отменена уголовная ответственность за следующие преступления:

— нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью и деятельностью по предоставлению финансовых услуг (ст. 202 УКУ);

— занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности (ст. 203 УКУ);

— уклонение от возврата выручки в иностранной валюте (ст. 207 УКУ);

— незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов (ст. 208 УКУ);

— нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 214 УКУ);

— подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов (ст. 215 УКУ);

— фиктивное банкротство (ст. 218 УКУ);

— сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности (ст. 220 УКУ);

— незаконные действия при банкротстве (ст. 221 УКУ);

— размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска (ст. 223 УКУ);

— обман покупателей и заказчиков (ст. 225 УКУ);

— фальсификация средств измерения (ст. 226 УКУ);

— принуждение к антиконкурентным согласованным действиям (ст. 228 УКУ).

За совершение вышеназванных правонарушений устанавливается административная ответственность в виде наложения штрафов.

Кроме того, за ряд преступлений в хозяйственной сфере вместо наказания в виде лишения свободы вводится санкция в виде штрафа. Штраф может быть заменен судом на другое наказание только в случае его неуплаты в срок, установленный судебным решением.

Закон был подписан Президентом Украины 13.12.2011 г. и вступит в силу через месяц со дня официального опубликования (на момент подготовки номера в печать не опубликован).

 

Сертификация и стандартизация

В газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95, с. 3 сообщалось, что приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 25.10.2011 г. № 163 внесены изменения в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28 (далее — Перечень № 28). Согласно этим изменениям со 2 декабря текущего года (даты вступления в силу указанного приказа) не должен сертифицироваться ряд позиций в разд. 26 «Пищевая продукция и продовольственное сырье», в частности, природные и искусственные минеральные воды, бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки и концентраты напитков со сроком годности к употреблению не менее 30 дней, а также некоторые виды рыбных консервов и рыб.

К этому следует добавить, что приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 25.10.2011 г. № 162 с начала будущего года перечень подлежащей сертификации продукции будет существенным образом сужен. Такое сужение произойдет за счет исключения из Перечня № 28 целого ряда разделов, а также отдельных позиций из разд. 10 «Моющие средства», разд. 13 «Сварочное оборудование», разд. 15 «Средства охранного назначения» и разд. 16 «Средства связи». Как сказано в приказе, целью таких изменений является внедрение оценки соответствия продукции согласно техническим регламентам.

Например, с 1 января 2012 года становится обязательным к применению для всех производителей и поставщиков низковольтного электрического оборудования Технический регламент безопасности низковольтного электрического оборудования, утвержденный постановлением Кабмина Украины от 29.10.2009 г. № 1149. При этом приказом Госпотребстандарта Украины от 03.08.2010 г. № 335 утвержден Перечень национальных стандартов, которые в случае добровольного применения являются доказательством соответствия продукции требованиям указанного регламента. Такая процедура предусмотрена ст. 20 Закона Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» от 01.12.2005 г. № 3164-IV.

Коль уж зашла речь о нацстандартах, нельзя не сказать о тех ДСТУ, которые вступают в силу в будущем году. Среди них:

— национальный стандарт ДСТУ-Н Б В.2.3-27:2011 «Споруди транспорту. Залізниці. Визначення ширини смуги відведення», утвержденный приказом Минрегионстроя Украины от 22.07.2011 г. № 85;

— изменение № 1 ГСТУ 3-017-2001 «Вагони метрополітенів. Методи та технічні норми для розрахунку і проектування механічної частини вагонів», утвержденное приказом Минпромполитики от 27.10.2011 г. № 296,

а также целый ряд ДСТУ, ранее утвержденных приказами Госстандарта Украины от 28.12.2009 г. № 477, от 30.12.2009 г. №№ 487, 490, 491 и 496, а также от 28.12.2010 г. № 615 и от 10.02.2011 г. № 51.

 

Банковское

Кроме обязанности составления финотчетности по МСФО (об этом сказано на с. 36), в наступающем году банки должны будут выполнять те требования Положения № 223, которые в свое время были отсрочены до 01.01.2012 г. для устранения технических препятствий на пути их реализации. В тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 74, где было проанализировано указанное Положение, уделять внимание нормам п. 3.13 и абз. шестого п. 7.7 не было смысла, но сейчас сказать о них стоит.

Обе нормы призваны встать на страже интересов держателей банковских платежных карточек (БПК), снимающих наличность в банкомате. Не секрет, что на сегодня далеко не всегда такие операции являются бесплатными — банки нередко устанавливают за их проведение определенную комиссию, причем такая плата может взиматься за снятие средств с применением как «чужих» (эмитированных другими банками) БПК, так и своих карточных продуктов. В то же время существует целый ряд партнерских банкоматных сетей, в которых карты, выпущенные банками-партнерами, обслуживаются бесплатно либо по льготным тарифам. Очевидно, что рядовой пользователь не может (да и не должен) держать в голове информацию о том, в каком случае и в каком размере будет удержана комиссия тем или иным банком за пользование его банкоматом, за что постфактум и вынужден расплачиваться в прямом смысле слова.

С 01.01.2012 г. в соответствии с п 3.13 Положения № 223 поставщик платежных услуг (банк) будет обязан ознакомить пользователя (держателя БПК) с размером комиссионного вознаграждения за снятие наличных со счета с использованием специального платежного средства (СПС) через банкомат непосредственно перед инициированием платежной операции и обеспечить его информацией о полной сумме проведенной им операции и сумме комиссионного вознаграждения. Пользователь после просмотра на экране банкомата сведений о сумме комиссионного вознаграждения должен иметь возможность отказаться от уже начатой операции.

Если пользователь все же согласится уплатить указанное вознаграждение, то банк обязан позаботиться о том, чтобы информация о его размере предоставлялась пользователю на электронных платежных устройствах и/или печаталась на бумажных документах по операциям с использованием СПС. При этом абз. шестой п. 7.7 Положения № 223 называет сумму комиссионного вознаграждения в числе обязательных реквизитов таких документов.

То, что Нацбанк настроен серьезно в отношении реализации требований п. 3.13 Положения № 223, свидетельствует его письмо от 15.09.2011 г. № 25-312/2172, в котором говорится о необходимости своевременного обеспечения неукоснительного выполнения этой нормы всеми банками, для чего у них было в запасе целых полтора года.

Большинство других событий, которые ожидаются в банковской сфере в будущем году, носят узкоспециальный характер, поэтому они вряд ли смогут заинтересовать «небанковскую» аудиторию. Но вот об одном из них умолчать нельзя — речь идет о постановлении Правления НБУ от 11.10.2011 г. № 364, которым были внесены изменения в Инструкцию о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины, утвержденную постановлением Правления НБУ от 12.12.2002 г. № 502.

В частности, согласно этим изменениям банк (финансовое учреждение) имеет право покупать у физических лиц — резидентов и нерезидентов наличную иностранную валюту за наличные гривни при условии предъявления любого документа, удостоверяющего личность, с указанием в справках и квитанциях фамилии, имени, отчества (при наличии) лица, осуществляющего продажу инвалюты. Копирование страниц документа, удостоверяющего личность, запрещается.

При этом если указанная операция осуществляется на сумму, равную или превышающую 150000 грн., необходима идентификация физического лица, т. е. указание паспортных данных лица, осуществляющего продажу иностранной валюты, и копирование страниц документа, на основании которого осуществлена такая идентификация.

Операции по продаже наличной иностранной валюты одному лицу в один операционный (рабочий) день в сумме, равной или превышающей в эквиваленте 150 000 грн., запрещаются.

Указанные выше изменения будут действовать до 01.09.2012 г. (даты окончания чемпионата по футболу «Евро-2012»), после чего ожидается принятие соответствующего закона, который бы регулировал в дальнейшем вопросы обращения в стране иностранной валюты.

 

РРО

Предполагалось, что согласно п. 7 ст. 3 Закона об РРО в редакции Закона № 3609 с 1 января 2012 года субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы (ЭККР), создающие контрольную ленту в печатном виде, начнут передавать налоговым органам по проводным или беспроводным каналам связи информацию из таких РРО в виде электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков.

Если же субъектами хозяйствования применяются РРО, создающие контрольную ленту в печатном виде (за исключением ЭККР), то им вменено в обязанность подавать в электронной форме только сводную информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащуюся в фискальной памяти таких РРО.

При этом отчетность по РРО в бумажном виде остается только для тех, кого Закон об РРО (точнее, его п. 7 ст. 3) не обязал подавать налоговикам информацию по проводным или беспроводным каналам связи. По нашему мнению, речь идет о субъектах хозяйствования, использующих автоматы по продаже товаров (услуг), а также освобожденные от использования РРО, но обязанные применять расчетные книжки и книги учета расчетных операций согласно ст. 10 Закона об РРО.

В соответствии с последним абзацем п. 7 ст. 3 этого Закона порядок передачи информации налоговому органу по проводным или беспроводным каналам связи, а также требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в РРО и к модемам для передачи данных должны быть установлены ГНСУ на базе технологии, разработанной Нацбанком Украины. Однако в настоящее время указанные документы еще не утверждены, поэтому внедрение перечисленных выше норм Закона об РРО в установленный срок (с 01.01.2012 г.) пока под очень большим вопросом (подробно об этом рассказывалось в статье «Электронная отчетность по РРО: «низы» уже хотят, а «верхи» пока не могут» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101). Если до конца года (что вряд ли) в этом плане что-либо изменится, мы обязательно проинформируем наших читателей.

 

Статистическая отчетность

С 01.01.2012 г. предприятиям предстоит некоторые виды статистической отчетности подавать по новым формам. Информацию о наиболее распространенных формах приведем в таблице.

 

Информация о формах статотчетности

Название формы отчетности

Периодичность подачи

С какого периода вводится в действие

1

2

3

Формы государственных статистических наблюдений по структурной статистике, утвержденные приказом Госкомстата от 30.08.2010 г. № 365 (в редакции приказа Госкомстата от 11.08.2011 г. № 208):

Годовая

С отчета за 2011 год

— № 1-предпринимательство (годовая) «Отчет об основных показателях деятельности предприятия»

— № 1-предпринимательство (краткая)-годовая
«Отчет об основных показателях деятельности предприятия»

Формы государственных статистических наблюдений по статистике розничной торговли и ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Госкомстата от 31.10.2011 г. № 276:

— № 7-торг (годовая) «Отчет о наличии торговой сети и сети ресторанного хозяйства»

Годовая

С отчета за 2011 год

— № 12-торг (годовая) «О наличии и использовании торговой сети на рынках и реализации сельскохозяйственной продукции на них»

— № 1-торг (нефтепродукты) (месячная) «О продаже светлых нефтепродуктов и газа»

Месячная

С отчета за январь 2012 года

Форма государственного статистического наблюдения № 85-к (годовая) «Отчет дошкольного учебного заведения за 20__ год», утвержденная приказом Госкомстата от 01.11.2011 г. № 282

Годовая

С отчета за 2011 год

Форма государственного статистического наблюдения № 2-тр (годовая) «Отчет о работе автотранспорта», утвержденная приказом Госкомстата от 28.03.2011 р. № 68

Годовая

С отчета за 2011 год

Формы государственных статистических наблюдений по статистике товарных рынков, утвержденные приказом Госкомстата от 05.09.2011 г. № 222:

С отчета за 2011 год

— № 1-опт (годовая) «Отчет о продаже и запасах товаров (продукции) в оптовой торговле»

Годовая

— № 4-мтп (годовая) «Отчет об остатках и использовании энергетических материалов и продуктов переработки нефти»

— № 4-мтп (св) (годовая) «Отчет об остатках и использовании энергетических материалов и продуктов переработки нефти»

— № 11-мтп (годовая) «Отчет о результатах использования топлива, теплоэнергии и электроэнергии»

— № 11-мтп (топливо) (годовая) «Фактические расходы топлива на производство отдельных видов продукции и работ»

— № 11-ер (годовая) «Отчет о расходах топлива, теплоэнергии и электроэнергии»

— № 1-биржа (квартальная) «Отчет о деятельности биржи»

Квартальная

Форма государственного статистического наблюдения № 1-споживання (годовая) «Обследования потребления продуктов и услуг в производстве продукции (работ, услуг)», утвержденная приказом Госкомстата от 18.08.2011 г. № 211

Годовая

С отчета за 2011 год

Формы государственных статистических наблюдений по статистике труда, утвержденные приказом Госкомстата от 29.06.2011 г. № 163:

— № 1-ПВ (условия труда) (один раз в два года) «Отчет о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу
с вредными условиями труда»

Годовая

С отчета за 2011 год

— № 6-ПВ (годовая) «Отчет о количестве работников, их качественном составе и профессиональном обучении»

— № 1-ПВ (квартальная) «Отчет по труду»

Квартальная

С отчета за I квартал 2012 года

— № 1-ПВ (месячная) «Отчет по труду»

Месячная

С отчета за январь 2012 года

Форма государственного статистического наблюдения № 7-ПВ (один раз в четыре года) «Отчет о заработной плате по профессиям отдельных работников», утвержденная приказом Госкомстата от 11.08.2011 г. № 207

Один раз в четыре года

С 1 января 2012 года

Форма государственного статистического наблюдения № 1-торги (квартальная) «Отчет о проведении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства», утвержденная приказом Госкомстата от 09.11.2011 г. № 290

Квартальная

С отчета за I квартал 2012 года

Формы государственных статнаблюдений по статистике инвестиций внешнеэкономической деятельности, утвержденные приказом Госкомстата от 13.05.2011 г. № 115:

Квартальная

С отчета за январь — март 2012 года

— № 10-зез (квартальная) «Отчет об иностранных инвестициях в Украину»

— № 13-зез (квартальная) «Отчет об инвестициях из Украины в экономику стран мира»

Форма государственного статистического наблюдения № 1-П (месячная) «Срочный отчет о производстве промышленной продукции (товаров, услуг) по видам», утвержденная приказом Госкомстата от 02.12.2011 г. № 328

Месячная

С отчета за январь 2012 года

Форма государственного статистического наблюдения № 1-П(ф) (месячная) «Срочный отчет о производстве промышленной продукции (товаров, услуг) по видам», утвержденная приказом Госкомстата от 02.12.2011 г. № 329

Месячная

С отчета за январь 2012 года

Формы государственных статистических наблюдений по статистике цен, утвержденные приказом Госкомстата от 24.06.2011 г. № 152:

Месячная

С отчета за январь 2012 года

— № 1-ТІ «Средние цены и индивидуальные индексы цен на потребительские товары»

— № 1-ПІ «Средние цены и индивидуальные индексы цен и тарифов на услуги»

 

Кроме того, приказом Госкомстата от 15.08.2011 г. № 209 утверждена форма государственного статистического наблюдения № 1-Б «Отчет о взаиморасчетах с нерезидентами», которая вводится в действие с 1 февраля 2012 года.

 

Прочее

Из прочих нормативных актов, вступление в силу которых приходится на следующий год, можно отметить:

постановление КМУ «О внесении изменений в Методику нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов» от 31.10.2011 г. № 1185;

постановление КМУ «Об утверждении Правил парковки транспортных средств» от 03.12.2009 г. № 1342, согласно которому пп. 14 и 16 этих Правил вступают в силу с 1 января 2012 года. Указанными пунктами предусматривается, что отведенные площадки для платной парковки обязательно должны быть оборудованы парковочными автоматами из расчета не менее одного автомата на 10 мест для парковки с обеих сторон вдоль проезжей части улицы, дороги или тротуара. Кроме того, на специально оборудованных площадках для платной парковки обязательно должны быть установлены автоматические въездные и выездные терминалы;

приказ МОЗ Украины «Об утверждении Государственных санитарных норм и правил содержания территорий населенных мест» от 17.03.2011 г. № 145. Несмотря на то что требования Санитарных норм не распространяются на сферу обращения с отходами, связанными с производственной деятельностью предприятий, которые требуют специальных методов и средств обращения с ними, отдельные их положения могут использоваться налогоплательщиками, в частности, при обосновании неуплаты эконалога за бытовые отходы;

приказ Минприроды Украины «Об утверждении положений о территориальных органах Госэкоинспекции Украины» от 04.11.2011 г. № 429, которым утверждены Положения о государственной экологической инспекции в АРК, областях, гг. Киеве и Севастополе, а также Положение о морских экологических инспекциях. На них возложен государственный надзор (контроль) за соблюдением, в частности, законодательства об экологической и радиационной безопасности, об охране и рациональном использовании вод и возобновлении водных ресурсов, об охране атмосферного воздуха, об обращении с отходами, отдельных норм законодательства о рациональном использовании и охране земель, а также в сфере химических источников тока.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше