Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по экологическому налогу, взимаемому за размещение бытовых отходов

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2011/№ 103
Приказ от 16.12.2011 г. № 258

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по экологическому налогу, взимаемому за размещение бытовых отходов

Приказ от 16 декабря 2011 года № 258

(извлечение)

 

Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, приказываю:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию по экологическому налогу, взимаемому за размещение бытовых отходов (прилагается).

<…>

 

Председатель А. Клименко

 

 

Утверждена приказом ГНС Украины от 16.12.2011 № 258

Обобщающая налоговая консультация по уплате экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов

 

В Обобщающей налоговой консультации по уплате экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов, употребляются следующие сокращения:

Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI — Кодекс;

Закон Украины от 5 марта 1998 года № 187/98-ВР «Об отходах» — Закон;

Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 года № 452/2011, — Положение.

 

Плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов (включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей), во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья (п.п. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Кодекса).

Размещение отходов — хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (п.п. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Бытовые отходы отходы, которые образуются в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используются по месту их накопления (Закон).

Специально отведенные места или объекты — места или объекты (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами (Закон).

Специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами являются специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и его органы на местах, государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины, другие органы исполнительной власти согласно компетенции (ст. 22 Закона).

Выдача разрешений на хранение и удаление отходов в установленном Кабинетом Министров Украины порядке относится к компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и его органов на местах в сфере обращения с отходами (п. «р» ст. 23 Закона).

Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере обращения с отходами является Министерство экологии и природных ресурсов Украины (п. 1 Положения).

Согласно письму Минприроды Украины от 06.12.11 № 23982/07/10-11 основное назначение специально отведенных мест или объектов — удаление отходов путем захоронения или обезвреживания, т. е. проведение окончательных операций удаления. Согласно статье 21 Закона решение об отводе (отведении) земельных участков для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами принимают органы местного самоуправления, поскольку само размещение отходов является наиболее опасным фактором влияния на состояние окружающей природной среды окружающих земельных участков, в частности почв.

Места временного хранения отходов, например для временного хранения опасных отходов перед передачей на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам.

Таким образом, плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или его органов на местах.

 

Директор Департамента налогообложения юридических лиц А. Любченко



комментарий редакции

Эконалог на бытовой мусор: долгожданное избавление

Свершилось. ГНСУ признала, что мусорная корзина — не место хранения отходов, а обычный субъект хозяйствования — не плательщик эконалога за их размещение. Очевидные, казалось бы, вещи. Может быть поэтому охватывающее в первую минуту после прочтения последнего абзаца комментируемого документа чувство ликования быстро сменяется эмоциями, прямо скажем, малопозитивными. Ведь, по сути, ушел почти год на борьбу с ветряными мельницами, в этот раз принявшими вид многочисленных налоговых разъяснений о необходимости уплаты субъектами хозяйствования эконалога за образовывающийся в их деятельности бытовой мусор (см. письма ГНАУ от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 55; от 17.05.2011 г. № 9126/6/15-0816 и от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 59, от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117 и от 07.09.2011 г. № 24090/7/152117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82). Были запросы о предоставлении индивидуальных налоговых консультаций, судебные процессы по обжалованию полученных на них ответов (успела даже появиться первая позитивная для налогоплательщиков судебная практика // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 87), налоговые уведомления-решения с определением налоговых обязательств по эконалогу, были терзания на предмет того, как определить объем образующегося мусора для заполнения декларации, и подавать ли ее вообще (см. тематический номер «Экологический налог» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82). И вот сопротивление сломлено. Но сил и эмоций было потрачено столько, что теперь остается лишь сдержанно констатировать победу.

Наша позиция по вопросу уплаты эконалога за бытовой мусор все это время оставалась неизменной:

1) размещением отходов является неразрывная последовательность из двух операций: хранения и захоронения отходов; размещать отходы могут специализированные предприятия, деятельность которых специально направлена на обращение с отходами, а также те субъекты хозяйствования, которым в установленном порядке отведены места для размещения отходов;

2) временное хранение отходов до их передачи специализированным предприятиям размещением отходов не считается; места такого временного хранения не относятся к специально отведенным местам или объектам;

3) наличие у субъекта хозяйствования договора со специализированным предприятием на вывоз отходов (в том числе бытовых и опасных) означает, что у такого субъекта не возникает налогового обязательства по экологическому налогу за размещение отходов.

Данные выводы были поддержаны Минприроды в его письмах от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82, с. 47) и от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11, а также Минрегионстроем в письме от 04.08.2011 г. № 7/12-8463 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82, с. 48). Еще на одно письмо Минприроды (от 06.12.2011 г. № 23982/07/10-11) ссылается в обоснование своей позиции и сама ГНСУ.

Нельзя не отметить, что комментируемый документ интересен еще и тем, что это первая обобщающая налоговая консультация. Напомним, до 01.01.2011 г. действовала норма, согласно которой разъяснение норм налогового законодательства осуществлялось путем предоставления обобщающих налоговых разъяснений и налоговых разъяснений. Обобщающие налоговые разъяснения предоставлялись ГНАУ и использовались налоговыми органами всех уровней, имея при этом приоритет перед любым другим разъяснением. НКУ же, в отличие от ранее действовавшего законодательства, изначально прямо не предусматривал право налоговых органов издавать обобщающие налоговые консультации. Соответствующее полномочие у ГНСУ появилось только со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI (вступил в силу 06.08.2011 г.). Им было предусмотрено, что «центральный орган контролирующего органа проводит периодическое обобщение налоговых консультаций, касающихся значительного количества налогоплательщиков либо значительной суммы налоговых обязательств, и утверждает приказом обобщающие налоговые консультации, которые подлежат обнародованию» (п. 52.6 НКУ). Обобщающая налоговая консультация, что важно, так же как и индивидуальная, освобождает налогоплательщика, действующего в соответствии с такой консультацией, от ответственности. Причем НКУ не устанавливает приоритета налоговых консультаций, а потому, имея на руках две противоречащие друг другу консультации, — индивидуальный ответ на свой запрос и обобщающую налоговую консультацию — налогоплательщик волен решать, какой из них ему воспользоваться.

Феномен комментируемого документа еще и в следующем: обобщение консультаций, в которых налоговые органы практически в унисон твердили о включении субъектов хозяйствования в число плательщиков эконалога за бытовой мусор, привело к выводу… противоположному. Безусловно, никто на этом основании обжаловать приказ об утверждении обобщающей налоговой консультации, избавляющей налогоплательщиков от проблемы экологического налога за отходы, не будет. Но сам по себе факт заставляет задуматься о том, часто ли ГНСУ собирается использовать такой прием на практике и каких еще обобщений стоит ждать в ближайшее время.

У тех же налогоплательщиков, которые, не желая находится под угрозой применения к ним санкций за неподачу налоговой отчетности по экологическому налогу (за первую неподачу — 170 грн., за каждую последующую — 1020 грн.), такие декларации подали, а следовательно — задекларировали и уплатили налоговые обязательства, после прочтения письма возникнет вопрос о том, как уплаченные суммы вернуть и можно ли это в принципе сделать, ведь налоговое обязательство было заявлено самостоятельно.

Такие суммы вполне вписываются в приведенное в п.п. 14.1.182 НКУ определение ошибочно уплаченных денежных обязательств. К таковым относятся суммы средств, которые направлены юридическим либо физическим лицом в бюджет, хотя плательщиком соответствующих денежных обязательств такое лицо не является. Как раз наш случай. Для тех, кто решится на то, чтобы воспользоваться предоставленной НКУ возможностью возврата, основные правила такие:

1. Для возврата ошибочно уплаченных сумм налогоплательщик подает заявление о их возврате. Срок на подачу такого заявления — 1095 дней со дня перечисления таких сумм в бюджет.

2. Заявление подается в произвольной форме, в нем следует указать, куда должны быть направлены ошибочно уплаченные суммы. Выбор налогоплательщика достаточно ограничен:

— если за ним числится налоговый долг по другому денежному обязательству (речь о «налоговых» денежных обязательствах, не гражданско-правовых), то соответствующая сумма может быть направлена только на его погашение;

— если нет налогового долга, то налогоплательщик может направить ошибочно уплаченную сумму: а) на погашение текущих налоговых обязательств; б) на свой текущий счет.

3. Как можно судить по п. 43.5 НКУ, с момента подачи заявления и до возврата (в указанной налогоплательщиком форме) ошибочно уплаченной суммы должно пройти не более 20 календарных дней. При этом налоговый орган не позднее чем за пять рабочих дней до окончания указанного 20-дневного срока, должен подать в орган Госказначейства заключение о возврате соответствующих сумм средств.

4. Орган Госказначейства в течение оставшихся 5 рабочих дней возвращает указанные суммы. Возвращенные суммы согласно п.п. 136.1.6 НК не считаются доходом, если они не были включены в состав расходов.

Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы, местных финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата налогоплательщикам ошибочно и / или излишне уплаченных сумм денежных обязательств утвержден совместным приказом ГНАУ, Минфина и Госказначейства от 21.12.2010 г. № 974/1597/499.

Тем налогоплательщикам, которые изначально для себя решили не подавать налоговую отчетность по эконалогу, что успело привести к применению к ним санкций за непредоставление декларации, теперь могут себя куда более уверенно чувствовать при судебном обжаловании налоговых уведомлений-решений, по которым к ним применены штрафы. Получив положительное для себя решение суда, налогоплательщик сможет истребовать уплаченную в бюджет сумму.

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить