Темы статей
Выбрать темы

Замена шин и аккумуляторных батарей на автомобиле: порядок отражения в учете предприятия

Редакция НиБУ
Статья

Замена шин и аккумуляторных батарей на автомобиле: порядок отражения в учете предприятия

 

Чтобы эксплуатация автомобиля была безопасной в любой дорожной обстановке, особенно в зимний период, когда погодные условия значительно усложняются, нужно своевременно проверить работоспособность всех систем транспортного средства и при необходимости произвести замену шин и аккумуляторных батарей. О порядке отражения затрат на эти мероприятия в налоговом и бухгалтерском учете предприятия и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Правила дорожного движения — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102.

Нормы № 420 — Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.97 г. № 420.

Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 488.

Нормы № 489 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 489.

Правила № 792 — Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 11.11.2002 г. № 792.

Правила № 795 — Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 02.07.2008 г. № 795.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Общие понятия об операциях по замене шин и аккумуляторных батарей на автомобиле

Начнем с того, что ст. 36 Закона о дорожном движении на владельцев транспортных средств или эксплуатирующих их лиц возложена обязанность обеспечивать своевременное и в полном объеме проведение работ по их техническому обслуживанию и ремонту согласно нормативам, установленным производителями соответствующих транспортных средств.

С целью поддержания дорожных транспортных средств в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечения надежности, экономичности, безопасности движения и экологической безопасности предприятие согласно Положению № 102 проводит комплекс мероприятий, которые включают в себя, в частности:

— ежедневное обслуживание;

— первое техническое обслуживание (ТО-1);

— второе техническое обслуживание (ТО-2);

— сезонное техническое обслуживание (осуществляется дважды в год (весной и осенью) вместе с очередным ТО-2);

— текущий ремонт;

— капитальный ремонт;

— техническое обслуживание во время консервации дорожного транспортного средства;

— техническое обслуживание и ремонт дорожного транспортного средства на линии.

При этом согласно п. 1.3 Положения № 102 под техническим обслуживанием (ТО) понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия во время использования по назначению, сохранности и транспортировки.

В свою очередь, сезонное техническое обслуживание — это техническое обслуживание, выполняемое для подготовки автомобиля к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях.

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Текущий ремонт (ТР) — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключающийся в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочно или по результатам диагностирования агрегатным, обезличенным и другими методами).

Капитальный ремонт (КР) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-либо частей, в том числе базовых.

Примерные перечни работ по техническому обслуживанию автомобильного транспорта приведены в приложениях А, Б и В к Положению № 102.

Операции по замене на дорожном транспортном средстве шин и аккумуляторных батарей не относятся к его реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения (см. п. 3.19 Положения № 102). В то же время эти операции не включены и в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, — они не указаны в приложениях А, Б и В к Положению № 102. Однако данные перечни не являются исчерпывающими, а значит, при определенных обстоятельствах могут быть дополнены операциями по замене шин и аккумуляторных батарей.

Так, например, сезонную замену шин, на наш взгляд, можно смело отнести к техническому обслуживанию автомобиля как операцию по поддержанию его работоспособности в изменившихся дорожных условиях (см. п. 1.3 Положения № 102).

Что касается замены автошин, не связанной с подготовкой авто к сезону, то здесь нужно исходить из норм эксплуатационного пробега шин и порядка их корректировки в зависимости от условий эксплуатации, закрепленных в Нормах № 420 (см. п. 3.20 Положения № 102).

После установки на транспортное средство автомобильные шины должны выработать определенный ресурс, установленный Нормами № 488*. Вместе с тем то, что фактический пробег шин достигает установленных норм (эти нормы определяются в километрах), — не обязательное и не единственное условие их списания. У шин и до достижения предельного пробега могут проявиться производственные или эксплуатационные дефекты, которые не подлежат ремонту или ремонт которых экономически нецелесообразен. При выявлении этих дефектов шины списываются независимо от их пробега.

* Ресурс пневматической шины — суммарный пробег пневматической шины с начала ее эксплуатации до перехода в предельное состояние по износу с учетом восстановления пробега после ремонта повреждений и/или углубления рисунка протектора при условии, что это допускает производитель (п. 2 Норм № 488).

Если пробег шин достигает установленных норм, но при этом они находятся в удовлетворительном состоянии (т. е. нет неустранимых повреждений и остаточная высота протектора находится в пределах установленных норм), то такие шины допускается использовать до определенного уровня износа (пп. 3.2, 7.2 Норм № 488).

Напомним, что согласно п.п. 31.4.5 Правил дорожного движения использование транспортного средства запрещается, в частности, в таких случаях:

— шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т имеют остаточную высоту протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей с массой свыше 3,5 т — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм;

— шины имеют местные повреждения (порезы, разрывы), которые оголяют корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковин.

То есть при принятии решения о списании шин во главу угла ставится их фактическое состояние, а не достижение нормативов использования.

Кстати, в отношении норм среднего ресурса следует ориентироваться прежде всего на показатели, определенные заводом-изготовителем, а не на показатели, установленные Нормами № 488 (см. п. 3.8 Норм № 488).

Так что замена шин, достигших предельного состояния (достижение предельного пробега или наличие неисправимых дефектов независимо от пробега), может быть отнесена к техническому обслуживанию транспортного средства.

Теперь об аккумуляторных батареях. Они, как и шины, после установки на автомобиль должны выработать свой ресурс**. Этот ресурс установлен Нормами № 489 с ориентиром на календарные месяцы использования аккумуляторной батареи (п. 3.10 Норм № 489). При этом достижение наработки среднего ресурса аккумуляторной батареи установленной нормы — это обязательное, но недостаточное условие для ее списания. Решающее основание здесь — наличие признаков ее предельного состояния (см. п. 3.12 Норм № 489).

** Ресурс аккумуляторной батареи — суммарная наработка аккумуляторной батареи с даты начала эксплуатации или с даты ее возобновления после ремонта до момента достижения предельного состояния. Ресурс аккумуляторной батареи включает в себя время использования колесного транспортного средства по назначению с этими аккумуляторными батареями, выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту колесного транспортного средства, а также время хранения аккумуляторных батарей во время перерыва в использовании колесного транспортного средства (п. 2 Норм № 489).

То есть если аккумуляторная батарея отработала установленный срок, но при этом «чувствует себя» вполне удовлетворительно, отправлять ее на списание еще рано.

А вот если рабочее состояние аккумуляторной батареи после истечения установленного срока ее использования достигло допустимого предела, ее нужно заменить. Такая замена может быть отнесена к техническому обслуживанию автомобиля.

Чтобы бухгалтерская служба предприятия могла отличить мероприятия по техническому обслуживанию транспортного средства от его ремонта и верно отразить расходы на них в учете в зависимости от целевой направленности, следует позаботиться о разграничении этих расходов в соответствующих подтверждающих документах.

Если предприятие для проведения указанных работ воспользовалось услугами СТО, в наличии должен быть пакет документов, выписанных в соответствии с требованиями ст. 25 Закона об автотранспорте и п. 26 Правил № 792. К таким документам относятся:

— договор о техническом обслуживании транспортного средства;

— акт передачи-принятия транспортного средства (его составляющих) после предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту;

— наряд-заказ, подписанный, с одной стороны, контролером качества исполнителя, подтверждающий полноту выполнения, оплату, предоставление услуг и гарантийные обязательства (подпись должна быть заверена печатью), а с другой стороны — заказчиком;

— документ, подтверждающий оплату работ;

— счет-фактура;

— налоговая накладная (если СТО — плательщик НДС).

 

Порядок отражения в учете расходов на замену шин

Приобретение шин с целью замены. Итак, если шины выработали свой ресурс, установленный соответствующими Нормами, и не пригодны для дальнейшего использования по назначению или по своим физическим характеристикам не пригодны для дальнейшего использования до достижения нормативного ресурса эксплуатации, они подлежат списанию (п. 3.2 Норм № 488). На их смену должны прийти новые шины.

Например, шины для автомобиля Chevrolet Aveo размером 185/60R14 модели Powermax 769 торговой марки Kumho можно заменить новыми при эксплуатационном пробеге 60 тыс. км.

Для учета пробега автомобильных шин целесообразно использовать либо сервисную книжку самого автомобиля, либо карточку учета пробега (наработки) пневматической шины (приложение 5 к п. 7.1 Норм № 488).

В бухгалтерском учете отражение операций по установке новых и демонтажу старых шин зависит от того, как такие шины числятся на предприятии:

— в составе стоимости автомобиля;

— отдельно в стоимости запасов или же только в аналитике (если такие шины уже эксплуатировались и их стоимость была отнесена на расходы в момент ввода в эксплуатацию).

Автомобильные шины, находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, которые учтены в цене автомобиля и включены в его инвентарную стоимость, учитываются в составе основных средств. По ним ведется лишь аналитический учет (отдельно в отношении каждой шины).

Теперь относительно учета шин, числящихся отдельно от автомобиля (т. е. в составе запасов). Здесь возможны два варианта:

Вариант I. Если предприятие приобретает новые шины, то оно относит их к составу запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части». При передаче шин со склада для установки на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7), и в дальнейшем ведут аналитический учет по местам их хранения и в разрезе материально ответственных лиц.

Вариант II. Согласно данному варианту шины учитываются на субсчете 207 «Запасные части» до момента их списания ввиду непригодности, и только затем стоимость шин попадет в расходы, а не в момент установки на автомобиль. Сторонники этого варианта считают, что согласно Инструкции № 291 на субсчете 207 ведется учет, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте. Из этого следует, что для учета шин в запасе (на складе) и обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 207 должны открываться отдельные субсчета третьего и четвертого порядка или аналитические счета, например, соответственно 207/1 и 207/2.

Нам ближе первый вариант, хотя второй вариант осторожнее. Поясним почему.

По мнению налоговиков (см. с. 40 или консультацию, размещенную в разделе 110.07.20 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua), замену старых шин, которые прошли установленный нормами километраж, можно считать техническим обслуживанием транспортного средства. В связи с этим затраты на приобретение таких шин в налоговом учете можно относить к расходам на содержание основных средств.

Если же возникает необходимость замены шин, не прошедших норму пробега вследствие их повреждения, то такая замена, с точки зрения сотрудников налогового ведомства, более подходит под текущий ремонт транспортного средства. Соответственно затраты на приобретение данных шин отражаются по ремонтным правилам.

Вывод налоговиков следующий. Стоимость приобретенных предприятием шин ни в момент оприходования, ни в момент передачи со склада для установки на автомобиль в налоговом учете не отражается. И только когда станет известно, что шины, установленные на автомобиль, выработали свой ресурс, определенный Нормами № 488, затраты на их приобретение попадут в расходы и в зависимости от направления использования транспортного средства будут учитываться в составе:

— либо общепроизводственных расходов (абзац «г» п.п. 138.8.5 НКУ);

— либо административных расходов (абзац «в» п.п. 138.10.2 НКУ);

— либо расходов на сбыт (абзац «д» п.п. 138.10.3 НКУ).

А вот затраты на приобретение шин, которые в процессе эксплуатации получили повреждения и стали непригодными для дальнейшего использования до достижения нормативного пробега, должны, по мнению специалистов налоговой службы, отражаться как ремонт транспортного средства.

То есть сумма понесенных затрат в пределах 10 % ремонтного лимита попадет в расходы того отчетного налогового периода, в котором такой ремонт был осуществлен (п. 146.12 НКУ). При этом в соответствии со ст. 138 НКУ такие затраты на ремонт или улучшение основных средств отражаются в составе расходов в зависимости от их направленности:

— либо как общепроизводственные расходы;

— либо как административные расходы;

— либо как расходы на сбыт.

Расходы, превышающие указанный 10 % лимит, увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства (п. 146.11 НКУ).

Предлагаемый налоговиками подход как раз соответствует бухучетному варианту II отражения затрат на замену шин. Хотя нам, повторим, больше импонирует вариант I, когда стоимость шин относится к расходам уже в момент их установки на автомобиль.

Что касается НДС, то хозяйственная направленность операции по замене шин дает право предприятию учесть суммы «входного» НДС по ним в составе налогового кредита на основании ст. 198 НКУ.

Однако учтите: если вы захотите заменить еще не износившиеся шины (т. е. до достижения нормативного пробега), например, в связи с интенсивностью использования, то не исключено, что такую причину налоговики не посчитают «уважительной» для их списания и в части НДС потребуют на «недобегавшую» сумму начислить налоговые обязательства по ставке 20 % без корректировки ранее отраженного налогового кредита.

Сезонная замена шин. Новый автомобиль, как правило, комплектуется летними или всесезонными шинами. Однако в зимний период автомобилю не следует передвигаться на летней резине. Нежелательно зимой использовать и всесезонные шины — те, которые маркируются индексами AS (All Seasons — «Все сезоны») или AW (Any Weather — «Любая погода»).

Для зимы предназначены шины с маркировками M + S (Mud + Snow — «Грязь + Снег»), Winter («Зима») или W. Эти надписи иногда сопровождаются пиктограммами в виде снежинки, горы или тучки. Шины с зимним рисунком протектора приобретают отдельно.

Выше мы сказали, что сезонную замену шин можно отнести к техническому обслуживанию автомобиля. В связи с этим затраты на приобретение зимних шин при подготовке автомобиля к зиме предприятие в налоговом учете отнесет к расходам и отразит в зависимости от направления использования этого транспортного средства в составе:

— либо общепроизводственных расходов (абзац «г» п.п. 138.8.5 НКУ);

— либо административных расходов (абзац «в» п.п. 138.10.2 НКУ);

— либо расходов на сбыт (абзац «д» п.п. 138.10.3 НКУ).

Однако произойдет это не сразу при покупке зимней резины, а:

— либо на дату передачи ее со склада для установки на автомобиль (если выбран вариант I учета автошин);

— либо на дату списания ее в связи с непригодностью (если выбран вариант II учета автошин).

В бухгалтерском учете — это также расходы отчетного периода с отнесением к нужной категории (общепроизводственные, административные или сбытовые).

Дальнейшая судьба летних/всесезонных шин будет зависеть от степени их изношенности. Шины, пригодные для дальнейшей эксплуатации, должны быть возвращены на склад, чтобы дождаться весны (т. е. следующего сезонного техобслуживания), а непригодные должны быть списаны в вышеуказанном порядке.

Возврат летних/всесезонных шин на склад не вызывает необходимости проведения каких-либо корректировок в налоговом учете.

В бухгалтерском учете такой возврат будет отражен так:

— если применяется вариант I учета автошин — только в аналитическом учете;

— если используется вариант II учета автошин — путем осуществления бухгалтерской записи: Дт 207/1 — Кт 207/2.

Работы по замене шин. Как известно, шины, устанавливаемые на автомобиль, должны быть отбалансированы. Кроме того, нужно выставить углы развала и схождения колес. Если углы установки колес не отрегулированы, машину будет вести то в одну, то в другую сторону. Это небезопасно, особенно при движении по скользкой дороге и в других неблагоприятных условиях. Кроме того, резина автомобиля будет изнашиваться неравномерно, как бы «срезаться» вдоль одной кромки колеса.

При отсутствии на предприятии технической службы операция по регулировке развал-схождения может проводиться в специальной мастерской или на СТО.

Стоимость этих работ в налоговом учете включается в расходы предприятия и в зависимости от направления использования транспортного средства учитывается в составе:

— либо общепроизводственных расходов (абзац «г» п.п. 138.8.5 НКУ);

— либо административных расходов (абзац «в» п.п. 138.10.2 НКУ);

— либо расходов на сбыт (абзац «д» п.п. 138.10.3 НКУ).

Суммы НДС, уплаченные в составе указанных работ их исполнителю, увеличивают налоговый кредит предприятия на основании ст. 198 НКУ.

В бухгалтерском учете такие затраты попадают в состав расходов отчетного периода и также учитываются в зависимости от направления использования автомобиля.

Пример. Предприятие приобрело комплект зимних шин стоимостью 3120 грн. (без НДС — 2600 грн.; НДС 20 % — 520 грн.) для замены летних шин на автомобиле, используемом аппаратом управления.

Замена шин произведена на СТО. Стоимость услуг по замене шин — 120 грн. (без НДС — 100 грн.; НДС 20 % — 20 грн.).

Летние шины ввиду их непригодности для дальнейшего использования (выработали ресурс, установленный Нормами № 488) подлежат списанию. Их стоимость — 1700 грн.

Предположим, что предприятие применяет вариант I учета автошин, т. е. затраты на их приобретение относит к расходам при передаче со склада для установки на автомобиль.

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Учет расходов на замену шин

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение шин

1

Перечислена поставщику предоплата за комплект зимних шин

3120

371

311

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты

520

641/НДС

644

3

Оприходованы приобретенные зимние шины

2600

207

631

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании зимних шин

520

644

631

5

Произведен зачет задолженностей

3120

631

371

Замена шин

1

Переданы со склада зимние шины для установки на автомобиль вместо летних

2600

92*

207*

2600*

* Если бы предприятие применяло вариант II учета автошин, то в данной ситуации бухгалтерская запись была бы такой: Дт 207/2 — Кт 207/1. Соответственно в состав «налоговых» расходов стоимость приобретенных зимних шин попала бы лишь после того, как они «выбегали» свою норму.

2

Предоставлены СТО услуги по замене шин

100

92

631

100

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг по замене шин

20

641/НДС

631

4

Оплачены услуги СТО по замене шин

120

631

311

5

Отнесены на финансовый результат:

— стоимость зимних шин

2600

791

92

— стоимость услуг по замене шин

100

791

92

Списание шин

1

Возвращены на склад летние шины

— *

— *

* Если бы предприятие применяло вариант II учета автошин, то в данной ситуации бухгалтерская запись была бы такой: Дт 207/1 — Кт 207/2 на сумму 1700 грн. (стоимость летних шин).

2

Списаны летние шины

— *

— *

— *

* Если бы предприятие применяло вариант II учета автошин, то в данной ситуации бухгалтерская запись была бы такой: Дт 92 — Кт 207/1 на сумму 1700 грн. (стоимость летних шин). Соответственно стоимость летних шин в сумме 1700 грн. была бы учтена в составе «налоговых» расходов именно в этот момент. Однако поскольку предприятие применяет вариант I, стоимость летних шин была учтена им в составе «налоговых» расходов еще в момент передачи их со склада для установки на автомобиль.

3

Перечислена предоплата специализированному предприятию за услуги по утилизации летних шин

120

371

311

4

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты

20

641/НДС

644

5

Предоставлены услуги по утилизации шин (подписан акт о предоставленных услугах)

100

92

631

100

6

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

20

644

631

7

Произведен зачет предоплаты

120

631

371

8

Отнесена на финансовый результат стоимость услуг по утилизации шин

100

791

92

 

Порядок отражения в учете расходов на замену аккумуляторных батарей

Аккумуляторная батарея является неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Именно от аккумулятора будет зависеть надежность пуска двигателя, работа системы зажигания и электрооборудования. Неизбежно в процессе эксплуатации автомобиля появляется необходимость замены аккумулятора, поскольку срок его службы значительно меньше срока службы автомобиля.

Данные учета и оборота каждой аккумуляторной батареи отражаются в карточке учета наработки и отслеживания оборота аккумуляторной батареи, форма которой приведена в приложении 12 к Правилам № 795.

Как мы сказали выше, замена аккумуляторных батарей не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств (п. 3.19 Положения № 102). К тому же аккумуляторные батареи — это не базовые агрегаты, поэтому их замена не является ремонтом (улучшением) транспортных средств. В то же время операции по замене аккумуляторов не включены и в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию. В связи с этим в налоговом учете расходы на замену аккумуляторных батарей не должны классифицироваться ни как расходы, связанные с улучшением основных средств, ни как расходы по техобслуживанию автотранспорта.

На наш взгляд, замена аккумуляторных батарей больше подходит под категорию работ, необходимых для поддержания автомобиля в рабочем состоянии.

Налоговики в консультации, размещенной в разделе 110.07.20 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua (с. 40), считают, что замена аккумуляторной батареи, отработавшей определенный срок, установленный Нормами № 489, и непригодной к дальнейшей эксплуатации, рассматривается как техническое обслуживание автомобиля. Затраты на такую замену они предлагают включать в «налоговые» расходы предприятия и в зависимости от направления использования транспортного средства учитывать в составе:

— либо общепроизводственных расходов (абзац «г» п.п. 138.8.5 НКУ);

— либо административных расходов (абзац «в» п.п. 138.10.2 НКУ) (строка 06.2.3 Приложения АВ к декларации по налогу на прибыль);

— либо расходов на сбыт (абзац «д» п.п. 138.10.3 НКУ) .

Хозяйственная направленность такой операции дает право на отражение «входного» НДС в составе налогового кредита на основании ст. 198 НКУ.

Если возникает необходимость списания аккумуляторов до истечения нормативного срока их службы, то, вероятнее всего, налоговики такое списание расценят как нехозяйственное использование. В связи с этим предприятию, видимо, придется исключить из расходов часть стоимости аккумуляторной батареи, определенную пропорционально фактическому сроку службы. А в части НДС нужно будет отразить условную продажу: начислить на такую «недоработавшую» сумму налоговые обязательства по НДС по ставке 20 % без корректировки ранее отраженного налогового кредита по НДС. Это следует из п. 189.1 НКУ.

В бухгалтерском учете затраты на замену аккумуляторных батарей отражаются в зависимости от функционального назначения автомобиля в составе общепроизводственных, административных расходов или расходов на сбыт.

Установка аккумулятора на автомобиль отражается записями: Дт 91, 92, 93 — Кт 207.

 

Отработанные шины и аккумуляторы как отходы

Списанные автомобильные шины и аккумуляторы подпадают под определение отходов, приведенное в ст. 1 Закона об отходах.

В связи с этим над предприятием, у которого числятся не переданные на утилизацию или на размещение специализированному предприятию отработанные автомобильные шины и аккумуляторы, нависает реальная угроза уплаты экологического налога за размещение отходов.

Хотя на сегодняшний день к решению проблемы с уплатой этого налога в рассматриваемой ситуации можно подходить двояко.

С одной стороны, налоговики, похоже, бесповоротно, заняли крайне фискальную позицию, в соответствии с которой начиная с 01.01.2011 г. являются объектом и базой ежеквартального налогообложения отходы, которые временно размещаются (хранятся), в том числе на конец отчетного квартала, на собственной территории предприятия до их передачи на утилизацию или размещение другому субъекту хозяйствования (специализированному предприятию и т. п.) в места удаления отходов, причем независимо от наличия заключенных договоров на удаление и утилизацию отходов с такими специализированными предприятиями (см. письма ГНАУ от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 55, от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 59, от 26.08.11 г. № 23116/7/15-2117 и от 07.09.11 г. № 24090/7/15-2117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82).

С другой стороны, нажиму налоговых органов можно противопоставить аргументы о том, что временное хранение отходов не является их размещением (см. письмо Минприроды от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11), вследствие чего объект для уплаты эконалога за размещение отходов (в том числе отработанных шин и аккумуляторов) при их временном хранении не возникает (подробное обоснование такой позиции изложено в статье, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 82, с. 11).

Субъектам хозяйствования, которые не хотят спорить по этому поводу с налоговиками, мы советуем уплатить эконалог за шины и аккумуляторы, исчерпавшие свой ресурс, а также, разумеется, подать соответствующую отчетность. При этом следует учитывать, что:

шины на практике относят к IV классу опасности и ставка налога за них до конца текущего года составляет 1,25 грн./т. (см. ст. 246 НКУ во взаимосвязи с п. 2 подразд. 5 разд. XX этого Кодекса);

аккумуляторы согласно Желтому перечню отходов, утвержденному постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120, являются опасными отходами, что, скорее всего, потребует их отнесения к I классу опасности и применению в текущем году ставки эконалога составляет 350 грн./т.

Обращаем внимание также на следующее. Согласно постановлению КМУ «Некоторые вопросы сбора, заготовки и утилизации изношенных шин» от 27.07.2011 г. № 1136 предприятия, учреждения и организации, производящие и/или импортирующие шины для транспортных средств по кодам товарных категорий 4011, 4012, 4013 (включая все подкатегории) согласно УКТ ВЭД, вследствие использования которых образуются изношенные шины, обязаны самостоятельно в соответствии с законодательством обеспечить дальнейший сбор, заготовку и утилизацию таких использованных шин. Альтернативой является заключение договоров о выполнении данных работ с уполномоченным предприятием, относящимся к сфере управления Министерства экологии и природных ресурсов, или субъектами хозяйствования, имеющими соответствующую лицензию. При заключении таких договоров следует учитывать установленные Министерством экологии и природных ресурсов минимальные размеры платы за подобные услуги. Министерство экологии и природных ресурсов совместно с Министерством экономического развития и торговли и Государственной таможенной службой должны утвердить порядок сбора, заготовки и утилизации изношенных шин и осуществления соответствующего контроля. О появлении этого порядка мы обязательно известим наших читателей.

Таковы основные нюансы учета затрат предприятия на замену шин и аккумуляторных батарей. Желаем слаженной работы всех механизмов ваших автомобилей!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше