Темы статей
Выбрать темы

Школа правовых знаний. Ликвидироваться станет легче

Редакция НиБУ
Статья

Ликвидироваться станет легче

 

19 декабря вступит в силу закон, одна из целей принятия которого — упрощение процедуры прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей по их решению. Рассмотрим подробнее, каким образом, по мнению законодателя, данная цель будет реализована.

Константин КРИУЛИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 3384 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей по их решению» от 19.05.2011 г. № 3384-VI.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 3263 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению процедуры учреждения предпринимательства» от 21.04.2011 г. № 3263-VI.

 

Ликвидация без справок об отсутствии задолженности

Согласно Закону № 3384 основой нововведений, призванных упростить механизм ликвидации юрлиц и физлиц-предпринимателей, является принцип молчаливого согласия в сфере государственной регистрации. Внедрение этого принципа в процедуру прекращения субъекта хозяйствования должно стать гарантией от необоснованных затягиваний и выжиданий контролирующих органов (см. также статью «Упрощение процедуры учреждения предпринимательской деятельности» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 71).

Суть принципа заключается в том, что прекращающиеся юрлицо и физлицо-предприниматель (после истечения срока предъявления кредиторских требований и осуществления ими всех требуемых от них действий) получают право предоставить пакет документов для госрегистрации факта своего прекращения (как путем реорганизации — слияния, деления, присоединения, преобразования, так и путем ликвидации) даже без недостающих справок контролирующих органов, если последние уклоняются:

— от назначения, проведения внеплановой проверки и составления справки (акта);

— от подписания руководителем и выдачи справки об отсутствии задолженности;

— от осуществления других, требуемых от них действий согласно порядку проведения ликвидации юрлиц и физлиц-предпринимателей.

Итак, с 19.12.2011 г. процедура прекращения субъекта хозяйствования будет выглядеть следующим образом:

1. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 755 изначально госрегистратору для внесения в Единый госреестр записи о решении в отношении прекращения юрлица подается (либо направляется ценным письмом с описью вложения) оригинал или нотариально заверенная копия решения учредителей (участников)* или уполномоченного ими органа о прекращении юрлица.

* В данной части законодатель явно идет на попятную, ведь совсем недавно Законом № 3263, вступившим в силу 07.06.2011 г., напротив, предоставлялась возможность вместо оригинала либо нотариально заверенной копии подать простую ксерокопию. Изменениями, внесенными Законом № 3384, это либеральное нововведение, как видим, упразднено.

Следует сказать о том, что теперь установлен срок в три рабочих дня, в течение которого хозобщество, принявшее решение о внесении изменений в учредительные документы, должно уведомить об этом госрегистратора. Ранее он составлял пять рабочих дней. Аналогичный трехдневный срок установлен и для случаев принятия решения о прекращении деятельности (ранее была предусмотрена необходимость уведомить госрегистратора «немедленно», что вызывало противоречивые толкования). Отнестись к нему следует внимательно, поскольку теперь государственный регистратор о нарушении сроков уведомления о принятом решении относительно прекращения юрлица либо предпринимательской деятельности физлица будет обязан сообщить правоохранительным органам, что может стать основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. А вот что касается нарушения трехдневного срока на уведомление госрегистратора об изменении других сведений о себе, содержащихся в Едином госреестре, то за такое нарушение, как и раньше, ответственность не предусмотрена.

Подавать документ о плате за опубликование уведомления о принятии решения относительно прекращения юрлица и физлица-предпринимателя с 19.12.2011 г. будет не нужно. Закон № 3384 ее отменяет. Зато повысится плата за внесение информации в Единый госреестр об изменении местонахождения или наименования юрлица, принятии решения о выделении, уменьшении уставного капитала, утере оригиналов учредительных документов. С 19.12.2011 г. она составит 51 грн. вместо 17 грн.

Не позднее следующего дня после получения указанных выше сведений о прекращении юрлица соответствующая запись вносится госрегистратором в Единый госреестр. С этого момента юрлицо не сможет зарегистрировать изменения к сведениям, содержащимся в Едином госреестре.

Обратите внимание на перечень сведений, которые должно содержать решение о прекращении юрлица:

— персональный состав комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации либо ликвидационной комиссии);

— сведения о председателе комиссии либо о ликвидаторе;

— регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков в отношении членов комиссии;

— сведения о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований.

Если приведенной информации в решении о прекращении юрлица не будет, госрегистратор возвратит документы для устранения таких недостатков.

В случае прекращения предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя предприниматель направляет (ценным письмом с описью вложения) либо подает лично госрегистратору заявление о прекращении деятельности с указанием порядка и срока заявления кредиторами своих требований.

Госрегистратор не позднее следующего рабочего дня после получения решения о прекращении субъекта должен сообщить об этом контролирующим органам и органам статистики.

Нельзя не упомянуть также о том, что Законом № 3384 изменено печатное средство массовой информации, где должны печататься объявления о принятии решения о прекращении юрлица и о самом прекращении, а также о прекращении деятельности физлиц-предпринимателей. После 19 декабря такие объявления нужно отслеживать не в специальном дополнении к газете «Урядовий кур'єр» и не в официальном печатном издании органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования, а в специальном издании органа госрегистрации — Бюллетене государственной регистрации.

Хотим напомнить о том, что принятие решения о прекращении юрлица либо предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя и предоставление его госрегистратору не являются необратимыми процессами. Такое решение можно отозвать в любой момент до внесения в Единый реестр записи о прекращении юрлица/прекращении предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя (см. письмо Госкомпредпринимательства от 04.06.2010 г. № 7093 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 76).

2. Органы государственной налоговой службы, Пенсионного фонда в течение 10 рабочих дней с даты опубликования уведомления о решении учредителей (участников) относительно прекращения юрлица должны направить госрегистратору одно из таких сообщений:

— о начале проведения внеплановой проверки, назначенной в связи с прекращением юрлица;

— о невозможности проведения внеплановой проверки.

В последнем случае (при направлении сообщения о невозможности провести внеплановою проверку) орган государственной налоговой службы либо орган Пенсионного фонда Украины должен в течение следующих двух месяцев направить госрегистратору сообщение либо о проведении проверки, либо о своих возражениях против прекращения юрлица с обоснованием мотивов таких возражений.

3. Позитивно и ново для контрагентов то, что законодатель, наконец, четко определил очередность удовлетворения их требований к ликвидирующимся физлицам. Она является аналогичной той, которая предусмотрена ГКУ при ликвидации юрлиц (ч. 1 ст. 112 ГКУ).

Предусмотрены новации и в сроках предъявления требований кредиторами. В отношении кредиторов юридических лиц, как и раньше, он не может быть менее двух месяцев, но теперь также введено ограничение его максимально возможной длительности — не более шести месяцев. Рассмотреть требования кредиторов, предъявляемых в ходе процедуры прекращения, необходимо в течение 30 календарных дней. Если ликвидкомиссия отказывает в удовлетворении требования кредитора, то у последнего есть один месяц на то, чтобы обжаловать в суде такой отказ.

Физлицо-предприниматель должно письменно уведомить о своем решении прекратить деятельность всех своих кредиторов и сообщить им срок для предъявления требований от двух до трех месяцев с момента опубликования объявления в прессе. Каждое требование рассматривается физлицом в пятнадцатидневный срок с обязательным уведомлением о своем решении кредитора. Как и кредиторы юрлица, кредиторы физлица-предпринимателя ограничены установленным Законом № 3384 месячным сроком для подачи иска в суд при полном или частичном непризнании их требований ликвидирующимся физлицом.

В целом действия ликвидационной комиссии на этой стадии должны включать в себя:

1) принятие всех необходимых мер по взысканию дебиторской задолженности и письменное уведомление каждого из должников о прекращении юрлица; кстати, в какие именно сроки юрлицо должно уведомить должников о решении про свою ликвидацию, непонятно. Отсюда — риск возникновения споров по поводу привлечения должностных лиц к админответственности за нарушение порядка прекращения юрлица. Можно предположить, что если юрлицо собралось ликвидироваться и имеет дебиторку, то пока оно не получит вступившее в законную силу по такому взысканию решение суда, процесс ликвидации будет заморожен. В то же время комиссия по прекращению юрлица теперь не обязана предпринимать все возможные мероприятия по выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять их о прекращении деятельности их должником;

2) уведомление участников юрлица, суда или органа, принявшего решение о прекращении, об участии предприятия в других юрлицах, предоставление этим лицам сведений о созданных предприятием хозобществах или дочерних предприятиях;

3) закрытие (до истечения срока предъявления требований кредиторов) счетов в финучреждениях, кроме счета, который используют для расчетов с кредиторами;

4) инвентаризация имущества юрлица, его филиалов и представительств, дочерних предприятий, а также имущества, подтверждающего его корпоративные права в других юрлицах, выявление и возврат имущества, находящегося у третьих лиц;

5) закрытие обособленных подразделений (филиалов, представительств);

6) увольнение работников;

7) возврат лицензий, документов разрешительного характера и других документов, а также печатей и штампов, подлежащих возврату органам власти;

8) своевременное предоставление органам налоговой службы и Пенсионного фонда, фондов соцстрахования документов юрлица (его филиалов, представительств), в том числе первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета для проведения проверок и определения наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, ЕСВ, страховых средств; до момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и подает в органы налоговой службы, Пенсионного фонда и фондов соцстрахования отчетность за последний отчетный период;

9) составление промежуточного ликвидационного баланса (по истечении срока для предъявления требований кредиторами), который включает сведения о составе имущества юрлица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения;

10) выплата денежных сумм кредиторам, в том числе по налогам и сборам (в порядке очередности, установленном ст. 112 ГКУ), организация реализации имущества при нехватке средств;

11) составление ликвидационного баланса, обеспечение его утверждения участниками юрлица (или судом либо органом, принявшим решение о прекращении) и предоставление органам налоговой службы.

4. После окончания процедуры прекращения, но не ранее окончания срока на предъявление кредиторами своих требований, госрегистратору должны быть поданы такие документы:

заполненная регистрационная карточка на проведение госрегистрации прекращения юрлица в связи с ликвидацией (председатель ликвидкомиссии либо ликвидатор в регистрационной карточке подтверждают своей личной подписью, что совершены все предусмотренные законодательством действия по прекращению юрлица, включая завершение расчетов с кредиторами) либо в связи слияния, присоединения, деления или преобразования (в этом случае также подается экземпляр оригинала или нотариально заверенная копия передаточного либо распределительного баланса, а вот нотариальное заверение подписей членов комиссии по прекращению на передаточном акте или распределительном балансе юрлица перестанет быть обязательным);

справка органа налоговой службы об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;

справка органа ПФУ об отсутствии задолженности по уплате ЕСВ и страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды соцстрахования;

справка архивного учреждения о приеме документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению.

Как видим, в перечне отсутствует требование о подаче оригинала учредительных документов и акта ликвидационной комиссии (при прекращении путем ликвидации).

5. Если орган налоговой службы либо орган ПФУ не предоставляет соответствующих справок, не направляя при этом решения об отказе в их выдаче, то по истечении 10 рабочих дней после окончания срока, предоставленного кредиторам на заявление их требований, юридическое лицо освобождается от необходимости их подачи государственному регистратору.

Аналогичная возможность предусмотрена и для физлиц-предпринимателей при проведении госрегистрации прекращения их предпринимательской деятельности в случае, если органы ПФУ, налоговой службы, архивное учреждение нарушают требования, предъявляемые к ним в ходе ликвидационной процедуры.

6. Госрегистратор регистрирует прекращение юрлица либо прекращение деятельности физлицом-предпринимателем не позднее следующего рабочего дня со дня получения соответствующих документов (ранее срок составлял три рабочих дня). Не позднее следующего рабочего дня после регистрации прекращения госрегистратор обязан выдать лицу соответствующее уведомление (эта норма действует уже с 19.06.2011 г.).

Как видим, после вступления в силу Закона № 3384 субъекты хозяйствования смогут не опасаться того, что контролирующий орган снова «потерял заявление» по форме № 8-ОПП и о снятии с учета либо «забыл передать» их ответственному инспектору. Не должно беспокоить субъектов хозяйствования и отсутствие инспектора в связи с отпуском или болезнью. Новые нормы Закона № 3384 ставят контролирующие органы в четкие рамки путем введения для них обязанности на всех этапах в установленные сроки информировать госрегистратора о принятых решениях и происходящих процессах.

Обратим внимание, что Законом № 3384 дополнены основания, при наличии которых госрегистратор может отказать в государственной регистрации прекращения юрлица. Среди них такие:

— в Едином госреестре в отношении прекращающегося юрлица есть сведения о том, что оно является участником (собственником) других юрлиц и / или имеет незакрытые обособленные подразделения;

— не отменена регистрация всех выпусков акций, если прекращающееся юрлицо является акционерным обществом;

— не указаны и не подтверждены личной подписью главы ликвидационной комиссии либо ликвидатора сведения о совершении всех предусмотренных законодательством действия по прекращению юрлица, включая завершение расчетов с кредиторами.

 

Новые санкции за нарушения порядка ликвидации

Вместе с новыми обязанностями обоих сторон процесса ликвидации Закон № 3384 вводит административную ответственность за нарушение порядка прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей. Наряду с ответственностью самих ликвидирующихся субъектов предусмотрены и админштрафы для должностных лиц контролирующих органов.

 

Нарушение

Субъект, на которого налагается санкция

Штрафные санкции

1

2

3

1. Непредоставление в установленный законом срок госрегистратору документов, обязательная подача которых установлена законом для прекращения юрлица, или предоставление недостоверных сведений в таких документах

Председатель комиссии по прекращению юрлица, ликвидационной комиссии, ликвидатор или должностные лица

Штраф от 1020 до 1360 грн.

2. Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такие же нарушения

Штраф от 1360 до 1700 грн.

Привлекают к ответственности (выносят постановление о наложении штрафа) за нарушения, указанные в пунктах 1, 2 таблицы, районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (судьи).

3. Отсутствие бухучета или ведение его с нарушением установленного порядка, несвоевременное, неполное или с нарушением установленного порядка проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составления ликвидбаланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта при прекращении юрлица

Должностные лица юрлица, другие лица, привлеченные к прекращению юрлица

Штраф от 1700 до 2550 грн.

4. Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такие же нарушения

Штраф от 2550 до 4250 грн.

5. Уклонение от проведения прекращения юрлица или от составления ликвидбаланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта, обязательное предоставление которого установлено законом для проведения прекращения юрлица

Председатель комиссии по прекращению юрлица, ликвидкомиссии, ликвидатор, другие лица, привлеченные к прекращению юрлица

Штраф от 1700 до 2550 грн.

6. Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такие же нарушения

Штраф от 2550 до 4250 грн.

7. Непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление не в полном объеме по требованию органов налоговой службы или Пенсионного фонда для проведения внеплановых проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета, налоговой отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ЕСВ, страховых средств, других сумм, связанных с такими обязательствами, соблюдением требований иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на указанные органы и фонды, несвоевременное, неполное или с нарушением установленного порядка проведение по требованию органа налоговой службы инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей и денежных средств при прекращении юрлица

Штраф от 1700 до 2550 грн.

8. Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такие же нарушения

 

Штраф от 2550 до 4250 грн.

9. Нарушение порядка прекращения предпринимательской деятельности ФЛП

Физлицо-предприниматель

Штраф от 1020 до 1360 грн.

За нарушения, указанные в пунктах 3-9 таблицы, привлекают к ответственности органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, органы налоговой службы, Национальный банк Украины.

10. Безосновательное возражение органов налоговой службы, Пенсионного фонда, фондов соцстрахования против проведения госрегистрации прекращения юрлица или предпринимательской деятельности ФЛП

Должностные лица ГНС, Пенсионного фонда, фондов соцстрахования

Штраф от 3400 до 4250 грн.

11. Непроведение или несвоевременное проведение органами налоговой службы, фондов соцстрахования и Пенсионного фонда проверок, связанных с прекращением юрлица или предпринимательской деятельности ФЛП, и непредоставление или несвоевременное предоставление соответствующих справок об отсутствии задолженности

За нарушения, указанные в пунктах 10, 11 таблицы, привлекают к ответственности районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (судьи).

 

Фиксировать приведенные в таблице нарушения (составлять админпротоколы) будут должностные лица специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, государственной регуляторной политики и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и его территориальных органов.

Все это также вселяет надежду на искоренение инертности в поведении контролирующих органов при взаимодействии с ликвидирующимися субъектами хозяйствования. Общая оценка Закона № 3384 дает основание для вывода о закрепляемых им реальных законодательных предпосылках действительного упрощения и ускорения процедуры прекращения юрлиц и физлиц-предпринимателей по их решению.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше