Новогодние акции для покупателей: порядок отражения в учете

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2011/№ 98
Статья

Новогодние акции для покупателей: порядок отражения в учете

 

Хотя украинцы пока и не являются одной из самых богатых наций в мире, но дарить подарки своим близким к Новому году и Рождеству они любят не меньше, чем жители других стран. Например, в этом году наши соотечественники согласно соцопросу планируют потратить на новогодние подарки на четверть больше своих сбережений, чем в прошлом. Для торговых предприятий такой предпраздничный период — самое благодатное время, поэтому для привлечения покупателей они организовывают различные акции: скидки, распродажи, розыгрыши призов, подарки и т. п. О налоговых и бухгалтерских последствиях таких акционных мероприятий и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Новогодние скидки и распродажи

Документальное оформление. Принимая решение о проведении любого маркетингового мероприятия, в том числе и новогодней акции, предприятию следует позаботиться о его грамотном документальном оформлении. Ведь именно от этого будет зависеть дальнейший учет такого мероприятия.

Основными документами, определяющими порядок предоставления скидок или проведения распродаж товаров (работ, услуг) предприятиями торговли и сферы услуг, являются, как правило, положение о скидках или положение о маркетинговой политике предприятия. Именно в этих документах обосновываются размер применяемых предприятием скидок, их виды, условия предоставления, а также экономическая значимость и эффективность проводимых маркетинговых и рекламных мероприятий и акций. В них же могут быть перечислены лица, ответственные за предоставление скидок (проведение распродаж), а также структурные подразделения предприятия, принимающие участие в их предоставлении (проведении).

Наличие положения о скидках или положения о маркетинговой политике предприятия особенно актуально для предприятий, на которых разработана постоянно действующая система скидок. Если же скидки покупателям предоставляются время от времени, а система их предоставления не унифицирована, решение о предоставлении скидки или проведении распродажи можно оформить приказом руководителя о проведении рекламной акции. В таком приказе целесообразно указать:

— цель проводимого мероприятия;

— перечень товаров, участвующих в акции;

— период предоставления скидок;

— размер скидок (в фиксированной сумме или в процентах), условия их предоставления и т. п.

Приведем образец приказа о предоставлении скидок.

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Лилия»

ПРИКАЗ

09.12.2011

г. Харьков

№ 128/11

 

О проведении предпраздничной рекламной

акции с предоставлением скидок

В рамках маркетинговой политики предприятия с целью повышения спроса на реализуемые товары

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. На период с 15.12.2011 г. по 15.01.2012 г. снизить цены на домашний текстиль производства ООО «Добро» (Украина).

2. Скидки предоставлять по приведенной схеме:

— на период с 15.12.2011 г. по 31.12.2011 г. — в размере 20 %;

— на период с 01.01.2012 г. по 15.01.2012 г. — в размере 10 %.

3. С 16.01.2012 г. на товары, указанные в п. 1 данного приказа, ввести цены, действовавшие до начала проведения акции.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела сбыта Марченко О. П.

Директор

Безносенко

Безносенко П. И.

С приказом ознакомлен:

   

Начальник отдела сбыта

Марченко

Марченко О. П.

09.12.2011

   

 

Объявление о новогодней акции (скидках и распродажах) и условиях ее проведения имеет смысл разместить на видном месте (в торговом зале, на входе или в витрине магазина), в средствах массовой информации или в Интернете. Таким образом, будет выполнено требование ч. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей, т. е. необходимая информация о продукции будет считаться доведенной до сведения покупателя.

Указанные действия дадут возможность предприятию, во-первых, отстоять связь проводимого мероприятия с хозяйственной деятельностью (что очень важно для налогового учета), а, во-вторых, подтвердить обычность акционной (т. е. более низкой) цены товара.

Обычные цены. Напомним, что согласно пп. 153.2.1, 153.2.3 НКУ доход от продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг) связанным лицам, неплательщикам налога на прибыль (в том числе физлицам и нерезидентам) или нестандартным его плательщикам определяется в соответствии с договорными ценами, но не ниже обычных цен на такие товары, работы, услуги, действовавшие на дату такой продажи, если договорная цена на эти товары (работы, услуги) отличается более чем на 20 % от обычной цены на них.

Обычноценовое условие установлено и в отношении НДС. Так, в соответствии с п. 188.1 НКУ база налогообложения операций по поставке товаров/услуг (в том числе лицам, не зарегистрированным плательщиками НДС) определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен (20 % обычноценового коридора здесь нет).

Поэтому для продавца, решившего устроить акцию по продаже товара со скидкой, в целях налогообложения важно доказать, что продажная цена со скидкой как раз и является той обычной ценой, из которой должны начисляться доход и налоговые обязательства по НДС.

Под обычной ценой п.п. 14.1.71 НКУ понимает цену товаров (работ, услуг), определенную сторонами договора, если иное не установлено НКУ. И если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Методы определения и порядок применения обычной цены установлены ст. 39 НКУ. Однако согласно п. 1 и п.п. 2 п. 2 раздела XIX НКУ данная статья вступает в силу с 1 января 2013 года. А до этой даты обычные цены определяются по правилам, установленным в п. 1.20 Закона о налоге на прибыль (эта норма Закона о налоге на прибыль не утратила силу с 01.04.2011 г. и продолжает действовать до 01.01.2013 г.).

Порядок определения обычной цены описан в п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль. Так, в соответствии с этим подпунктом при определении обычной цены учитываются, в частности, обычные при заключении соглашений между несвязанными лицами надбавки или скидки в цене. В частности, учитываются скидки, связанные с сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами качества или других свойств, окончанием (приближением даты окончания) срока хранения (годности, реализации), сбытом неликвидных или низколиквидных товаров, маркетинговой политикой, в том числе при продвижении товаров (работ, услуг) на рынки, предоставлением образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Из изложенного следует, что для подтверждения обычности цены необходимо, чтобы и предоставляемая скидка была обычной. В связи с этим основным правилом, подтверждающим «обычность» скидок, является неизбирательность в их предоставлении
(т. е. право на получение скидки должны иметь все покупатели при одинаковых условиях продажи товара). В таком случае продажная цена со скидкой, по которой товар реализуется покупателям, и будет являться обычной ценой, исходя из которой продавец отразит валовой доход и налоговые обязательства по НДС.

Когда речь идет о рознице, подтвердить обычность цены со скидкой поможет и п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль, предусматривающий, что для товаров (работ, услуг), продаваемых путем публичного объявления условий их продажи, обычной признается цена, содержащаяся в таком публичном объявлении. Хотя в законодательстве расшифровка понятия «публичное объявление» не приведена, близкое к нему понятие «публичный договор» содержится в ст. 633 ГКУ. Так, под публичным договором понимается договор, в котором одна сторона берет на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к ней обратится. При этом условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из этого следует, что публичное объявление условий продажи — это объявление, предназначенное неопределенному кругу лиц (т. е. всем покупателям).

То есть информацию о предстоящих скидках и распродажах, доведенную до покупателей путем размещения объявлений в местах продажи товаров, в торговом зале магазина, в прессе, на телевидении, в Интернете, вполне можно считать публичным объявлением условий продажи акционного товара, работ, услуг (ведь оно обращено ко всем покупателям и устанавливает для них одинаковые условия продажи). В свою очередь, скидки, указанные в таких объявлениях, на основании п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль и будут считаться обычными, а цены товаров (работ, услуг) с учетом скидок — обычными ценами. С этим согласны и налоговики (см. консультацию, размещенную в разделе 110.06.05 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua).

Если, например, акционный товар (работы, услуги) реализуется по одинаковой для всех покупателей цене, то такая цена в целях налогообложения и будет считаться обычной. Иначе говоря, для доказательства обычности цены важен неизбирательный подход в предоставлении скидок. Кстати, налоговики в консультации, размещенной в разделе 110.06.05 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua, соглашаются и с тем, что предприятие, которое проводит распродажу товаров по сниженным ценам потребителям (физическим лицам), при определении объекта обложения налогом на прибыль учитывает доход от реализации исходя из фактической цены товаров (с учетом предоставленной скидки).

Итак, при продаже акционного товара (работ, услуг) налоговые последствия будут такими.

Налог на прибыль. В момент перехода к покупателю права собственности на товар или в момент составления документа, подтверждающего факт выполнения работ (предоставления услуг), продавец исходя из обычной (продажной) цены на этот товар (работы, услуги) отразит у себя доход по общеустановленным правилам (п.п. 135.4.1, п. 137.1 НКУ).

Одновременно с признанием дохода отражаются расходы, сформировавшие себестоимость реализованных акционных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (п. 138.4 НКУ).

НДС. В порядке, оговоренном п. 187.1 НКУ, продавец при поставке акционного товара/услуг должен начислить налоговые обязательства по НДС исходя из продажной цены (которая и будет считаться обычной) на дату первого из событий:

— либо на дату поступления от покупателя средств на текущий счет или в кассу в оплату такого товара/услуг;

— либо на дату отгрузки товара покупателю, а для услуг — на дату оформления документа, подтверждающего факт поставки услуг.

Корректировка ранее отраженного налогового кредита по НДС по таким товарам/услугам пропорционально сумме скидки не осуществляется, ведь товары/услуги использованы в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

НДФЛ. В соответствии с п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ в доходы покупателя должна попадать сумма скидки обычной цены товаров (работ, услуг), индивидуально установленной для такого плательщика.

Однако если такая скидка распространяется на любого плательщика и не является индивидуальной (т. е. действует принцип неизбирательности), ее сумма не включается в налогооблагаемый доход физического лица и, соответственно, не является объектом обложения НДФЛ.

Пример 1. Магазин «Лилия» проводит рекламную акцию, в ходе которой с 15 по 31 декабря 2011 года всем покупателям предоставляется скидка в размере 20 % на домашний текстиль производства ООО «Добро» (Украина).

Остатки товара на начало месяца составили 150000 грн. по розничным ценам. Торговая наценка в остатках товаров — 34500 грн.

В течение декабря 2011 года магазин приобрел товар на сумму 48000 грн. (без НДС — 40000 грн.; НДС 20 % — 8000 грн.). Продажная стоимость приобретенного товара — 52000 грн.

Стоимость реализованного товара по розничным ценам (без учета скидки) — 96000 грн., в том числе стоимость домашнего текстиля, проданного с 15 по 31 декабря, — 36000 грн. Скидка составила 7200 грн.

В кассу поступила выручка в сумме 88800 грн. (96000 грн. - 7200 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 1

Учет новогодних скидок и распродаж

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Оприходованы товары

40000

281

631

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости товаров

8000

641/НДС

631

3

Оплачены полученные товары

48000

631

311

4

Товары переданы в розницу

40000

282

281

5

Начислена торговая наценка

12000

282

285

6

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

88800

301

702

74000

73901

7

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров

14800

702

641/НДС

8

Отражена торговая скидка

7200

285

282

9

Списана сумма реализованной торговой наценки

14899*

285

282

* Сумма торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, рассчитывается следующим образом:

1) определяется средний процент торговой наценки: [(34500 + 12000) : (150000 + 52000) х 100 % = 23,02 %];
2) определяется сумма реализованной торговой наценки: [96000
х 23,02 % : 100 % = 22099 (грн.)].
Поскольку сумма скидки уже отражена в строке 8 данной таблицы, в строку 9 записывается разница: [22099 - 7200 = 14899 (грн.)].

10

Отражена себестоимость реализованных товаров

73901*

902

282

* Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной стоимостью реализованных товаров и торговой наценкой, относящейся к реализованным товарам: [96000 - 22099 = 73901 (грн.)].

11

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

74000

702

791

— себестоимость реализованных товаров

73901

791

902

 

Новогодний розыгрыш призов и размеров скидок: лицензирование и патентование

Прежде чем приступить к организации новогоднего розыгрыша призов и/или размеров скидок среди своих покупателей, нужно выяснить, не подлежит ли такая деятельность лицензированию и патентованию.

Лицензирование. Напомним, что в соответствии с п. 24 ст. 9 Закона о лицензировании хозяйственная деятельность по выпуску и проведению лотерей подлежит лицензированию*.

* Однако согласно Закону Украины «О введении моратория на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей» от 02.06.2005 г. № 2630-IV на выдачу лицензий на проведение хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей наложен мораторий до принятия закона о государственном регулировании деятельности по выпуску и проведению лотерей и денежных розыгрышей.

Под лотереей п.п. 14.1.101 НКУ понимает массовую игру независимо от ее названия, условиями проведения которой предусмотрен розыгрыш призового (выигрышного) фонда между ее игроками, приз (выигрыш) в которой носит случайный характер и территория проведения которой не ограничивается одним помещением (зданием). Деятельность по проведению лотерей регулируется специальным законом. Не считаются лотереей игры, которые проводятся на безвозмездных принципах юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями и имеют целью рекламирование их товара (платной услуги), содействие их продаже (предоставлению) при условии, что организаторы этих игр расходуют на их проведение свою прибыль (доход).

То есть рекламный розыгрыш не является лотереей, поскольку покупатели становятся его участникам бесплатно, в то время как лотерея предполагает продажу игроку за деньги или в обмен на другие ценности права на участие в розыгрыше приза. Подтверждением тому служит и п. 1.1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, утвержденных приказом Госкомпредпринимательства и Министерства финансов Украины от 12.12.2002 г. № 128/1037, в котором указано, что данные Лицензионные условия не распространяются на проведение на бесплатной основе розыгрышей среди покупателей товаров (услуг) с выдачей выигрышей в наличной или имущественной форме, которые проводятся с целью рекламы.

То есть деятельность по проведению розыгрышей в рекламных целях лицензированию не подлежит.

Патентование. В соответствии с п.п. 267.1.1 НКУ субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица — предприниматели), их обособленные подразделения, которые получают в установленном порядке торговые патенты и осуществляют деятельность в сфере развлечений (кроме проведения государственных денежных лотерей), являются плательщиками сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

Под деятельностью в сфере развлечений п.п. 14.1.46 НКУ понимает хозяйственную деятельность юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, которая заключается в проведении лотерей, а также развлекательных игр, участие в которых не предусматривает получения ее участниками денежных или имущественных призов (выигрышей), в частности бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видеоигры и т. п.

Как мы указали выше, рекламный розыгрыш призов не является лотереей и деятельность по его проведению не имеет ничего общего со сферой развлечений.

Кроме того, розыгрыши на бесплатной основе с целью рекламы (популяризации) отдельного товара, услуги, торговой марки, знаков для товаров и услуг, наименования или направлений деятельности субъектов хозяйствования, коммерческой программы с выдачей выигрышей в денежной или имущественной форме не являются азартными играми (ст. 1 Закона Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 г. № 1334-VI), которые запрещены в Украине согласно указанному Закону, и соответственно не относятся к сфере игорного бизнеса.

Следовательно, деятельность по проведению розыгрышей в рекламных целях патентованию не подлежит.

Однако чтобы у проверяющих не осталось сомнений, что организация вами розыгрыша призов или размера скидок носит рекламный характер и поэтому не подлежит лицензированию и патентованию, стоит запастись определенными доказательствами. Для этого нужно:

— представить сам розыгрыш как рекламную кампанию. С этой целью имеет смысл издать соответствующий приказ и назначить ответственного за проведение такой рекламной кампании;

— не упоминать термин «лотерея», а назвать это мероприятие акцией;

— соблюсти важный принцип — бесплатность участия покупателей в акции, т. е. представить сам выигрыш или приз как подарок или как возможность приобрести товар за символическую плату (так будет гораздо безопаснее с налоговой точки зрения);

— проинформировать потенциальных покупателей о том, что по итогам акции они смогут получить подарок только в имущественной форме.

Приведем образец приказа о проведении рекламной акции.

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Аврора»

ПРИКАЗ

05.12.2011 г.

Днепропетровск

№ 56/11

 

О проведении розыгрыша призов в рекламных целях

В рамках маркетинговой политики предприятия с целью расширения круга покупателей и объема реализуемых товаров

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести рекламную акцию с розыгрышем ценного приза в магазине «Дом-строй», расположенном по адресу: г. Днепропетровск, ул. Чкалова, 155. Розыгрыш приза провести 30 декабря 2011 года в 12:00 в помещении магазина.

В акции может принять участие каждый изъявивший желание покупатель, который в период с 15.12.2011 г. по 28.12.2011 г. приобрел в магазине товар на сумму, превышающую 1000 грн.

Право на участие в розыгрыше предоставляется бесплатно. Для того чтобы стать его участником, покупатель должен зарегистрироваться 30.12.2011 г. не позднее 11:30, предъявив документ, подтверждающий покупку товара в период с 15.12.2011 г. по 28.12.2011 г. Каждому участнику розыгрыша ответственный работник присваивает номер участника.

Розыгрыш приза между зарегистрированными участниками осуществить по случайной вероятности путем жеребьевки по присвоенному номеру участника.

<…>*

2. В качестве приза предоставить сковороду Tefal COMFORT TOUCH D82106 28 см.

3. Назначить комиссию для проведения розыгрыша и определения победителя в составе:

Председатель комиссии: заместитель главного бухгалтера Кузьменко Н. Б.

Члены комиссии:

— управляющий магазином Демченко А. В.;

— главный товаровед Остапчук Д. П.;

— менеджер в розничной торговле строительными материалами Кущ Г. В.

4. Заместителю главного бухгалтера Кузьменко Н. Б. до 08.12.2011 г. на основании данного приказа составить и предоставить на утверждение директору плановую смету расходов на проведение рекламной акции с розыгрышем приза.

5. Начальнику отдела рекламы Животченко Р. А. до 13.12.2011 г. обеспечить размещение информации об условиях проведения акции в средствах массовой информации, а также в магазине «Дом-строй».

6. По окончании проведения рекламной акции с розыгрышем приза заместителю главного бухгалтера Кузьменко Н. Б. отчитаться о результатах проведенного мероприятия, составить отчет о проведении рекламной акции и исполнении сметы расходов.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор

Попович

Попович С. М.

С приказом ознакомлены:

   

Заместитель главного бухгалтера

Кузьменко

Кузьменко Н. Б.

05.12.2011

   

Начальник отдела рекламы

Животченко

Животченко Р. А.

05.12.2011

   

Управляющий магазином

Демченко

Демченко А. В.

05.12.2011

   

Главный товаровед

Остапчук

Остапчук Д. П.

05.12.2011

   

Менеджер в розничной торговле

Кущ

Кущ Г. В.

строительными материалами

   

05.12.2011

   

 

* Порядок проведения рекламного розыгрыша может оговариваться не в приказе руководителя, а в отдельно составленной и утвержденной руководителем программе проведения рекламного розыгрыша. Кроме приведенных условий, более детально могут оговариваться и другие условия проведения рекламной акции.

 

Налоговый учет призов, выигрышей и подарков

Налог на прибыль. В налоговом учете предприятия призы, выигрыши, а также подарки рассматриваются как безвозмездно предоставленные товары, работы, услуги (см. п.п. 14.1.13 НКУ).

Бесплатное же предоставление товаров и результатов работ (услуг) является одной из форм продажи (реализации) согласно пп. 14.1.202, 14.1.203 НКУ, а доходы от реализации товаров, выполненных работ, предоставленных услуг включаются в состав доходов от операционной деятельности и учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль (п.п. 135.4.1 НКУ).

Как следует из п. 135.4 НКУ, доход от операционной деятельности признается в размере договорной (контрактной) стоимости, но не меньше, чем сумма компенсации, полученная в какой-либо форме.

Однако при бесплатном распространении товаров никакой компенсации нет, а значит, и признавать нечего. Вместе с тем это утверждение справедливо не всегда.

Так, если призы, выигрыши и подарки передаются бесплатно связанному лицу, неплательщику налога на прибыль (в том числе физическому лицу или нерезиденту) либо нестандартному его плательщику, начинают господствовать пп. 153.2.1, 153.2.3 НКУ, обязывающие предприятие-дарителя применить к такой операции обычные цены и исходя из них отразить доход. Это подчеркивают налоговики в консультациях, размещенных в разделах 110.06.05 и 110.06.06 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua . С учетом п. 1.20 Закона о налоге на прибыль обычной ценой здесь будет считаться стоимость этих или аналогичных им товаров (работ, услуг), по которой они реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях, а не передавались бы бесплатно. Такой доход следует относить в состав прочих доходов и отражать в строке 03.27 Приложения IД к декларации по налогу на прибыль.

Другое дело, если призы, выигрыши и подарки передаются бесплатно стандартному плательщику налога на прибыль. В таком случае обычные цены не работают, поэтому доход в результате осуществления этой операции не возникает. Данный вывод следует из вышеуказанных консультаций налоговиков, размещенных в разделах 110.06.05 и 110.06.06 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua .

Правда, в контексте п. 153.2 НКУ значение имеет не столько «обычный» налоговый статус получателя приза, выигрыша или подарка, сколько его совпадение со статусом продавца товаров (работ, услуг). Исходя из сказанного возможны два варианта:

1) если продавец и получатель приза/выигрыша/подарка уплачивают налог на прибыль по общей ставке, то дохода у продавца не будет (об этом идет речь в упомянутых консультациях налоговиков);

2) если продавец и получатель приза/выигрыша/подарка уплачивают налог по разным ставкам (например, продавец — «нулевик»), то тогда такой продавец должен отразить доход. При этом доход нужно увеличить в момент перехода к покупателю права собственности на товар или в момент составления документа, подтверждающего факт выполнения работ (предоставления услуг) (п. 137.1 НКУ). Сумма дохода попадет в строку 03.27 Приложения IД к декларации по налогу на прибыль.

Что касается затрат на приобретение таких товаров (работ, услуг), то п.п. 140.1.5 НКУ позволяет учесть их в составе «налоговых» расходов в полном объеме, но при условии, что они связаны с проведением рекламы. Такие затраты учитываются в качестве расходов на сбыт и классифицируются как затраты на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров (абзац «г» п.п. 138.10.3 НКУ). Еще раз подчеркиваем: цель проводимого мероприятия обязательно должна быть рекламной и связана с хозяйственной деятельностью предприятия.

Указанные затраты признаются расходами того отчетного периода, в котором были осуществлены, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 НКУ). Напомним, что согласно пп. 5, 6 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318, расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств. Расходами отчетного периода признаются либо уменьшение активов, либо увеличение обязательств, которое приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала в результате его изъятия или распределения между собственниками), при условии, что эти затраты могут быть достоверно оценены.

Сумма этих затрат фиксируется в строке 06.3.7 Приложения ВЗ к декларации по налогу на прибыль.

НДС. По правилу, установленному п. 188.1 НКУ, бесплатная поставка товаров/услуг сопровождается начислением налоговых обязательств по НДС* исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен. Как и при отражении дохода, обычной ценой при начислении налоговых обязательств по НДС будет стоимость этих или подобных товаров/услуг, по которой они реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях.

* Исключение составляют льготные товары, к которым относятся, например, отечественная периодика и книги, кроме изданий эротического характера (п.п. 197.1.25 НКУ).

Налоговые обязательства по НДС исходя из обычных цен возникнут на дату отгрузки товаров, а для услуг на дату оформления документа, подтверждающего факт предоставления таких услуг (п.п. «б» п. 187.1 НКУ).

На эту же дату продавец должен выписать налоговую накладную в двух экземплярах. Налоговики продолжают настаивать на выписке двух пар налоговых накладных (см. консультации, размещенные в разделах 130.21 и 130.23 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua):

одной пары — на общий объем поставки «0» (она заполняется в общем порядке, ее оригинал выдается покупателю — плательщику НДС. При этом, как указывают налоговики, такой покупатель, бесплатно получающий товары/услуги, должен отразить полученную от продавца налоговую накладную в разделе II Реестра выданных и полученных налоговых накладных, где в графе 8 и в соответствующих графах 9 — 16 проставить «0»);

второй пары — в ней объем поставки определяется исходя из обычной цены (т. е. такая налоговая накладная выписывается на сумму превышения обычной цены над нулем).

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации достаточно одной налоговой накладной (в двух экземплярах), выписанной на обычную стоимость, — оба ее экземпляра продавец оставляет у себя.

Факт использования товаров/услуг, приобретенных для рекламных розыгрышей или с целью распространения в рекламных целях, в хозяйственной деятельности налогоплательщика (напомним, главный элемент хозяйственной деятельности — направленность на получение дохода; п.п. 14.1.36 НКУ), дает ему право включить суммы «входного» НДС по ним в налоговый кредит на основании ст. 198 НКУ. Однако не стоит сбрасывать со счетов консультацию сотрудников налогового ведомства, размещенную в разделе 130.18 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua, в которой они выступают против отражения налогового кредита по НДС при бесплатной раздаче товаров рекламного характера, с чем мы никак не можем согласиться.

НДФЛ при проведении розыгрышей призов и выигрышей. Если в период проведения рекламных акций для покупателей проводятся розыгрыши призов и выигрышей, в том числе в лотерею (кроме государственной), то стоимость таких призов и выигрышей является объектом обложения НДФЛ и облагается налогом по правилам, определенным п. 170.6 НКУ (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 160.24 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua).

В соответствии с п. 167.3 НКУ ставка НДФЛ в отношении доходов, начисленных как выигрыш или приз (кроме выигрыша в государственную и негосударственную лотерею и выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры) в пользу резидентов или нерезидентов, составляет 30 %.

При определении базы налогообложения выигрышей или призов, предоставляемых в неденежной форме, доход следует определять исходя из обычных цен с учетом «натурального» коэффициента, который в 2011 году составляет 1,428571.

Налоговым агентом плательщика налога при начислении (предоставлении) в его пользу дохода в виде призов (выигрышей) в лотерею или в розыгрыше является лицо, осуществляющее такое начисление (выплату) (п.п. 170.6.1 НКУ).

Выигрыши и призы окончательно облагаются НДФЛ при их выплате за их счет (см. абзац второй п.п. 170.6.2 НКУ).

В Налоговом расчете по ф. № 1ДФ доход в виде выигрыша/приза отражается с признаком «111».

Пример 2. Предприятие «Аврора» с рекламной целью организовало проведение в своем магазине «Дом-строй» розыгрыша чеков, в результате которого покупателю — обладателю выигрышного чека предоставляется возможность получить в качестве приза сковороду Tefal COMFORT TOUCH D82106 28 см, которая ранее была приобретена за 372 грн. (без НДС — 310 грн.; НДС 20 % — 62 грн.) с целью передачи в качестве приза. Эта цена является обычной.

Вручение приза оформляется путем составления акта приема-передачи с указанием его стоимости.

Размер налогооблагаемого дохода получателя приза — физического лица в рассматриваемой ситуации составляет 531,43 грн. (372 грн. х 1,428571). Соответственно сумма НДФЛ, которую предприятие должно перечислить в бюджет, — 159,43 грн. (531,43 грн. х 30 % : 100 %).

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 2

Учет выдачи приза в результате новогоднего розыгрыша


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Получена от поставщика сковорода с целью передачи в виде приза

310

281

631

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости приобретенной сковороды

62

641/НДС

631

3

Перечислены поставщику средства в оплату за полученную сковороду

372

631

311

4

Вручен приз покупателю по результатам проведения розыгрыша

310

377

281

310

5

Отражены налоговые обязательства по НДС

62

377

641/НДС

6

Начислен доход физическому лицу — получателю приза

531,43

93

685

310

7

Начислен НДФЛ

159,43

377

641/НДФЛ

8

Произведен зачет задолженности с покупателем

531,43

685

377

9

Перечислен в бюджет НДФЛ

159,43

641/НДФЛ

311

10

Отнесена на финансовый результат сумма начисленного дохода получателю приза

531,43

791

93

 

НДФЛ при распространении подарков. Если рекламная акция сопровождается бесплатной раздачей товаров, продукции предприятия, сувениров и других материальных ценностей всем ее участникам (каждому 3-му, n-му) и при этом предприятие не проводит каких-либо розыгрышей, жеребьевок и других подобных мероприятий с элементом случайности, то речь идет о предоставлении физическому лицу подарка.

По разъяснениям сотрудников налогового ведомства (см. консультацию, размещенную в разделе 160.24 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua), если при проведении рекламной акции осуществляется распространение рекламного товара (работ, услуг), а потребителями рекламы является неопределенный круг плательщиков налога (т. е. без их идентификации), то стоимость такого товара (работ, услуг) не рассматривается как доход физических лиц — потребителей этих рекламных товаров (работ, услуг) и, соответственно, не является объектом обложения НДФЛ.

Однако, если в ходе проведения таких рекламных акций получателями подарков являются конкретные лица, не являющиеся наемными работниками, стоимость этих подарков приравнивается к дополнительному благу (п.п. 164.2.17 НКУ) и облагается НДФЛ в общеустановленном порядке.

Так, доходы физических лиц в виде стоимости подарков, предоставленных юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями, облагаются НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 167.1 НКУ:

— по ставке 15 % облагается доход, сумма которого не превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2011 году — 9410 грн.) (абзац первый п. 167.1 НКУ);

— по ставке 17 % облагается сумма превышения (абзац второй п. 167.1 НКУ).

То есть в ситуации, когда персонификация получателя подарка невозможна, стоимость такого подарка не облагается НДФЛ. Если же одариваемое лицо может быть персонифицировано, стоимость подарка является объектом обложения НДФЛ.

При этом порядок обложения НДФЛ подарков (дополнительного блага) зависит от того, в какой форме они предоставляются: в денежной или вещевой (неденежной).

Подарки в виде денежных выплат подлежат включению в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога независимо от суммы выплат. В таком случае базой обложения НДФЛ будет сумма таких денежных средств.

Что касается неденежных подарков, то согласно п.п. 165.1.39 НКУ стоимость подарка, которая не превышает 50 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2011 году470,50 грн.), не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога.

Кстати, из письма ГНАУ и Федерации профсоюзов Украины от 15.02.2011 г. № 4284/7/17-0717; 3071/6/17-0715; 58/01-16/330 в отношении применения п.п. 165.1.39 НКУ следует, что необлагаемые подарки в неденежной форме стоимостью 470,50 грн. могут предоставляться плательщику налога ежемесячно.

Если стоимость неденежного подарка превышает 50 % минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года, налогообложению подлежит только сумма превышения (см. письмо ГНАУ от 03.02.2011 г. № 2918/7/17-0717).

База обложения НДФЛ определяется как стоимость неденежного подарка, рассчитанная по обычным ценам, умноженная:

— при ставке 15 % — на «натуральный» коэффициент 1,176471;

— при ставке 17 % — на «натуральный» коэффициент 1,204819.

Дарители подарков являются налоговыми агентами плательщика налога.

В Налоговом расчете по ф. № 1ДФ доход в виде подарка отражается так:

— стоимость не облагаемых НДФЛ в соответствии с п.п. 165.1.39 НКУ неденежных подарков — с признаком дохода «160»;

— стоимость облагаемых НДФЛ подарков, классифицируемых в качестве дополнительного блага, — с признаком дохода «126».

Таковы основные нюансы отражения в учете предприятия новогодних акций (скидок, распродаж, розыгрышей призов). Желаем вам расширения круга покупателей, финансовой стабильности и яркого новогоднего праздника, а как его умело организовать, читайте в следующей статье.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить