Темы статей
Выбрать темы

Налогообложение детских новогодних подарков

Редакция НиБУ
Статья

Налогообложение детских новогодних подарков

 

Новый год — самый долгожданный, яркий и веселый праздник в году. Его с нетерпением ждут даже взрослые, а что уж говорить о детях! И если у каждого взрослого свои причины для любви к этому празднику (от царящей праздничной атмосферы до возможности лишний раз пообщаться с друзьями или провести время с близкими), то все дети, независимо от возраста, ждут от него одного — как можно больше подарков! Тем более приятно, что круг желающих порадовать детишек не ограничивается родителями и прочими близкими. Хорошей традицией стало предоставление детям новогодне-рождественских подарков от ФВПТ*, профсоюзных организаций, а также непосредственно от работодателей. В предлагаемой вашему вниманию статье мы рассмотрим основные организационные и учетные вопросы, связанные с приобретением и раздачей детских подарков в зависимости от источников их финансирования.

Алла МАЛЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

* Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

 

Детские подарки от ФВПТ

Выделение ФВПТ средств для приобретения детских новогодних подарков осуществляется во исполнение требований п. 6 ст. 34 и ст. 48 Закона № 2240. Именно этим нормативным документом приобретение детских новогодних подарков признано одним из видов социальных услуг, финансируемых за счет средств ФВПТ.

Механизм расходования средств ФВПТ на приобретение детских новогодних подарков, а также особенности их распределения и выдачи установлены Порядком № 48.

В соответствии с требованиями Порядка № 48 закупкой и распределением детских новогодних подарков занимается непосредственно ФВПТ. Работодателю остается только получить подарки в исполнительной дирекции отделения Фонда и раздать их своим сотрудникам (родителям детей). А вот новогодние подарки, приобретенные страхователем или застрахованным лицом самостоятельно, за счет средств ФВПТ не оплачиваются (п. 1.6 Порядка № 48).

Кто имеет право на подарок от ФВПТ. В принципе предоставить детям своих сотрудников новогодние подарки от ФВПТ могут все предприятия-страхователи. Вопрос в том, все ли работники могут претендовать на получение детского подарка от Фонда?

Как известно, в общем случае право на получение материального обеспечения и социальных услуг за счет средств ФВПТ (в том числе на детские новогодние подарки) имеют застрахованные лица (ч. 1 ст. 4 Закона № 2240). Подробнее о том, какие работники имеют право на детские новогодние подарки и основные ограничения в данном вопросе см. в табл. 1.

 

Таблица 1

Кому могут быть предоставлены детские подарки от ФВПТ

Детские новогодние подарки предоставляются

Примечание

Застрахованным лицам (отцу, матери, усыновителю, опекуну или попечителю*) по основному месту работы (абзац первый ч. 1 ст. 50 Закона № 2240, п. 3.4 Порядка № 48), включая лиц:

По этой причине работникам-совместителям детские новогодние подарки не предоставляют

— которые находятся на испытательном сроке

— работающих на сезонных работах (см. письмо ФВПТ от 29.11.2007 г. № 01-16-2583 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 1 — 2)

При условии, что на момент предоставления подарка такие работники находятся в трудовых отношениях с работодателем и, соответственно, являются застрахованными лицами

— находящихся в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет** (см. постановление № 41, письмо ФВПТ от 17.06.2011 г. № 01-16-1789)

Такие лица состоят в трудовых отношениях с работодателем, а значит, являются застрахованными лицами

На детей, которым по состоянию на 1 января 2012 года не исполнится 14 лет (п. 1.5 Порядка № 48)

Если 14 лет ребенку исполнится 1 января 2012 года, то предоставить ему подарок уже нельзя

* Подарок предоставляется каждому из таких лиц на каждого ребенка. Например, на одном предприятии работают мать и отец двоих детей, которым по состоянию на 01.01.2012 г. не исполнится 14 лет. В этом случае каждый из родителей (и мать, и отец) имеет право получить подарок на каждого ребенка (т. е. всего семья получит 4 подарка). Бабушки и дедушки права на подарок от ФВПТ не имеют.

** На практике лицам, находящимся в отпуске для ухода за ребенком до 6 лет, новогодние подарки на детей за счет ФВПТ не предоставляются. В то же время, справедливости ради, следует отметить, что в отношении таких лиц должны действовать те же аргументы в пользу предоставления социальных услуг за счет Фонда, что и для лиц, находящихся в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет.

 

Документальное оформление получения и выдачи подарков от ФВПТ. Документальное оформление получения детских подарков от ФВПТ начинается с того, что работодатели составляют и заранее подают в соответствующие исполнительные дирекции ФВПТ (районные, межрайонные, городские) заявки на выделение новогодних подарков с указанием необходимого их количества (пп. 2.2 и 3.2 Положения № 48). Такая заявка составляется в произвольной форме на основании списков детей работников, которым предоставляется новогодний подарок за счет средств ФВПТ.

Обратите внимание: срок подачи такой заявки законодательно не установлен. А значит, чтобы не опоздать с ее оформлением предприятию следует уточнить, в какие сроки нужно подать заявку в своем отделении фонда.

Выдача подарков страхователям осуществляется исполнительной дирекцией отделения ФВПТ по накладной и на основании доверенности, выписанной предприятием на имя доверенного лица (п. 3.2 Порядка № 48).

Решение о выделении новогодних подарков от ФВПТ детям застрахованных лиц принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию предприятия на основании составленной им ведомости на выдачу новогодних подарков (п. 3.1 Порядка № 48). При этом такое решение комиссия (уполномоченный) оформляет Протоколом заседания комиссии по социальному страхованию (решения уполномоченного), форма которого приведена в приложении к Положению № 25.

Что касается ведомости, то она составляется в произвольной форме. Единственное требование к ее оформлению выдвигает п. 3.1 Порядка № 48, согласно которому в ней должны быть обязательно указаны: фамилии и инициалы застрахованных лиц (родителей) и их детей; число, месяц и год рождения детей.

Источником перечисленных сведений являются копии свидетельств о рождении детей застрахованных лиц, которые следует хранить на предприятии для подтверждения возраста детей. При проведении проверки эти копии могут потребовать работники исполнительной дирекции отделения ФВПТ.

Выдача подарков работникам осуществляется по составленной ранее ведомости на выдачу подарков. При этом факт их получения застрахованные лица подтверждают своей подписью в упомянутой ведомости (п. 3.4 Порядка № 48).

Ответственность за нарушения при выдаче подарков. Прежде всего, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 48 сумма расходов ФВПТ на новогодние подарки, выданные с нарушением, не принимается к зачету и должна быть возмещена за счет страхователя.

За нарушение порядка использования полученных новогодних подарков согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 2240 страхователи уплачивают штраф в размере 50 % от стоимости выданных с нарушением подарков.

Кроме того, на должностных лиц предприятия, виновных в нарушении порядка использования средств ФВПТ, может быть наложен административный штраф по ст. 1655 КУоАП в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.), а за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же нарушения, — от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).

Во избежание перечисленных штрафных санкций предприятию следует не допускать нарушений при выдаче детских новогодних подарков, а для этого — строго следуйте требованиям Порядка № 48 относительно документального оформления таких операций, а также категорий работников, которые имеют право на детские новогодние подарки.

Налог на доходы физических лиц и единый взнос на социальное страхование. Стоимость детских новогодних подарков, предоставляемых застрахованным лицам (работникам предприятия) за счет средств ФВПТ, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) на основании п.п. 165.1.1 НКУ. В то же время, в соответствии с требованиями Порядка № 1020 работодатель должен отразить стоимость таких новогодних подарков в Налоговом расчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «128».

Стоимость детских подарков не включается в базу для начисления и удержания единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ). Такой вывод следует из того, что стоимость новогодних подарков, предоставляемых за счет средств ФВПТ, не включается в фонд оплаты труда предприятия, а значит, не отвечает определению базы налогообложения, приведенному в ст. 7 Закона № 2464.

В отчете по форме Ф4-ФСС з ТВП отражать стоимость полученных от ФВПТ новогодних подарков страхователям не надо.

Налог на прибыль и НДС. Поскольку предприятие-работодатель фактически является лишь посредником между ФВПТ и застрахованными лицами, детям которых предоставляются новогодние подарки, стоимость таких подарков ни в состав доходов, ни в состав расходов предприятия не включается.

Что касается НДС, то операция по раздаче детских подарков, приобретенных за счет ФВПТ, работникам предприятия не отвечает определению поставки товаров, приведенному в п.п. 14.1.191 НКУ. А раз так, то и никаких налоговых последствий по НДС при осуществлении такой операции у предприятия также не возникнет.

Бухгалтерский учет. Так как полученные от ФВПТ детские подарки в собственность предприятия не передаются, то и учитывать такие ценности на счетах балансового учета предприятию не нужно. В то же время, с целью контроля за наличием и движением детских подарков, следует организовать их учет на забалансовом счете 02 «Активы на ответственном хранении». Поступление подарков отражается по дебету счета 02, а их выдача — по кредиту.

 

Детские подарки от профсоюза

Следующий потенциальный «даритель» детских новогодних подарков — профсоюзная организация.

Приобретать новогодние подарки для детей и билеты на новогодне-рождественские мероприятия профсоюзная организация может как за счет собственных средств, полученных для осуществления своей уставной деятельности, так и за счет средств, специально перечисленных для этих целей предприятием*.

* Подробнее о налоговом учете расходов, понесенных предприятием в связи с перечислением денежных средств профсоюзной организации см. на с. 35.

Условия предоставления детских подарков от профсоюза. В случае приобретения детских новогодних подарков за счет средств профсоюзной организации следует учитывать такие нюансы:

1) такие расходы должны быть предусмотрены сметой расходов профсоюза, а также его уставом;

2) порядок предоставления подарков за счет бюджета профсоюза определяется решением профсоюзного комитета;

3) возраст детей, которым планируется предоставить подарки и (или) билеты на новогодне-рождественские праздники, определяется первичной профсоюзной организацией самостоятельно (на заседании профкома), поскольку действующим законодательством он не ограничен (см. письмо Федерации профсоюзов Украины от 12.04.2005 г. № 05-30-513). Однако, как правило, новогодними подарками обеспечиваются малолетние дети, к которым согласно ч. 2 ст. 6 Семейного кодекса Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III относятся дети, не достигшие 14-летнего возраста;

4) что подарить детям в качестве новогоднего подарка — профсоюзная организация выбирает по собственному усмотрению. При этом, если в качестве подарка будут предоставлены наборы кондитерских изделий, игрушки отечественного производства, фрукты, а также билеты на новогодне-рождественские мероприятия для детей, то при налогообложении их стоимости можно будет воспользоваться описанными ниже льготами, установленными Законом № 2117. А вот на стоимость других подарков такие льготы не рапространяются.

Документальное оформление. Приобретение и раздачу новогодних подарков детям членов профсоюза следует надлежащим образом оформить документально. С этой целью профсоюзная организация составляет такие документы:

решение профкома о выдаче детских новогодних подарков и (или) билетов на детские новогодне-рождественские праздники. Заметим, что такое решение должно обязательно содержать сведения о количестве и предельном возрасте одариваемых детей, а также стоимости подарков (билетов);

смету доходов и расходов на проведение мероприятий;

список детей членов профсоюза, которым предоставляются новогодние подарки и (или) билеты на новогодние мероприятия;

доверенность на получение новогодних подарков и билетов по накладной от поставщика;

ведомость на выдачу подарков и билетов, в которой должны быть указаны фамилии членов профсоюза, их детей, а также росписи членов профсоюза (родителей) о получении подарков и (или) билетов. Если на выдачу подарков и билетов составляется одна ведомость, члены профсоюза должны поставить две росписи: одну — в получении подарка, другую — в получении билета;

акт о списании подарков и билетов, приобретенных за счет профсоюзных средств.

Особенности налогообложения детских подарков. Описание порядка налогообложения подарков за счет средств профсоюза начнем с того, что напомним: минимизировать налоговые последствия мероприятий, связанных с организацией новогодних и рождественских праздников для детей, позволяет Закон № 2117. Действует этот Закон ежегодно в период с 15 ноября текущего года до 15 января следующего года и предусматривает ряд льгот в налогообложении детских новогодних подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей.

В то же время специалисты налоговых органов в отдельных своих консультациях ставят под сомнение возможность применения Закона № 2117, а значит и установленных им льгот, после вступления в силу НКУ (см. письмо ГНА в Донецкой области от 07.07.2011 г. № 12656/10/15-213, а также консультацию, размещенную в разделе 130.05 ЕБНЗ на официальном сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, спецвыпуск № 1)). При этом аргументируют свою точку зрения налоговики тем, что согласно п. 3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, если другими нормативными актами установлены иные правила налогообложения нежели НКУ, приоритет имеют нормы Кодекса. Поскольку НКУ не предусматривает освобождение от обложения НДС операций поставки детских новогодних подарков, а также билетов на новогодне-рождественские мероприятия, то такие операции облагаются в общем порядке.

Вынуждены не согласиться с мнением налоговиков. И в подтверждение своей позиции приведем следующие аргументы.

Во-первых, о том, чтобы Закон № 2117 оставался специальным нормативным актом по вопросам налогообложения детских новогодних подарков даже в период действия НКУ, позаботились сами законодатели. Именно они Законом № 2856, вступившим в силу с 01.01.2011 г., привели преамбулу этого Закона в соответствие с действующим законодательством и теперь он применяется «…как исключение из общих положений, установленных Налоговым кодексом Украины».

Во-вторых, полностью противоречит изложенной выше позиции налоговиков, но при этом служит подтверждением отстаиваемой нами точки зрения, и тот факт, что льгота по НДС, установленная ст. 2 Закона № 2117, предусмотрена в Справочнике льгот № 59 под кодом 14010204.

И наконец, в-третьих, в той же ЕБНЗ, но уже под кодом 160.04 содержится еще одно разъяснение налоговиков, в котором рассматривается порядок обложения детских новогодне-рождественских подарков НДФЛ. В нем специалисты ГНСУ, ссылаясь на ст. 3 Закона № 2117, отмечают, что стоимость таких подарков в размере, предусмотренном этим Законом, не включается в совокупный налогооблагаемый доход их получателей и не облагается НДФЛ.

Таким образом, по нашему мнению, Закон № 2117 остается действующим и на сегодняшний день, а значит, в новогодне-рождественский период 2011 — 2012 гг. при закупке детских новогодних подарков за счет средств профсоюза можно в полной мере руководствоваться установленными этим Законом льготами. Рассмотрим их подробнее.

НДФЛ и ЕСВ. В соответствии со ст. 3 Закона № 2117 не включается в совокупный налогооблагаемый доход родителей детей и не облагается НДФЛ:

1) стоимость детских праздничных подарков. При этом под праздничными подарками следует понимать наборы товаров, которые содержат лишь кондитерские изделия и игрушки отечественного производства и фрукты общей стоимостью, не превышающей 8 % прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2011 году 75,28 грн. (941 грн. х 8 %)) (ст. 4 Закона № 2117);

2) стоимость билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей (независимо от стоимости).

Указанная льгота применяется в случае предоставления подарков организациями, перечисленными в ст. 1 Закона № 2117, в частности профсоюзными организациями.

Таким образом, стоимость детских праздничных подарков, закупаемых за счет средств профсоюза, в пределах 75,28 грн. не включается в совокупный налогооблагаемый доход родителей детей и не облагается НДФЛ. Причем заметьте: предельный размер для необложения НДФЛ стоимости детского подарка применяется в расчете на один новогодний подарок.

Если приобретенные профсоюзной организацией подарки для детей не отвечают вышеперечисленным условиям (например, в качестве подарков закуплены игрушки или конфеты иностранного производства, книги и т. п.), льгота, установленная Законом № 2117, не применяется. Кроме того, нельзя рассчитывать на полное освобождение от НДФЛ на основании ст. 3 Закона № 2117 и в том случае, когда стоимость детских новогодних подарков превышает 75,28 грн.

В то же время, в случае если принято решение о приобретении подарков, не подпадающих под нормы Закона № 2117, можно воспользоваться нормами НКУ. Дело в том, что с 2011 года параллельно с льготой по НДФЛ, предусмотренной ст. 3 Закона № 2117, действует и другая норма законодательства, позволяющая не облагать этим налогом стоимость детских новогодних подарков. Речь идет о п.п. 165.1.39 НКУ*, согласно которому не облагаются НДФЛ подарки, отвечающие следующим условиям: подарок предоставлен в неденежной форме и его стоимость не превышает 50 % минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2011 году — 470,50 грн.) в расчете на месяц.

* Конечно же, эту льготу можно применить лишь в том случае, если работнику в текущем месяце не были предоставлены другие подарки, стоимость которых в сумме с детским подарком превышает 470,50 грн.

Обратите внимание: п.п. 165.1.39 НКУ не ставит возможность применения льготного порядка налогообложения в зависимость от того, кому и кем предоставляется подарок. Поэтому действие этого подпункта в полной мере распространяется и на таких дарителей, как профсоюзные организации. Кстати, на тот факт, что п.п. 165.1.39 НКУ могут применять и профсоюзы, обращалось внимание в совместном письме ГНАУ и Федерации профессиональных союзов Украины от 15.02.2011 г. № 4284/7/17-0717, 3071/6/17-0715, от 15.02.2011 г. № 58/01-16/330 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 27).

Еще одна норма НКУ, которой может воспользоваться профсоюз для необложения НДФЛ стоимости подарков, п.п. 165.1.47 НКУ. Напомним, что в соответствии с ней сумма выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемых профессиональными союзами своим членам в течение года, не включается в их месячный (годовой) налогооблагаемый доход при выполнении следующих условий:

совокупный размер таких выплат и возмещений за год не превышает сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому п.п. 169.4.1 НКУ, установленного на 1 января такого года (в 2011 году — 1320 грн.);

— выплаты осуществляются в размерах и на цели, установленные общим собранием членов профсоюза.

Обратите внимание: профсоюз может воспользоваться указанной льготой, если на момент предоставления подарка сумма других предоставленных члену профсоюза выплат, необлагаемых на основании п.п. 165.1.47 НКУ, не превысила 1320 грн.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ стоимость детских новогодних подарков отражается следующим образом:

— если стоимость детского подарка не превышает 75,28 грн. и не облагается НДФЛ на основании ст. 3 Закона № 2117 — с кодом признака доходов «127»;

— если стоимость подарка превышает 75,28 грн., при этом не облагается НДФЛ лишь часть стоимости подарка в пределах этой суммы на основании ст. 3 Закона № 2117 — необлагаемая сумма (75,28 грн.) отражается с кодом «127», а сумма превышения — с кодом «126»;

— если стоимость детского подарка не превышает 470,50 грн. и не облагается НДФЛ на основании п.п. 165.1.39 НКУ — с кодом признака доходов «160»;

— если стоимость детского подарка превышает 470,50 грн. — необлагаемая сумма (470,50 грн.) отражается с кодом «160», а сумма превышения — с кодом «126»;

— если стоимость детского подарка не облагается НДФЛ на основании п.п. 165.1.47 НКУ — с кодом «167», в сумме превышения над предельной суммой с кодом «126».

В то же время нельзя не отметить, что в своей консультации, опубликованной разделе 160.04 ЕБНЗ на официальном сайте ГНСУ, налоговики рекомендуют заполнять налоговый расчет только по тем новогодним подаркам, стоимость которых превышает 75,28 грн. При этом сумма превышения отражается с признаком дохода «126». При таком подходе не облагаемая НДФЛ стоимость подарка в Налоговый расчет по форме № 1 ДФ не попадет.

По нашему мнению, данная рекомендация налоговиков не соответствует требованиям НКУ, а также Порядка № 1020. Ведь как, известно, в Налоговом расчете по форме № 1ДФ приводится информация обо всех доходах: как облагаемых, так и нет. Поэтому и в данном случае следует придерживаться того же принципа, а значит, и необлагаемая часть детских подарков должна быть показана в Налоговом расчете по форме № 1 ДФ.

Стоимость детских «профсоюзных» подарков в базу обложения ЕСВ не включается независимо от того, облагается стоимость подарков НДФЛ или нет. Причина — члены профсоюза не являются работниками профсоюзной организации, а значит, такая выплата не относится к фонду оплаты труда, который является базой для начисления и удержания ЕСВ.

 

Детские подарки за счет предприятия

Новогодние подарки или билеты на новогодние мероприятия для детей сотрудников может приобрести предприятие за счет собственных средств.

При этом работодатель должен иметь в виду, что льготы, предусмотренные ст. 1 — 3 Закона № 2117, на такой вариант закупки детских новогодних подарков (билетов на новогодне-рождественские мероприятия) не распространяются. По крайней мере, такой вывод напрашивается из формулировок этих норм рассматриваемого Закона. А это, в свою очередь, означает, что в части обложения налогом на прибыль, НДС и НДФЛ операций по приобретению предприятием детских подарков за счет собственных средств следует руководствоваться общими правилами налогообложения, установленными НКУ.

Налог на прибыль и НДС. На основании п.п. 139.1.1 НКУ расходы на приобретение и распространение детских новогодних подарков, которые не связаны с ведением хозяйственной деятельности, не включаются в состав расходов предприятия. В то же время операции по бесплатной передаче товаров в соответствии с п.п. 14.1.202 НКУ для целей налогообложения приравниваются к их продаже. В связи с этим стоимость детских подарков (билетов), приобретенных за счет предприятия, при передаче их работникам включается в состав прочих доходов. При этом размер дохода определяется исходя из договорной стоимости подарков, но не ниже их обычной цены (в случае если договорная цена отличается от обычной цены более чем на 20 %) (пп. 153.2.1, 153.2.3 НКУ).

Для определения обычной цены до 01.01.2013 г. необходимо применять положения п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, а с указанной даты — ст. 39 НКУ.

По нашему мнению, это наименее штрафоопасный, но не единственный возможный вариант налогообложения такой операции. В частности, специалисты главного налогового ведомства в последнее время высказывают более либеральную точку зрения и разрешают отражать расходы по операциям, связанным с бесплатной передачей товаров (работ, услуг). Со своей стороны заметим: несмотря на столь положительный для налогоплательщиков вывод, не рекомендуем сразу же ему следовать. Во избежание финансовых санкций, перед тем как отражать расходы по детским новогодним подаркам, желательно обзавестись индивидуальной налоговой консультацией по этому вопросу.

Нехозяйственная направленность использования новогодних подарков (билетов на новогодние мероприятия) ведет к тому, что предприятие не имеет права включать в налоговый кредит сумму НДС, уплаченного в связи с их приобретением. Это следует из п. 198.3 НКУ. Вместе с тем при бесплатной передаче детских подарков (билетов) у предприятия возникают налоговые обязательства по НДС. При этом база налогообложения определяется исходя из договорной стоимости, но не ниже обычных цен (п. 188.1 НКУ).

НДФЛ и ЕСВ. На операции по приобретению детских новогодних подарков (билетов на новогодне-рождественские мероприятия) за счет обычных предприятий льгота, предусмотренная ст. 3 Закона № 2117, не распространяется.

Заметим, что в «докодексный» период налоговики считали возможным распространить действие ст. 3 Закона № 2117 на случаи, когда детские подарки приобретаются непосредственно работодателями (налоговыми агентами) за собственные средства (см. письмо ГНАУ от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-0717 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 4). Действительно, такая позиция ГНСУ привлекательна для налогоплательщиков, однако и в то время она была далеко не бесспорна. В настоящее время какие-либо разъяснения налоговиков на этот счет отсутствуют.

В то же время для необложения детских подарков НДФЛ предприятие может воспользоваться уже описанной выше льготой, предусмотренной п.п. 165.1.39 НКУ.

Выплаты на приобретение подарков и билетов на зрелищные мероприятия для детей сотрудников согласно п. 3.23 Инструкции № 5 не включаются в фонд оплаты труда, и поэтому с них ЕСВ не взимается.

Пример. В декабре 2011 года предприятие закупило детские подарки в виде наборов конфет отечественного производства в количестве 35 штук. Стоимость одного набора 103,50 грн. (в том числе НДС 20 % — 17,25 грн.). Другие подарки работникам предприятия в отчетном периоде не предоставлялись.

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия приобретение и выдача подарков отразятся следующим образом:

 

Таблица 2


п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение детских новогодних подарков

1

Перечислены денежные средства поставщику в оплату стоимости подарков

371

311

3622,50

2

Оприходованы наборы подарков (с учетом НДС)

209

631

3622,50*

3

Отражен зачет задолженностей

631

371

3622,50

Начисление дохода в виде стоимости подарка в расчете на одного работника

4

Начислен работнику доход в виде стоимости детского новогоднего подарка

949

663

103,50

5

Выдан детский новогодний подарок

663

209

103,50

103,50

— **

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

949

641/НДС

17,25

*Предприятие не имеет права на налоговый кредит по НДС, поэтому сумма этого налога включается в первоначальную стоимость приобретенных подарков (п. 9 П(С)БУ 9).

** ГНСУ разрешает налогоплательщикам отражать расходы по операциям, связанным с бесплатной передачей товаров (работ, услуг). Такая позиция налоговиков привлекательна для налогоплательщиков, однако далеко не бесспорна.

 

Таким образом, самым невыгодным способом поздравить детей своих работников является приобретение подарков за счет средств предприятия. Именно в этом случае возникает ряд негативных налоговых последствий. Поэтому при наличии такой возможности лучше организовать приобретение подарков за счет средств предприятия, но через первичную профсоюзную организацию.

Для этого предприятие перечисляет средства на приобретение подарков (билетов) детям своих работников (членов профсоюза) профсоюзной организации. А профсоюз приобретает и распределяет подарки между работниками.

При этом налогообложение доходов работников НДФЛ и ЕСВ будет осуществляться в рассмотренном выше порядке. Кроме того, гораздо «гуманнее», чем в случае с самостоятельным приобретением подарков, будут налоговые последствия по налогу на прибыль и НДС.

Так, если работодатель перечисляет профсоюзной организации средства на приобретение детских подарков (билетов на новогодние мероприятия) в период с 15 ноября 2011 года до 15 января 2012 года, он вправе воспользоваться нормами ст. 1 Закона № 2117, согласно которым сумма таких средств включается в состав расходов в размере, не превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего (отчетного) периода.

На наш взгляд, если предприятие перечисляет средства профсоюзной организации в период с 15 ноября 2011 года по 31 декабря 2011 года, то 4-процентный предел следует рассчитывать от налогооблагаемой прибыли, полученной по результатам 9 месяцев отчетного налогового года (показатели деклараций по налогу на прибыль за I квартал 2011 года и II — III кварталы 2011 года). В случае, если средства на проведение новогодних мероприятий для детей перечисляются в январе 2012 года (с 1 до 15 числа), предел будет рассчитываться исходя из налогооблагаемой прибыли за 2011 год (показатели деклараций по налогу на прибыль за I квартал 2011 года и II — IV кварталы 2011 года).

Причем обратите внимание: по нашему мнению, ст. 1 Закона № 2117 работает независимо от благотворительной нормы, предусмотренной п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ, согласно которой в состав расходов предприятия включаются суммы средств, перечисленные работодателями первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу, предусмотренные коллективными договорами (соглашениями) согласно Закону Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-XIV, в пределах 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год.

Для налогоплательщиков возможность одновременного применения и ст. 1 Закона № 2117, и п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ прежде всего означает, что, исчерпав благотворительный лимит, предусмотренный Кодексом, предприятие не лишается возможности включить в расходы сумму средств, перечисленных профсоюзной организации для финансирования детских новогодних подарков.

Кроме того, при перечислении денежных средств в профсоюз для приобретения детских новогодних подарков не возникают налоговые обязательства по НДС.

 

Учет НДС у производителей и торговых предприятий

Описание порядка налогообложения детских новогодних подарков будет не полным, если не вспомнить еще об одной льготе, предусмотренной ст. 2 Закона № 2117.

Так, в соответствии с упомянутой нормой Закона № 2117 освобождаются от обложения НДС операции по продаже производственными и торговыми предприятиями детских праздничных подарков, а также билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей, которые закупаются за счет средств ФВПТ, профсоюзных комитетов предприятий и организаций, других неприбыльных организаций.

Как видим, без начисления НДС производственные и торговые предприятия продают детские подарки только ограниченному кругу лиц, а именно:

— ФВПТ;

— профсоюзным комитетам предприятий и организаций;

— другим неприбыльным организациям.

Что касается подарков, которые продаются другим субъектам хозяйствования (за счет их средств), то льгота по НДС, установленная ст. 2 Закона № 2117, на них не распространяется.

Однако это не единственное требование Закона № 2117, которое должно соблюдаться для получения льготы по НДС.

Во-первых, Закон № 2117 предусматривает временное ограничение при пользовании льготой по НДС. Поскольку упомянутый Закон действует ежегодно в период с 15 ноября текущего (2011) года до 15 января следующего (2012) года, то и период пользования льготой ограничен теми же числами.

Во-вторых, НДС-льгота распространяется на операции по продаже детских праздничных подарков, а также билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей. При этом под подарками понимают наборы товаров, содержащие кондитерские изделия, игрушки отечественного производства и фрукты.

В-третьих, для применения льготы по НДС стоимость одного подарка не должна превышать 8 % прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года (в 2011 году 75,28 грн. (941 грн. х 8 %)). Если стоимость подарка превышает установленный Законом № 2117 предел, то на всю его стоимость придется начислить НДС. Не работает льгота по НДС и в отношении подарков, в состав которых входят импортные кондитерские изделия и игрушки.

При применении рассматриваемой льготы по НДС суммы этого налога, уплаченные производителями детских праздничных подарков в связи с приобретением сырья и материалов для их производства, в состав налогового кредита не включаются, а относятся на расходы. Об этом прямо сказано в ст. 2 Закона № 2117. Кроме того, аналогичные нормы предусматривают и соответствующие разделы НКУ: п.п. 139.1.6 НКУ разд. III «Налог на прибыль» и п. 198.4 НКУ разд. V «Налог на добавленную стоимость».

Если предприятие приобрело сырье для производства детских праздничных подарков в предыдущих налоговых периодах и отразило сумму «входного» НДС в составе налогового кредита, то в периоде использования такого сырья для производства льготных подарков предприятие обязано начислить налоговое обязательство по НДС (п. 198.5 НКУ). При этом датой использования сырья, т. е. датой начисления налоговых обязательств, будет считаться дата признания расходов в соответствии с разд. III «Налог на прибыль» НКУ.

В соответствии с п. 138.4 НКУ расходы, формирующие себестоимость реализованной продукции, признаются расходами того отчетного периода, в котором признан доход от реализации такой продукции. Другими словами, в рассматриваемой ситуации датой начисления налоговых обязательств по НДС будет дата начисления доходов от продажи льготной продукции (детских новогодних подарков).

Заметим, что в описанной выше ситуации (когда приобретенное для облагаемых операций сырье предприятие использовало в производстве необлагаемых подарков) предприятие лишается возможности отнести сумму начисленного НДС в «налоговые» расходы (т. е. применить правила абзаца третьего п.п. 139.1.6 НКУ в данном случае не удастся, поэтому фактически «налоговые» расходы на сумму НДС налогоплательщиком будут утеряны). Аналогичную точку зрения высказывали налоговики в консультации, размещенной в ЕБНЗ на сайте ГНСУ.

И еще один момент. Если предприятие осуществляет одновременно облагаемые и необлагаемые операции, ему придется осуществлять распределение сумм НДС, уплаченных в составе стоимости товаров (работ, услуг), которые участвуют как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях. На необходимость проведения такого перерасчета указывает п. 199.1.

В отчетном периоде, в котором распределение налогового кредита по НДС осуществлялось впервые, вместе с декларацией по НДС подается также приложение Д7. Более подробно с порядком проведения перерасчета сумм НДС можно познакомиться в статье «Распределение «входного» НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 40.

Для отражения операций по отпуску детских «льготных» подарков наиболее подходящей, по нашему мнению, является строка 5 декларации по НДС. При этом в данном случае не имеет принципиального значения тот факт, что в наименовании строки речь идет только об операциях, освобожденных от налогообложения на основании НКУ и международных договоров. Ведь других строк для отражения освобожденных операций декларация не предусматривает.

Вместе с декларацией налогоплательщик заполняет и подает приложение Д6, в котором указывается вид операции, освобожденной от налогообложения, а также делается ссылка на норму НКУ, которая предусматривает такое освобождение. Так, например, в приложении Д6 может быть указано:

— в графе 2 таблицы 3 — операция поставки детских праздничных подарков;

— в графе 3 таблицы 3 — ст. 2 Закона Украины «Об освобождении от налогообложения денежных средств, направляемых на проведение новогодне-рождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков» от 30.11.2000 г. № 2117-III.

И, наконец, последнее. Предприятия, осуществляющие продажу детских праздничных подарков, подают в местную ГНИ Отчет суммах налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233. При этом согласно Справочнику льгот № 59 данная льгота действует с 15 ноября текущего (2011) года до 15 января следующего (2012) года, код льготы — 14010204.

Как гласит известный афоризм: «Подарки, как и добрые советы, доставляют радость дающему». И так хотелось бы, чтобы эту радость не омрачало огромное количество вопросов, связанных с порядком налогообложения таких подарков! Именно поэтому так важно не только иметь желание поздравить детишек с новогодне-рождественскими праздниками, но и хорошо разбираться в налоговых последствиях этого шага. А в этом, надеемся, вам поможет наша статья.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше