Услуги в ВЭД: определяем место поставки
Как известно, место поставки услуг имеет важное значение при налогообложении. О том, как повлияло на ситуацию принятие Налогового кодекса и какие правила с 01.01.2011 г. нужно учитывать при определении места поставки услуг, сейчас и поговорим.
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Поставка услуг
Прежде всего, отметим, что
п.п. 14.1.185 разд. I НКУ понимает под поставкой услуг любые операции, отличные от поставки товаров, включая операции по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие невещественные активы или предоставление других имущественных прав на такие объекты права собственности, а также предоставление услуг, которые потребляются в процессе совершения определенного действия или осуществления деятельности. Причем далее в том же подпункте уточняется, что в целях налогообложения поставкой также считаются, в частности, и такие «специфические» виды услуг, как:а)
услуги «по договоренности» (достижение договоренности воздерживаться от определенного действия или от конкуренции с третьим лицом либо предоставление разрешения на любое действие при условии заключения договора);б)
услуги «по принуждению» (поставка услуг по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления или в принудительном порядке);в) «бесплатные»
услуги (поставка услуг другому лицу на бесплатной основе);— услуги при
совместной деятельности:г)
передача результатов выполненных работ, предоставленных услуг плательщику налога, уполномоченному согласно договору вести учет результатов совместной деятельности без образования юридического лица, а также их возврат таким плательщиком налога по окончании совместной деятельности;ґ)
передача (внесение) выполненных работ, предоставленных услуг как вклад в совместную деятельность без образования юридического лица, а также возврат услуг;д)
услуги по размещению торговой марки (услуги по размещению знака соответствующей торговой марки или самого товара или услуги в кинофильме, сериале или телевизионной программе, которые являются визуальными (зрители лишь видят продукт или знак торговой марки, продукт или торговая марка упоминается в разговоре персонажа; товар, услуга или торговая марка органично вплетаются в сюжет и являются его частью).Таким образом,
НКУ в сравнении с Законом об НДС, как видим, содержит достаточно объемное определение этого понятия.
Место поставки услуг: для чего его нужно знать?
Месту поставки услуг в
НКУ посвящены пп. 186.2 — 186.4 ст. 186. Итак, начиная с 1 января 2011 года определять место поставки услуг нужно по правилам этих пунктов, пришедших на смену прежнему п. 6.5 Закона об НДС.Важность места поставки объясняется тем, что играет ключевое значение при налогообложении. Ведь согласно
п.п. «б» п. 185.1 НКУ объектом налогообложения являются операции по поставке услуг, место поставки которых в соответствии со ст. 186 расположено на таможенной территории Украины. Следовательно, если определенное по правилам ст. 186 НКУ место поставки услуг:— находится
на территории Украины, то услуги подпадают под объект налогообложения и облагаются НДС;— расположено
за пределами Украины, то услуги не подпадают под объект налогообложения (не облагаются НДС) и стало быть, НДС с них уплачивать не нужно.Таким образом, именно от места поставки зависит: облагаются услуги НДС или нет.
Аналогичные правила работают и в отношении услуг
нерезидентов. То есть «под НДС» подпадают только те из них, место поставки которых (определенное по правилам п. 186.3) находится на территории Украины. И наоборот, нерезидентские услуги, поставленные за пределами Украины (не являющиеся объектом), НДС не облагаются. Подробнее об особенностях начисления НДС с услуг нерезидентов см. материал на с. 19.
Правила определения места поставки из ст. 186
Уже на первый взгляд,
ст. 186 содержит весьма объемный перечень услуг, из-за чего при налогообложении могут возникать вопросы, связанные с их верной классификацией. В связи с этим, пожалуй, нужно отметить, что сориентироваться в принадлежности услуг к тому или иному виду могут помочь известные классификаторы: ГК 009:2005 «Классификация видов экономической деятельности» (далее — КВЭД, утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375) и ГК 016-97 «Государственный классификатор продукции и услуг» (утвержденный приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822)*, в которых в целом (в том числе и по услугам) прослеживается соответствие кодов. Причем налоговики в данном случае отдают преимущество КВЭД (см., например, консультацию в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 104, с. 2, где также при этом отмечалось, что для спокойствия и во избежание проблемных ситуаций налогоплательщик с целью правильной классификации услуг и их соответствия тому или иному коду КВЭД может обратиться за получением соответствующей справки в органы статистики).*И в будущем с 01.01.2012 г., на смену которым планируется ввести обновленные версии (см. приказ Госпотребстандарта Украины от 29.11.2010 г. № 530).
Справка с ЕГРПОУ
. А как быть, если, предположим, оказываемый налогоплательщиком вид услуг не указан в справке с ЕГРПОУ? Повлияет ли это каким-то образом на налогообложение? Скажем, сможет ли налогоплательщик в таком случае все равно не облагать НДС, к примеру, оказываемые консультационные услуги (с 01.01.2011 г., напомним, не облагаемые НДС согласно п.п. 196,1.14, п.п. «в» п. 186.3 НКУ)?Как известно, количество видов деятельности, отражаемых в справке с ЕГРПОУ (форма утверждена
приказом Госкомстата Украины от 12.06.2007 г. № 164), строго лимитировано (в справке их может «уместиться» не больше шести). Вместе с тем это вовсе не означает ограничение субъекта хозяйствования в возможности осуществления большего количества видов деятельности. Как правило, данные, отражаемые в справке, в первую очередь говорят о том, что указываемые виды деятельности являются «преимущественно» основными, но вовсе не исключительными видами деятельности субъекта хозяйствования. В прошлом в таком же духе высказывался и Минюст в письмах от 24.01.2001 г. № 19-41-34 и от 05.11.2004 г. № 19-45-1332. Так что отсутствие оказываемого вида услуг в справке ни в коей мере не должно быть поводом для замешательства и каким-либо образом «отменять» общепринятый порядок налогообложения таких услуг, установленный НКУ.Ну а теперь вернемся к месту поставки.
В целом, по построению,
ст. 186, нужно заметить, в чем-то схожа с прежним п. 6.5 Закона об НДС, поскольку опять же существует:—
общее правило определения места поставки услуг (оговоренное п. 186.4), которым нужно руководствоваться, если НКУ не установлено иное;— «
особые» правила определения места поставки (описанные в пп. 186.2 и 186.3) — для отдельных видов услуг и оговаривающие, в свою очередь, особенности определения места поставки по услугам, связанным с движимым имуществом (п.п. 186.2.1), недвижимым имуществом (п.п. 186.2.2), в культурной, научной, спортивной и развлекательной сферах (п.п. 186.2.3), а также в отношении целого ряда услуг из п. 186.3. Рассмотрим их подробнее.
Место поставки услуг
(ст. 186)
Условия оказания услуг | Что является | НДС | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
П. 186.4 — «общее» правило определения места поставки(для услуг, не попавших под действие «специальных» пп. 186.2 — 186.3) | |||
Место поставки услуг — место регистрации поставщика | |||
Если поставщик услуг зарегистрирован на территории Украины | место поставки услуг — территория Украины | услуги облагаются НДС по ставке 20 % | Итак, в общем случае место поставки услуг определяется по месту регистрации продавца. Напомним, что согласно ст. 5 Закона Украины «О государственной регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV государственная регистрация юрлиц проводится по их местонахождению, |
Если поставщик услуг не зарегистрирован на территории Украины | место поставки услуг — за пределами Украины | услуги не являются объектом налогообложения | |
Пример определения места поставки по п. 186.4: | |||
П.п. 186.2.1 — услуги, связанные с движимым имуществом | |||
Действие п.п. 186.2.1 распространяется на: | |||
Место поставки услуг — место фактической поставки услуг
| |||
Если услуги фактически поставляются на территории Украины | место поставки услуг — территория Украины | услуги облагаются НДС по ставке 20 % | Отделяя услуги, связанные с движимым имуществом, от услуг, связанных с недвижимостью, НКУ, как видим, предписывает в первом случае определять место поставки по месту фактического оказания услуг |
Если услуги фактически поставляются за границей | место поставки услуг — за пределами Украины | услуги не являются объектом налогообложения | При этом услуги, связанные с движимым имуществом, фактически оказанные за границей, не облагаются НДС независимо от того, кто их оказывает (резидент или нерезидент) и независимо от того, кто (резидент или нерезидент) является получателем таких услуг |
Услуги, связанные с перевозкой. Итак, на место фактической поставки нужно ориентироваться при услугах, связанных с перевозкой, к числу которых, судя по формулировке п.п. «в» п.п. 186.2.1, можно, к примеру, отнести, в частности, услуги по питанию пассажиров в поездах, самолетах с поставкой продуктов и напитков, предназначенных для потребления, и т. п.Что касается самих перевозок (помещенных в КВЭД в зависимости от используемого при этом вида транспорта под кодами 60 — 62), то они (если, конечно, не являются международными) при этом попадают под правила общего п. 186.4 (с определением места поставки по месту регистрации поставщика). Отдельно, правда, при этом стоят международные перевозки (п.п. «е» п. 185.1 разд. V НКУ), для которых согласно установленным правилам (п.п. 195.1.3) ко всей протяженности маршрута, подтвержденного единым международным перевозочным документом, применяется «своя» особая ставка НДС — 0 % (таким образом, международные перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом облагаются «нулевым» НДС, который не зависит при этом от места поставки). Кроме того, при этом по-прежнему льготируются: — услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются законодательством (п.п. 197.1.8); — транзитные перевозки пассажиров и грузов через территорию Украины (п. 197.8). Транспортно-вспомогательные услуги. Под код 63 «Дополнительные транспортные услуги и вспомогательные операции» КВЭД, в частности, попадают: погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение ряда продуктов, услуги складов, дорожных касс, пунктов бронирования мест, справочных бюро, залов ожидания, камер хранения, услуги по эксплуатации туннелей, автомобильных стоянок, услуги по техобслуживанию и мелкому ремонту дорожных транспортных средств коммерческого использования и пр. Следовательно, при поставке на территории Украины такие услуги будут облагаться НДС. А вот в случае их предоставления за границей (к примеру, работник в загранкомандировке воспользовался услугами камер хранения, автомобильных стоянок, справочных бюро, бронирования мест и т. п.) объекта для начисления НДС не возникнет (прежде за это высказывалась и ГНАУ в письме от 06.02.2007 г. № 2280/7/16-1517-05 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 36-37). При этом из общей массы транспортно-вспомогательных услуг теперь выпадают транспортно-экспедиторские услуги (код 63.4), место поставки которых с 01.01.2011 г. следует определять по другому правилу — в соответствии с положениями специального п.п. «ж» п. 186.3 Ремонтные работы, переработка сырья, прочие работы (услуги) с движимым имуществом. Услуги по ремонту разбросаны в КВЭД под разными кодами в зависимости от вида ремонтируемого движимого имущества, в частности: 1) согласно заключенному договору резидент осуществляет погрузку грузов за пределами территории Украины — услуги по погрузке (как транспортно-вспомогательные услуги) не облагаются НДС, поскольку фактически предоставляются за пределами территории Украины, и, следовательно, не являются объектом налогообложения; 2) согласно заключенному договору нерезидент ремонтирует оборудование резидента на территории Украины — с учетом п.п. 186.2.1 данная операция облагается НДС, поскольку услуги по ремонту фактически оказываются на территории Украины. | |||
П.п. 186.2.2 — услуги, связанные с недвижимым имуществом | |||
Действие п.п. 186.2.2 распространяется на: | |||
Место поставки услуг — фактическое местонахождение недвижимого имущества | |||
Если недвижимость расположена в Украине | место поставки услуг — территория Украины | услуги облагаются НДС по ставке 20 % | место поставки услуг, связанных с недвижимостью, по-прежнему привязано к месту ее нахождения независимо от статуса собственника такой недвижимости, поставщика и покупателя «недвижимых» услуг (т. е. независимо от того, являются ли они резидентами или нет) |
Если недвижимость расположена за границей | место поставки услуг — за пределами Украины | услуги не являются объектом налогообложения (не облагаются НДС) | |
Под п.п. 186.2.2 согласно КВЭД, в частности, подпадают: 1) нерезидент сдает в аренду резиденту недвижимость, расположенную на территории Украины — арендная плата облагается НДС, так как недвижимость расположена в Украине (несмотря на то что ее собственник — нерезидент); 2) резидент арендует у нерезидента недвижимость, находящуюся за границей, — арендная плата не облагается НДС, поскольку недвижимость расположена за пределами Украины. | |||
П.п. 186.2.3 — услуги в сфере культуры, искусства, науки, образования, спорта и развлечений | |||
Действие п.п. 186.2.3 распространяется на: | |||
Место поставки услуг — место фактического предоставления услуг | |||
Если услуги фактически предоставляются на территории Украины | место поставки услуг — территория Украины | услуги облагаются НДС по ставке 20 % | Нужно заметить, что в п. 186.2 можно встретить некую небрежность в формулировках: так, например, в п.п. 186.2.3 речь идет о месте «фактического предоставления» услуг, в то время как, к примеру, в п.п. 186.2.1 (применительно к услугам с движимым имуществом) говорится о месте их «фактической поставки». Тем не менее полагаем, что обе эти формулировки в данном случае идентичны и предполагают, что местом поставки услуг следует считать место, где фактически оказываются услуги соответствующего вида |
Если услуги фактически предоставляются за границей | место поставки услуг — за пределами Украины | услуги не являются объектом налогообложения (не облагаются НДС) | |
Согласно КВЭД сюда, в частности, попадают: 1) нерезидент проводит платную выставку научных достижений на территории Украины — плата за участие в выставке (как услуги нерезидента, оказываемые на территории Украины) облагается НДС; 2) нерезидент осуществляет организацию концертных туров резидента за границей — услуги не облагаются НДС, поскольку фактически предоставляются за пределами Украины. | |||
П. 186.3 — «отдельные» виды услуг | |||
Действие п. 186.3 распространяется на: | |||
Место поставки услуг — место регистрации получателя услуг субъектом хозяйствования | |||
Если получатель услуг зарегистрирован на территории Украины | место поставки услуг — территория Украины | услуги облагаются НДС по ставке 20 % | Итак, для услуг, перечисленных в п. 186.3, при определении места поставки предстоит ориентироваться на место регистрации получателя (независимо от того, где фактически оказываются услуги — в Украине или за границей). По этой причине «под НДС» попадут, в частности, услуги, полученные резидентом от нерезидента. И наоборот, услуги, перечисленные в п. 186.3, но оказанные при этом получателю-нерезиденту, не будут облагаться НДС |
Если получатель услуг не зарегистрирован на территории Украины | место поставки услуг — за пределами Украины | услуги не являются объектом налогообложения (не облагаются НДС) | |
Рекламные услуги. В КВЭД им присвоен код 74.4, под который, в частности, подпадают: — код 74.40.12 — услуги по планированию, созданию и размещению рекламы, включающие разработку и реализацию рекламных компаний; разработку (без реализации) рекламных объектов или фильмов; графический дизайн; Посреднические услуги. В данном случае важно, что под действие п. 186.3 подпадают услуги посредников (агентов, поверенных, комиссионеров) при условии, что через них покупаются те же услуги, речь о которых идет в п. 186.3. То есть в таких случаях, место поставки услуг посредника определяется по тем же правилам, что и приобретаемые с его помощью услуги: облагается НДС, если доверитель, комитент (получатели посреднических услуг) являются резидентами, и наоборот, не является объектом обложения НДС, если заказчиком подобного рода посреднических услуг оказывается нерезидент. В то время как в остальных случаях, по любому другому посредничеству в отношении посреднических услуг, работает общее правило определения места поставки из п. 186.4 — по месту регистрации поставщика (посредника), в связи с чем соответственно будет облагаться НДС вознаграждение у «зарегистрированного» посредника-резидента и не будет облагаться НДС, если посредником окажется «незарегистрированный» нерезидент. 1) резидент размещает на территории Украины рекламное объявление нерезидента — такая операция не является объектом налогообложения (поскольку место регистрации покупателя — за пределами Украины); 2) резидент арендует оборудование нерезидента — арендная плата облагается НДС (поскольку арендатор — резидент Украины). |