О механизме уплаты единого налога

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2011/№ 17
Письмо от 14.02.2011 г. № 4019/7/15-0117

О механизме уплаты единого налога

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.02.2011 г. № 4019/7/15-0117

 

В связи с поступлением многочисленных запросов от региональных органов государственной налоговой службы и от плательщиков налогов Государственная налоговая администрация Украины предоставляет разъяснение по механизму уплаты единого налога субъектами малого предпринимательства в условиях действия Налогового кодекса Украины.

Подразделом 8 Раздела XX Налогового кодекса Украины действие Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа от 28.06.99 № 746/99) (далее — Указ) продлено до внесения изменений в раздел XIV Налогового кодекса Украины в части налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Особенностью

является то, что единый налог будет уплачиваться на счет соответствующего бюджета в размере части единого налога, подлежащей перечислению в бюджеты в соответствии с нормами Указа (кроме единого налога, уплачиваемого в январе 2011 года за последний отчетный (налоговый) период 2010 года). При этом распределение средств единого налога на общеобязательное государственное социальное страхование и/или в Пенсионный фонд Украины Государственным казначейством Украины не осуществляется.

Начисление, исчисление и уплата единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование осуществляются субъектами малого предпринимательства, уплачивающими единый налог в соответствии с Указом в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Таким образом,

начиная с 7 февраля 2011 года, т. е. с даты открытия Государственным казначейством Украины счетов по учету поступлений в государственный и местные бюджеты согласно требованиям Бюджетного кодекса Украины, Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год», приказа Министерства финансов Украины от 14.01.2011 № 11 «О бюджетной классификации и ее введении», начисленные за отчетные периоды 2011 года суммы единого налога будут уплачиваться плательщиками в местные бюджеты в размере 43 процентов от общей начисленной суммы на счета, открытые по коду бюджетной классификации 18050300 для юридических лиц и по коду 18050400 для физических лиц — плательщиков единого налога, а единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование — на отдельный счет, открытый Государственным казначейством Украины в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», вступившим в силу с 1 января 2011 года.

Отдельно следует отметить, что поскольку ранее открытые счета (по кодам 16050100 и 16050200) являются

распределительными, то любые суммы, поступавшие на них, распределялись в соответствии с требованиями Указа: 43 процента — в местные бюджеты, 57 процентов — в фонды общеобязательного государственного социального страхования.

Поэтому авансовые платежи, уплаченные плательщиками единого налога на указанные счета в январе — феврале за отчетные периоды 2011 года,

распределены органами Государственного казначейства Украины в установленном ранее порядке.

Если до 07.02.2011 г. плательщиками единого налога указанные авансовые платежи уплачивались в размере 43 процентов единого налога, то

с целью предупреждения возникновения недоплат единого налога в местные бюджеты указанной категории плательщиков необходимо самостоятельно доплатить суммы ранее уплаченных и распределенных органами Госказначейства авансовых взносов до уровня 43 процентов единого налога. Средства должны быть направлены на счета, открытые по коду бюджетной классификации 18050300 для плательщиков — юридических лиц и по коду 18050400 для плательщиков — физических лиц.

Кроме того, платежи, подлежащие уплате в бюджет

после 07.02.2011 г., вносятся плательщиками налога в сумме 43 процентов начисленного единого налога на счета, открытые по коду бюджетной классификации 18050300 для плательщиков — юридических лиц и по коду 18050400 для плательщиков — физических лиц.

В то же время

при наличии у плательщика задолженности по единому налогу по состоянию на 07.02.2011 средства, направленные в счет погашения такого налогового долга, должны уплачиваться на распределительные счета, открытые по кодам бюджетной классификации 18050100 и 18050200, которые по экономическому содержанию являются аналогами кодов 16050100 и 16050200, поскольку эти средства подлежат распределению по нормативно установленным пропорциям в местный бюджет и фонды общеобязательного государственного социального страхования, действовавшие в период возникновения этого долга.

Государственная налоговая администрация Украины обязывает довести указанное до сведения органов государственной налоговой службы всех уровней и плательщиков единого налога.

 

Заместитель председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель председателя ГНА Украины
А. Любченко



комментарий редакции

Единый налог за январь (февраль),
 или История о том, как несогласованность
 действий госорганов превращается
в недоимку для налогоплательщиков

В представленных письмах контролирующие органы хотели донести плательщикам налогов информацию, которую можно условно сгруппировать в три блока.

1.

С 07.02.2011 г. для уплаты единого налога (а точнее 43 % от его общей суммы) открыты новые счета: для юрлиц — счет 18050300, для физлиц — 18050400. По этой части мы не имеем никаких замечаний к контролерам.

2.

Если уплата единого налога производилась до 7 февраля (касается всех физлиц, заплативших единый налог за январь, февраль и заранее за март, а также юрлиц, решивших «не тянуть» и заплатить единый налог за январь в первых числах февраля), то поступившая сумма распределялась по правилам, действовавшим до 2011 г.*. Контролеры также отметили, если плательщик перечислял уже распределенную сумму, то у него образуется недоплата, которую он должен погасить перечислением недостающей суммы на новые счета: для юрлиц — 18050300, для физлиц — 18050400.

* В принципе налоговики уже говорили о том, что до открытия соответствующих счетов перечисленные суммы единого налога будут распределяться по старым правилам.

Предупреждая недоумение читателей,

перефразируем последний вывод налоговиков: (1) если налогоплательщик последовал предписаниям п. 1 подраздела 8 НКУ и п. 6 постановления Кабмина «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507, в которых прямо указывается, что с 01.01.2011 г. плательщик должен распределять единый налог самостоятельно, (2) то он поступил неправомерно и у него образуется недоплата. Налицо явный абсурд. Почему из-за несогласованности действий госорганов страдать должны налогоплательщики? Но это из сферы риторических вопросов, а в нашем случае надо искать выход из ситуации.

Очевидно, что

если указанную «недоплату» не погасить, то придется вступать в спор с налоговиками. Во избежание возможных конфликтов мы советуем доплатить недостающую сумму на соответствующий счет (для юрлиц — на счет 18050300, для физлиц — 18050400). Причем доплатить нужно 57 % от ранее перечисленной (уже распределенной) суммы единого налога. В то же время плательщики из разряда смелых и готовых защищать свои законные интересы могут постараться отстоять свои права перед лицом фискальных органов (позиция судов нам неизвестна, но не исключено, что они примут сторону налогоплательщиков).

Что касается

сумм, которые были распределены в фонды соцстраха (это касается как тех, кто заплатил за январь 43 % суммы единого налога, так и тех, кто заплатил все 100 %), то, на наш взгляд, плательщик может попробовать вернуть эти суммы: для этого ему следует обратиться с письменным заявлением в свои отделения Пенсионного фонда, Фонда соцстрахования от безработицы и Фонда соцстрахования по временной нетрудоспособности.

3.

В заключительной части письма ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4019/7/15-0117 было высказано мнение: если у налогоплательщика по состоянию на 07.02.2011 г. имеется задолженность по единому налогу, то ее необходимо погашать перечислением средств на специальные распределительные счета (для юрлиц — 18050100, для физлиц — 18050200), которые производят распределение в пропорциях, действовавших до 01.01.2011 г. При этом есть вероятность, что налоговики, не вникая в суть выводов этих писем, будут требовать перечисления на эти распределительные счета и сумм недоплаты, образовавшейся за январь (несложно подсчитать, что в этом случае потери налогоплательщика увеличатся еще и от двойного распределения). Если налоговики на местах будут выставлять такие требования, то знайте — они лишены законных оснований, поскольку оплата за январь должна производиться на счета, которые учитывают изменения в законодательстве и не предусматривают какого-либо распределения. Более того, само название этих счетов подталкивает к мысли, что они открыты для других целей — а именно для уплаты единого налога, начисленного до января 2011 г.

 

Виталий Смердов, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить