НДС в Налоговом кодексе: даты для налоговых обязательств и налогового кредита, документы, его подтверждающие

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2011/№ 1
Статья

НДС в Налоговом кодексе: даты для налоговых обязательств и налогового кредита, документы, его подтверждающие

 

Сохранив в отношении НДС правило «первого события», Налоговый кодекс, вместе с тем, устанавливает несколько отличные от Закона об НДС правила определения даты возникновения налоговых обязательств и права плательщика на налоговый кредит по отдельным операциям. Претерпел изменения также и состав документов, подтверждающих такое право.

На эту тему наш дальнейший разговор.

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

 

В целях взимания налога на добавленную стоимость (далее — НДС) под

налоговым обязательством п.п. 14.1.179 ст. 14 Налогового кодекса понимает общую сумму НДС, полученную (начисленную) плательщиком налога в отчетном (налоговом) периоде. Та сумма, на которую плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного (налогового) периода, определенная согласно разделу V Налогового кодекса, обозначена п.п. 14.1.181 ст. 14 как налоговый кредит. Практически подобное по смыслу значение упомянутых терминов употреблялось и в Законе об НДС.

Для того чтобы знать, когда плательщик налога

обязан начислить налоговые обязательства по поставке товаров/услуг и в какой момент он вправе отнести суммы «входного» НДС к налоговому кредиту, необходимо правильно определять даты таких событий. Налоговый кодекс уделяет этому внимание в ст. 187, пп. 189.3 — 189.4 ст. 189 и п. 198.2 ст. 198 соответственно.

 

Дата возникновения налоговых обязательств

Если сравнивать нормы

Налогового кодекса с положениями Закона об НДС, то касательно даты возникновения налоговых обязательств несложно будет убедиться, что она по-прежнему зависит от вида осуществляемой плательщиком налога операции, формы и способа оплаты за подлежащие поставке товары/услуги (безналичные или наличные денежные средства, с использованием торговых автоматов или другого подобного оборудования, заменителей национальной валюты, кредитных или дебетовых карточек и т. п.), а также от того, за счет каких средств осуществляется оплата при поставке товаров/услуг (бюджетных или небюджетных).

Общее правило.

По предписаниям п. 187.1 ст. 187 Налогового кодекса налоговые обязательства по НДС при поставке товаров/услуг в общем случае возникают по дате первого из событий: оплате или отгрузке/оформлении соответствующего документа, что полностью совпадает с ранее действовавшими положениями п.п. 7.3.1 ст. 7 Закона об НДС.

Итак, согласно

п. 187.1 ст. 187 Налогового кодекса датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:

а)

дата зачисления денежных средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров/услуг, подлежащих поставке. При этом в случае поставки товаров/услуг за наличные такой датой будет дата оприходования денежных средств в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем этого плательщика налога;

б)

дата отгрузки товаров, а для услугдата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Проще говоря, у плательщика налога — поставщика товаров/услуг налоговые обязательства по НДС возникают либо в момент отгрузки товаров (оформления акта предоставленных услуг), либо на дату поступления средств на его банковский счет (в кассу) при осуществлении покупателем/заказчиком предварительной оплаты, безусловно, если такое событие случится раньше.

Экспорт товаров.

В отличие от Закона об НДС Налоговый кодекс содержит специальную норму, четко определяющую дату возникновения налоговых обязательств при экспорте товаров, каковой является дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленная в соответствии с требованиями таможенного законодательства (п.п. «б» п. 187.1 ст. 187 Налогового кодекса).

В условиях действия

Закона об НДС, напомним, при экспорте товаров налоговые обязательства по НДС также определялись плательщиками налога на дату осуществления фактического пересечения товарами таможенной границы Украины (завершения оформления вывозной грузовой таможенной декларации). Правда, такой порядок установления даты возникновения налоговых обязательств при экспорте товаров был предписан не самим Законом об НДС, а изложен в Налоговом разъяснении, утвержденном приказом ГНАУ от 05.09.2002 г. № 418.

В настоящее время

подтверждение факта пересечения товаром таможенной границы Украины осуществляется согласно Порядку подтверждения сведений о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины, утвержденному совместным приказом ГТСУ и ГНАУ от 21.03.2002 г. № 163/121. Именно дата фактического вывоза товаров, указанная таможенным органом при проставлении отметки «Задекларированные в этой ГТД товары вывезены за пределы таможенной территории Украины в полном объеме» на пятом основном листе (экземпляре для декларанта) ГТД формы МД-2 (МД-3) (лист ГТД с обозначением «3/8») и является той датой, на которую у экспортера возникали и будут возникать в дальнейшем налоговые обязательства при экспорте товаров.

Важно учесть при этом, что, как и прежде, при экспорте товаров не применяется обычное правило «первого события» —

предварительная (авансовая) оплата стоимости экспортируемых товаров не изменяет значения сумм налога, относящихся к налоговым обязательствам плательщика налога — экспортера (п. 187.11 ст. 187 Налогового кодекса). А это значит, что при экспорте товаров налоговые обязательства по НДС возникают на одну дату: дату завершения оформления ГТД, удостоверяющей факт пересечения экспортируемым товаром таможенной границы Украины.

Проценты по товарному кредиту.

Сразу заметим, что специальной нормы, регулирующей порядок налогообложения процентов по товарному кредиту, Закон об НДС вообще не содержал. По разъяснениям налоговиков, проценты по товарному кредиту поставщику товаров следовало облагать НДС уже в момент отгрузки таких товаров покупателю, увеличив при этом на их сумму договорную стоимость товара (см. п. 26 письма ГНАУ от 28.01.2003 г. № 1399/7/15-3317; письма ГНАУ от 04.11.2005 г. № 22156/7/16-1517-26; от 04.12.2009 г. № 27084/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 21). Однако мы всегда придерживались мнения, что указанные проценты нужно было облагать в общеустановленном порядке как любую другую услугу на дату первого из событий (либо на дату начисления, либо на дату уплаты) применительно к такой услуге.

Налоговый кодекс

разрешил эту проблему. В соответствии с нормами его п. 187.3 ст. 187 датой увеличения налоговых обязательств при поставке товаров по договорам товарного кредита (товарного займа, рассрочки), условия которых предусматривают уплату (начисление) процентов, в части таких процентов считается дата их начисления, согласно условиям соответствующего договора. То есть общее правило «первого события» здесь также не работает, а увеличивать налоговые обязательства при этом нужно не сразу по дате отгрузки товаров, а в момент начисления процентов в сроки, определенные договором товарного кредита.

Долгосрочные договоры.

В сравнении с Законом об НДС нормами Налогового кодекса кардинальным образом изменен подход к определению даты возникновения налоговых обязательств по долгосрочным контрактам. Так, согласно положениям п. 187.9 ст. 187 Налогового кодекса датой возникновения налоговых обязательств исполнителя долгосрочных договоров (контрактов) является дата фактической передачи исполнителем результатов работ по таким договорам (контрактам). Причем под долгосрочным договором (контрактом) в этом случае рассматривается любой договор на изготовление товаров, выполнение работ, предоставление услуг с долговременным (более одного года) технологическим циклом производства и если договорами, заключенными на производство таких товаров, выполнение работ, предоставление услуг, не предусмотрена поэтапная их сдача.

Нелишним будет напомнить, что

п.п. 7.3.7 ст. 7 Закона об НДС предлагал при определении контрактов долгосрочными руководствоваться Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, а датой возникновения налоговых обязательств исполнителя такого контракта считать дату увеличения его валового дохода.

Посреднические (комиссионные) операции.

По правилам, установленным ст. 187 Налогового кодекса, следует определять отныне дату увеличения налоговых обязательств плательщиков налога, осуществляющих поставку/получение товаров/услуг в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров и без права собственности на такие товары/услуги. Именно такое требование выдвигает п. 189.4 ст. 189 Налогового кодекса.

Об особенностях этих операций с учетом спецтермина «поставка товаров»

из абзаца «е» п.п. 14.1.191 Налогового кодекса мы говорили в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 102, с. 44. Еще раз напомним, что п.п. 189.4 не касается ВЭД-договоров (п.п. 189.6 Налогового кодекса).

Другие случаи.

Что касается других случаев определения даты возникновения налоговых обязательств, то установленные для них специальные правила перенесены в Налоговый кодекс из Закона об НДС по сути в неизменном виде (за некоторыми терминологическими правками). В обобщенном виде они представлены в нижеследующей таблице.

 

Специальные правила определения даты возникновения налоговых обязательств

№ п/п

Вид операции, форма расчетов

Дата возникновения налоговых обязательств

Норма

НКУ

Норма

Закона об НДС

1

2

3

4

5

1

Поставка товаров или услуг с использованием торговых автоматов либо другого подобного оборудования, не предусматривающего наличия кассового аппарата, контролируемого уполномоченным на это физическим лицом

Дата извлечения из таких торговых аппаратов или подобного оборудования денежной выручки

п. 187.2 ст. 187

п.п. 7.3.2 ст. 7

2

Поставка товаров/услуг через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей национальной валюты

Дата поставки таких жетонов, карточек или других заменителей национальной валюты

п. 187.4 ст. 187

п.п. 7.3.2 ст. 7

3

Поставка товаров/услуг осуществляется с использованием кредитных или дебетовых карточек, дорожных, коммерческих, именных или других чеков

Дата первого из событий:
либо дата, удостоверяющая факт поставки плательщиком налога товаров/услуг покупателю, оформления налоговой накладной;
либо дата выписки соответствующего счета (товарного чека)

п. 187.5 ст. 187

п.п. 7.3.3 ст. 7

4

Операции финансовой аренды (лизинга) у арендодателя (лизингодателя)

Дата фактической передачи объекта финансовой аренды (лизинга) в пользование арендатору (лизингополучателю)

п. 187.6 ст. 187

п.п. 7.3.4 ст. 7

5

Поставка товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств

Дата зачисления таких денежных средств на банковский счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любой другой форме, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом

п. 187.7 ст. 187

п.п. 7.3.5 ст. 7

6

Ввоз товаров на таможенную территорию Украины

Дата представления таможенной декларации для таможенного оформления

п. 187.8 ст. 187

п.п. 7.3.6 ст. 7

7

Поставка услуг нерезидентами, местом предоставления которых является таможенная территория Украины

Дата первого из событий:
или дата списания денежных средств с банковского счета плательщика налога в оплату услуг;
или дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг нерезидентом

п. 187.8 ст. 187

п.п. 7.3.6 ст. 7

8

Поставка тепловой энергии, газа природного (кроме сжиженного), предоставление услуг по водоснабжению, водоотведению или услуг, стоимость которых включается в состав квартирной платы или платы за содержание жилья, физическим лицам, бюджетным учреждениям, не зарегистрированным в качестве плательщиков налога, а также жилищно-эксплуатационным конторам, квартирно-эксплуатационным частям, объединениям совладельцев многоквартирных домов, другим подобным плательщикам налога, осуществляющим сбор денежных средств от указанных покупателей в целях дальнейшего их перечисления продавцам таких товаров (лицам, предоставляющим услуги) в счет компенсации их стоимости (далее — ЖЭКи).
Поставка указанных
товаров/услуг для ЖЭКов и бюджетных учреждений, получающих такие товары/услуги, если они зарегистрированы плательщиками налога

Дата зачисления денежных средств на банковский счет плательщика налога

п. 187.10 ст. 187

п. 11.11 ст. 11

 

Дата возникновения права на налоговый кредит

Общее правило.

В соответствии с нормами Налогового кодекса право на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту возникает у плательщика налога также по правилу «первого события». По предписаниям его п. 198.2 ст. 198 датой произошедшего ранее события считаются:

дата списания средств с банковского счета плательщика налога в оплату товаров/услуг;

дата получения плательщиком налога товаров/услуг, что подтверждено налоговой накладной.

Стоит уточнить, что

п.п. 7.5.1 ст. 7 Закона об НДС при расчетах с использованием кредитных дебетовых карточек или коммерческих чеков в качестве события, дающего право на формирование налогового кредита, рассматривалась дата выписки соответствующего счета (товарного чека). Налоговый кодекс никаких таких исключений для этих операций не делает.

Отметим также, что для отнесения сумм НДС к налоговому кредиту недостаточно одного лишь факта наличия налоговой накладной. Важно именно

получение плательщиком налога товаров/услуг, что, в свою очередь, и должно подтверждаться налоговой накладной. По Закону об НДС формально, имея налоговую накладную, но не получив товар, можно было претендовать на налоговый кредит по НДС. Такая ситуация возможна, к примеру, когда груз, отправленный железнодорожным транспортом в конце одного месяца, задержался где-то в пути и поступил на предприятие в начале следующего, а налоговая накладная получена покупателем в месяце передачи товара перевозчику поставщиком*. В условиях действия Налогового кодекса первично как раз получение товаров/услуг. Налоговая же накладная является документом, удостоверяющим право плательщика налога — покупателя/заказчика на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту.

* Однако, даже в условиях Закона об НДС налоговики занимали фискальную позицию и не разрешали ставить налоговый кредит без оприходования товара, см. письмо ГНАУ от 15.08.2008 г. № 323/2/16-1510 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 71, с. 5, а также статью «Первые события у продавца и покупателя не совпадают: учет НДС» //«Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 72, с. 34.

Импорт товаров/поставка услуг нерезидентом.

Для операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров и по поставке услуг нерезидентом на данной территории датой возникновения права на отнесение сумм налога в налоговый кредит п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса определена дата уплаты (начисления) налога по налоговым обязательствам согласно п. 187.8 ст. 187 Налогового кодекса. А таковой для товаров является дата представления таможенной декларации для таможенного оформления, а для услуг, поставленных нерезидентами, — дата первого из событий: списания денежных средств с банковского счета плательщика налога в оплату услуг или оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг нерезидентом.

Тогда, исходя из положений

п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса, при ввозе товаров на таможенную территорию Украины плательщик налога вправе отнести суммы НДС к налоговому кредиту уже в периоде уплаты «импортного» НДС.

Что же касается операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины, то воспользоваться своим правом на включение сумм НДС в налоговый кредит плательщик налога сможет лишь в отчетном (налоговом) периоде, следующем за начислением налоговых обязательств и включением их в налоговую декларацию по НДС. Такой вывод следует из положений

п. 201.12 ст. 201 Налогового кодекса. Собственно, и раньше происходило точно так же.

Финансовая аренда.

Норма п.п. 7.5.3 ст. 7 Закона об НДС относительно даты возникновения права арендатора (лизингополучателя) на увеличение налогового кредита для операций финансовой аренды (лизинга) — каковой считается дата фактического получения объекта финансового лизинга таким арендатором — в п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса сохранена в неизменном виде.

Долгосрочные договоры.

По долгосрочным договорам (контрактам) заказчик должен определять дату возникновения права на включение сумм НДС в налоговый кредит по-новому: по дате фактического получения заказчиком результатов работ (оформленных актами выполненных работ) по таким договорам (контрактам). Для трактовки термина «долгосрочный договор (контракт)» надо обращаться к п. 187.9 ст. 187 Налогового кодекса.

Посреднические (комиссионные) операции.

Так же, как и для налоговых обязательств, при осуществлении поставки/получения товаров/услуг в рамках посреднических (комиссионных) договоров и операций по принудительной продаже арестованного имущества органами юстиции дата увеличения налогового кредита определяется с учетом особенностей, обусловленных положениями абзаца «е» п.п. 14.1.191, п.п. 189.4 Налогового кодекса, см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 102, с. 44.

Другие случаи.

По аналогии с датой возникновения налоговых обязательств плательщики налога, поставляющие тепловую энергию, газ природный (кроме сжиженного), предоставляющие услуги по водоснабжению, водоотведению или услуги, стоимость которых включается в состав квартирной платы или платы за содержание жилья, физическим лицам, бюджетным учреждениям, не зарегистрированным в качестве плательщиков налога, а также ЖЭКам дату возникновения права на налоговый кредит должны определять по предписаниям п. 187.10 ст. 187 Налогового кодекса по дате списания средств с банковского счета в оплату приобретенных товаров/услуг. Особо заметим при этом, что п. 187.10 ст. 187 Налогового кодекса не распространяет действие приведенного правила определения даты возникновения права по отнесению НДС к налоговому кредиту на операции по поставке указанных товаров/услуг для ЖЭКов и бюджетных учреждений, получающих такие товары/услуги, если они зарегистрированы в качестве плательщиков налога. Такое правило касается лишь определения даты возникновения налоговых обязательств.

 

Даты при кассовом методе

Интересная ситуация складывается с

кассовым методом для целей налогообложения НДС. С одной стороны, п.п. 14.1.266 ст. 14 Налогового кодекса приводит определение этого термина один в один совпадающее с данным в п. 1.11 ст. 1 Закона об НДС, по которому:

дата возникновения налоговых обязательств определяется как дата зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) плательщика налога или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг);

дата возникновения права на налоговый кредит определяется как дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика налога или дата предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг).

С другой стороны,

раздел V Налогового кодекса не содержит специальных норм, устанавливающих порядок выбора, применения кассового метода и отказа от него наподобие тех, которые были прописаны в п.п. 7.3.9 ст. 7 Закона об НДС.

Единственное,

п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса устанавливает временной предел для возможности включения сумм НДС в налоговый кредит плательщиками налога, применявшими кассовый метод до вступления в силу Налогового кодекса
(т. е. до 01.01.2011 года) или применяющими кассовый метод: в течение 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога. Поэтому плательщикам НДС, которые применяли кассовый метод в 2010 году, нужно быть крайне внимательными при включении сумм НДС в налоговый кредит по «придержанным» налоговым накладным уже с отчетности за первый отчетный (налоговый) период 2011 года. При фискальном подходе положения Налогового кодекса можно истолковать следующим образом: если 60-дневный срок с даты списания средств с банковского счета по операциям, подтвержденным такими налоговыми накладными, истек до 01.01.2011 г., то налогового кредита по ним не видать.

Нельзя не отметить, что названное

60-дневное ограничение никоим образом не затрагивает плательщиков, коих раздел V Налогового кодекса обязывает определять налоговые обязательства и/или налоговый кредит не по общему правилу «первого события», а по зачислению денежных средств на банковский счет и списанию с такого счета:

1)

поставляющих товары/услуги с оплатой за счет бюджетных средств, когда датой возникновения налоговых обязательств является дата поступления таких денежных средств на банковский счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любой другой форме, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом (п. 187.7 ст. 187 Налогового кодекса);

2)

названных в абзаце первом п. 187.10 ст. 187 и сугубо по упомянутым в данном пункте поставкам товаров/услуг, каковые дату возникновения налоговых обязательств обязаны определять по дате зачисления средств на банковский счет плательщика налога, а дату возникновения права на налоговый кредит — по дате списания средств с банковского счета в оплату приобретенных товаров/услуг.

В перечисленных случаях налоговые обязательства и/или налоговый кредит должны определяться по факту оплаты и

к кассовому методу не имеют отношения, так как плательщики налога по своему усмотрению воспользоваться правилом «первого события» в этих обстоятельствах не могут.

 

Документы, подтверждающие право на налоговый кредит

По предписаниям

п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса к налоговому кредиту не могут быть отнесены суммы НДС, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные:

— налоговыми накладными;

— таможенными декларациями;

— другими подобными документами согласно

п. 201.11 ст. 201 Налогового кодекса.

В принципе аналогичную оговорку содержал

п.п. 7.4.5 ст. 7 Закона об НДС. Но п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса, кроме прочего, запрещает формировать налоговый кредит еще и на основе налоговых накладных «оформленных с нарушением требований».

Требования, выдвигаемые к налоговой накладной, которая, собственно, и является основанием для начисления сумм налога, подлежащих отнесению в налоговый кредит, содержатся в

ст. 201 Налогового кодекса.

Налоговая накладная.

В соответствии с п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию налоговую накладную, подписанную уполномоченным лицом и скрепленную печатью. Ранее такая обязанность, уточним, была закреплена не Законом об НДС, а регламентирована п. 18 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

Сравнительно с

п.п. 7.2.1 ст. 7 Закона об НДС перечень обязательных реквизитов налоговой накладной дополнен строкой «вид цивільно-правового договору», которая, между тем, в виде «форма цивільно-правового договору» и так присутствовала в налоговой накладной*. А вот местонахождение по требованиям п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса в налоговой накладной нужно сейчас указывать лишь для продавца товаров/услуг.

* Подробнее об этом нововведении см. в ближайших номерах

Среди обязательных реквизитов налоговой накладной

п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса (как, собственно, и п.п. 7.2.1 ст. 7 Закона об НДС) не называет:

— номер свидетельства о регистрации плательщика НДС продавца и покупателя;

— номер телефона продавца и покупателя;

— форму проведенных расчетов;

— единицу измерения товара.

При всем том перечисленные реквизиты присутствовали в ранее утвержденной форме налоговой накладной и предусмотрены проектом

приказа «Об утверждении формы налоговой накладной и порядка ее заполнения», обнародованном на официальном веб-сайте Центрального налогового ведомства.

Однако, невзирая на это, считаться

оформленной с нарушением требований может все же налоговая накладная при отсутствии в ней любого из приведенных в п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса обязательных реквизитов и именно такая налоговая накладная, на наш взгляд, лишает покупателя, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, права на налоговый кредит. По крайней мере, такой позиции всегда придерживались судебные органы (см. письма ВХСУ от 23.11.2001 г. № 01-8/1271 и от 14.02.2002 г. № 01-8/157).

Как и раньше,

налоговая накладная выписывается в двух экземплярах в день возникновения налоговых обязательств продавца (п. 201.4 ст. 201 Налогового кодекса). Есть, впрочем, одно исключение из этого правила: получатель услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, составляет налоговую накладную в одном экземпляре (п. 208.2 ст. 208 Налогового кодекса). Именно такая налоговая накладная будет документом, удостоверяющим право получателя таких услуг — плательщика НДС на отнесение сумм НДС в налоговый кредит.

Важно помнить, что налоговые накладные составляются только лишь для налогооблагаемых операций и операций, освобожденных от налогообложения. В последнем случае в налоговой накладной делается

запись «Без НДС» со ссылкой на соответствующий пункт и/или подпункт ст. 197 Налогового кодекса. При осуществлении же операций, которые не являются объектом налогообложения, налоговая накладная не выписывается.

Под «не объект» согласно нормам

п.п. 196.1.14 ст. 196 Налогового кодекса попали операции по:

— поставке

консультационных, инжиниринговых, инженерных, юридических (в том числе адвокатских), бухгалтерских, аудиторских, актуарных и других подобных услуг консультационного характера;

— поставке

услуг по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных;

— предоставлению консультаций по вопросам информатизации;

— предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем.

Поэтому плательщики НДС, поставляющие приведенные услуги,

не должны выписывать налоговые накладные, но, более того, они не вправе формировать и налоговый кредит по таким операциям. Присутствует, правда, в Налоговом кодексе ст. 30, по п. 30.4 которой налогоплательщик имеет право отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Осталось всего-навсего выяснить, будет ли подпадать наш случай под льготу или нет: ведь не очень согласуется «неналогообложение» с п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса, но в то же время по Справочнику № 55 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей по состоянию на 01.09.2010, утвержденному ГНАУ 12.10.2010 г., операции, не являющиеся объектом налогообложения, льготой являются. Придется ждать разъяснений по этому вопросу.

Хотя на практике налоговая накладная выписывалась не только на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, но и на сумму денежных средств,

поступивших на текущий счет в качестве предварительной оплаты (аванса), законодательно эта норма закреплена только теперь в п. 201.7 ст. 201 Налогового кодекса.

Абсолютным новшеством является обязанность продавца товаров/услуг — плательщика НДС предоставлять покупателю налоговую накладную

после регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН). Вместе с тем включению в такой реестр подлежат не все налоговые накладные, а только те, в которых сумма НДС превышает 10 тысяч гривень (п. 11 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса)

Мало того, по нормам

п. 11 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса регистрация налоговых накладных в ЕРНН вводится для плательщиков НДС — продавцов, у которых сумма НДС в одной налоговой накладной составляет более:

1 миллиона гривень — с 1 января 2011 года;

500 тысяч гривень — с 1 апреля 2011 года;

100 тысяч гривень — с 1 июля 2011 года;

10 тысяч гривень — с 1 января 2012 года

.

Следует учитывать, что

отсутствие факта регистрации налоговых накладных в ЕРНН не освобождает плательщика — налога продавца товаров/услуг от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период. А вот для покупателя такое невключение (равно как и нарушение продавцом порядка заполнения налоговой накладной) чревато утратой права на включение сумм НДС в налоговый кредит. Однако эта норма не касается плательщиков, для которых на дату выписки налоговой накладной не введена обязательность ее регистрации в ЕРНН.

Не утратить покупателю право на налоговый кредит

при отказе продавца товаров/услуг предоставить налоговую накладную, а также нарушении им порядка ее заполнения и порядка регистрации в ЕРНН позволит приложенное к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которое и будет основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита.

К такому заявлению покупатель теперь может приложить как копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, так и

копии первичных документов, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг. То есть в описываемой ситуации п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса позволяет включить НДС в состав налогового кредита по заявлению даже не без наличия оплаты товаров/услуг.

Столь же важно знать, что

при невключении плательщиком налога в налоговый кредит сумм НДС в соответствующем отчетном периоде на основании полученных налоговых накладных, такое право за ним сохраняется в течение 365 календарных дней с даты выписки налоговой накладной.

Таможенная декларация.

При ввозе товаров на таможенную территорию Украины документом, удостоверяющим право на отнесение сумм НДС в налоговый кредит, будет таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства и подтверждающая уплату налога.

Другие подобные документы.

С 1 января 2011 года отнести НДС к налоговому кредиту без получения налоговой накладной можно будет, как и прежде, на основании:

1) транспортного билета;

2) гостиничного счета;

3) счета, выставляемого плательщику налога за услуги связи;

4) счета за другие услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета.

При этом все вышеназванные

документы должны содержать (кроме тех, форма которых установлена международными стандартами):

— общую сумму платежа;

— сумму налога;

— налоговый номер продавца.

Допустимо также

п. 201.11 ст. 201 Налогового кодекса включать в налоговый кредит НДС по кассовым чекам, в которых будут указаны:

— сумма полученных товаров/услуг;

— общая сумма начисленного налога;

фискальный номер;

— налоговый номер поставщика.

Вот только с целью такого начисления сумм НДС, относящихся к налоговому кредиту

без наличия налоговой накладной, общая сумма полученных товаров/услуг не должна превышать 200 гривень за день (без учета налога). То есть для того, чтобы иметь право на налоговый кредит по НДС, необходимо, во-первых, чтобы кассовые чеки были фискальными. Во-вторых, в налоговый кредит в любом случае подлежит отнесению всего лишь 40 грн. НДС в день по всем имеющимся чекам.

О возможности формирования налогового кредита на основании товарного чека, другого платежного или расчетного документа с предельной суммой в размере 10000 грн. и нефискальных чеков можно позабыть. Здесь однозначно нужна налоговая накладная.

Таковы в общих чертах правила, установленные Налоговым кодексом касательно определения даты увеличения налоговых обязательств и возникновения права на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту, а также документов, подтверждающих это право, которые неукоснительно надлежит соблюдать уже с 1 января 2011 года.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить