Темы статей
Выбрать темы

Местные налоги и сборы по-новому: знакомимся и готовимся к уплате

Редакция НиБУ
Статья

Местные налоги и сборы по-новому: знакомимся и готовимся к уплате

 

Наверняка бухгалтеры, которые уже успели хотя бы бегло просмотреть Налоговый кодекс, заметили, что с 1 января 2011 года, по сравнению с ранее действовавшим порядком, значительно сузился перечень взимаемых в Украине местных налогов и сборов. О тех местных налогах и сборах, которые теперь предстоит начислять и уплачивать предприятиям, и поговорим в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 1251

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 2464

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Декрет № 56-93

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

 

Общие положения

Прежде всего заметим, что данная статья является обзорной и дает общие представления о местных налогах и сборах, которые отныне будут взиматься в Украине. Знакомиться с ними ближе мы с вами начнем уже очень скоро.

Итак, согласно

п. 8.3 Налогового кодекса к местным относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в рамках предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и местных советов в рамках их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных громад.

Как вы помните,

ст. 15 Закона № 1251 было предусмотрено взимание в Украине 14 видов местных налогов, сборов (обязательных платежей).

С 1 января 2011 года, благодаря вступлению в силу

Налогового кодекса, этот длинный перечень канул в Лету и на сегодняшний день список местных налогов и сборов включает в себя всего лишь 5 видов платежей.

Так, в соответствии с

п. 10.1 Налогового кодекса в число местных налогов входят:

— налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

— единый налог.

А к местным

сборам относятся:

— сбор за места для парковки транспортных средств;

— сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

— туристический сбор.

При этом налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, единый налог и сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности являются

обязательными для установления местными советами (п. 10.3 Налогового кодекса).

Что касается сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора, то местным советам предоставлено право

самостоятельно решать вопросы в соответствии с требованиями Налогового кодекса относительно их установления (п. 10.4 Налогового кодекса).

Установление местных налогов и сборов, не предусмотренных этим

Кодексом, запрещается.

Порядок зачисления налогов и сборов в соответствующие местные бюджеты определяется согласно

Бюджетному кодексу Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Сельским, поселковым, городским советам не разрешается устанавливать

индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.

К полномочиям сельских, поселковых, городских советов относятся, в частности:

— установление ставок единого налога в пределах ставок, определенных соответствующими законодательными актами;

— определение перечня налоговых агентов в отношении туристического сбора согласно

ст. 268 Налогового кодекса.

Принципиально новым для налогоплательщиков из вышеуказанного перечня является лишь налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, однако его введение планируется

с 01.01.2012 г. (см. п. 1 раздела XІX «Заключительные положения» Налогового кодекса), поэтому детальное знакомство с ним на некоторое время можно отложить. Остальные четыре платежа можно назвать, скорее, не новыми, а обновленными. Их суть осталась той же, что и раньше, но порядок их взимания претерпел некоторые изменения.

Для сравнения информацию о нововведениях приведем в табл. 1.

 

Таблица 1

Местные налоги и сборы до и после вступления в силу

Налогового кодекса

Местные налоги и сборы

До вступления в силу

Налогового кодекса

После вступления в силу

Налогового кодекса

налог, сбор

каким нормативным документом введен налог, сбор

налог, сбор

каким нормативным документом введен налог, сбор

1

2

3

4

Налог с рекламы

п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 1251

Коммунальный налог

п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона № 1251

Рыночный сбор

п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор за выдачу ордера на квартиру

п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор за участие в бегах на ипподроме

п. 6 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор за выигрыш на бегах на ипподроме

п. 7 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе и ипподроме

п. 8 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор за право использования местной символики

п. 9 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор за право проведения
кино- и телесъемок

п. 10 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей

п. 11 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг

п. 13 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор с владельцев собак

п. 14 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

ст. 265 Налогового кодекса

Единый налог

*

Указ № 727

Единый налог

Указ № 727

; подраздел 8 раздела XX Налогового кодекса

Сбор за припаркование автотранспорта

п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251

Сбор за места для парковки транспортных средств

ст. 266 Налогового кодекса

Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности

*

п. 18 ст. 14 Закона № 1251

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

ст. 267 Налогового кодекса

Курортный сбор

п. 5 ч. 2 ст 15 Закона № 1251

Туристический сбор

ст. 268 Налогового кодекса

* До 01.01.2011 г. единый налог и плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности к местным налогам и сборам не относились.

 

Напоминаем, что по местным налогам и сборам, которые упразднены с 01.01.2011 г., плательщикам обязательно следует отчитаться за последний отчетный (налоговый) период 2010 года в установленные для этого сроки:

— если в качестве базового отчетного (налогового) периода определен

календарный месяц — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, т. е. за декабрь 2010 года — не позднее 20 января 2011 года;

— если в качестве базового отчетного (налогового) периода определен

календарный квартал — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, т. е. за IV квартал 2010 года — не позднее 9 февраля 2011 года.

Теперь подробнее остановимся на рассмотрении отдельных видов местных налогов и сборов, которые предстоит уплачивать с 01.01.2011 г.

 

Единый налог

Довольно подробный анализ нововведений, касающихся единого налога, приведен в статьях

«Заявление на упрощенку-2011: подаем по старым правилам» и «Как работать единоналожникам и предпринимателям в 2011 году» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 99 и № 102 соответственно), поэтому сейчас обратим внимание лишь на отдельные нюансы уплаты единого налога.

Согласно

подразделу 8 раздела XX Налогового кодекса с 1 января 2011 года до внесения изменений в раздел XIV данного документа налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Указом № 727 с учетом некоторых особенностей.

Так, в частности, если до 01.01.2011 г. Госказначейство

распределяло перечисленные плательщиками суммы единого налога в пропорциях, установленных ст. 2 Указа № 727, в местный бюджет (43 %), на общеобязательное государственное социальное страхование (15 %) и в Пенсионный фонд (42 %), то теперь такое распределение производиться не будет (см. п. 3 ст. 1 подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса).

Начиная с 01.01.2011 г. плательщики будут уплачивать единый налог

на счет соответствующего бюджета только в размере 43 % от общей суммы единого налога, как это установлено ст. 2 Указа № 727, а остальную часть они будут самостоятельно перечислять в виде единого социального взноса (ЕСВ) в порядке, определенном Законом № 2464. Кстати, напомним, что данным Законом зачет суммы ЕСВ с единым налогом также не предусмотрен.

А вот суммы единого налога, которые уплачиваются в январе 2011 года за последний отчетный (налоговый) период 2010 года, перечисляются в бюджет и подлежат распределению на тех же условиях, которые действовали до 1 января 2011 года.

Возврат сумм единого налога, уплаченных до 1 января 2011 года ошибочно или чрезмерно, а также зачисление сумм погашения налогового долга, который сформировался по состоянию на 31 декабря 2010 года, осуществляется в установленном порядке с учетом норм

подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса.

 

Сбор за места для парковки транспортных средств

Как вы помните, до 01.01.2011 г. порядок взимания сбора за парковку автотранспорта регулировался

ст. 3 Декрета № 56-93 и соответствующими положениями органов местного самоуправления.

Теперь правила уплаты сбора за места для парковки транспортных средств устанавливает

ст. 266 Налогового кодекса .

Для вашего удобства приведем эти правила в табл. 2.

 

Таблица 2

Порядок взимания сбора за места для парковки транспортных средств

До вступления в силу

Налогового кодекса

После вступления в силу

Налогового кодекса

сбор за парковку автотранспорта

сбор за места для парковки транспортных средств

1

2

Плательщики сбора —

юридические лица и граждане, паркующие автомобили в специально оборудованных и отведенных для этого местах. Сбор уплачивался водителями на месте парковки

Плательщики сбора —

юридические лица, их филиалы (отделения, представительства), физические лица — предприниматели, которые в соответствии с решением сельского, поселкового или местного совета организовывают и проводят деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках.
При этом плательщик сбора, имеющий подразделение без статуса юридического лица, осуществляющее деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на земельном участке не по месту регистрации такого плательщика сбора, обязан зарегистрировать такое подразделение в качестве плательщика сбора в органе государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка (п.п. 266.5.2 Налогового кодекса).
Под площадками для платной парковки понимается площадь территории (земли), принадлежащей на правах собственности территориальной громаде или государству, на которой согласно решению органа местного самоуправления осуществляется платная парковка транспортных средств (п.п. 14.1.104 Налогового кодекса).

А под специально отведенными автостоянками понимается площадь территории (земли), принадлежащая на правах собственности территориальной громаде или государству, определяемая органами местного самоуправления с установлением правил об ответственности за сохранность транспортного средства.
К специально отведенным автостоянкам могут относиться коммунальные гаражи, стоянки, паркинги (здания, сооружения, их части), которые построены за счет средств местного бюджета с целью осуществления организации парковки транспортных средств.
Не относятся к специально отведенным автостоянкам гаражи, автостоянки, собственники либо пользователи которых являются плательщиками земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, а также земельные участки, относящиеся к придомовым территориям (п.п. 14.1.229 Налогового кодекса)

База налогообложения

один час парковки

Объект налогообложения — земельный участок

, который согласно решению сельского, поселкового или городского совета специально отведен для обеспечения парковки транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, тротуарах или других местах, а также коммунальные гаражи, стоянки, паркинги (здания, сооружения, их части), которые построены за счет средств местного бюджета.
Не является объектом налогообложения площадь земельного участка, отведенная для бесплатной парковки транспортных средств, предусмотренных ст. 30 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.
База налогообложения — площадь земельного участка, отведенная для парковки, а также площадь коммунальных гаражей, стоянок, паркингов (зданий, сооружений, их частей), которые построены за счет средств местного бюджета

Ставка сбора

за один час парковки:
— 3 % не облагаемого налогом минимума доходов граждан (0,51 грн.) — в специально оборудованных местах;
— 1 % не облагаемого налогом минимума доходов граждан (0,17 грн.) — в отведенных местах

Ставка сбора

и порядок его уплаты в бюджет устанавливаются соответствующим сельским, поселковым или городским советом.
Ставки сбора устанавливаются за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнях за 1 кв. м площади земельного участка, отведенной для организации и осуществления такой деятельности, в размере от 0,03 до 0,15 % минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года

Уплата сбора

осуществлялась в местный бюджет уполномоченной организацией, предоставляющей услуги парковки. Сроки уплаты устанавливались органами местного самоуправления

Уплата сбора

осуществляется в местный бюджет авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждый месяц (в феврале — до 28 (29) включительно) по месту расположения специально отведенного места для парковки транспортных средств. Итоговая сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), уплачивается в сроки, определенные для квартального налогового периода

Порядок предоставления Налогового расчета сбора за припаркование автотранспорта

устанавливался органами местного самоуправления. Так, Расчет подавался ежемесячно или ежеквартально в зависимости от того, какой период (месяц или квартал) был определен в качестве базового отчетного (налогового) периода

Отчетность

по сбору за места для парковки транспортных средств предоставляется ежеквартально, поскольку базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу

 

Туристический сбор

Туристический сбор (

ст. 268 Налогового кодекса) пришел на смену курортному сбору, порядок взимания которого до 01.01.2011 г. регулировался ст. 7 Декрета № 56-93 и соответствующими положениями органов местного самоуправления.

Информацию о ранее действовавшем и нынешнем порядке взимания сбора представим в табл. 3.

 

Таблица 3

Порядок взимания туристического сбора

До вступления в силу

Налогового кодекса

После вступления в силу

Налогового кодекса

Курортный сбор

Туристический сбор

1

2

Плательщики сбора

— граждане, прибывающие в курортную местность

Плательщики сбора

— граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора, и получающие (потребляющие) услуги по временному проживанию (ночлегу) с обязательством покинуть место пребывания в определенный срок

Лица, которые освобождаются от уплаты сбора

:
 — дети в возрасте до 16 лет;
 — инвалиды и сопровождающие их лица;
 — участники Великой Отечественной войны;
 — воины-интернационалисты;
 — участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
 — лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;
 — лица, прибывшие в курортную местность в служебную командировку, на учебу, постоянное место проживания, к родителям или близким родственникам;
 — лица, прибывшие по плановым туристическим маршрутам туристическо-экскурсионных учреждений и организаций, а также осуществляющие путешествие по маршрутным книжкам;
 — мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше

Плательщиками сбора не могут быть

:
а) лица, постоянно проживающие, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;
б) лица, прибывшие в командировку;
в) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);
г) ветераны войны;
ґ) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
д) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории и пансионаты

База взимания

сборастоимость всего периода проживания (ночлега) в гостиницах, кемпингах, мотелях, общежитиях для приезжих, других заведениях гостиничного типа, санаторно-курортных заведениях, в домах (квартирах), принадлежащих физлицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма, за исключением НДС.
В стоимость проживания не включаются расходы на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глажка одежды, обуви или белья), телефонные счета, оформление заграничных паспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, расходы на устный и письменный переводы, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда

Размер сбора

— в пределах 10 % не облагаемого налогом минимума доходов граждан (т. е. не выше 1,70 грн.). Сбор уплачивался единоразово за весь период проживания

Ставка сбора

устанавливается в размере от 0,5 до 1 % к базе взимания сбора

Взимание сбора

осуществлялось:
 — администрациями гостиниц и другими учреждениями гостиничного типа при регистрации прибывших;
 — квартирно-посредническими организациями при направлении граждан (кроме прибывших по путевкам туристическо-экскурсионных учреждений и организаций) на поселение в частные дома и квартиры;
 — в порядке, определенном местными советами, устанавливавшими куротный сбор, — с лиц, которые поселяются в домах (квартирах) граждан без направления квартирно-посреднических организаций, а также с лиц (кроме тех, которые осуществляют путешествие по маршрутным книжкам), проживающих в палатках, автомашинах и т. п.

Взимание сбора

может осуществляться налоговыми агентами:
а) администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими учреждениями гостиничного типа, санаторно-курортными заведениями;
б) квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;
в) юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, уполномоченными местным советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом

Порядок взимания сбора

: не позднее трех дней со дня прибытия граждан в курортную местность по месту их временного проживания.

При смене плательщиком места проживания в пределах курортной местности курортный сбор повторно не взимался

Порядок взимания сбора

: во время предоставления услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), с указанием сумм уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание

Уплата сбора

осуществлялась в местный бюджет в порядке, установленном соответствующими местными советами, организацией, уполномоченной взимать сбор

Уплата сбора

осуществляется налоговыми агентами в местный бюджет авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждый месяц (в феврале — до 28 (29) включительно). Суммы начисленных ежемесячных авансовых взносов отражаются в квартальной налоговой декларации. Итоговая сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), уплачивается в сроки, определенные для квартального налогового периода

Порядок предоставления Налогового расчета курортного сбора

устанавливался органами местного самоуправления. Так, Расчет подавался ежемесячно или ежеквартально в зависимости от того, какой период (месяц или квартал) был определен в качестве базового отчетного (налогового) периода

Отчетность

по туристическому сбору предоставляется ежеквартально, поскольку базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу

 

На этом первый этап знакомства с правилами взимания местных налогов и сборов, установленных

Налоговым кодексом, завершаем, но в дальнейшем мы с вами еще не раз будем возвращаться к этой теме.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше