Термины Налогового кодекса: значение и правила использования

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2011/№ 4
Статья

Термины Налогового кодекса: значение и правила использования

 

Всем известно, что, начиная дискуссию, первое, что нужно сделать, — договориться о терминах. Иначе разговора не получится — употребление одинаковых слов с разным значением равносильно общению на разных языках. Когда же речь идет о терминах Налогового кодекса, то это чревато не только недопониманием со стороны партнеров, но и спорами с контролирующими органами, а также негативными результатами судебного их рассмотрения.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Существуют

общие правила использования терминов в нормативно-правовых актах, которые следует учитывать и при применении терминологии Налогового кодекса. Их можно сформулировать таким образом:

1.

В нормативном акте преимущественно должны использоваться общеизвестные на практике термины. Например, такие понятия, как «права и обязанности», «полномочия», «ответственность» и др., в Налоговом кодексе употребляются в их обычном значении и потому не требуют дополнительного раскрытия.

2. Специальная терминология применяется только в случае возникновения необходимости в этом, в частности, когда такое легальное определение не совпадает или имеет более специальное значение по сравнению с обыденным (отраженным в толковых словарях) или тем значением, в котором используется термин в других законодательных актах, либо если в других законодательных актах термин употребляется в нескольких значениях.

Если определение термина приведено в нормативно-правовом акте, такое его понимание становится обязательным для всех, на кого распространяется действие такого акта. К общеупотребительному его значению уже обратиться нельзя. Если же значение термина не приведено в нормативном акте, он используется в его обычном понимании.

Например, в

п.п. 14.1.7 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса приведено понятие «обжалование решений контролирующих органов» как более специальное, под которым понимается обжалование плательщиком налога налогового уведомления-решения об определении сумм денежного обязательства плательщика налогов или какого-либо решения контролирующего органа в порядке и сроки, установленные данным Кодексом, по процедурам административного обжалования или в судебном порядке.

3. Понятия, приведенные в тексте того или иного нормативно-правового акта, используются при применении именно этого нормативно-правового акта. Так, согласно

п. 5.2 ст. 5 Налогового кодекса в случае если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям Налогового кодекса, для регулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения Кодекса.

По общему правилу, на отношения, которые регулируются другими законодательными актами, термины

Налогового кодекса не распространяются.

Данное правило специально оговорено в

п. 5.1 ст. 5 Налогового кодекса, согласно которому понятия, определения которых даны Налоговым кодексом, применяются исключительно для регулирования отношений, предусмотренных ст. 1 Налогового кодекса, в частности отношений, возникающих в сфере взимания налогов и сборов, их администрирования, при определении прав и обязанностей плательщиков налогов и сборов, компетенции контролирующих органов, полномочий и обязанностей их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственности за нарушение налогового законодательства.

В то же время признается, что «другие термины, применяемые в

Налоговом кодексе и не определяемые им, употребляются в значении, установленном другими законами» (п. 5.3 ст. 5 Налогового кодекса).

В этой части можно сделать одно уточнение: на практике и субъекты хозяйствования, и контролирующие органы, и суды для раскрытия значения термина, используемого одним нормативным актом, могут обращаться к определениям, которые приведены в других актах, регулирующих иную сферу отношений. Однако, во-первых, если значение термина приведено в нескольких актах, приоритет надо отдать наиболее близкому по сфере регулируемых отношений, во-вторых, в целом такое обращение можно оспаривать, ссылаясь на общий смысл того или иного нормативно-правового акта, специфику регулируемых им отношений, общий контекст, в котором употребляется тот или иной термин.

Кроме того, не исключено, что у контролирующих органов возникнет соблазн широкого толкования термина «закон», которое бы включало не только непосредственно законы Украины, но и подзаконные нормативно-правовые акты. Такое в практике правового регулирования уже было. Так,

ст. 48 Гражданского кодекса УССР от 18.07.63 г. предусматривала, что недействительным является соглашение, не соответствующее требованиям закона. Но Высший арбитражный суд Украины в разъяснении от 12.03.99 г. № 02-5/111 «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с признанием соглашений недействительными» указал, что на основании ст. 48 недействительными могут признаваться соглашения, не соответствующие не только закону, но и подзаконным нормативным актам (п. 10). Вполне возможно, что и теперь суды будут подходить к данному вопросу аналогичным образом, признавая обязательность не только тех определений, которые приведены в законах, но и закрепленных в подзаконных нормативных актах. Хотя, на наш взгляд, последние должны иметь лишь рекомендательное значение.

4. Иная ситуация имеет место, если для определения термина нормативно-правовой акт дает прямую отсылку на другие акты. Приведенные в таких актах определения становятся обязательными для использования. Так, например, термин «

активы» следует использовать в значении, приведенном в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (п.п. 14.1.2 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса), термин «бюджетное учреждение» — в значении, приведенном в Бюджетном кодексе Украины (п.п. 14.1.17 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Впрочем, иногда законодатель отклоняется от этого правила и без надобности полностью цитирует то определение, которое и так приведено в другом нормативно-правовом акте. Так, например, понятие алкогольных напитков, приведенное в

п.п. 14.1.5 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, дублирует определение из Закона Украины «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР).

Многие термины были взяты из отмененного налогового законодательства (в первую очередь из

Закона о налоге на прибыль, Закона об НДС и Закона № 889), поэтому для налогоплательщиков они будут привычными.

5. Терминология подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения, не должна противоречить тому значению терминов, в котором они употребляются

Налоговым кодексом.

6. Определению терминов, используемых в

Налоговом кодексе, посвящена ст. 14. Те понятия, которые приведены в этой статье, во всем тексте Налогового кодекса (если не сделано специальной оговорки об ином) и применении других актов, регулирующих вопросы налогообложения, применяются именно в том значении, которое дано им в ст. 14. Например, понятие крупного налогоплательщика, приведенное в п.п. 14.1.24 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, является общим для всего налогового законодательства.

Некоторые определения даны для их применения в конкретном разделе

Кодекса. Так, например, в п.п. 14.1.21 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса дано определение понятия груза для целей раздела IX, в п.п. 14.1.22 п. 14.1 ст. 14 — понятие векселедателя для целей раздела VI и др.

В

п.п. 14.1.124 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса приведено общее определение нового транспортного средства как транспортного средства, не имеющего актов государственной регистрации уполномоченных органов, в том числе иностранных, дающих право на его эксплуатацию, а в п. 189.3 ст. 189 Налогового кодекса приведено более специальное раскрытие термина «новое транспортное средство» для целей раздела V «Налог на добавленную стоимость». Соответственно, использовать такое специальное определение в таком же значении в других разделах будет неправильным и может привести к неправильному пониманию нормы.

Можно привести еще один пример, когда сам

Кодекс для целей определенного раздела использует более специальное по сравнению с общим понятие. Так, в разделе IV в п.п. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 указывается, что если налогоплательщик получает доходы в виде заработной платы за период ее сохранения согласно законодательству, в том числе за время отпуска либо пребывания налогоплательщика на больничном, то с целью определения предельной суммы дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы, и в других случаях их налогообложения такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления. Получается, что для целей применения налоговой социальной льготы больничные прямо названы зарплатой, несмотря на определение заработной платы, приведенное в п.п. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, в котором больничные не фигурируют.

Следует отметить, что

ст. 14 Налогового кодекса содержит не исчерпывающий перечень тех определений, который использует Кодекс (хотя замысел был именно в этом). Так, например, в п. 30.1 ст. 30 дается определение такому понятию, как «налоговая льгота». Поскольку указания на иное отсутствуют, данное понятие в приведенном в п. 30.1 ст. 30 значении должно использоваться по всему тексту Кодекса, поскольку действует общее требование о максимально единообразном употреблении терминов не только в рамках одного нормативно-правового акта или отрасли законодательства, но и во всем законодательстве в целом (если, еще раз подчеркнем, нет более специальных определений и указаний на исключительный характер того или иного определения). В п. 144.3 ст. 144 Налогового кодекса приводится значение термина «непроизводственные основные средства» как необоротных материальных активов, не используемых в хозяйственной деятельности плательщика налога. Хотя было бы логично в соответствии с требованиями законодательной техники вынести эти определения в ст. 14 Налогового кодекса.

Определения некоторых понятий, имеющих наиболее важное значение, приведено в первых статьях

Кодекса, отдельно от общего перечня, закрепленного в ст. 14. Так, в ст. 6 даны понятия налога как обязательного, безусловного платежа в соответствующий бюджет, взимаемого с плательщиков налога в соответствии с Кодексом, и сбора (платы, взноса) как обязательного платежа в соответствующий бюджет, взимаемого с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в пользу таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

Теперь перейдем к анализу наиболее важных терминов, используемых в Налоговом кодексе .

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить