Об утверждении Порядка исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2011/№ 5
Постановление от 27.12.2010 г. № 1224

Кабинет Министров Украины

 

Об утверждении Порядка исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость

Постановление от 27 декабря 2010 г. № 1224

 

В соответствии с пунктом 201.11 статьи 201 Налогового кодекса Украины Кабинет Министров Украины

постановляет:

1.

Утвердить Порядок исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость (прилагается).

2. Настоящее постановление

вступает в силу с 1 января 2011 года.

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 г. № 1224

Порядок исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость

 

1. Электронный контрольно-кассовый аппарат (далее — кассовый аппарат) должен обеспечивать исчисление сумм налога на добавленную стоимость не менее чем по четырем позициям, в том числе разграничивая ставки налогообложения и операции, освобожденные от налогообложения и не являющиеся объектом налогообложения.

2.

Кассовый аппарат должен обеспечивать печать и выдачу кассового чека, который, кроме обязательных реквизитов, содержит сведения о:

стоимости единицы товара или предоставленной услуги с учетом налога на добавленную стоимость (по налогооблагаемым операциям);

стоимости единицы товара или предоставленной услуги без учета налога на добавленную стоимость (по освобожденным от налогообложения операциям и не являющимся объектом налогообложения);

коде ставки налога на добавленную стоимость по единице товара или предоставленной услуге;

общей сумме налога по каждой позиции (группе товаров, услуг);

общей сумме средств, подлежащей уплате покупателем, с учетом налога на добавленную стоимость.

3. Если алгоритмом работы кассового аппарата предусмотрены отдельный учет и накопление в фискальной памяти сумм средств, выплачиваемых покупателям, кассовый чек регистрации операции возврата должен дополнительно содержать сведения о стоимости товаров (с учетом налога на добавленную стоимость), позиции, по которой исчисляется сумма налога, в том числе разграничивая ставки налогообложения и операции, освобожденные от налогообложения и не являющиеся объектом налогообложения, за каждую единицу возвращенного товара (неполученной услуги), а также общую сумму средств, выплачиваемых покупателю.

По операциям, не связанным с возвратом товара, кассовый чек регистрации операции выплаты средств должен дополнительно содержать сведения о сумме средств по каждой операции выплаты, а также общую сумму средств, выплачиваемых получателю средств.

В кассовом чеке суммы, возвращаемые покупателю (которые выплачиваются получателю средств), должны иметь соответствующее название или обозначаться знаком «минус».

4.

Исходными данными для исчисления сумм налога являются:

в пределах кассового чека — совокупная стоимость каждого товара (предоставленной услуги) отдельно по позиции (группе товаров, услуг);

по итогам работы в течение дня — совокупная стоимость реализованных в течение дня товаров (предоставленных услуг) отдельно по каждой позиции (группе товаров, услуг);

по итогам работы за период — совокупная стоимость реализованных за период товаров (предоставленных услуг) отдельно по каждой позиции (группе товаров, услуг).

5.

Исчисление сумм налога на добавленную стоимость в пределах кассового чека по итогам работы в течение дня или по итогам работы за период осуществляется по формуле:

сумма налога на добавленную стоимость == C х N : (100 + N),

где C — совокупная стоимость (с учетом налога на добавленную стоимость) товаров (предоставленных услуг) конкретной позиции соответственно в пределах кассового чека по итогам работы в течение дня или по итогам работы за период;

N — ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Результат расчета сумм налога на добавленную стоимость округляется с точностью до 1 копейки и печатается в чеке.

6. При округлении сумм налога на добавленную стоимость и стоимости единицы товара (услуги) должны использоваться правила округления чисел с точностью до 1 копейки (например, суммы до 0,499 копейки округляются до 0 копеек, а суммы от 0,5 до 0,999 копейки — до 1 копейки).

7. Кассовый аппарат должен обеспечивать отдельное накопление, внесение и хранение в фискальной памяти суммарных дневных оборотов по реализации товаров (предоставлению услуг) по каждой из ставок налога на добавленную стоимость и операции, освобожденной от налогообложения либо не являющейся объектом налогообложения.

8.

Общая сумма наличных, уплаченная покупателем за приобретенные товары (предоставленные услуги), исчисляется как сумма совокупной стоимости товаров (предоставленных услуг) по всем соответствующим позициям.

9.

Общая сумма налога на добавленную стоимость по итогам работы в течение дня равна суммам налога на добавленную стоимость по каждой из ставок, отраженных в кассовых чеках, а за период — за все рабочие дни в пределах указанного периода.



комментарий редакции

Новые требования к кассовым аппаратам! Новые ли?

Первые дни 2011 года для всех субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности РРО, прошли в тревоге, тесном общении с сервисными центрами и попытках выяснить, можно ли перепрограммировать кассовые аппараты таким образом, чтобы они обеспечили выполнение требований, выдвигаемых комментируемым документом. Принятие последнего стало информационным поводом для целой новостной кампании под лозунгами «Торговцев обязали указывать НДС в чеках» и «

Продавцы должны указывать в чеке сумму НДС по каждому товару».

На самом деле причин для паники нет. Более того, со вступлением в силу Порядка исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм НДС, утвержденного постановлением Кабмина от 27.12.2010 г. № 1224 (далее — Порядок № 1224),

ничего ровным счетом по сравнению с действующими уже более 11 лет требованиями не изменится.

Дело в том, что комментируемый документ, вызвавший такую волну обсуждений, практически

дословно повторяет текст Порядка исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм НДС, утвержденного протокольным решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным оборотом от 15.06.99 г. № 8 (далее — Порядок № 8). Этот Порядок входит в перечень документов, на соответствие которым проверяют использование РРО в ходе соответствующих проверок, и с учетом его требований составлялись Требования в отношении реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения, утвержденные постановлением Кабмина от 18.02.2002 г. № 199 (далее — Требования № 199).

Кроме того, названные в п. 2 комментируемого постановления сведения, которые необходимо указывать в кассовом чеке дополнительно к обязательным реквизитам, уже

давно сами имеют статус обязательных реквизитов, поскольку названы в их числе в п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Необходимость указывать в кассовом чеке «

общую сумму НДС по каждой позиции (группе товаров, услуг)», выдвигаемую комментируемым документом, многие, в том числе под влиянием СМИ, восприняли как обязанность указывать НДС в отношении каждого наименования товара, каждого артикула.

На самом же деле под позицией, как это видно из п. 1 Порядка № 1224, понимается налоговая группа (в значении, используемом Требованиями № 199). И каждый РРО программируется таким образом, чтобы обеспечивать исчисление сумм налога как минимум по четырем позициям: 1) ставка 20 процентов, 2) ставка 0 процентов, 3) операции, освобожденные от налогообложения, 4) операции, не являющиеся объектом налогообложения — с соответствующим буквенным обозначением каждой из позиций. Упоминание же в скобках о «

группе товаров, услуг» выглядит как дань Порядку № 8, использующему в своей терминологии вместо позиций «налоговые группы». Поэтому под «позицией» следует понимать группу товаров (услуг) с одинаковой налоговой ставкой.

Поэтому как раньше, так и сейчас рядом с наименованием товара в чеке указывается его стоимость с буквенным обозначением налоговой группы. Кроме того, любой РРО и так обеспечивает накопление информации по каждой из налоговых групп и отражает их в дневных и периодических отчетах, что прямо следует из Требований № 199. Поэтому и в этом смысле никакой новизны для субъектов хозяйствования, использующих РРО, комментируемый документ не вносит.

И еще один момент. Несмотря на то что в тексте постановления указано, что оно вступает в силу с 01.01.2011 г.,

данный документ начнет действовать со дня его опубликования в силу требований ч. 1 ст. 53 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 07.10.2010 г. № 2591-VI.

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить