Об утверждении формы Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2011/№ 8
Приказ от 24.12.2010 г. № 1015

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении формы Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)

Приказ от 24 декабря 2010 года № 1015

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 13.01.2011 под № 42/18780

(извлечение)

 

В соответствии с пунктом 46.5 статьи 46 раздела II и разделом ХIII Налогового кодекса Украины, статьей 8 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить форму Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (прилагается*).

* Формы бланков размещены в разделе "Бланки - Налоговая отчетность - Плата за землю". —

Примеч. ред.

2. Признать

утратившими силу приказы Государственной налоговой администрации Украины:

от 26.10.2001 № 434 «

Об утверждении форм Сводного расчета суммы земельного налога, Справки к уточненному Расчету и Порядку их подачи в орган государственной налоговой службы», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 19.11.2001 под № 963/6154;

от 02.12.2003 № 582 «

Об утверждении изменений к приказу ГНА Украины от 26 октября 2001 года № 434», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 15.12.2003 под № 1159/8480;

пункт 23 приложения к приказу

Государственной налоговой администрации Украины от 16.02.2004 № 92 «О внесении дополнений в приказы ГНА Украины», зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 02.03.2004 под № 267/8866;

от 20.12.2005 № 588 «

Об утверждении формы налоговой декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30.12.2005 под № 1591/11871.

<…>

5. Настоящий приказ

вступает в силу со дня официального опубликования.

<…>

 

Председатель А. Папаика



комментарий редакции

Утверждены новые формы земельной отчетности

Вдогонку за статьей «Плата за землю-2011: рассчитываем и отчитываемся по Налоговому кодексу» (см. предыдущий номер нашего издания), как и было обещано, предлагаем комментарий к приказу ГНАУ, которым утверждены новые отчетные формы по плате за землю.

Собственно, сам приказ комментировать нечего, поскольку в последнее время подобные приказы не сопровождаются соответствующими порядками, которые хотя бы схематично разъясняли особенности заполнения новых деклараций. Поэтому все, что сказано ниже, базируется на нашем первом представлении о составлении земельной отчетности в новых условиях. Не исключено, что впоследствии его придется подкорректировать с учетом возможных разъяснений ГНАУ, а также практики приема декларации по плате за землю налоговыми органами на местах.

Новая отчетность включает

в себя следующие формы:

— собственно

налоговую декларацию по плате за землю, которую можно использовать как:

а)

отчетную (поскольку п. 285.1 Налогового кодекса базовым налоговым (отчетным) периодом называет календарный год, то отчетной будет считаться только годовая декларация, предоставленная в соответствии с п. 286.2 этого Кодекса);

б)

новую отчетную (специальное правило о возможности ежемесячного предоставления новых отчетных деклараций вместо отчетной (годовой) содержится в п. 286.3 Налогового кодекса);

в)

уточняющую (подается в случае самостоятельного выявления ошибок в порядке, установленном п. 50.1 Налогового кодекса);

г)

декларацию за вновь отведенные земельные участки или по вновь заключенным договорам аренды земли (в соответствии с п. 286.4 Налогового кодекса подается в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, и, как нам кажется, тоже может быть как годовой, т. е. отражать налоговые обязательства по плате за землю с момента получения права собственности, постоянного пользования или аренды земельного участка и до конца года, так и ежемесячной);

приложение 1 «Сведения об имеющихся земельных участках», которое является неотъемлемой частью декларации, т. е. подается всеми плательщиками платы за землю и во всех случаях предоставления декларации;

приложение 2 «Сведения о льготах на земельный налог с имеющихся площадей земельных участков», касающееся только плательщиков земельного налога, имеющих те или иные льготы по нему.

Как видим,

комплект земельной отчетности существенно уменьшился: вместо шести приложений к прежнему налоговому расчету земельного налога и двух приложений к бывшей налоговой декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (которые, кстати, комментируемым сегодня приказом признаны утратившими силу) осталось всего два, одно из которых касается ограниченного круга лиц, имеющих льготы по земельному налогу.

Вместе с тем такое упрощение не прошло даром:

теперь земельный налог будет рассчитываться не в отдельных приложениях, в каждом из которых раньше отражались обязательства по отдельной категории земель, а в самой декларации в разделах 1 — 4. При этом в них, к сожалению, нет подсказок относительно конкретных норм Налогового кодекса, которыми следует руководствоваться при отнесении категории земель к одному из четырех первых разделов табличной части декларации, а также при определении ставки налога (графа 5), коэффициента увеличения (графа 6) и процента от суммы земельного налога (графа 7), что может на первых порах привести в смятение даже опытного бухгалтера. Тем не менее, если воспользоваться данными табл. 2 из статьи, упомянутой в начале комментария, где систематизирована требуемая информация, составить декларацию будет значительно легче.

Заметим, что определенные проблемы могут возникнуть и у льготников. Здесь ситуация следующая: раньше общая сумма налога, сумма льготы по нему и сумма налога к уплате после вычета льготы отображались в пределах каждого из приложений 3 — 6, откуда уже окончательная сумма налога к уплате переносилась в сам расчет. Сейчас же сумма льготы будет показываться в приложении 2, а вот расчет общей суммы налога (до применения льготы) выведен за скобки отчета, поскольку в графе 8 декларации, скорее всего, налоговики захотят видеть уже налог, образно говоря, «чистыми».

Еще несколько замечаний к разработчикам земельной отчетности. Как известно, согласно п. 287.6 Налогового кодекса

лица, приобретающие недвижимость, с нового года должны уплачивать земельный налог за землю под и вокруг такой недвижимости с момента госрегистрации права собственности на недвижимость, не дожидаясь получения правоустанавливающих документов на земельный участок. Кроме того, в соответствии с п. 287.8 этого Кодекса собственники нежилых помещений в многоквартирных жилых домах также с момента госрегистрации права собственности на недвижимость обязаны платить налог за площади под такими помещениями, с учетом придомовой территории. При этом возможность оформления каких-либо правоустанавливающих документов на землю для таких собственников вообще отсутствует.

Между тем приложение 1, которое должны будут подать и указанные выше категории плательщиков, предполагает отражение в нем сведений о документах, удостоверяющих право собственности и/или пользования земельными участками. Более того, в нем требуется привести серию, номер и дату регистрации госакта, который плательщики первой категории могут получить с серьезной задержкой относительно момента начала уплаты земельного налога, а плательщики второй категории, очевидно, не могут даже рассчитывать на его получение.

Как следствие, непонятен принцип, по которому следует заполнять соответствующие графы этого приложения. Скорее всего, налоговики предложат внести туда данные о договоре купли-продажи недвижимости, как они делали и раньше, еще задолго до того, как закон в действительности обязал собственников такой недвижимости платить земельный налог.

С удовольствием отметим, что подтвердилось наше предположение о введении

единой отчетной формы, которая бы предназначалась как для плательщиков земельного налога (только юридических лиц), так и для арендаторов земельных участков (как юридических лиц, так и физлиц-предпринимателей). Однако это вовсе не означает, что субъект хозяйствования, имеющий в пределах одной административно-территориальной единицы земельные участки и в собственности, и в аренде, сможет отразить свои общие налоговые обязательства в одной декларации. Похоже, такому субъекту придется предоставлять в одну налоговую инспекцию два отчета: по земельному налогу отдельно, по арендной плате отдельно*.

* В то же время полное название новой отчетной формы («налоговая декларация по плате за землю (земельный налог

и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)») наводит на мысль о возможности одновременного отражения в ней и земельного налога, и арендной платы.

Поскольку в течение года и тех, и других отчетов может быть несколько (например, если принято решение отчитываться ежемесячно), формой декларации предусмотрена специальная строка 1.1.Т, в соответствующей ячейке («Земельный налог» или «Арендная плата») которой следует указывать порядковый номер отчета за год. При этом нумерация отчетов по каждой из разновидностей платы за землю должна быть своя.

В завершение комментария обращаем внимание, что

на момент его подготовки новые формы отчетности по плате за землю еще не вступили в силу, поскольку приказ, которым они утверждены, официально не опубликован. В связи с этим следует иметь в виду, что существует теоретическая возможность успеть отчитаться по земле (по крайней мере, за год) с использованием старых форм. Ведь даже если приказ вступит в силу до 1 февраля, то не стоит забывать о п. 46.6 Налогового кодекса, которым установлено, что, во-первых, новые формы деклараций (расчетов) вступают в силу для составления отчетности с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, а во-вторых, до того момента являются действующими формы деклараций (расчетов), действовавшие до определения таких новых форм. Поскольку, как отмечалось выше, базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год, то в любом случае новые формы применимы не ранее подачи отчетности по ней на 2012 год.

Вот только помнят ли об этом налоговики? И не заставят ли они в течение нескольких дней после вступления в силу новых форм (если таковое, конечно, состоится до 1 февраля) пересдать земельную отчетность всех тех, кто уже сдал ее по прежним формам? Примеров тому из «доналоговореформенной» жизни имеется более чем предостаточно…

 

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить