Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Налог с рекламы: переходный аспект

Редакция НиБУ
Статья

Налог с рекламы: переходный аспект

 

В нашу редакцию поступил следующий вопрос:

«В декабре 2010 года наше предприятие заключило договор с ООО «Ромашка» на выполнение последним работ по изготовлению и установке рекламного щита перед офисом. В соответствии с договором оплата работ производится в течение 30 дней после их выполнения. Акт выполненных работ был подписан 25 декабря 2010 года и нам был выставлен счет, в котором отдельной строкой проходила сумма налога с рекламы. Необходимо ли нам уплачивать данную сумму? Ведь с 1 января 2011 года налог с рекламы уже не взимается».

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Обратимся к действовавшему до 01.01.2011 г. фундаменту местного налогообложения, то есть к

Декрету № 56-93. В его ст. 11, посвященной налогу с рекламы, представлен ряд основополагающих для рассматриваемого вопроса положений, но нас больше интересует ст. 18. В ней говорится, что непосредственный порядок уплаты налога с рекламы утверждается соответствующими местными советами. Указанное означает, что ответ на данный вопрос может варьироваться в зависимости от территориальной принадлежности.

Например, в Харькове порядок уплаты налога с рекламы установлен

Положением о порядке исчисления и уплаты налога с рекламы в городе Харькове, утвержденным решением Харьковского горсовета от 20.09.93 г. в редакции решения от 29.04.2010 г. № 76/10 (далее — Положение). В соответствии с данным Положением:

— плательщиками налога являются рекламодатели (

п. 2.1);

— объектом налога является стоимость услуг по изготовлению и размещению рекламы (

п. 3.1);

— налог уплачивается рекламодателями во время оплаты услуг по изготовлению и размещению рекламы (

п. 5.1);

— налог с рекламы удерживают распространители (производители) рекламы (

п. 5.2).

Как видим, дата выполнения работы/услуги по изготовлению/размещению рекламы не имеет никакого влияния на возникновение налоговых обязательств по налогу с рекламы.

Таким образом, на момент подписания акта выполненных работ (25 декабря 2010 года) налоговых обязательств по налогу с рекламы не возникает. В то же время стоимость работ/услуг формировалась еще с учетом налога с рекламы, и данная сумма уже включена в выставленный счет. При определении дальнейших действий возможны такие варианты.

Первый вариант

. Наиболее очевидным решением является простое внесение оплаты за работы/услуги без учета налога с рекламы (сделать это просто, так как такая сумма должна выделяться в цене отдельно). Дело в том, что момент оплаты работ/услуг произойдет уже в 2011 году, а значит, законодательные основания для включения в стоимость договора и дальнейшего удержания налога с рекламы поставщиком отсутствуют. При этом каких-либо юридических последствий при такой неуплате не будет, поскольку:

— цена в договоре устанавливается по договоренности сторон (

ч. 1 ст. 632 ГКУ), но к налогу с рекламы это не относится — он включается в цену вне зависимости от воли сторон;

— налог с рекламы является обязательством плательщика (заказчика работ) перед бюджетом, а не перед поставщиком. Последний исполняет роль налогового агента, через которого эта сумма проходит транзитом.

Таким образом, даже если поставщик будет против такого развития событий, у него не будет оснований для выставления претензий к покупателю — обязательства последнего будут считаться выполненными оплатой стоимости работ/услуг без налога с рекламы.

Не лишним будет напомнить о позиции налоговиков (

письмо ГНАУ от 04.12.2009 г. № 27084/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 21, с. 33), которые в ситуации переплаты в результате неиспользования льготы по НДС предлагали проводить корректировку по п. 4.5 ранее действовавшего Закона об НДС, а значит, и вносить изменения в условия договора. Мы не можем согласиться с такой позицией по уже указанной выше причине — сумма налога с рекламы не является частью договорных обязательств сторон. В то же время если стороны все же изъявят желание внести изменения в договор, то они вправе сделать это.

Второй вариант

предполагает оплату ра-бот/услуг с учетом суммы налога с рекламы. При таком варианте возникает вопрос: включается ли такая сумма в базу обложения НДС у поставщика (и соответственно в налоговый кредит у покупателя)? Даже несмотря на то, что с 01.01.2011 г. налог с рекламы исчез, он все равно не приобретает статус элемента договорной цены (несмотря на то, что включен в нее). Таким образом, налоговых обязательств по НДС не будет, поскольку отсутствует объект налогообложения. В то же время оплата данной суммы может считаться безвозвратной финансовой помощью поставщику, которому уже придется отразить ее в качестве доходов.

Несмотря на представленные аргументы, налоговики могут занять иную позицию, а именно посчитают переплаченную сумму частью компенсации за предоставленные работы/услуги. В таком случае они могут требовать начисления НДС и на переплаченную сумму, так как в базу обложения НДС входит любая сумма средств, уплаченная поставщику в связи с компенсацией товаров/услуг (

п. 188.1 Налогового кодекса). В качестве аналогии можем привести точку зрения, высказанную в письме ГНАУ от 16.01.2009 г. № 738/7/16-1517-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 22, с. 19), в котором налоговики высказывались насчет того, что сумма инфляционных (ч. 2 ст. 625 ГКУ) должна включаться в базу обложения НДС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше