Почта редакции. Отчеты о принятых и уволенных работниках: когда подавать?

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Июль, 2011/№ 53
Ответы на вопросы

Отчеты о принятых и уволенных работниках: когда подавать?

 

Наш центр занятости требует подекадной подачи отчетов о принятых и уволенных работниках, указывая на нововведения в законодательстве с начала этого года и угрожая наложить на предприятие штрафные санкции за неподачу. Правомерны ли такие требования?

(г. Днепропетровск)

 

Обязанность предоставления в фонды занятости отчетов о принятых и уволенных работниках была предусмотрена законодательством и до 01.01.2011 г. Так, согласно

п. 4 ст. 20 Закона Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности ежемесячно подают центрам занятости данные в полном объеме о наличии свободных рабочих мест (вакансий), в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, и в десятидневный срок — о всех принятых работниках в порядке, установленном законодательством. Однако за непредоставление указанных данных ответственность предусмотрена не была.

С 01.01.2011 г. вступила в силу новая редакция

ст. 1653 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая, в частности, штраф за несвоевременную подачу либо неподачу определенных Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III (далее — Закон № 1533) сведений в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.), за непредоставление указанных сведений лицом, которое в течение года уже привлекалось к административной ответственности по ст. 1653 КоАП, размер штрафа может составить от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.). Штраф налагается на должностных лиц предприятия, а не на само предприятие. Выносят постановления о применении данного админвзыскания от имени Фонда руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда — центра занятости АР Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, горрайонных, городских и районных в городах центров занятости и их заместителей (ст. 2449 КоАП).

Как видим, в

ст. 1653 КоАП штраф предусмотрен за нарушение требований Закона № 1533, а не Закона о занятости населения. Закон № 1533 указывает на необходимость предоставления работодателем сведений о принятии на работу работников (п. 2 ч. 2 ст. 35), но в нем нет норм, устанавливающих обязанность предоставления отчетов о свободных рабочих местах. Из этого можно сделать вывод, что действующее на данный момент законодательство предусматривает админштраф для должностных лиц предприятия за неподачу отчета о принятых работниках, санкций за непредоставление отчета о вакансиях нет*.

* В связи с этим Федерация профсоюзов Украины, например, настаивала на необходимости указания в коллективных договорах обязанности работодателя своевременно подавать информацию в службу занятости о наличии свободных рабочих мест (рабочие материалы от 11.01.2007 г.). Это может служить косвенным указанием на возможную угрозу квалификации непредоставления отчета о вакансиях как нарушения законодательства о труде. О выявленном нарушении центр занятости может сообщить в инспекции по труду, что, в свою очередь, может повлечь штраф по ст. 41 КоАП. Однако данная угроза, на наш взгляд, носит исключительно гипотетический характер.

Формы отчетности (в частности, форма № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий», форма № 5-ПН «Отчет о принятых работниках») и инструкции по их заполнению утверждены

приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

Согласно

Инструкции по заполнению формы № 5-ПН форма составляется за периоды: с 1 до 10 числа отчетного месяца, с 11 до 20 числа отчетного месяца, с 21 по последнее число отчетного месяца и подается не позже 3-го дня по окончании отчетной декады. В случае отсутствия принятых работников на протяжении отчетной декады форма не подается. Порядок заполнения формы предусматривает следующее:

в графе 1 указываются фамилии, имена и отчества (

без сокращения) в соответствии с данными паспорта на украинском языке всех принятых на работу граждан в течение отчетной декады;

в графе 2 проставляется регистрационный номер учетной карточки (известный ранее как идентификационный код);

в графе 3 указываются наименования профессий (должностей), на которые приняты граждане в соответствии с Государственным классификатором профессий;

в графе 4 проставляется код профессии (должности) согласно Государственному классификатору профессий;

в графе 5 проставляются номер и дата приказа о приеме на работу работника;

в графе 6 в случае приема работника на работу по направлению центра занятости проставляются номер и дата выдачи направления;

в графе 7 ставится отметка «V», свидетельствующая о принятии работника на работу по направлению государственной службы занятости с компенсацией выплаты заработной платы;

в графе 8 ставится отметка «V», если работник принят на вновь созданное рабочее место (т. е. рабочее место, которое создано в связи с регистрацией предприятия либо после внедрения и расширения новых видов производства (работ, услуг) и изменения условий труда);

в графе 9 указывается место проживания (город, улица, дом, квартира) и номер телефона принятого работника.

Отчет подписывается руководителем предприятия с указанием даты заполнения формы и проставлением печати.

Отчет подается в том числе на сотрудников, являющихся иностранными гражданами.

Каких-либо специальных оговорок по поводу возможности либо невозможности направления отчета почтой ни в

Законе о занятости населения, ни в Законе № 1533, ни в Инструкции нет. Данное обстоятельство можно трактовать как отсутствие запрета и направить при необходимости отчет почтой.

В завершение обратим внимание на такие моменты:

1. Если предприятие не подало несколько отчетов о принятых сотрудниках и центр занятости данные факты рассматривает все одновременно, то к должностным лицам применяется только один штраф по

ст. 1653 КоАП (с возможным применением штрафа от 136 до 255 грн.). Повышенный штраф может быть применен только в том случае, если факт повторной неподачи будет выявлен уже после того, как был наложен штраф за предыдущий факт непредоставления отчета.

2. Непредоставление отчета о вакансиях никак не влияет на применение санкций за неподачу отчета о принятых сотрудниках*. На практике иногда сотрудники фондов занятости при подаче отчета о принятых сотрудниках указывают предприятию на то, что им предварительно не был подан отчет о вакансиях, и на этом основании применяют админштраф по

ст. 1653 КоАП. Такие действия не имеют законодательных оснований.

* В отношении отчета по форме № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий», который подается ежемесячно, можно говорить о том, что если в течение месяца образовалась вакансия, но на нее был принят работник и по состоянию на момент предоставления отчета свободного рабочего места нет, то и отчет подаваться не должен. К тому же целью такой отчетности, как указано в Инструкции по ее заполнению, является «информирование населения о наличии вакансий, содействие трудоустройству граждан, зарегистрированных в центрах занятости в качестве ищущих работу, для подбора персонала по заказу работодателей, для оценки текущей потребности в кадрах и организации профессиональной подготовки населения в соответствии с потребностями рынка труда». Однако убедить сотрудников центров занятости в обоснованности такой аругментации крайне сложно, поскольку они исходят из того, что принять кого-то на работу можно только в том случае, если до этого образовалась вакансия.

Однако отказываться от предоставления отчета о вакансиях все же не стоит. Дело в том, что суды рассматривают

факт предоставления сведений о наличии свободных мест в центры занятости как доказательство того, что предприятием были выполнены его обязательства по трудоустройству инвалидов, предусмотренные Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII (см. постановление Киевского окружного административного суда от 03.03.2010 г. по делу № 2-а-817/10/1070, определение ВАСУ от 23.12.2010 г. по делу № К-29130/10, определение Киевского апелляционного админсуда от 15.07.2009 г. по делу № 22-а-23903/08).

3. Один из наиболее спорных вопросов — вопрос о сроках давности, в течение которых может быть применен штраф по

ст. 1653 КоАП. Как все знают, согласно ст. 38 КоАП административное взыскание, которое налагается не в судебном порядке, а самим контролирующим органом, может быть применено не позднее чем через два месяца со дня совершения нарушения, а при длящемся нарушении — два месяца со дня его выявления (см. тематический номер «Должностные админштрафы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14). Но 18.05.2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон1533. В результате в Законе появилась норма, согласно которой «срок давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных этим Законом и Законом Украины «О занятости населения», административных штрафов, а также других видов задолженности перед Фондом не применяется» (ч. 4 ст. 38). Следует сказать, что похожая норма была в Законе № 1533 и прежде, но раньше в ней не фигурировали административные штрафы. Как будет складываться практика применения обновленной редакции данного предписания, пока неясно. На наш взгляд, отказ от применения сроков давности в отношении штрафов, предусмотренных КоАП, можно попытаться обжаловать как неправомерный, поскольку ч. 4 ст. 38 Закона № 1533 в данном вопросе вступает в противоречие с КоАП, который не предусматривает возможности отклонения от предусмотренных в нем процедурных правил.

 

Елена Уварова, юрист

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить