Об утверждении письма

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Июль, 2011/№ 54
Решение от 31.05.2011 г. № 675

Об утверждении письма

Решение от 31 мая 2011 года № 675

(извлечение)

 

С целью одинаковой практики правоприменения уполномоченными лицами центрального аппарата Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и ее территориальных органов Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку приняла решение:

1.

Утвердить письмо «О действиях уполномоченных лиц в случае выявления нарушений требований п. 5 раздела XVII Закона Украины «Об акционерных обществах» (прилагается).

<…>

 

Председатель Комиссии Д. Тевелев

 

 

Протокол заседания Комиссии
от 31 мая 2011 г. № 25

Приложение

Уполномоченным лицам центрального аппарата
 и территориальных органов Комиссии

О действиях уполномоченных лиц Комиссии в случае выявления нарушений требований п. 5 раздела XVII Закона Украины «Об акционерных обществах»

 

Согласно п. 5 раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об акционерных обществах» уставы и внутренние положения акционерных обществ, созданных до вступления в силу этого Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами данного Закона не позднее чем в течение двух лет со дня вступления в силу этого Закона.

В соответствии с частью 1 раздела XVII Закона Украины «Об акционерных обществах» данный Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования, кроме второго предложения части второй статьи 20, которое вступает в силу через тридцать месяцев со дня опубликования этого Закона.

Закон Украины «Об акционерных обществах» был опубликован в официальном печатном издании — газете «Урядовий кур'єр» № 202 от 29.10.2008 г.

Таким образом, учитывая требования законодательства,

до 30 апреля 2011 года акционерные общества должны были привести свои уставы и внутренние положения обществ в соответствие с нормами Закона Украины «Об акционерных обществах».

Согласно пункту 2 раздела XIV Правил рассмотрения дел о нарушении требований законодательства на рынке ценных бумаг и применении санкций, утвержденных решением Комиссии от 11.12.2007 № 2272 (далее — Правила), распоряжение об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах может быть вынесено независимо от возбуждения дела о правонарушении на рынке ценных бумаг.

Учитывая изложенное выше, с целью одинаковой практики правоприменения в центральном аппарате Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и в ее территориальных органах,

в случае выявления нарушений требований п. 5 раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об акционерных обществах», а именно, неприведение до 30.04.2011 г. уставов и внутренних положений акционерных обществ в соответствие с нормами Закона Украины «Об акционерных обществах», уполномоченное лицо Комиссии должно вынести распоряжение об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах.

При этом срок для устранения нарушения должен составлять 6 месяцев.

В случае неисполнения распоряжения

об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах уполномоченное лицо возбуждает дело о правонарушении на рынке ценных бумаг и применяет финансовую санкцию в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, предусмотренную пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» и выносит новое распоряжение.

При этом при повторном вынесении распоряжения об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах срок для устранения нарушения должен составлять 3 месяца.

В случае невыполнения повторного распоряжения

об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах уполномоченное лицо возбуждает дело о правонарушении на рынке ценных бумаг, применяет соответствующую санкцию, предусмотренную пунктом 8 ч. 1 ст. 11 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине».

Уполномоченное лицо территориального управления Комиссии направляет соответствующие материалы по неустранению эмитентом нарушений требований п. 5 раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об акционерных обществах» вместе с

проектом решения о приостановлении внесения изменений в систему реестра владельцев именных ценных бумаг определенного эмитента на срок до устранения нарушения в департамент корпоративных отношений центрального аппарата Комиссии, а если нарушение совершено институтом совместного инвестирования — в управление совместного инвестирования центрального аппарата Комиссии.

Департамент корпоративных отношений (управление совместного инвестирования) центрального аппарата Комиссии обеспечивает вынесение проекта решения о приостановлении внесения изменений в систему реестра владельцев именных ценных бумаг определенного эмитента на срок до устранения нарушения на заседание Комиссии.

Уполномоченное лицо центрального аппарата Комиссии, возбудившей дело по факту повторного невыполнения распоряжения об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах, осуществляет подготовку соответствующих материалов о неустранении эмитентом нарушений требований п. 5 раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об акционерных обществах» и обеспечивает вынесение проекта решения о приостановлении внесения изменений в систему реестра владельцев именных ценных бумаг определенного эмитента сроком до устранения нарушения на заседание Комиссии.

Пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» предусмотрено, что Комиссия применяет к юридическим лицам

финансовые санкции за невыполнение или несвоевременное выполнение решений Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку об устранении нарушений законодательства на рынке ценных бумаг в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от пяти до десяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

 

Председатель Комиссии Д. Тевелев



комментарий редакции

Деятельность акционерных обществ: время применять санкции

Прошло уже более двух лет с момента вступления в силу Закона Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI (далее — Закон об АО // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 91). Напомним, Закон об АО обязал все акционерные общества, созданные до его вступления в силу (

до 30.04.2009 г.), привести свою деятельность в соответствие с требованиями нового законодательства, среди прочего — изменить наименования с открытых и закрытых АО на публичные и частные. Для полного перехода на новые правила был предоставлен период в два года.

Следует сказать, что в самом Законе об АО изначально не было предусмотрено, какие действия должны совершить акционерные общества для выполнения указанного требования по приведению своей деятельности в соответствие с изменившимися законодательными требованиями. Но необходимые разъяснения были предоставлены ГКЦБФР (см., в частности, разъяснение от 14.07.2009 г. № 8 «О порядке применения отдельных положений раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об акционерных обществах» в связи со вступлением его в силу»). И только с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об акционерных обществах» по усовершенствованию механизма деятельности акционерных обществ» от 03.02.2011 г. № 2994-VI, который вступил в силу 02.03.2011 г., т. е. буквально накануне окончания предельного срока приведения деятельности акционерных обществ в соответствие с законодательными требованиями, указанные рекомендации получили статус предписаний Закона (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 19).

Итак,

приведение деятельности акционерных обществ, созданных до 30.04.2009 г., в соответствие с требованиями Закона об АО предполагает совершение таких действий:

1)

внесение изменений в устав общества, которые в том числе предусматривают изменение наименования акционерного общества с открытого либо закрытого АО на публичное АО или с открытого либо закрытого АО на частное АО при условии, что количество акционеров на дату внесения таких изменений не превышает 100 лиц, а также выполнение всех других требований Закона об АО в уставе общества;

2)

приведение внутренних положений общества в соответствие с требованиями Закона об АО (среди внутренних документов можно назвать положения об общем собрании акционерного общества, наблюдательном совете, исполнительном органе и ревизионной комиссии (ревизоре) общества).

Датой приведения деятельности акционерных обществ в соответствие с требованиями Закона об АО является

дата государственной регистрации изменений в устав.

Напомним, что

преобразованием такие изменения не считаются и поэтому каких-либо налоговых последствий за собой не повлекут.

В то же время, поскольку информация об организационно-правовой форме является частью наименования юридического лица, акционерные общества после государственной регистрации указанных изменений, подлежащих публикации, должны

уведомить об этом всех лиц, с которыми они пребывают в договорных отношениях. Закон требований к порядку и форме уведомления не предъявляет. Оптимальным выглядит направление письменного уведомления о произошедших изменениях. В то же время для тех акционерных обществ, которые, например, работают с большим количеством физических лиц — потребителей, достаточным будет размещение соответствующего уведомления на видном месте непосредственно в своих структурных подразделениях.

Изменение наименования будет требовать от субъекта хозяйствования совершения и других дополнительных действий. Так, например, в соответствии с п. 9.4 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979, в случае внесения изменений в данные, указываемые в справке о взятии на учет плательщика налогов по ф. № 4-ОПП (название, местонахождение плательщика налогов или органа государственной налоговой службы, в котором плательщик налогов находится на учете, смена руководства и т. п.),

выдается новая справка о взятии на учет плательщика налогов по ф. № 4-ОПП вместо старой . Для получения новой справки плательщик налогов подает в орган государственной налоговой службы обращение с указанием причин замены и приложенной к нему старой справкой. Орган государственной налоговой службы в течение двух рабочих дней после такого обращения проверяет информацию о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр и выдает новую справку.

Придется также

сменить печать и переоформить разрешительные документы. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV одним из оснований для переоформления документа разрешительного характера является изменение наименования субъекта хозяйствования — юридического лица или фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя.

Необходимо также учесть требования Положения о порядке замены свидетельства (свидетельств) о регистрации выпуска (выпусков) эмиссионных ценных бумаг в связи с изменением наименования акционерного общества, утвержденного решением ГКЦБФР от 30.12.2009 г. № 1638.

Какими могут быть санкции для тех акционерных обществ, которые на данный момент не привели свои уставы и внутренние положения в соответствие с требованиями Закона об АО? Как указывается в комментируемом разъяснении, в отношении таких АО территориальный орган ГКЦБФР может вынести предписание о необходимости устранения нарушений действующего законодательства, предоставив шестимесячный срок для его выполнения. И только если акционерным обществом в указанный срок не будут совершены требуемые действия, к нему может быть применен штраф в размере от 1000 до 5000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (

от 17000 до 85000 грн.) с вынесением повторного распоряжения и предоставлением трехмесячного срока на устранение нарушений и приведение своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства. Невыполнение повторного распоряжения может повлечь применение штрафа в размере от 5000 до 10000 ннмдг (от 85000 до 170000 грн.) и приостановление возможности внесения изменений в систему реестра собственников именных ценных бумаг на срок до приведения деятельности акционерного общества в соответствие с требованиями Закона об АО.

Хотя ГКЦБФР в комментируемом разъяснении об этом и не упоминает, но следует также помнить, что к должностным лицам акционерных обществ может быть применен предусмотренный ст. 18830 Кодекса Украины об административных правонарушениях штраф за уклонение от выполнения либо несвоевременное выполнение решений ГКЦБФР по устранению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг в размере от 500 до 750 ннмдг (

от 8500 до 11900 грн.).

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить