Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Какие документы должны быть у водителя при перевозке груза?

Редакция НиБУ
Статья

Какие документы должны быть у водителя при перевозке груза?

 

Вопросы транспортной документации не утрачивают своей актуальности, о чем свидетельствуют письма наших читателей. Сегодня хотим ответить на один из наиболее распространенных вопросов: какие документы должен иметь при себе водитель, осуществляющий перевозки грузов?

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Перевозка грузов может осуществляться как в интересах третьих лиц на основании заключенного договора, так и для собственных нужд предприятия. Набор документов, которые при этом должны быть на руках у водителя, может несколько отличаться.

Договорные перевозки.

Оказание услуг по перевозке груза, безусловно, предполагает заключение в письменной форме договора на перевозку, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 909 ГКУ). Однако обеспечивать водителя текстом договора о перевозке, как и счетом-фактурой на оплату товара, необходимости нет, хотя некоторые субъекты хозяйствования делают это, стремясь обезопасить водителя от необоснованных претензий со стороны проверяющих на дорогах.

Перечень документов, наличие которых у водителя могут проверить контролирующие органы

, приведен в ст. 48 Закона об автотранспорте и в постановлении № 207:

 

Вид документа

Примечание

1

2

3

1

Удостоверение водителя соответствующей категории

Раньше, кроме удостоверения водителя, обязательным для предъявления был также указан прилагаемый к нему талон. Однако теперь данная норма отменена постановлением Кабмина от 09.06.2011 г. № 620, вступившим в силу 18.06.2011 г. Но при этом, несмотря на сообщения многих СМИ, талон о техническом осмотре не отменен. Нормы, предусматривающие обязательное его наличие у водителя, по-прежнему действуют (см. ст. 35 Закона о дорожном движении, п. 13, п. 19 Правил дорожного движения)

2

Лицензионная карточка

С 17.11.2011 г. деятельность по перевозке грузов, за исключением перевозки опасных грузов, больше не является лицензируемой (см. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по ограничению государственного регулирования хозяйственной деятельности» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 93). Соответственно лицензионная карточка понадобится теперь только при перевозке опасных грузов.

При этом Главгосавтоинспекция выступает против возможности использования при перевозках на договорных условиях заверенной автоперевозчиком фотокопии лицензии вместо лицензионной карточки (см. письмо от 06.05.2010 г. № 41/1-9-К-69 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 43)

3

Регистрационные документы на транспортное средство

Как указано в п.п. «б» п. 2.1 Правил дорожного движения, у водителя транспортного средства должен быть регистрационный документ на него, а в случае отсутствия в транспортном средстве его собственника, то кроме этого, регистрационный либо иной удостоверенный в установленном порядке документ, подтверждающий право вождения, пользования либо распоряжения таким транспортным средством.

Поэтому если долгое время остро стоял вопрос о необходимости получения временного регистрационного талона на арендованные автомобили (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 83, с. 33), то теперь достаточно предъявления договора аренды на транспортное средство. При этом, если законодательство не требует его нотариального удостоверения, достаточно простой письменной формы (требование о нотариальном удостоверении выдвигается в отношении договоров аренды автомобиля, если одной из его сторон выступает простое физлицо без статуса предпринимателя).

Поскольку стороной такого договора будет юрлицо либо физлицо-предприниматель, а не сам водитель, водителю необходимо иметь при себе документ, подтверждающий его нахождение в трудовых отношениях с таким субъектом хозяйствования. Для этого может быть достаточно путевого листа, который, кроме того, выполняет роль первичного документа по учету транспортной работы и расхода топлива автомобилями

4

Путевой лист

Для легковых и грузовых автомобилей применяют разные формы путевых листов.
Путевой лист грузового автомобиля (ф. № 2) установлен приказом № 488 (см. также «Транспортная документация: что необходимо знать о ней» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62).
В настоящее время эти документы не считаются бланками строгого учета и могут оформляться на обычных бланках, изготовленных типографским способом или подготовленных самостоятельно (например, распечатанных на компьютере).
Путевые листы грузового автомобиля предназначены для первичного учета объемов перевезенных грузов и транспортной работы грузового автомобиля, а также для выполнения расчетов между перевозчиком и заказчиком автомобильного транспорта.
Как следует из постановления № 207, путевой лист с отметкой о прохождении медосмотра и техосмотра должен быть только у водителей юридического лица. Однако согласно п. 11.3 Правил № 363 грузоперевозки без путевого листа не допускаются. Поэтому предпринимателям целесообразно оформить путевой лист по форме № 2. К тому же Глававтогосинспекция в своем письме от 06.05.2010 г. № 41/1-9-К-69, ссылаясь на ст. 16 Закона о дорожном движении, указала на то, что у водителей, которые являются предпринимателями и предоставляют услуги по перевозке грузов, должен быть путевой лист. Департамент ГАИ в письме от 11.05.2010 г. № 4/1-4391 также высказал мнение, что путевой лист должен быть у водителей, которые перевозят грузы на основании договоров с физлицами-предпринимателями.

Путевой лист оформляется только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа за прошлый день работы. Срок выдачи путевого листа может быть и большим, когда водитель выполняет перевозку грузов в междугородном сообщении более одних суток и это установлено приказом руководителя предприятия.
Учет объемов грузоперевозок в тоннах и тонно-километрах ведется в путевых листах на основании товарно-транспортных накладных независимо от формы оплаты транспортных услуг (сдельной, повременной, покилометровой и пр.) и видов перевозок грузов. При этом не разрешается включать в путевые листы объемы грузоперевозок (в тоннах и тонно-километрах), не подтвержденные товарно-транспортными накладными.
Путевой лист ф. № 2 заполняется в следующей последовательности:
— диспетчером перед выдачей бланка водителю;
— медицинским работником, ответственными лицами и водителем после выдачи листа водителю;
— грузоотправителем либо органами ГАИ МВД по маршруту следования автомобиля;
— диспетчером и водителем по возвращении автомобиля в гараж;
— после сдачи путевого листа водителем — ответственным лицом.
После этого путевой лист передается на обработку для дальнейших перерасчетов, учета транспортной работы и определения ее стоимости (если это необходимо)

5

Талон заказчика

Форма талона заказчика (ф. № 1-ТЗ) установлена приказом № 488.
Он оформляется при работе с почасовой формой оплаты транспортных услуг и выступает приложением к путевому листу.
Талон заказчика выписывает ответственное лицо перевозчика в двух экземплярах:
— первый экземпляр остается у заказчика автотранспорта;
— второй экземпляр вместе с путевым листом и приложенными к нему товарно-транспортными накладными водитель сдает диспетчеру предприятия-перевозчика

6

Товарно-транспортная накладная либо другой определенный законодательством документ на груз

Форма товарно-транспортной накладной ф. № 1-ТН приведена в приказе № 488* и также не считается бланком строгого учета.
Напомним, что налоговые органы традиционно придают ТТН особый статус, отказывая в признании затрат, понесенных на услуги перевозки, в качестве расходов (см., например, письмо ГНАУ в г. Киеве от 23.10.2007 г. № 341/Н/31-607; консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины» 2007, № 24; 2008, № 16).

Вступление в силу НКУ такой позиции налоговиков не изменило.
Поддерживает выводы ГНАУ об обязательном наличии ТТН, но уже по своим мотивам, и Главная администрация автомобильного транспорта (см. письмо от 10.08.2010 г. № 3845-01/09/19-10).
По нашему мнению, такая позиция главного налогового ведомства не имеет достаточных оснований (см. «Валовые расходы за перевозку груза при отсутствии ТТН» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 43). Суды также исходят из того, что подтверждением расходов при оплате услуг по перевозке грузов, кроме ТТН, могут служить другие документы, имеющие признаки первичных (см. определения ВАСУ от 15.05.2008 г. по делу № К-30854/06, от 16.12.2010 г. по делу № К-16075/10, от 08.12.2010 г. по делу № К-55094/09).
Однако тем налогоплательщикам, которые не хотят вступать в дебаты с налоговым органом, лучше позаботиться о наличии ТТН.
ТТН выписывается грузоотправителем на каждую поездку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно. Причем оформляется она в четырех экземплярах:
— первый остается у грузоотправителя и является основанием для списания ТМЦ;
— второй передается грузополучателю и является основанием для оприходования ТМЦ;
— третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью и печатью грузополучателя, остаются у перевозчика. Перевозчик в свою очередь отправляет третий экземпляр заказчику (для проведения расчетов), а четвертый оставляет у себя для учета транспортной работы и начисления заработной платы

7

Полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств

Необходимость предъявления данного документа вместе с удостоверением о праве вождения и регистрационным документом на транспортное средство по требованию сотрудника Госавтоинспекции МВД предусмотрена, в частности, п. 14.5 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД

8

Другие документы, предусмотренные законодательством Украины

Это могут быть, в частности, ветеринарные и санитарные документы, документы, подтверждающие качество продукции — сертификаты, свидетельства, справки, паспорта и т. п., предусмотренные правилами перевозок соответствующих грузов.
Так, например, при перевозке пищевых продуктов у водителя должна быть санитарная книжка с результатами медосмотра (п. 12.4 Правил № 363).
В случае перевозки крупногабаритных или тяжеловесных грузов водитель должен иметь разрешение на движение по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное ГАИ**.

При перевозке опасных грузов дополнительно также требуется наличие таких документов, как:

— свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов;
— ДОПНВ-свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
— инструкция на случай аварии или чрезвычайной ситуации;
— согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза, выданное Госавтоинспекцией.
Перечень опасных грузов приведен в таблице А главы 3.2 приложения А к Европейскому Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (ECE/TRANS/175 (Vol. I).
В случае установки проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное ГАИ.
В п. 2.1 Правил дорожного движения также предусмотрена необходимость получения в случае размещения рекламы согласования, выданного подразделениями ГАИ. Однако Закон о рекламе не требует согласовывать с подразделением ГАИ размещение рекламной информации на транспортном средстве (см. более подробно «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 83, с. 24)

9

Доверенность на получение ТМЦ

Если водителю необходимо будет получить товар у третьего лица для перевозки, то ему следует также выдать доверенность на получение товарно-материальных ценностей

 

* Для некоторых видов товаров используются специальные формы ТТН. Инструкция о применении форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков, форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков (приказ Минтранса от 28.04.2005 г. № 154) предусматривает следующие формы товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков, а именно:

товарно-транспортную накладную на перемещение спирта этилового, форма № 1-ТН /спирт/;

товарно-транспортную накладную на перемещение высокооктановых кислородсодержащих добавок, форма № 1-ТН /вкд/;

товарно-транспортную накладную на перемещение алкогольных напитков, форма № 1-ТН /алкогольні напої/.

Законодательством также предусмотрено использование специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий (ф. № 1-ТТН (хліб)), форма которой утверждена приказом Министерства аграрной политики Украины от 06.06.2001 г. № 153.

Специализированная товарная накладная на перевозку молочного сырья серия (ф. № 1-ТН (МС)) утверждена приказом Минагрополитики Украины от 01.07.2002 г. № 176.

** К перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов относятся перевозки, при которых груз или проезд транспортных средств имеют один из таких габаритов: по ширине больше 2,6 м; по высоте от поверхности дороги больше 4 м (для контейнеровозов на установленных маршрутах — 4,35 м); по длине больше 22 м (для маршрутных транспортных средств — 25 м); фактическая масса свыше 38 т; нагрузка на одинарную ось больше 11 т, сдвоенные оси — 16 т, строенные — 22 т (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось — 11 т, сдвоенные оси — 18 т, строенные — 24 т); груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м. (п. 22.5 Правил дорожного движения).

 

Деятельность по перевозке грузов не подлежит патентованию, поэтому патент не нужен.

На практике иногда возникает необходимость осуществления перевозки определенного груза физическим лицом, не имеющим статуса предпринимателя. В этой связи обратим внимание на то, что физическое лицо не может систематически оказывать предприятию услуги по перевозке грузов без регистрации в качестве предпринимателя. При этом законодательство не дает четких критериев того, что следует считать систематическим оказанием услуг. В качестве ориентира можно использовать некогда высказанную позицию Пленума Верховного Суда Украины, изложенную в

постановлении от 25.04.2003 г. № 3 «О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности»: под систематическим осуществлением деятельности следует понимать совершение трех и более операций в течение календарного года (п. 4). В связи с этим субъектам хозяйствования все же не стоит заключать с одним и тем же физическим лицом договоры на осуществление более двух перевозок в течение года. Впрочем, для предприятия-заказчика негативные последствия могут ограничиться лишь дополнительными вопросами со стороны проверяющих. Дело в том, что отсутствие у перевозчика статуса предпринимателя основанием для признания такого договора недействительным не является, поэтому предприятие, по большому счету, ничем не рискует. А вот к физлицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, не будучи зарегистрированным в качестве предпринимателя, могут быть применены санкции по ст. 164 КоАП в виде штрафа от 20 до 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 340 до 680 грн.).

Несмотря на то что

Закон об автотранспорте не распространяется на физических лиц, не имеющих предпринимательского статуса, это не освобождает физлицо, перевозящее груз, от необходимости наличия документов, которые у водителя могут потребовать сотрудники Госавтоинспекции МВД.

Безусловно, если речь идет о перевозке небольшого количества товаров, которые помещаются в личный легковой автомобиль водителя, то вопросы о наличии документов на товар у представителей ГАИ возникать не должны. В основном же физлица (граждане) имеют право перевозить в личном автомобиле любые товары для удовлетворения собственных некоммерческих нужд, не затрудняя себя обязанностью иметь документы на них.

При

перевозке для собственных нужд предприятия у водителя должны быть:

1. Накладная либо другой документ, подтверждающий право собственности на груз.

2. Удостоверение на право вождения транспортным средством соответствующей категории.

3. Регистрационный документ на транспортное средство либо другой удостоверенный в установленном порядке документ, подтверждающий право вождения, пользования либо распоряжения транспортным средством.

4. Талон о прохождении государственного техосмотра.

5. Полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств.

6. Путевой лист с отметками о проведении предрейсовых медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния транспортного средства.

Отсутствие у водителя удостоверения о праве на вождение, регистрационных либо иных документов, подтверждающих право пользования либо распоряжения транспортным средством, документов на перевозимый груз, лицензионной карточки при перевозке опасных грузов либо полиса (договора) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств может повлечь за собой наложение штрафа от 25 до 50 не облагаемых налогом минимумов граждан (

от 425 до 850 грн.).

Международные перевозки груза

, т. е. перевозки с пересечением государственной границы Украины, потребуют соблюдения дополнительных требований в части наличия у водителя определенных документов.

Прежде всего отметим, что деятельность по предоставлению услуг по международным перевозкам грузов (за исключением опасных), как и деятельность по внутренним перевозкам, с 17.11.2010 г. не подлежит лицензированию.

Международная перевозка грузов может осуществляться в соответствии с

Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов от 1956 года (Конвенция). Положения данной Конвенции подлежат применению при любой договорной перевозке грузов автомобильными транспортными средствами за вознаграждение, когда указанные в договоре место принятия груза для перевозки и место, предусмотренное для доставки, находятся в разных странах.

К международным перевозкам грузов допускаются транспортные средства, на которые есть (

ст. 20 Закона об автотранспорте):

1) документы, подтверждающие их соответствие требованиям безопасности движения, экологической безопасности и энергосбережения страны, на территорию которой предусмотрен въезд;

2) лицензия (только для транспортных средств перевозчиков-резидентов, занимающихся перевозками опасных грузов);

3) национальные регистрационные документы;

4) документы относительно страхования;

5) номерные и распознавательные знаки.

Осуществление международных автоперевозок возможно также с подчинением

Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП (см. Порядок выдачи свидетельств о допуске дорожного транспортного средства к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденный приказом Гостаможслужбы от 27.01.2011 г. № 59).

Для целей налогообложения наиболее важное значение будет иметь CMR (международная товарно-транспортная накладная, используемая при автомобильных перевозках). Она содержит в себе дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки, стоимость перевозки. CMR подписывается перевозчиком и грузоотправителем и является подтверждением наличия договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов (см. письмо ГНАУ от 22.03.2011 г. № 2903/10/31-606).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше