Темы статей
Выбрать темы

Бухучетные изменения: комментарий к приказу Минфина № 664

Редакция НиБУ
Статья

Бухучетные изменения: комментарий к приказу Минфина № 664

 

В сегодняшнем номере опубликован приказ Минфина от 31.05.2011 г. № 664 (см. с. 10), которым откорректированы некоторые нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету. В этой статье проанализируем очередные изменения, внесенные в отдельные стандарты бухгалтерского учета, общий План счетов и Инструкцию по его применению, а также упрощенный План счетов.

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Приказ № 372

— приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Изменений в некоторые положения (стандарты) бухгалтерского учета» от 18.03.2011 г. № 372.

Приказ № 664

— приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 31.05.2011 г. № 664.

П(С)БУ 2

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.

П(С)БУ 5

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 5 «Отчет о собственном капитале», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.

П(С)БУ 12

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 12 «Финансовые инвестиции», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 26.04.2000 г. № 91.

П(С)БУ 15

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290.

П(С)БУ 16

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

П(С)БУ 25

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» в редакции приказа Министерства финансов Украины от 24.01.2011 г. № 25.

Инструкция № 291

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

Общий План счетов

— План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

Упрощенный План счетов

— План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 19.04.2001 г. № 186.

 

Скажем сразу, что большинство изменений, внесенных

приказом № 664 в шесть П(С)БУ, Инструкцию № 291, общий и упрощенный планы счетов, направлены на приведение их положений в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами. Рассмотрим все эти новшества последовательно.

 

Расчеты по социальному страхованию

По прошествии полугода с начала введения единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) Минфин наконец-то определился с субсчетом для его учета и внес соответствующие коррективы в

общий План счетов и Инструкцию № 291.

Итак,

субсчет 651 переименован и носит теперь название «По расчетам по общеобязательному государственному социальному страхованию». Именно на субсчете 651 необходимо отныне вести учет расчетов по ЕСВ. Напомним, что в свое время мы рекомендовали предприятиям использовать для этих целей самостоятельно введенный субсчет 657. Однако, поскольку на сегодняшний день нормативно определено, что расчеты по ЕСВ должны отражаться на субсчете 651 «По расчетам по общеобязательному государственному социальному страхованию», то предприятиям следует перенести сальдо с одного субсчета (657) на другой (651). Тем предприятиям, у которых числится дебиторская задолженность Пенсионного фонда, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2011 г., рекомендуем перебросить ее на вновь введенный субсчет 378 «Расчеты с государственными целевыми фондами», о предназначении которого поговорим чуть ниже.

Для

поэлементного учета отчислений (а не «расчетов», как указано в п.п. 5.8.3 приложения к приказу № 664) в виде ЕСВ теперь определен субсчет 821 с измененным названием «Отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование».

Наряду с этим из

общего Плана счетов, Инструкции № 291 и П(С)БУ Минфин практически везде убрал упоминание о взносах и сборах в Пенсионный фонд и прочие фонды социального страхования.

Так, субсчета 653 «По страхованию на случай безработицы», 822 «Отчисления на социальное страхование» и 823 «Страхование на случай безработицы» вообще исключены из

общего Плана счетов и Инструкции № 291.

Изменена характеристика субсчета 471 «Обеспечение выплат отпусков», однако не вполне корректно. В итоге получилось, что «

на этом субсчете также обобщается информация об обеспечении обязательных отчислений (сборов) от обеспечения выплат отпусков на отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование». Однако что это за таинственные заключенные в скобки «сборы», Минфин, не уточнил.

В описании счета 65 «Расчеты по страхованию» вместо «

сборов на обязательное государственное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование, на обязательное социальное страхование на случай безработицы и др.» используется теперь словосочетание «отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование». Правда, и здесь не обошлось без некорректности. Так, исходя из обновленной редакции абзаца третьего текста к счету 65 Инструкции № 291 выходит, что действующим законодательством регулируется порядок взимания и использования сборов на общеобязательное государственное социальное страхование и другие виды страхования. Однако на самом деле в настоящее время начисляется и уплачивается ЕСВ, поэтому называть его сбором считаем неправильным.

Подредактирована также характеристика

счета 66 «Расчеты по выплатам работникам». Теперь там записано, что по его дебету, в частности, отражается «отчисление на общеобязательное государственное социальное страхование»
(т. е. ЕСВ), а не удержание «сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, взносов на общеобязательное государственное социальное страхование», как было до этого. Вместе с тем Минфину не помешало бы привести в соответствие с нормами НКУ и название налога на доходы физических лиц. В тексте к счету 66 осталось значиться устаревшее его название: налог с доходов физических лиц.

По обновленному

п. 24 П(С)БУ 16 в состав элемента «Отчисления на социальные мероприятия» включаются отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование, а не «отчисления на пенсионное обеспечение, отчисления на социальное страхование, страховые взносы на случай безработицы», взимаемые в прошедшие годы.

В результате внесенных

приказом № 664 изменений в п. 57 П(С)БУ 2 в составе статьи «Текущие обязательства по страхованию» и как следствие по строке 570 Баланса (форма № 1) отныне отражается сумма задолженности по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование (т. е. на ЕСВ), страхование имущества предприятия и индивидуальное страхование его работников.

Отметим, что, ликвидируя в

П(С)БУ упоминание о взносах в Пенсионный фонд и прочие фонды социального страхования, Минфин забыл о Положении (стандарте) бухгалтерского учета 4 «Отчет о движении денежных средств», утвержденном приказом от 31.03.99 г. № 87, пункты 23 и 24 которого остались без изменения.

Отдельно подчеркнем, что для ведения

учета расчетов с государственными целевыми фондами, и в частности по временной нетрудоспособности, к счету 37 «Расчеты с разными дебиторами» приказом № 664 введен специальный субсчет 378 «Расчеты с государственными целевыми фондами». Таким образом, именно на этом субсчете следует вести учет расчетов с Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности и Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве по суммам перечисляемых работодателям пособий.

Вследствие этого предназначение субсчета 652 «По социальному страхованию» теперь становится непонятным, ведь исходя из требований

Инструкции № 291, он отведен для учета расчетов с Фондом социального страхования Украины по сбору на обязательное социальное страхование. Между тем на данный момент ни сборы, ни взносы в названный фонд не взимаются и не уплачиваются. При этом, как мы указали выше, корреспондировавший с субсчетом 652 субсчет 822 «Отчисления на социальное страхование» из общего Плана счетов и Инструкции № 291 исключен.

Можно было бы предположить, что субсчет 652 необходим для закрытия расчетов с Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности в отношении взносов, которые начислялись (удерживались) до 01.01.2011 г. Однако исключение субсчета 653 и переименование субсчета 651 указывают на тот факт, что о возможности существования незакрытых расчетов с Пенсионным фондом и прочими фондами социального страхования специалисты Минфина не задумывались.

Что касается дебиторской задолженности по расчетам

по временной нетрудоспособности, т. е. задолженности фондов социального страхования по суммам страховых средств для финансирования выплаты пособий (материального обеспечения) работникам при наступлении страхового случая и суммам возмещения расходов, связанным с выплатами пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве, то по предписаниям дополненного п.п. 2.10 разд. II П(С)БУ 25
субъекты малого предпринимательства должны ее показывать в составе статьи «Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом» формы № 1-м (строка 170) в составе задолженности государственных целевых фондов. На это, кстати, мы обращали внимание в статье «Финотчетность для «малых» и «нулевиков» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 39, с. 19. Вместе с тем уточнения насчет отражения в форме № 1 задолженности государственных целевых фондов перед предприятием, в частности по расчетам по временной нетрудоспособности, в п. 28 П(С)БУ 2
Минфином по-прежнему почему-то не внесены. А вот касательно формы № 1-мс нынешняя редакция п.п. 1.4 разд. III П(С)БУ 25 поясняет, что признанная дебиторская задолженность по расчетам по временной нетрудоспособности приводится в статье «Текущая дебиторская задолженность» (строка 210).

 

Прибыльная льгота как целевое финансирование

Согласно

п. 3 Порядка использования средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением в соответствии с пунктами 15, 17 — 19 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины льгот по налогу на прибыль предприятий, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2011 г. № 299, высвобожденные средства с целью ведения учета и налогообложения должны отражаться в бухгалтерском учете в установленном порядке на отдельном субсчете счета «Целевое финансирование и целевые поступления». Аналогичную норму содержит п. 3 Порядка целевого использования средств, полученных от осуществления деятельности по добыче и использованию газа (метана) угольных месторождений и высвобожденных в связи с предоставлением льготы по налогу на прибыль предприятий, утвержденного постановлением КМУ от 21.07.2010 г. № 600.

Судя по всему, выполняя предписания указанных

порядков, Минфин решил к счету 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» ввести четыре субсчетами, названия и предназначения которых представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Субсчета к счету 48 «Целевое финансирование и целевые поступления»

Код субсчета

Название субсчета

Предназначение субсчета

481

Средства, высвобожденные от налогообложения

Ведется учет высвобожденных от налогообложения средств в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль и их использования на реализацию мероприятий целевого назначения в соответствии с законодательством

482

Средства из бюджета и государственных целевых фондов

Ведется учет средств, полученных из бюджета и государственных целевых фондов, и их использования

483

Гуманитарная помощь

Ведется учет поступления и использования гуманитарной помощи

484

Прочие средства целевого финансирования и целевых поступлений

Ведется учет поступления и использования средств, не отраженных на других субсчетах счета 48 «Целевое финансирование и целевые поступления»

 

Таким образом, на субсчете 481 подлежат учету

высвобожденные от налогообложения средства в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль и отражается их использование на реализацию мероприятий целевого назначения в соответствии с законодательством.

Уточним при этом, что согласно

п. 21 подразд. 4 разд. XX НКУ суммы денежных средств, высвобожденных от налогообложения в соответствии с пп. 15 — 19 подразд. 4 разд. XX НКУ, могут быть направлены предприятиями — плательщиками налога на прибыль исключительно на:

— увеличение объемов производства (предоставления услуг);

— переоснащение материально-технической базы;

— внедрение новейших технологий, связанных с основной деятельностью таких налогоплательщиков;

— возврат кредитов, использованных на вышеуказанные цели, и уплату процентов по ним.

По

п. 152.11 НКУ суммы денежных средств, не перечисленные в бюджет налогоплательщиками, указанными в п. 154.6 НКУ, в связи с применением ставки налога 0 %, направляются на:

— переоснащение материально-технической базы;

— возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним;

— пополнение собственных оборотных средств.

В бухгалтерском учете

сумма налога на прибыль, не уплаченная в бюджет вследствие освобождения, показывается записью по дебету субсчета 981 «Налог на прибыль от обычной деятельности» в корреспонденции с кредитом субсчета 481 «Средства, высвобожденные от налогообложения». Такой корреспонденцией (без уточнения субсчетов) дополнены пояснения к счетам 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» и 98 «Налог на прибыль» в Инструкции № 291. Именно такую запись предлагали и мы в уже упоминавшейся статье «Финотчетность для «малых» и «нулевиков» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 39, с. 19.

Согласно обновленному

п. 17 П(С)БУ 15 высвобожденные от налогообложения средства в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль признаются доходом в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования. Нужно заметить, что подобным же образом по требованиям п. 21 подразд. 4 разд. XX НКУ признается доход в целях налогообложения: «суммы высвобожденных от налогообложения денежных средств признаются доходами одновременно с признанием расходов, понесенных за счет этих средств, в размере таких расходов». Аналогичную норму содержит п. 152.11 НКУ для предприятий-«нулевиков».

Вследствие уточнения

п. 45 П(С)БУ 2 неиспользованные средства, высвобожденные от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль предприятий, показываются по строке 420 Баланса формы № 1 в составе средств целевого финансирования и целевых поступлений, полученных из бюджета и других источников.

Что касается

формы № 1-м, то такие средства приводятся по строке 430 «Обеспечения предстоящих расходов и целевое финансирование», насчет чего сделано уточнение в п.п. 2.22 разд. II П(С)БУ 25. Для предприятий-«нулевиков» оговорка касательно отражения средств, не перечисленных в бюджет при применении ставки налога на прибыль 0 %, в составе целевого финансирования по строке 430 формы № 1-мс изначально присутствовала в п. 1.9 разд. III П(С)БУ 25.

 

Учет совместной деятельности без создания юрлица

Пожалуй, самые серьезные изменения коснулись

П(С)БУ 12, где конкретизированы правила бухгалтерского учета совместной деятельности без создания юридического лица.

В то же время

приказ № 664 дополнил абзац второй п. 6 П(С)БУ 2 новым предложением такого содержания: «Особенности составления отдельного баланса совместной деятельности определяются положениями (стандартами) бухгалтерского учета». Надо полагать, что под такими стандартами как раз и имеются в виду подправленные нормы П(С)БУ 12.

Обновленный

п. 3 П(С)БУ 12 вводит понятие «оператор совместной деятельности», которым считается участник совместной деятельности без создания юридического лица, которому согласно договору поручено вести дела совместной деятельности, в частности ее бухгалтерский учет. Проще говоря, оператор совместной деятельности — это тот же уполномоченный ее участник.

В

п. 19 П(С)БУ 12 зафиксирована обязанность оператора совместной деятельности по ведению бухгалтерского учета совместной деятельности без создания юридического лица отдельно от результатов собственной хозяйственной деятельности и составлению отдельного баланса и соответствующих форм финансовой отчетности по такой деятельности. Именно на основании отдельного баланса, предоставленного оператором совместной деятельности, ее участник отражает в бухгалтерском учете свою долю в активах и обязательствах совместной деятельности без создания юридического лица в составе соответствующих активов (п. 20 П(С)БУ 12). Доля участника в доходах и расходах совместной деятельности без создания юридического лица отражается в составе прочих операционных доходов (субсчет 719 «Прочие доходы от операционной деятельности») и прочих операционных расходов (субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности»).

При этом

вклады, внесенные в совместную деятельность без создания юридического лица, показываются ее участниками в составе прочей долгосрочной задолженности (субсчет 183 «Прочая дебиторская задолженность») или расчетов с прочими дебиторами (субсчет 377 «Расчеты с прочими дебиторами») в зависимости от срока, на который заключен договор о совместной деятельности.

Также в зависимости от срока заключения договора о совместной деятельности

без создания юридического лица оператор должен отражать в отдельном балансе совместной деятельности вклады участников в составе прочих долгосрочных обязательств (счет 55 «Прочие долгосрочные обязательства») либо расчетов с прочими кредиторами (субсчет 685 «Расчеты с прочими кредиторами»).

Понесенные участником для осуществления собственной и совместной деятельности

расходы распределяются пропорционально избранной базе (изготовленной продукции, часам труда, заработной плате, объему деятельности, прямым расходам и т. п.).

Обязательства

, взятые участником для осуществления совместной деятельности (в том числе на оплату труда, уплату налогов, сборов, обязательных платежей), признаются расходами совместной деятельности без создания юридического лица и компенсируются участнику за счет совместной деятельности без создания юридического лица. Между тем компенсация, полученная в погашение обязательств, взятых участником для осуществления совместной деятельности, доходами участника не признается (п. 20 П(С)БУ 12).

Особого внимания заслуживает требование новой редакции

п. 20 П(С)БУ 12 касательно отражения участниками совместной деятельности без создания юридического лица хозяйственных операций, связанных с этой деятельностью, по внесению, приобретению и продаже активов в соответствии с предписаниями пп. 13 и 14 П(С)БУ 12,
т. е. в том же порядке, что и инвестор совместного либо ассоциированного предприятия.

Кроме всего прочего, дополненным

п. 26
П(С)БУ 12 вменено в обязанность участников совместной деятельности без создания юридического лица раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности информацию о такой деятельности относительно:

— размера доли в совместной деятельности;

— срока действия договора о совместной деятельности без создания юридического лица;

— информации об операторе совместной деятельности;

— общей стоимости вклада в совместную деятельность без создания юридического лица;

— суммы всех обязательств совместной деятельности без создания юридического лица (с указанием величины, приходящейся на долю участника);

— общей суммы доходов и расходов совместной деятельности без создания юридического лица и суммы доходов и расходов совместной деятельности без создания юридического лица, которые были включены в прочие операционные доходы и прочие операционные расходы.

Оператор совместной деятельности

без создания юридического лица обязан к тому же приводить информацию об общей стоимости совместно контролируемых активов, управление которыми он осуществляет, а также в разрезе их классификации в соответствии с требованиями П(С)БУ 2.

 

Авансовые «строительные» платежи — не капинвестиции

Как и ожидалось (см. статью «Сближение бухгалтерского и налогового учета: изменения в П(С)БУ»
// «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33, с. 19), упоминание об учете авансовых платежей для финансирования капитального строительства на субсчете 151 «Капитальное строительство» счета 15 «Капитальные инвестиции»

приказом № 664 исключено из его характеристики, данной в Инструкции № 291. Это стало следствием того, что по нормам обновленного приказом № 372 п. 15
П(С)БУ 2
авансовые платежи для финансирования капитального строительства под предстоящее выполнение подрядчиком строительно-монтажных работ не расцениваются в качестве капитальных инвестиций в необоротные материальные активы и не подлежат отражению в статье «Незавершенные капитальные инвестиции» Баланса (строка 020 формы № 1).

В полное соответствие с

п. 15 П(С)БУ 2 приказом № 664 приведен п.п. 2.1 разд. II П(С)БУ 25, согласно которому в статье «Незавершенные капитальные инвестиции» (по переименованной строке 020 формы № 1-м) теперь также отражается стоимость незавершенных на дату баланса капитальных инвестиций в необоротные активы на строительство, реконструкцию, модернизацию (другие улучшения, увеличивающие первоначальную (переоцененную) стоимость), изготовление, приобретение объектов материальных необоротных активов (в том числе необоротных материальных активов, предназначенных для замены действующих, и оборудования для монтажа). И хотя тут упоминаются только незавершенные капинвестиции на приобретение объектов материальных необоротных активов, считаем, что в статью «Незавершенные капитальные инвестиции» нужно включать стоимость не завершенных на дату баланса капитальных инвестиций как в материальные, так и в нематериальные необоротные активы (см. подробнее «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33, с. 19).

Именно «

незавершенные капитальные инвестиции», а не «незавершенное строительство» показываются в соответствии с уточненным абзацем первым п.п. 1.1 разд. III П(С)БУ 25 в составе статьи «Основные средства» формы № 1-мс .

 

Себестоимость услуг по ремонту и общепроизводственные расходы

Довольно странной, на наш взгляд, нормой дополнена характеристика счета 23 «Производство» такого содержания: «

Себестоимость услуг по ремонту, проведенному ремонтным подразделением предприятия, уменьшается на стоимость материалов (в частности, запасных частей), полученных при его проведении, которые пригодны к последующему использованию и оприходованы в составе запасов (кроме материалов, полученных при ликвидации объектов основных средств и других необоротных материальных активов)».

Всем известно, что порядок формирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) регламентирован

П(С)БУ 16. Причем производственная себестоимость продукции уменьшается на справедливую стоимость реализуемой попутной продукции и стоимость попутной продукции в оценке возможного ее использования, используемой на самом предприятии (п. 11 П(С)БУ 16).
Кроме того, прямые материальные расходы, составляющие производственную себестоимость продукции (работ, услуг), подлежат уменьшению на стоимость возвратных отходов, полученных в процессе производства (п. 12 П(С)БУ 16). В свою очередь, под возвратными отходами п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2, понимает остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ценностей, которые образовались в процессе производства продукции (работ, услуг), утратили полностью или частично потребительские свойства начального материала (химические и физические) и из-за этого используются с повышенными расходами (снижением выхода продукции) или вовсе не используются по прямому назначению. Примерами отходов производства могут быть стружка, обрубки металла, обрезки ткани и т. п. Более того, названными Методрекомендациями возвратные отходы обособлены от запасов, полученных в процессе ремонта и улучшения (п. 2.12).

Исходя из сказанного напрашивается вывод о том, что только вписывающиеся в понятие «возвратные отходы» материальные ценности смогут уменьшить себестоимость ремонта, проведенного ремонтным подразделением предприятия. Все другие полученные в процессе ремонта запасы должны приходоваться с одновременным признанием прочего дохода от операционной либо обычной деятельности в зависимости от оборотного или необоротного статуса ремонтируемого объекта.

Еще одно изменение, внесенное

приказом № 664 в Инструкцию № 291, касается применения п.п. 11.1 П(С)БУ 16. Напомним, что согласно положениям указанного подпункта предприятия имеют право определять себестоимость по прямым расходам, связанным с производством продукции, выполнением работ, предоставлением услуг. При этом информация о сумме общепроизводственных расходов раскрывается в Отчете о финансовых результатах (форма № 2) отдельной статьей в одноименной строке 045. Для отражения в бухгалтерском учете операции по включению общепроизводственных расходов в состав финансового результата к счету 91 «Общепроизводственные расходы» приказом № 664 внесена дополнительная корреспонденция по кредиту счета 91 «Общепроизводственные расходы» с дебетом счета 79 «Финансовые результаты». Укажем Минфину, что и к счету 79 «Финансовые результаты» надо было бы предусмотреть аналогичную корреспонденцию.

 

Упрощенный План счетов

Ввиду того, что в формах № 2-м и № 2-мс расходы группируются сегодня по расходам деятельности, а не по элементам затрат,

из упрощенного Плана счетов исключены счета 84 «Расходы операционной деятельности» и 85 «Прочие затраты». Вместо этого введены два счета учета расходов деятельности — 90 «Себестоимость реализации» и 96 «Прочие расходы». Кроме того, упрощенный План счетов пополнился счетами 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» и 74 «Прочие доходы». О предназначении каждого из перечисленных счетов можно узнать, обратившись к табл. 2.

 

Таблица 2

Вновь введенные счета упрощенного Плана счетов

Код счета

Название счета

Предназначение счета

1

2

3

48

Целевое финансирование и целевые поступления

Учет и обобщение информации об остатках средств целевого финансирования и целевых поступлений из бюджета и других источников, в том числе суммах средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль, и их использовании на реализацию мероприятий целевого назначения в соответствии с законодательством

74

Прочие доходы

Учет и обобщение информации о суммах прочих доходов от операционной и обычной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также учитывается сумма дохода от чрезвычайных событий

90

Себестоимость реализации

Учет и обобщение информации о производственной себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и/или себестоимости реализованных товаров

96

Прочие расходы

Учет и обобщение информации о прочих расходах операционной деятельности и прочих расходах обычной деятельности, а также учитываются причитающаяся к уплате за отчетный период в соответствии с законодательством сумма налогов и сборов (обязательных платежей) и сумма потерь от чрезвычайных событий

 

Также обратите внимание:

счет 70 упрощенного Плана счетов теперь носит название «Доходы от реализации», а используется для учета и обобщения информации об общем доходе (выручке) от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

 

Другие изменения

Нельзя не остановиться на других изменениях, внесенных

приказом № 664 в бухгалтерские нормативные документы.

Еще 15.01.2011 г. вступил в силу

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уставного капитала» от 22.12.2010 г. № 2850-VI, которым в целом ряде законодательных актов слова «уставный фонд» были заменены словами «уставный капитал». И вот только сейчас дошла очередь до бухгалтерских нормативов. Приказом № 664 отредактированы п.п. 19.4.7 П(С)БУ 5 и абзац третий п. 2 разд. I П(С)БУ 25, где слово «фонд» заменено словом «капитал» в соответствующем падеже.

Также подверглось изменениям изложенное недавно в новой редакции

П(С)БУ 25.

Так, в его

п.п. 2.28 разд. II и п.п. 1.14 разд. III слова «единого социального взноса» заменены более общей фразой: «отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование», т. е. того же ЕСВ.

Одновременно с этим в

п.п. 2.4 разд. III П(С)БУ 25 исключено слово «дивиденды».

Напомним, что в соответствии с

п. 8 разд. І П(С)БУ 25 «нулевики» обязаны признавать доходы и расходы с учетом требований НКУ. При этом суммы, которые не признаются НКУ расходами или доходами, относятся непосредственно на финансовый результат после налогообложения и подлежат отражению по строке 145 Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс).

Дивиденды, полученные от резидентов, не включаются в состав доходов согласно положениям

НКУ. По-видимому, именно поэтому упоминание о дивидендах исключено из состава статьи «Прочие доходы» (строка 040 формы № 2-мс).

Кроме того,

приказом № 664 уточнен абзац восьмой п.п. 2.5 разд. III П(С)БУ 25, вследствие чего «нулевики» в себестоимость изготовленной и реализованной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг должны включать прямые расходы, уменьшенные «на сумму уменьшения остатка на конец периода (в сравнении с остатком на начало периода)» незавершенного производства и готовой продукции.

Вполне очевидно, что корректировать прямые расходы необходимо

на сумму изменения остатков незавершенного производства и готовой продукции на конец отчетного периода в сравнении с его началом. Однако для того чтобы рассчитать себестоимость реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг), следует прямые расходы на изготовление (производственную себестоимость) уменьшить на сумму прироста, а не уменьшения таких остатков на конец периода в сравнении с остатками на начало, как указал Минфин. Соответственно на сумму уменьшения остатков на конец периода по сравнению с остатками на начало следует увеличить прямые расходы.

Ну вот, таковы изменения, которым подверглись бухгалтерские нормативы. Осталось только уточнить, что приказ № 664 вступил в силу со дня его официального опубликования (04.07.2011 г.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше