Темы статей
Выбрать темы

Школа правовых знаний. Противодействие коррупции: чего опасаться субъектам хозяйствования

Редакция НиБУ
Статья

Противодействие коррупции: чего опасаться субъектам хозяйствования

 

1 июля 2011 года вступило в силу новое антикоррупционное законодательство, анализ которого говорит о явном намерении законодателя не только бороться с проявлениями этого негативного социального явления среди должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления, но и принимать меры, затрагивающие обычных субъектов хозяйствования. О нововведениях, на которые в первую очередь следует обратить внимание, расскажем в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

У многих сейчас, наверное, возникло некое чувство дежа-вю. Действительно, мы уже однажды готовились ко вступлению в силу трех новых антикоррупционных законов —

«О принципах предупреждения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506-VI, «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» от 11.06.2009 г. № 1507-VI, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении ответственности за коррупционные правонарушения» от 11.06.2009 г. № 1508-VI. Было это накануне 1 апреля 2010 года (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 1 — 2). Однако дата начала их действия постоянно переносилась. В конце концов они таки вступили в силу 01.01.2011 г., но всего на несколько дней и уже с 05.01.2011 г. были отменены. В результате до 1 июля 2011 года в Украине ни один закон, направленный на противодействие коррупции, не действовал. Дело в том, что со вступлением в силу указанного выше антикоррупционного пакета был отменен Закон Украины «О борьбе с коррупцией» от 05.10.95 г. № 356/95-ВР, и после прекращения их действия он уже своего действия не возобновил.

Следует признать, что

Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI (далее — Закон № 3206) и Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении ответственности за коррупционные правонарушения» от 07.04.2011 г. № 3207-VI (далее — Закон № 3207) во многом повторяют положения своих предшественников. Но есть и существенные отличия, одно из которых не может не порадовать субъектов хозяйствования. Думаем, все помнят, а многие почувствовали на себе угрозу, нависшую над физлицами-предпринимателями и руководителями хозяйствующих субъектов, которые, кроме своей непосредственной деятельности, занимались любой иной оплачиваемой работой. Таким лицам грозило быть признанными субъектами коррупционных правонарушений. Аналогичного запрета либо каких-либо иных ограничений на совмещение своей предпринимательской деятельности с другими видами занятости новое антикоррупционное законодательство не содержит.

Однако совсем расслабляться не стоит. Есть ряд нововведений, к которым следует отнестись внимательно.

 

Директор фирмы как субъект коррупционного нарушения

Еще в бытность

Закона о борьбе с коррупцией к ответственности за коррупцию могли быть привлечены исключительно государственные служащие, причем достаточно ограниченный их круг. Теперь число категорий субъектов коррупционных правонарушений значительно увеличено, и не только за счет должностных лиц органов государственной власти. В их перечень попали субъекты, к государственной власти отношения не имеющие. Это:

— аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники либо члены трудового арбитража, третейские судьи;

должностные лица юридических лиц либо лица, специально уполномоченные на выполнение функций таких лиц.

Закон № 1506

в число субъектов коррупционных правонарушений включал также юридических лиц с возможностью привлечения их к ответственности и физлиц-предпринимателей, однако этих нововведений во вступивших в силу антикоррупционных законах нет.

Напомним, что

должностным считается лицо, выполняющее организационно-распрядительные или административно-хозяйственные обязанности. Для раскрытия указанных терминов можно обратиться к постановлению Пленума ВСУ «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 26.04.2002 г. № 5. Организационно-распорядительные обязанности он трактует как обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.). В свою очередь, административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.*

* В Единой базе налоговых знаний размещено разъяснение ГНАУ (см. подраздел 020.06), согласно которому к должностным лицам налогоплательщика следует относить руководителя предприятия (глава правления, президент, генеральный директор, директор, заместитель директора, главный бухгалтер).

Отметим, что физлицо-предприниматель в отдельных случаях также может приравниваться к должностному лицу (в частности, речь об этом может идти, если предприниматель на условиях трудового договора нанимает работников для содействия ему в осуществлении предпринимательской деятельности — по отношению к таким лицам предприниматель выполняет функции должностного лица // см.

письмо Минюста от 03.11.2006 г. № 22-48-548, аналогичное разъяснение размещено в Единой базе налоговых знаний), однако не для целей применения антикоррупционного законодательства, поскольку в нем есть оговорка о необходимости занятия лицом соответствующей должности в юридическом лице частного права.

Итак, как видим, субъектами коррупционного правонарушения среди лиц, не занимающих властных должностей, названы

должностные лица частных фирм, а также аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, третейские судьи. Безусловно, далеко не все ограничения, предусмотренные антикоррупционным законодательством, касаются названных субъектов, но некоторые из запретов им необходимо учесть в своей повседневной деятельности. В частности, им запрещено:

— использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды для себя или для других лиц, в том числе неправомерно содействовать физическим или юридическим лицам в совершении ими хозяйственной деятельности, получении кредитов, льгот, заключении контрактов (в том числе на закупку товаров, работ, услуг за государственные средства), неправомерно содействовать назначению лица на должность либо вмешиваться в деятельность органов госвласти, органов местного самоуправления или должностных лиц**;

— отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено законом, либо предоставлять такую информацию несвоевременно, не в полном объеме или с недостоверными данными.

** Правда, не можем не отметить, что приведенные формулировки допускают достаточно неоднозначное толкование, поэтому во многом их содержание будет формироваться под влиянием практики применения антикоррупционного законодательства.

В отношении аудиторов, нотариусов, экспертов, оценщиков, арбитражных управляющих, третейских судей предусмотрен ряд

дополнительных ограничений. Они, в частности:

— не должны непосредственно либо через других лиц получать подарки (пожертвования) от юридических и физических лиц (последним не лишним будет учесть установление такого запрета) за решения, действия либо бездействие в интересах дарителя***;

— обязаны принимать меры по недопущению какой-либо возможности возникновения

конфликта интересов, т. е. противоречия между личными интересами лица и его служебными полномочиями, которое может повлиять на объективность либо непредвзятость принятия решений, а также на совершение или несовершение действий во время выполнения предоставленных ему служебных полномочий; если же конфликт интересов возникает — необходимо немедленно уведомить об этом непосредственного руководителя.

*** В то же время Закон № 3206 прямо предусматривает возможность получения указанными лицами подарков, соответствующих общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвований, если стоимость таких подарков (пожертвований) не превышает 50 процентов минимальной заработной платы, установленной на день принятия подарка (пожертвования), одноразово (на сегодняшний день и до 01.10.2011 г. — 480 грн.), а совокупная стоимость таких подарков (пожертвований), полученных из одного источника в течение года, — одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года (в 2011 году — 941 грн.). Предусмотренное ограничение по стоимости подарков (пожертвований) не распространяется на подарки (пожертвования), которые: 1) дарятся (осуществляются) близкими лицами — супругом, детьми, родителями, родными братьями и сестрами, дедушкой, бабушкой, внуками, усыновителями, усыновленными, а также другими лицами, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности; 2) получены в качестве общедоступных скидок на товары, услуги, общедоступные выигрыши, призы, премии, бонусы.

И еще одно нововведение, о котором будет полезно узнать субъектам хозяйствования:

для органов госвласти и местного самоуправления установлен запрет на бесплатное получение от физических и юридических лиц услуг и имущества (отсутствие подобного запрета раньше было причиной многих проблем // см. «Щедрость поневоле: как отразить вынужденную благотворительную помощь в учете предприятия», «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 64), кроме случаев, предусмотренных законами либо ратифицированными Украиной международными актами (ч. 1 ст. 17 Закона № 3206).

Теперь перейдем к вопросам ответственности за коррупционные нарушения.

 

Админответственность за коррупционные деяния

Первое, что обращает на себя внимание: на смену 13 составам, предусмотренным так и не начавшими действовать антикоррупционными законами, пришло 8. Но нас в первую очередь интересуют те правонарушения, субъектом совершения которых может стать директор или иное должностное лицо любого частного предприятия. Приведем их в виде таблицы.

 

Нарушение

Ответственность

1

2

Нарушение лицом установленных законом ограничений по использованию служебных полномочий и связанных с этим возможностей с получением за это неправомерной выгоды в размере, не превышающем пять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг), т. е. в 2011 году не более 2352,5 грн., или в связи с принятием обещания/ предложения такой выгоды для себя или других лиц (ч. 1 ст. 1722 КоАП)

Штраф от 50 до 150 ннмдг (от 850 до 2550 грн.) с конфискацией незаконно полученной неправомерной выгоды материального характера

Нарушение лицом установленных законом ограничений по использованию служебных полномочий и связанных с этим возможностей с получением за это неправомерной выгоды в размере, не превышающем сто ннмдг
(в 2011 году — 40750 грн.), или в связи с принятием обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц (ч. 2 ст. 1722 КоАП)

Штраф от 150 до 500 ннмдг (от 2550 до 8500 грн.) с конфискацией незаконно полученной неправомерной выгоды материального характера

Предложение или предоставление служебному лицу неправомерной выгоды непосредственно такому или другому лицу в размере, не превышающем пять ннмдг (в 2011 году — 2352,5 грн.), в том числе по цене ниже минимальной рыночной (ч. 1 ст. 1723 КоАП)

Штраф от 50 до 150 ннмдг (от 850 до 2550 грн.)

Аналогичные действия, если размер неправомерной выгоды составляет до 100 ннмдг (в 2011 году — 40750 грн.) (ч. 2 ст. 1723 КоАП)

Штраф от 150 до 500 ннмдг (от 2550 до 8500 грн.)

Нарушение установленных законом ограничений по получению подарка (пожертвования) (ч. 1 ст. 1725 КоАП)

Штраф от 25 до 50 ннмдг (от 425 до 850 грн.) с конфискацией такого подарка (пожертвования)

Нарушение установленного законом запрета по получению подарка (пожертвования) (ч. 2 ст. 1725 КоАП)

Штраф от 50 до 100 ннмдг
(от 850 до 1700 грн.) с конфискацией такого подарка (пожертвования)

Неуведомление лицом непосредственного руководителя в случаях, предусмотренных законом, о наличии конфликта интересов (ст. 1727 КоАП)

Штраф от 10 до 150 ннмдг (от 170 до 2550 грн.)

 

Но в обновленное законодательство не вошли нормы, устанавливающие штрафы за непредоставление либо предоставление недостоверной или неполной информации, а также за неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. В целом, такое решение законодателя можно назвать не вполне логичным, поскольку соответствующие обязательства в

Законе № 3206 установлены, но, как видим, санкциями не подкреплены, что значительно снизит их эффективность.

Среди органов, уполномоченных на составление

протокола о выявленном административном правонарушении, реальную угрозу субъектам хозяйствования представляют только налоговые органы. На основании такого протокола дела рассматривает суд. При этом в отношении коррупционных правонарушений предусмотрены специальные сроки давности: лицо может быть привлечено к ответственности не позднее трех месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее одного года со дня его совершения.

 

Уголовная ответственность за коррупцию

В вопросе об уголовной ответственности за коррупционные нарушения мы также остановимся лишь на тех моментах, которые непосредственно затрагивают субъектов хозяйствования.

 

Нарушение

Ответственность

1

2

Самовольное присвоение властных полномочий либо звания служебного лица, сопровождающиеся совершением
какого-либо общественно опасного деяния (ч. 1 ст. 353 УКУ)

Штраф до 100 ннмдг (до 1700 грн.) либо арест на срок до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет

Этот состав преступления был предусмотрен и раньше, но с 01.07.2011 г. несколько ужесточена ответственность: размер штрафа вместо прежних 50 ннмдг (850 грн.) теперь может составить сумму до 100 ннмдг. Кроме того, теперь в качестве отягчающего обстоятельства предусмотрено использование форменной одежды или служебного удостоверения правоохранительного органа: такие действия караются ограничением свободы на срок до 4 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Подделка удостоверения или иного официального документа, который выдается либо удостоверяется предприятием, учреждением, организацией, гражданином-предпринимателем, частным нотариусом, аудитором либо другим лицом, имеющим право выдавать либо удостоверять такие документы, и предоставляет права или освобождает от обязанностей, в целях использования его как подделывающим, так и другим лицом, или сбыт такого документа, а также изготовление поддельных печатей, штампов либо бланков предприятий, учреждений либо организаций независимо от форм собственности, других официальных печатей, штампов либо бланков в тех же целях или их сбыт
(ч. 1 ст. 358 УКУ)

Штраф до 100 ннмдг (до 1700 грн.) либо арест на срок до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до двух лет

Размер штрафа увеличен: раньше он мог составить не более 70 ннмдг.

Составление или выдача работником юридического лица какой-либо формы собственности, который не является должностным лицом, частным предпринимателем, аудитором, экспертом, оценщиком, адвокатом либо другим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, заведомо подделанных официальных документов, удостоверяющих определенные факты, имеющие юридическое значение, либо предоставляют определенные права или освобождают от обязанностей, подделка с целью использования либо сбыта удостоверений, других официальных документов, составленных в определенной законом форме и содержащих предусмотренные законом реквизиты, изготовление поддельных официальных печатей, штампов или бланков с целью их сбыта либо их сбыт или сбыт заведомо поддельных официальных документов, в том числе личных документов лица (ч. 2 ст. 358 УКУ)

Штраф до 200 ннмдг (до 3400 грн.) либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет

Новый состав преступления, который раньше предусмотрен не был. При этом введено понятие официального документа, под которым следует понимать документ, содержащий зафиксированную на любых материальных носителях информацию, которая подтверждает или удостоверяет определенные события, явления или факты, повлекшие или способные повлечь последствия правового характера, или может быть использована в качестве документов — доказательств в правоприменительной деятельности, которые составляются, выдаются или удостоверяются полномочными (компетентными) лицами органов государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, юридических лиц независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также отдельными гражданами, в том числе самозанятыми лицами, которым законом предоставлено право в связи с их профессиональной или служебной деятельностью составлять, выдавать или удостоверять определенные виды документов, составленных с соблюдением определенных законом форм и содержащих предусмотренные законом реквизиты.

Злоупотребление полномочиями, т. е. преднамеренное, с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц использования вопреки интересам юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы служебным лицом такого юридического лица своих полномочий, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам либо интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц (ст. 3641 УКУ)

Штраф от 150 до 400 ннмдг (от 2550 до 6800 грн.) или исправительные работы на срок до одного года, или арест на срок до 3 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет

Новый состав преступления, специальным субъектом которого могут быть только должностные лица частного юридического лица.
Если такое деяние повлекло за собой тяжкие последствия, т. е. причинило материальные убытки, которые в 250 и более раз превышают ннмдг (в 2011 году — 117625 грн.), оно может караться штрафом от 400 до 900 ннмдг (от 6800 до 15300 грн.) или арестом на срок до 6 месяцев, или лишением свободы на срок от 3 до 6 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Превышение полномочий, т. е. преднамеренное совершение служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы действий, заведомо выходящих за рамки предоставленных полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц
(ч. 1 ст. 3651 УКУ)

Исправительные работы на срок до одного года или ограничение свободы сроком до трех лет, или лишение свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Новый состав преступления. Если такие действия повлекли за собой тяжкие последствия, ответственность может наступить в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишения свободы на срок от 4 до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 3651 УКУ).

Злоупотребление своими полномочиями аудитором, нотариусом, оценщиком, другим лицом, не являющимся государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в том числе услуг эксперта, арбитражного управляющего, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при исполнении этих функций), с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц, если это нанесло существенный вред охраняемым законом правам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам юридических лиц (ч. 1 ст. 3652 УКУ)

Исправительные работы на срок до 2 лет или арест на срок до 6 месяцев либо ограничение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Данный состав преступления ранее действовашим законодательством предусмотрен не был. Аналогичные действия, если они повлекли тяжкие последствия, могут привести к применению наказания в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и с конфискацией имущества или без таковой.
Уголовное дело по данной статье, а также по ст. 3641 и ст. 3651 УКУ может быть возбуждено по заявлению собственника юридического лица либо с его согласия, если законным интересам юрлица неправомерными действиями причинен вред. Это также является нововведением.

Получение служебным лицом неправомерной выгоды в значительном размере, т. е. более 100 ннмдг (в 2011 г. — 40750 грн.) или передача им такой выгоды близким родственникам при отсутствии признаков взяточничества (незаконное обогащение) (ч. 1 ст. 3682 УКУ)

Штраф от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) или ограничение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Незаконное обогащение, если его предметом была неправомерная выгода в крупных размерах, т. е. более 200 ннмдг (в 2011 г. — 81500 грн.), наказывается ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Незаконное обогащение, если его предметом была неправомерная выгода в особо крупных размерах, т. е. более 500 ннмдг (в 2011 г. — 203750 грн.), наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и с конфискацией имущества.

Коммерческий подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы, т. е. предложение, предоставление или передача служебному лицу юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы неправомерной выгоды за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предоставляет или передает такую выгоду, либо в интересах третьих лиц (ч. 1 ст. 3863 УКУ)

Штраф от 100 до 250 ннмдг (от 1700 до 4250 грн.) либо ограничение свободы до 2 лет

Новый состав преступления.
Отдельно оговорена ответственность для самого должностного лица частной фирмы, получившего неправомерную выгоду за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто передает или предоставляет такую выгоду, либо в интересах третьих лиц, в виде штрафа от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000), либо ограничения свободы на срок до 5 лет, либо лишения свободы до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.
Лицо, которое предлагало, предоставило или передало неправомерную выгоду, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство неправомерной выгоды или если после предложения, предоставления либо передачи неправомерной выгоды оно добровольно заявило о случившемся до возбуждения уголовного дела в отношении него органу, наделенному законом правом возбуждать уголовное дело.

Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги, т. е. предложение, предоставление, передача аудитору, нотариусу, оценщику, другому лицу, не являющемуся государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляющему профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в том числе услуг эксперта, арбитражного управляющего, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при исполнении этих функций), неправомерной выгоды за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах лица, которое предлагает, предоставляет или передает такую выгоду, или в интересах третьих лиц (ч. 1 ст. 3684 УКУ)

Штраф от 100 до 250 (от 1700 до 42350 грн.) либо ограничение свободы на срок до 2 лет

Получение аудитором, нотариусом, экспертом, оценщиком, третейским судьей либо другим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, а также независимым посредником или арбитром при рассмотрении коллективных трудовых споров неправомерной выгоды за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах предоставляющего или передающего их лица (ч. 3 ст. 3684 УКУ)

Штраф от 750 до 1500 ннмдг (от 12750 до 25500 грн.) либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Лицо, которое предлагало, предоставило, передало неправомерную выгоду, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство неправомерной выгоды либо если после предложения, предоставления или передачи неправомерной выгоды оно добровольно заявило о случившемся до возбуждения уголовного дела в отношении нее органу, наделенному законом правом возбуждать уголовное дело.

Предложение взятки (ч. 1 ст. 369 УКУ)

Штраф от 100 до 250 ннмдг (от 1700 до 4250 грн.) либо ограничение свободы до 2 лет

Раньше за предложение взятки ответственности не было, только за ее предоставление.
Само предоставление взятки теперь наказывается более строго: вместо прежнего штрафа от 200 до 500 ннмдг (от 3400 до 8500 грн.) штраф может составить от 250 до 750 ннмдг (от 4250 до 12750 грн.). В качестве альтернативного наказания, как и раньше, ограничение свободы сроком от 2 до 5 лет.
При этом, как и ранее действовавшее законодательство, предусмотрено, что лицо, которое предлагало или дало взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки либо если после дачи взятки оно добровольно заявило о случившемся до возбуждения уголовного дела в отношении него органу, наделенному законом правом возбуждать уголовное дело.

Злоупотребление влиянием, т. е. предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, которое предлагает или обещает (соглашается) за такую выгоду повлиять на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства (ч. 1 ст. 3692 УКУ)

Штраф от 200 до 500 ннмдг (от 3400 до 8500 грн.) либо ограничение свободы от 2 до 5 лет

Получение неправомерной выгоды за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, или предложение осуществить влияние за предоставление такой выгоды (ч. 2 ст. 3692 УКУ)

Штраф от 750 до 1000 ннмдг (от 12750 до 17000 грн.) либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет

 

Также сохранились такие составы преступлений, как служебная халатность, получение взятки, провокация взятки и другие — изменения коснулись лишь предусмотренных за их совершение санкций.

Следует также отметить, что

Закон № 3206 предусматривает необходимость отстранения должностного лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении одного из перечисленных выше преступлений, от выполнения своих полномочий до рассмотрения дела судом в обязательном порядке (абзац первый ч. 1 ст. 22 Закона № 3206). Если же в отношении должностного лица составлен админпротокол, то вопрос об отстранении от выполнения полномочий решается на усмотрение руководителя предприятия (абзац второй ч. 1 ст. 22 Закона № 3206). Правда, для хозобществ выполнение указанных предписаний может вызвать определенные сложности, поскольку вопросы отстранения исполнительного органа хозобщества от выполнения его полномочий отнесены к исключительной компетенции общего собрания учредителей (участников), а потому их решение требует соблюдения определенной, достаточно сложной процедуры и займет некоторое время. Исключение составляют акционерные общества, в которых вопросы отстранения председателя либо члена исполнительного органа от осуществления полномочий и избрание лица, которое временно будет осуществлять его функции, отнесено к исключительной компетенции наблюдательного совета (п. 10 ч. 2 ст. 52 Закона Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI).

Если же лицо привлечено к уголовной либо административной ответственности на основании соответствующего решения суда, то

Закон № 3206 выдвигает требование об обязательном увольнении такого лица в трехдневный срок со дня получения предприятием копии судебного решения, вступившего в силу, если иное не установлено законом.

Нам остается лишь надеяться, что данная статья послужит только ознакомительным материалом и необходимости обращения к ней на практике в работе наших читателей не возникнет. Но к сожалению, пожелание американского сатирика второй половины ХХ века Эшли Брильянта о том, чтобы было либо меньше коррупции, либо больше возможностей участвовать в ней, в нашем обществе реализуется пока в его второй части.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше