Темы статей
Выбрать темы

О взимании экологического налога

Редакция НиБУ
Письмо от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817

О взимании экологического налога

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817

 

Начиная с 1 января 2011 года со вступлением в силу Кодекса вместо общегосударственного сбора за загрязнение окружающей природной среды взимается экологический налог (раздел VIII «Экологический налог» Кодекса).

Для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством (пункт 44.1 статьи 44 Кодекса). Правовые принципы регулирования, организации ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определяет Закон Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» с изменениями и дополнениями.

В соответствии с пунктом 240.1 статьи 240 Кодекса

плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья (подпункт 240.1.3 пункта 240.1 статьи 240 Кодекса).

При этом, по условиям пункта 240.5 статьи 240 Кодекса

не являются плательщиками экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляющие услуги в этой сфере.

В соответствии с подпунктом 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса

объектом и базой обложения налогом являются, в частности, объемы и виды (классы) отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.

Статьей 246 Кодекса установлены

ставки налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.

По налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим

с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно, ставки налога составляют 50 процентов от ставок, предусмотренных, в частности, статьей 246 Кодекса (пункт 2 подраздела 5 раздела XX «переходные положения» Кодекса).

Пунктом 250.1 статьи 250 Кодекса установлено, что базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.

В соответствии с пунктом 250.2 статьи 250 Кодекса плательщики налога составляют

налоговые декларации по установленной форме в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса, которые в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, подают в органы государственной налоговой службы и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, в частности за размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения специально отведенных для этого мест или объектов.

Плательщики налога перечисляют суммы налога, взимаемого за размещение отходов, одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Государственного казначейства, которые осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом (пункт 250.5 статьи 250 Кодекса), а именно Бюджетным кодексом Украины.

Отметим, что Законом Украины от 2 декабря 2010 года № 2756-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины», который вступил в силу с 1 января 2011 года, внесены изменения в законодательные акты по вопросам природоохранного законодательства и в сфере обращения с отходами в части упорядочения и регулирования отношений в связи с введением экологического налога, в частности, в Закон Украины от 25 июня 1991 года № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды», с изменениями и дополнениями, и Закон Украины от 5 марта 1998 года № 187/98-ВР «Об отходах», с изменениями и дополнениями.

Изучая термины, имеющиеся в подпункте 240.1.3 пункта 240.1 статьи 240 Кодекса, отметим, что согласно статье 1 Закона Украины «Об отходах»:

отходы — это любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их собственник избавляется, намеревается или должен избавиться путем утилизации или удаления.

При практическом применении термина «размещение отходов» в условиях раздела VIII «Экологический налог» Кодекса следует учитывать понятие «

размещение отходов» — это хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами» (подпункт 14.1.223 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).

В связи с этим обязанностью плательщика налога является исчисление, начисление и уплата в бюджет экологического налога, а также составление налоговой отчетности в случае наличия фактических объемов размещения отходов, соответственно хранения (временного размещения до утилизации или удаления) в течение отчетного квартала, кроме размещения объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемого на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов в условиях, определенных подпунктом 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса.

То есть,

начиная с 1 января 2011 года, «Проминвестбанк» является субъектом, у которого базой ежеквартального налогообложения являются отходы (в том числе опасные отходы, бытовые отходы, другие отходы, образовавшиеся в процессе деятельности и подлежащие утилизации или удалению), которые временно размещаются (хранятся), в том числе на конец отчетного периода (квартала) на собственной территории предприятия (до их передачи на утилизацию или размещение другому субъекту хозяйствования (коммунальному или специализированному предприятию и т. п.) в места удаления отходов, в том числе в случае наличия заключенных договоров на удаление и утилизацию отходов с субъектом хозяйствования (коммунальным или специализированным предприятием и т. п.).

В соответствии с пунктом 4 Порядка ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 ноября 1999 года № 2034 с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 2034), первичный учет отходов осуществляется в соответствии с типовыми формами первичной учетной документации (карточки, журналы, анкеты) с использованием технологической, нормативно-технической, планово-экономической, бухгалтерской и другой документации.

Сведения для первичного учета отходов, которые заносятся в указанные документы, обусловливаются системой показателей, необходимых для заполнения форм государственной статистической отчетности и ведения паспорта отходов.

Паспортизация отходов

предусматривает составление и ведение паспортов отходов, паспортов мест удаления отходов, регистрируемых карт объектов образования, обработки и утилизации отходов в соответствии с государственным классификатором ДК 005-96 «Классификатор отходов» (пункт 9 Порядка № 2034).

Начиная с 1 января 2009 года всем субъектам хозяйствования рекомендовано вести

первичный учет отходов по форме № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары». Эта форма и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 07.07.2008 г. № 342, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.09.2008 г. под № 824/15515 (далее — Инструкция № 342). Внедрение на предприятии типовой формы № 1-ВТ осуществляется по приказу руководителя предприятия или руководителя соответствующей службы предприятия (образец такого приказа приведен в приложении к Инструкции № 342) (абзац второй п. 1.4 Инструкции № 342).

В эту форму не включаются

данные о веществах (продуктах, соединениях), являющихся готовой продукцией, которая подлежит дальнейшему использованию, полуфабрикатах, предназначенных согласно технологии производства для дальнейшей переработки с целью получения готовой продукции, а также отходах, поступающих в водные объекты со сточными водами и выбрасываемых в атмосферный воздух (пункт 1.2 Инструкции № 342).

Информация, приведенная в типовой форме № 1-ВТ, может использоваться для ведения государственного учета и паспортизации отходов, составления административных данных, проведения контроля, экспертизы проектов и объектов, подготовки технической документации, регистрационных карточек для регистрации мест образования, переработки и удаления отходов, проведения инвентаризации, утверждения лимитов и получения разрешений на образование и размещение отходов, получения лицензий и разрешений на обращение с отходами и упаковкой, оперативного решения вопросов обращения с некачественной и опасной продукцией, идентификации и паспортизации потенциально трансграничных перевозок отходов и т. п. (абзац четвертый п. 1.4 Инструкции № 342).

Заметим, что толкование положений природоохранного законодательства и в сфере обращения с отходами не относится к компетенции органов ГНС, а за их разъяснением в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» и Законом Украины «Об отходах» плательщикам экологического налога следует обращаться непосредственно в территориальные органы специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, а также в центральный орган исполнительной власти — Министерство экологии и природных ресурсов Украины.

В то же время консультации по вопросам, поставленным плательщиком налога, размещены в категории «300. Экологический налог» сервиса «Единая база налоговых знаний» на WEB-сайте ГНА Украины (www.sta.gov.ua).

 

Заместитель председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель председателя ГНС Украины С. Лекарь



комментарий редакции

ГНАУ настаивает: эконалог — за весь мусор, учет мусора — по типовой форме № 1-ВТ

Законность требований налоговиков о поголовной уплате эконалога за мусор, которые неожиданно появились спустя несколько месяцев после вступления в силу Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), совсем недавно обсуждалась на страницах нашего издания (см. комментарий к письму ГНАУ от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 55).

Там же прослеживалась история с уплатой экосбора (предшественника эконалога) за размещение отходов до 01.01.2011 г., а также были сформулированы вопросы, касающиеся сегодняшней позиции контролирующих органов, главный из которых:

как вести учет бытовых отходов? Ведь п. «г» ст. 17 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР соответствующая обязанность предусмотрена только в отношении отходов производства, учет которых ведется на основании так называемых материально-сырьевых балансов (см. письма Минприроды Украины от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08 и Минпромполитики Украины от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319 // оба — «Налоги и бухгалтерский учет, 2008, № 58).

Налоговики

же настаивают на необходимости уплаты эконалога за все категории отходов, в том числе опасные, бытовые и другие, которые образовались в процессе деятельности предприятия и подлежат утилизации или удалению. Причем такие требования не связываются с наличием или отсутствием у субъекта хозяйствования соответствующих договоров на удаление и утилизацию отходов со специализированной организацией, впрочем, как и с фактом выполнения или невыполнения сторонами обязательств по таким договорам.

Комментируемое сегодня письмо, с одной стороны, подтверждает неизменность фискальной позиции ГНАУ в отношении уплаты эконалога, а с другой стороны — продолжает и развивает ее. В частности, новизна этого разъяснения главного налогового ведомства состоит в

рекомендации ведения учета отходов (без конкретизации, о какой именно категории отходов идет речь) с помощью типовой формы № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», Инструкция по заполнению которой утверждена приказом Минприроды Украины от 07.07.2008 г. № 342.

Собственно, абсолютной новизны в такой рекомендации нет, поскольку предложенная типовая форма

обязательна к применению еще с 1 января 2009 года, причем всеми юридическими лицами (предприятиями, учреждениями, организациями) всех форм собственности, видов экономической деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования, а также физлицами-предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы и используются упаковочные материалы и тара (в свое время мы писали об этом в статье «Первичный учет отходов и упаковки по единой форме» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 85).

Другое дело, что таким образом

налоговики фактически приравняли учет бытовых отходов к учету промышленных (производственных) отходов, что, согласитесь, далеко не одно и то же как по степени экологической опасности, так и по объемам образования. Не случайно ведь оплата услуг по вывозу бытовых отходов рассчитывается не путем определения объема фактически вывезенных отходов, а исходя из норм, утвержденных органом местного самоуправления. Поэтому, на наш взгляд, при учете бытовых отходов предприятиям имеет смысл в первую очередь обратиться к такому известному бухгалтерскому критерию, как существенность информации.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению существенности в бухгалтерском учете, доведенными письмом Минфина от 29.07.2003 г. № 04230-04108,

существенность отдельных хозяйственных операций и объектов бухгалтерского учета определяется руководством предприятия, если иное не предусмотрено положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Поскольку ни одним П(С)БУ порог существенности такой информации не установлен, значит, определить его должен руководитель предприятия. Поэтому вполне разумно будет организовать первичный учет всех видов отходов производства и потребления, образующихся на предприятии и поступающих со стороны, таким образом, чтобы в нем не участвовали отходы (преимущественно бытовые), количество которых меньше, чем имеющиеся технические возможности и экономическая целесообразность фиксации их образования.

Не будем никого обманывать — рекомендованный нами подход наверняка войдет в противоречие с непреодолимым желанием ГНАУ пополнять бюджет, снимая сливки со всего, в том числе и… извините, с мусора. Скорее всего, налоговые органы на местах будут настаивать на уплате эконалога исходя из минимальных норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, которые приведены в Приложении 2 к Правилам предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденным постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070. Кстати, из этого же Приложения можно получить

усредненную величину плотности мусора, которая понадобится для перевода объемных единиц (куб. м.), в которых ведется учет твердых бытовых отходов при их вывозе, в единицы массы (тонны), что необходимо для заполнения Приложения 4 к Налоговой декларации экологического налога.

Тем не менее даже в сложившейся ситуации стоит возражать налоговикам, упорно отстаивая мысль, что

плательщиками эконалога за размещение отходов должны выступать исключительно те субъекты, деятельность которых специально направлена на размещение отходов в отведенных для этого местах, на которые получены разрешения. Глядишь, ГНАУ и одумается, ведь уже в сегодняшнем письме прозвучало, что трактовка природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами не относится к компетенции органов ГНС. Осталось дело за малым — дождаться благоприятных разъяснений со стороны Минприроды наподобие тех, которыми и налоговики, и плательщики экосбора руководствовались ранее. Надеемся, после этого очень быстро уляжется вся эта вакханалия вокруг эконалога за мусор.

А пока впереди грядет подача декларации по этому налогу за II квартал, считаем необходимым напомнить, что

срок применения одногривневого штрафа, который был установлен п. 7 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ за налоговые нарушения, совершенные в I полугодии, уже истек. Поэтому непредоставление указанной декларации за II квартал по сроку 9 августа, как и ее непредоставление за I квартал (если сейчас налоговики зачислят предприятие к тем, кто, по их мнению, был обязан предоставить такую отчетность по сроку 10 мая, но не сделал этого) будет наказываться куда как серьезнее — 170 грн. за первую, допущенную после 30.06.2011 г., несвоевременную подачу налоговой декларации и 1020 грн., если предприятие в течение года совершит аналогичное нарушение (аргументы см. в статье «Размер штрафа за нарушение, выявленное после 30 июня 2011 года» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 55).

В связи с этим каждый должен избрать для себя ту тактику действий, отстаивать правоту которой у него хватит сил. Мы же, в свою очередь, на страницах нашей газеты обязуемся немедленно сообщать обо всех дальнейших перипетиях «мусорной» эпопеи.

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше