Если ОС временно не эксплуатируются (начисляется ли амортизация?)

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Июль, 2011/№ 59
Статья

Если ОС временно не эксплуатируются
(начисляется ли амортизация?)

 

С подобным вопросом сталкиваются многие предприятия. Ведь в силу тех или иных причин на какой-то промежуток времени некоторые из основных средств могут оказаться бездействующими и перестать использоваться по своему функциональному назначению. Начисляется ли в таком случае амортизация по временно простаивающим объектам?

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Инструкция № 291

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 16

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318.

Методрекомендации № 561

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.

Положение № 1183

— Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденное постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183.

Сразу cкажем, что в данном случае все будет зависеть от времени, в течение которого простаивают ОС, а также принятого на этот счет предприятием решения — выводить при этом временно бездействующие объекты из эксплуатации или нет. Рассмотрим возможные ситуации.

 

Если временно не используемые ОС не выводятся из эксплуатации

Случаи простоя тех или иных объектов в деятельности предприятия могут быть обусловлены разными причинами. Это может быть связано, как, например, с частичной приостановкой деятельности (сезонностью деятельности) и сокращением объемов производства, так и с вынужденными неизбежными перерывами в работе по вполне объективным причинам (в частности, «пересменками» в процессе производства, проводимыми ремонтами и т. п.).

Понятно, что, если, скажем, оборудование бездействует в преддверии заказа или, предположим, сдающееся в аренду здание простаивает в ожидании нового арендатора и такие объекты не сегодня-завтра начнут вновь использоваться по своему функциональному назначению, то выводить их из эксплуатации на такой небольшой «переходный» промежуток времени вряд ли уместно. И все же, нужно заметить, при любом простое ОС, как незначительном, так и более продолжительном,

решение о выводе/невыводе не использующихся объектов из эксплуатации принимается на усмотрение предприятия. Поэтому как поступить в такой ситуации, каждое предприятие для себя решает самостоятельно.

Допустим, что временно не использующиеся объекты

не выводятся при этом из эксплуатации. В таком случае и в бухгалтерском, и в налоговом учете они по-прежнему продолжают амортизироваться. Ведь, как известно, для не выведенных из эксплуатации ОС ни П(С)БУ 7, ни НКУ никаких «амортизационных» оговорок и исключений не предусматривают. А значит, временное неиспользование объектов не меняет ситуации и амортизация по ним продолжает начисляться.

Примечательно также, что (в отличие от отечественного

П(С)БУ 7, не содержащего на этот счет каких-либо особых предписаний) обсуждаемая ситуация прямо рассматривается и описывается в «международном» МСБО 16 «Основные средства», п. 55 которого, в частности, по этому поводу предусматривает следующее: «амортизацию не прекращают, когда актив не используют или когда он выбывает из активного использования, пока актив не будет самортизирован полностью». Объясняется такой «амортизационный» вывод, прежде всего физическим и моральным износом объектов, т. е. тем, что со временем (в том числе и за время, когда объекты не используются) они также продолжают терять свои физические свойства и морально устаревают.

Кстати, нужно заметить, что в налоговом учете соглашаются с «налоговой» амортизацией не выведенных из эксплуатации (незаконсервированных) ОС и налоговики, отмечая, что амортизацию таких ОС производственным предприятиям следует включать в состав общепроизводственных «налоговых» расходов — ОПР*.

*Хотя, возможно, вернее в данном случае было бы относить сумму амортизационных отчислений все же не к ОПР, а к

прочим «налоговым» расходам (с отражением, к примеру, в «прочей» графе 10 таблицы 1 приложения АМ). Однако нужно заметить, существующая форма декларации (в которой сопоставимость показателей предполагает соответствие значения графы 10 строки А 15 таблицы 1 приложения АМ показателю из строки 06.5.28 приложения ІВ) разрешает отражать в составе прочих «налоговых» расходов только амортизацию ОС, предоставленных в оперативную аренду (в то время как для другой «прочей» амортизации в приложении ІВ никакой строки не предусмотрено). Поэтому к мнению налоговиков, предлагающих в возникшей ситуации показывать начисляемую амортизацию в составе «налоговых» общепроизводственных расходов, в данном случае стоит прислушаться.

Таким образом,

амортизацию по временно простаивающим объектам ОС налогоплательщик также сможет отразить и в налоговом учете, включив ее при этом (во всей начисленной сумме) в состав «налоговых» общепроизводственных расходов (так, к примеру, при заполнении декларации по налогу на прибыль за II квартал 2011, показав ее в составе общепроизводственных «налоговых» расходов в графе 7 таблицы 1 «амортизационного» приложения АМ и включив соответственно в строку 06.1 «Общепроизводственные расходы» и строку 06.1.2 приложения ЗВ к декларации). А значит, вопросов с «налоговой» амортизацией временно простаивающих ОС (по крайней мере, на сегодняшний день) возникать не должно — ведь сумма амортизационных отчислений в данном случае (в полном размере) будет попадать в налоговом учете в состав общепроизводственных «налоговых» расходов в периоде начисления амортизации по таким объектам.

Вместе с тем заметим, что со временем

в будущем — в случае внесения изменений в НКУ (в связи с законопроектом, известным на сегодняшний день под № 8217, см. заметку в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 56, на с. 1) ситуация может несколько измениться. Ведь после внесения таких изменений общепроизводственные расходы должны будут включаться в «налоговую» себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг по правилам бухучета (т. е. согласно требованиям П(С)БУ). А значит тогда появится необходимость в ежемесячном распределении в налоговом учете (по бухучетным правилам п. 16 П(С)БУ 16) постоянных общепроизводственных расходов между себестоимостью производства (объектами расходов) и себестоимостью реализованной продукции (подробнее о распределении ОПР см. также статью «Общепроизводственные расходы: принципы распределения» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 86). При этом может возникать вопрос со списанием ОПР, если, к примеру, в отчетном периоде у предприятия не окажется реализации (ведь в этой ситуации при ежемесячном закрытии счета 91 «Общепроизводственные расходы» нераспределенную часть постоянных ОПР невозможно будет отнести, как обычно, на себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, т. е. в дебет счета 90 «Себестоимость реализации»)? Логично предположить, что в этом случае сумма нераспределенных ОПР должна будет включаться в прочие расходы (списываться в дебет субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности»). Однако тогда в налоговом учете она будет попадать в состав прочих «налоговых» расходов. Возможно, в будущем такие изменения законодательства скажутся и на форме декларации, которая будет должным образом подкорректирована и позволит учесть эту сумму налогоплательщику в налоговом учете в составе прочих «налоговых» расходов.

Тем не менее, если же этого не произойдет и декларация не изменится, осторожные налогоплательщики (в случае сохранения ограничений, устанавливаемых формой декларации), пожалуй, будут вынуждены остановиться на варианте с отнесением таких расходов на расходы будущих периодов (проводкой Дт 39 «Расходы будущих периодов» — Кт 912 «Постоянные общепроизводственные расходы»). Тогда в дальнейшем, в периоде реализации произведенной продукции (работ, услуг), указанные расходы (учтенные как расходы будущих периодов) будут списываться на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) отчетного периода корреспонденцией счетов: Дт 90 — Кт 39 (и соответственно в этот момент попадать в налоговом учете через себестоимость реализованных товаров, работ, услуг в «налоговые» расходы). Но все это, повторим, касается будущего и станет актуальным только с принятием

Закона № 8217, а на сегодняшний день, как отмечалось, амортизация, начисленная по временно простаивающим объектам в налоговом учете в полной сумме попадает в состав «налоговых» общепроизводственных расходов.

А теперь рассмотрим случай, когда временно не использующиеся объекты основных средств решено вывести из эксплуатации.

 

Если принято решение о временном выводе из эксплуатации неиспользуемых объектов ОС

По решению предприятия временно не эксплуатирующиеся объекты могут быть выведены из эксплуатации (переданы на консервацию). Зачастую такое решение может быть принято, если простой носит достаточно продолжительный характер и связан, к примеру, с приостановкой деятельности, сезонностью использования объектов, проведением их капитального ремонта или другими причинами (однако опять же окончательное решение в таких случаях остается за предприятием, ведь законодательных требований об обязательном выводе из эксплуатации ОС в подобных случаях нет).

Решение о выводе ОС из эксплуатации (консервации) должно быть оформлено документально —

приказом руководителя предприятия (п. 146.18 НКУ); соответствующие записи при этом вносятся в инвентарные карточки объектов (формы № ОЗ-6). Также в данном случае можно воспользоваться рекомендательными нормами Положения о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденного постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183, составив, к примеру, акт о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации (форма которого помещена в приложении № 1 к этому Положению).

В отличие от ситуации, рассмотренной выше, в данном случае следует иметь в виду, что

по выведенным из эксплуатации ОС начисление амортизации и в бухгалтерском, и налоговом учете приостанавливается *.

*Для сравнения, пожалуй, напомним, что в прошлом (до 01.04.2011 г.) согласно установленным в те времена пп. 8.4.5 — 8.4.6 Закона о налоге на прибыль правилам начисление «налоговой» амортизации приостанавливалось только по выведенным из эксплуатации объектам ОФ группы 1, в то время как объекты ОФ групп 2 — 4 продолжали амортизироваться в налоговом учете даже и после их вывода из эксплуатации. На сегодняшний день, как видим, ситуация изменилась и «налоговая» амортизация по всем выведенным из эксплуатации объектам (независимо от группы ОС) не начисляется.

Так, в бухгалтерском учете

согласно п. 23 П(С)БУ 7, п. 24 Методрекомендаций № 561 начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, устанавливаемого предприятием при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации.

Похожие нормы можно встретить и в налоговом учете. Как предусматривают

п. 145.1.2, п. 146.2 НКУ, начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта (устанавливаемого приказом по предприятию при признании этого объекта активом при зачислении на баланс, но не менее минимального срока, определенного п. 145.1 НКУ), и приостанавливается на период его вывода из эксплуатации (для реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других причин) на основании документов, свидетельствующих о выводе таких основных средств из эксплуатации. При этом о документальном подтверждении также говорится в п. 146.18 НКУ, уточняющем, что вывод из эксплуатации какого-либо объекта ОС (в том числе для передачи на консервацию) осуществляется на основании приказа руководителя предприятия.

Также ситуации касается

п. 146.15 НКУ, прямо устанавливающий, что в случае вывода по решению налогоплательщика отдельного объекта ОС из эксплуатации объект не амортизируется. В дальнейшем в случае обратного ввода такого объекта в эксплуатацию, начисление амортизации по нему возобновляется; при этом амортизируемой стоимостью в целях начисления амортизации считается стоимость, которая амортизировалась на момент вывода такого объекта из эксплуатации, увеличенная на сумму расходов, связанных с ремонтом, модернизацией, модификацией, достройкой, дооборудованием, реконструкцией и т. п. мероприятиями, если таковые в этот период проводились.

Итак, выведенные из эксплуатации объекты не амортизируют (т. е. в учете расходы в виде амортизации по ним не возникают). При этом стоит, пожалуй, заметить, что согласно общему правилу (

п. 29 П(С)БУ 7, п. 146.2 НКУ) и в бухгалтерском, и в налоговом учете перестают начислять амортизацию по законсервированному объекту начиная с месяца, следующего за месяцем его вывода из эксплуатации. Кстати, о том, что начисление амортизации в таком случае прекращается с месяца, следующего за месяцем перевода объекта на консервацию, а возобновляется начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта эксплуатацию после консервации, говорит и п. 27 Методрекомендаций № 561.

Таким образом, как видим, ситуации различаются, и начисление амортизации по временно не используемым основным средствам зависит в первую очередь от того, были при этом такие объекты выведены из эксплуатации или нет.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить