Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Когда санкции по РРО становятся налоговым долгом?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Когда санкции по РРО становятся налоговым долгом?

 

Налоговой инспекцией было вынесено решение о применении финансовых санкций за нарушения в сфере применения РРО, которое было обжаловано в окружном админсуде (в пользу предприятия). Однако в апелляционной инстанции выиграл налоговый орган. На данный момент кассационная жалоба находится на рассмотрении ВАСУ, который приостановил выполнение решений судов низших инстанций до окончательного рассмотрения им дела. Налоговый орган, считая указанную сумму налоговым долгом, отказывается переплату по другим платежам засчитывать в счет текущих налоговых платежей. Правомерен ли отказ налогового органа?

 

Налоговый кодекс Украины

(далее — НКУ) действительно предусматривает, что ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату налогоплательщику, кроме случаев наличия у него налогового долга (п. 43.1 НКУ). При этом с 1 января 2011 года статус налогового долга могут получить не только не уплаченные в установленные сроки налоговые платежи, но и суммы штрафных санкций, предусмотренных за нарушение неналогового законодательства, подконтрольного налоговым органам, в том числе законодательства в сфере РРО (см. п.п. 14.1.175 НКУ). Однако налоговым долгом они становятся не автоматически, а только при условии завершения так называемой процедуры согласования денежного обязательства. Поэтому для ответа на вопрос о правомерности действий налогового органа в рассматриваемой ситуации в первую очередь необходимо определиться с тем, стала ли сумма штрафных санкций налоговым долгом.

Как следует из вопроса, налогоплательщик инициировал процедуру обжалования штрафа за нарушение правил применения РРО. По общему правилу, в течение всей процедуры обжалования до вступления в силу решения суда обжалуемая сумма денежного обязательства считается несогласованной, а значит, стать налоговым долгом не может. Тут важно учитывать, что постановления суда апелляционной инстанции вступают в силу

с момента их оглашения (ч. 5 ст. 254 Кодекса административного судопроизводства Украины). Последующая подача кассационной жалобы и даже приостановление исполнения судебного решения до момента разрешения дела Высшим админсудом того факта, что решение апелляционного суда уже является вступившим в силу, не меняет.

На основании приведенных норм можем сделать первый вывод:

с момента оглашения решения апелляционного суда, вынесенного в пользу налогового органа, сумма штрафа по РРО считается налоговым долгом. Сделаем лишь одну оговорку: данный вывод справедлив, если оглашение решения имело место после 01.01.2011 г. Если суд апелляционной инстанции вынес решение до 01.01.2011 г., когда еще не действовал НКУ, то статус налогового долга оспариваемые суммы штрафа получили с 01.01.2011 г. Этого статуса долг по РРО-штрафу не лишается даже в том случае, если Высший админсуд, приняв к рассмотрению кассационную жалобу налогоплательщика, выносит определение о приостановлении исполнения судебного решения суда апелляционной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 215 КАСУ). Однако вынесение такого определения будет означать, что к налогоплательщику, имеющему налоговый долг, исполнение судебного решения по которому приостановлено, не могут применяться меры по его принудительному взысканию. Среди таких мер — и погашение налогового долга за счет излишне уплаченных сумм налоговых платежей без заявления налогоплательщика (абзац второй п. 87.1 НКУ), и применение налогового залога (ст. 88 НКУ) и др. В то же время приостановление исполнения судебного решения, касающегося оспариваемой суммы денежного обязательства, не освобождает налогоплательщика от такого негативного последствия, как начисление пени на сумму долга. Пеня начисляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения налогового долга либо на день его погашения, в зависимости от того, какая из величин больше, за каждый календарный день просрочки. В рассматриваемой ситуации моментом, с которого начинает начисляться пеня, будет день вынесения решения судом апелляционной инстанции (если этот факт имел место после 01.01.2011 г.) либо 01.01.2011 г. (если решение было вынесено еще до 01.01.2011 г.).

Итак, из приведенных норм следует, что

ограничить налогоплательщика в возможности распорядиться суммой образовавшейся у него переплаты по налоговым платежам путем направления ее на погашение текущих налоговых обязательств на том основании, что у налогоплательщика есть налоговый долг, налоговый орган не может, если взыскание такого долга приостановлено. Более того, сами налоговики признают, что зачислять средства по одному налогу в погашение налогового долга по другому денежному обязательству на основании п. 87.9 НКУ нельзя (см. Единую базу налоговых знаний, подраздел — 080.01 источники погашения налогового долга).

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше