Когда возникает спор с налоговым органом: возможные спорные ситуации
Налоговая инспекция — тот орган, который сопровождает субъекта хозяйствования всю его предпринимательскую жизнь — с момента создания и до момента ликвидации. Любое совместное «сосуществование», как известно, редко обходится без споров и разногласий. Сегодня поговорим о наиболее распространенных конфликтах, возникающих во взаимоотношениях налогоплательщика и налогового органа.
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»
Возможность обжаловать неправомерные действия либо решения субъекта властных полномочий — одна из базовых гарантий, предоставленных участникам правоотношений. Отдельно оговорено данное право и
п.п. 17.1.7 НКУ. Коротко остановимся на тех ситуациях, когда может возникнуть необходимость разрешения спора с налоговым органом в порядке административного либо судебного обжалования. Условно их можно разделить на две большие категории — споры, инициатором рассмотрения которых в установленном порядке выступает сам налогоплательщик, и споры, разрешение которых осуществляется по заявлению налогового органа.
Рассмотрение споров по инициативе налогоплательщика
Приведем наиболее распространенные категории споров налогоплательщиков с налоговыми органами в табличной форме (см. таблицу на с. 5).
Далее в этом номере мы рассмотрим более подробно порядок обжалования в рамках административной (на с. 12) и судебной (на с. 20) процедуры.
Споры, возникающие по инициативе налоговых органов
Следует сказать, что иногда вступать в судебное разбирательство налогоплательщику приходится не по собственной инициативе. Есть ряд требований, которые налоговый орган может предъявить исключительно в судебном порядке. Среди них наиболее распространенные требования:
— о прекращении юридического лица либо предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя в случаях, предусмотренных законом (
п.п. 20.1.12 НКУ);— о приостановлении расходных операций налогоплательщика на счетах такого плательщика в банках и других финансовых учреждениях (кроме операций по выдаче заработной платы и уплаты налогов, сборов, ЕСВ, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств налогоплательщика) в случае недопуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к исследованию территорий и помещений (данное полномочие налоговые органы получат только с 01.01.2015 г., хотя уже сейчас пытаются им воспользоваться и не всегда суды первой инстанции вспоминают о
п. 1 раздела ХІХ НКУ, которым вступление в силу указанного пункта отсрочено);— о наложении ареста на средства и другие ценности такого плательщика налогов, находящиеся в банке, если у плательщика налогов, имеющего налоговый долг, отсутствует имущество и/или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, и/или такое имущество не может быть источником погашения налогового долга (
п.п. 20.1.17 НКУ);— о взыскании средств плательщика налогов, имеющего налоговый долг, со счетов в банках, обслуживающих такого плательщика, на сумму налогового долга или его части (
п.п. 20.1.18 НКУ);— о взыскании с дебиторов плательщика налогов, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на органы государственной налоговой службы, в счет погашения налогового долга такого плательщика налогов (
п.п. 20.1.19 НКУ).Налогоплательщик всегда имеет право принимать участие в судебном рассмотрении дел, инициированных налоговым органом, и обосновывать свою позицию. Кроме того, если суд первой инстанции удовлетворяет требование налогового органа, налогоплательщиком может быть подана апелляция, что является препятствием для вступления в силу такого решения.
Скажем также о том, что иногда налоговые органы пытаются воспользоваться судебной процедурой в не предусмотренных законом случаях, например, подавая иски с требованиями обязать субъекта хозяйствования допустить налоговый орган к проверке либо обязать подать налоговую декларацию и т. п. Как правило, суды в удовлетворении подобных требований отказывают, указывая на их ненадлежащий характер. Главное для налогоплательщика — помнить о своих правах.
№ п/п | Категории споров | Предмет обжалования | Формулировки выдвигаемых требований | Порядок обжалования и его законодательные основания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Обжалование суммы налогового обязательства, определенного налоговым органом по причинам, не связанным с нарушением налогового либо иного законодательства | Налоговое уведомление-решение, в котором налоговым органом определена сумма налоговых обязательств, по форме согласно приложению 1 для налогоплательщиков — физических лиц (форма «Ф») | Отменить налоговое уведомление-решение | В течение 30 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, может быть подана жалоба в вышестоящий налоговый орган (п. 56.12 НКУ) либо в течение месяца в административный суд (ст. 99 КАСУ). |
2
| Обжалование суммы налогового обязательства и / или штрафных санкций, определенных налоговым органом в связи с выявленным нарушением со стороны налогоплательщика требований налогового либо иного законодательства | Налоговое уведомление-решение: | Отменить налоговое уведомление-решение
| Если налогоплательщик избирает административную процедуру обжалования, то срок, в течение которого следует обратиться в вышестоящий налоговый орган, составляет 10 календарных дней, следующих за днем получения оспариваемого налогового уведомления-решения. |
Примечание. Следует отметить, что в основном формы налоговых уведомлений-решений остались прежними, за исключением буквально нескольких. Появление новых форм налоговых уведомлений-решений связано с введением НКУ некоторых новых составов налоговых правонарушений. Это: | ||||
3 | Отказ в предоставлении бюджетного возмещения НДС | Налоговое уведомление-решение по форме согласно приложению 7 об отказе в предоставлении бюджетного возмещения НДС (форма «В3»); | Отменить налоговое уведомление-решение | Процедура аналогична порядку, указанному в п. 2 данной таблицы |
4 | Обжалование требования об уплате: | Налоговое требование | Отменить налоговое требование | Процедура аналогична порядку, указанному в п. 2 данной таблицы. |
Примечание. Налоговое требование не направляется, если общая сумма налогового долга налогоплательщика не превышает одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, т. е. 17 грн. | ||||
5 | Обжалование индивидуальной налоговой консультации (либо отказа в ее предоставлении) | Индивидуальная налоговая консультация, предоставленная в письменной форме / | Признать налоговую консультацию неправомерной / | Согласно п. 53.3 НКУ налогоплательщик может обжаловать в суде как правовой акт индивидуального действия налоговую консультацию контролирующего органа, изложенную в письменной форме, которая, по мнению такого налогоплательщика, противоречит нормам либо содержанию соответствующего налога либо сбора. |
Примечание. Обжаловать можно только индивидуальную налоговую консультацию, предоставленную в письменном виде (подписанную руководителем налогового органа с проставлением соответствующей печати). Разъяснения налогового законодательства, полученные налогоплательщиком факсом либо по электронной почте, статуса индивидуальных письменных налоговых консультаций не имеют. Нельзя обратиться с требованием об отмене и в отношении консультаций, размещенных в Единой базе налоговых знаний либо предоставленных в ходе распространенных в последнее время веб-конференций. Если налоговая консультация была предоставлена другому налогоплательщику, любой другой субъект хозяйствования ее обжаловать не сможет, даже если она доведена до общего сведения путем публикации в СМИ. | ||||
6 | Обжалование нормативно-правового акта в сфере налогообложения | Постановление Кабмина, приказ ГНАУ либо иной нормативно-правовой акт по вопросам налогообложения, другим вопросам, подконтрольным налоговым органам | Отменить либо признать недействительным акт соответствующего органа полностью или отдельные его положения | Обжаловать нормативно-правовой акт в сфере налогообложения можно только в судебном порядке путем подачи иска в административный суд. |
7 | Обжалование действий либо бездействия налогового органа | Решение налогового органа об отказе в регистрации налогоплательщиком либо в совершении других действий (отказ в выдаче свидетельства об уплате единого налога, отказ в регистрации плательщиком НДС либо аннулирование регистрации, непризнание либо отказ в принятии декларации, отказ в зачете либо возврате переплаты по налогам и сборам, штрафам и др.). | Признать решение налогового органа неправомерным / Обязать налоговый орган совершить действие либо прекратить неправомерные действия | Жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение 10 дней, следующих за днем, когда налогоплательщик был ознакомлен с решением, которое, по его мнению, нарушает его права либо законные интересы. |
8 | Обжалование решений и действий, совершаемых налоговым органом в ходе проверки | Приказ налогового органа о проведении проверки, о продлении либо о приостановлении проверки, требование о проведении инвентаризации, о предоставлении документов и их копий и т. п | Признать приказ (требование) неправомерным | Обжалование подобных приказов (требований) налогового органа в вышестоящем налоговом органе выглядит малоперспективным, хотя и допустимо с точки зрения действующего законодательства. |
Примечание. Обращаем внимание, что сам акт проверки обжалованию ни в административном, ни в судебном порядке не подлежит. | ||||
9 | Требование о полном возмещении убытков (вреда), нанесенных незаконными действиями (бездействием) контролирующих органов (их должностных лиц) | Действия (акты) налогового органа, нарушающие права и законные интересы налогоплательщика | Признать действия (бездействие, акт) налогового органа незаконными (если они раньше не признавались незаконными в ходе другой процедуры обжалования); | Подобные споры решаются в судебном порядке, однако, как правило, основной преградой для налогоплательщика становится вопрос доказательств причинной связи между незаконными действиями (бездействием, актом) налогового органа и понесенными им убытками |
10 | Обжалование решений о наложении административных взысканий на должностных лиц и других сотрудников субъекта хозяйствования | Постановление налогового органа о наложении административного взыскания | Отменить постановление по делу об административном правонарушении | Согласно ст. 2342 КоАП органы государственной налоговой службы Украины рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с уклонением от предоставления деклараций о доходах (ст. 1641 КоАП), нарушением порядка предоставления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (ст. 1666 КоАП). |
Примечание. Полномочие налоговых органов по вынесению постановлений о наложении административных взысканий следует отличать от их полномочий по составлению административного протокола. Налоговые органы уполномочены на составление админпротоколов (кроме уже названных статей 1641 и 1666 КоАП, по которым они же выносят и постановления о наложении админвзысканий) по ст.ст. 512, 1551, 1631 — 1634, 16312, 164, 1645, 1772 КоАП. Такие админпротоколы обжалованию не подлежат. Обжаловать можно будет только постановление о наложении административного взыскания, которое будет вынесено на основании такого протокола. |