Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций по порядку организации и проведения проверок плательщиков налогов и внесении изменений в приказ ГНА Украины от 27.05.2008 № 355

Редакция НиБУ
Приказ от 14.04.2011 г. № 213

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Методических рекомендаций по порядку организации и проведения проверок плательщиков налогов и внесении изменений в приказ ГНА Украины от 27.05.2008 № 355

Приказ от 14 апреля 2011 года № 213

(извлечение)

 

В соответствии с нормами статей 75 — 86 раздела II Налогового кодекса Украины и статьи 8 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине», с целью обеспечения единого порядка организации проверок плательщиков налогов

приказываю:

1.

Утвердить Методические рекомендации по порядку организации и проведения проверок плательщиков налогов (приложение 1, прилагается).

<…>

 

 

Председатель комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
 председатель ГНС Украины В. Захарченко

 

 

Приложение 1

к приказу ГНА Украины от 14.04.2011 г. № 213

Методические рекомендации по порядку организации и проведения проверок плательщиков налогов

(извлечение)

 

Методические рекомендации по порядку организации и проведения проверок плательщиков налогов (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) и Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» для применения должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы

при организации документальных проверок плательщиков налогов по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы (далее — органы ГНС), а также фактических проверок по соблюдению порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, соблюдению работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Действие настоящих Методических рекомендаций

не распространяется на проведение фактических проверок структурными подразделениями, в функции которых входит осуществление контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

 

1. Организация и проведение проверок плательщиков налогов

1.1. В соответствии с пунктом 77.4 статьи 77, пунктом 78.4 статьи 78, пунктом 79.2 статьи 79 и пунктом 80.2 статьи 80 раздела II Кодекса о проведении документальной плановой, внеплановой и фактической проверки соответствующим руководителем органа государственной налоговой службы принимается решение (с указанием оснований для проведения проверки, даты ее начала и продолжительности), которое с учетом требований Кодекса

оформляется приказом:

1.1.1.

Председателя ГНС Украины — для проведения документальных плановых и внеплановых проверок плательщиков налогов с привлечением работников органов ГНС любого уровня.

При этом к проведению документальных плановых и внеплановых проверок плательщиков, проводимых по решению руководителей других органов ГНС,

могут привлекаться работники органов ГНС любого уровня по письменному разрешению заместителя Председателя ГНС Украины, который согласно распределению обязанностей обеспечивает координирование работы подразделений, осуществляющих документальные проверки плательщиков налогов.

1.1.2.

Председателя ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе — для проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок плательщиков налогов с привлечением работников органов ГНС этого региона.

При этом к проведению документальных плановых и внеплановых или фактических проверок плательщиков налогов, проводимых по решению руководителя органа ГНС, на учете в котором находятся такие плательщики налогов, работники органов ГНС этого региона могут привлекаться по письменному разрешению (согласованию) Председателя ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе.

1.1.3.

Руководителя органа ГНС, на учете в котором находятся плательщики налогов, — для проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок плательщиков налогов с привлечением работников этого органа ГНС (при условии отсутствия решений руководителей органов ГНС вышестоящего уровня о проведении проверки такого плательщика налогов по этим вопросам).

<…>

1.3. Обоснованные предложения по необходимости проведения документальной внеплановой или фактической проверки оформляются

докладной запиской (заключением) за подписью руководителя структурного подразделения, который в соответствии с функциональными обязанностями имеет информацию, которая может служить основанием для проведения документальной внеплановой или фактической проверки в соответствии с действующим законодательством.

Докладная записка (заключение) подается на рассмотрение руководителю органа ГНС, который принимает решение о целесообразности проведения такой проверки и определяет подразделение, которое будет проводить (возглавлять) эту проверку, отвечать за ее организацию и координирование действий привлеченных работников других структурных подразделений, а также реализацию материалов.

Решение (приказ) о проведении проверки, осуществляемой в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины, принимается руководителем органа ГНС

на основании постановления суда (определения суда) о назначении проверки или постановления органа дознания, следователя, прокурора.

1.4. Подразделение органа ГНС, которое возглавляет документальную проверку согласно плану-графику или осуществляет (возглавляет) документальную внеплановую проверку либо фактическую проверку, обеспечивает

проведение допроверочного анализа деятельности плательщика налогов. Допроверочный анализ является неотъемлемой частью процесса подготовки к проведению документальных проверок соблюдения налогового, валютного и другого законодательства и фактических проверок и осуществляется на основании информации, полученной от соответствующих структурных подразделений, а также другой имеющейся в органе ГНС информации о плательщике налогов, полученной как из внутренних, так и внешних источников.

1.4.1. При организации документальных проверок допроверочный анализ осуществляется с обработкой:

а) общих регистрационных данных;

б) показателей финансовой (при наличии) и налоговой отчетности (при выявленных расхождениях проанализировать причины);

в) информации о связанных лицах;

г) информации, полученной из ГКЦБФР, о заключенных соглашениях с ценными бумагами;

д) информации, полученной от других подразделений;

е) информации о проведенных операциях с нерезидентами;

є) информации из открытых источников (СМИ, Интернета и т. п.);

ж) информации о взаимоотношениях с любыми контрагентами;

з) информации о применении плательщиком налогов схем уклонения от налогообложения или схем минимизации (при наличии);

і) другой информации о плательщике налогов, которая может быть использована при проведении допроверочного анализа, с целью определения возможных рисков нарушений плательщиком налогов действующего законодательства и вопросов, подлежащих первоочередной проверке.

<…>

1.5. Для проведения документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки плательщика налогов выписывается

направление на проверку в 1 экземпляре отдельно на каждое должностное (служебное) лицо, которое будет проводить проверку.

Направление на проведение документальной плановой или внеплановой выездной либо фактической проверки подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС, который возглавляет такую проверку и принял решение (приказ) о проведении, и скрепляется гербовой печатью этого органа (в том числе в случае привлечения к проверке работников других органов ГНС).

Факсимильное воспроизведение подписи

руководителя (заместителя руководителя) на направлении на проведение документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки не допускается.

<…>

1.7. Условия допуска должностных (служебных) лиц к проведению документальных плановых или внеплановых выездных и фактических проверок определены статьей 81 раздела II Кодекса.

1.8. Если при организации документальной плановой и внеплановой или фактической проверки

установлено отсутствие плательщика налогов (должностных лиц плательщика налогов или его законных (уполномоченных) представителей) по месту нахождения (месту проживания), в тот же день составляется акт (произвольной формы) о неустановлении места нахождения плательщика налогов (должностных лиц плательщика налогов или его законных (уполномоченных) представителей).

<…>

Подразделением органа ГНС, установившим отсутствие плательщика налогов (должностных лиц плательщика налогов или его законных (уполномоченных) представителей) по месту нахождения (месту проживания), не позднее следующего рабочего дня после составления этого акта передается подразделению налоговой милиции органа ГНС, на учете в котором находится плательщик налогов, запрос на установление места нахождения плательщика налогов.

<…>

1.9. Если плательщик налогов отказывается при наличии определенных Кодексом оснований от проведения проверки (

не допускает к проверке), должностными (служебными) лицами органа ГНС принимаются меры, предусмотренные пунктом 81.2 статьи 81 и статьей 94 раздела II Кодекса.

1.10. В случае невозможности начать документальную проверку в связи с непредоставлением документов для проверки работником подразделения, который возглавляет или участвует в проверке, составляется акт в произвольной форме.

В акте излагаются причины невозможности начать проверку с даты, указанной в направлении и приказе, и совершается соответствующая запись об осуществлении указанной проверки после устранения причин, которые привели к невозможности проведения. <…>

1.11. При проведении в предусмотренных пунктами 1.8 — 1.10 настоящего раздела случаях документальной плановой выездной проверки после определенных в плане-графике сроков проведения

уведомление и приказ о проведении проверки плательщику налогов повторно не направляются, а выписывается новое направление и издается приказ о проверке с указанием новой даты начала с соблюдением продолжительности проведения, определенной согласно плану-графику в предыдущих документах. При этом в акте проверки обязательно излагаются обстоятельства, которые привели к нарушению сроков проведения такой проверки, определенных в направленных плательщику налогов уведомлении и приказе о проведении проверки.

При проведении в указанных случаях документальной внеплановой выездной и фактической проверки после сроков, определенных в приказе и направлениях на проведение, издается новый приказ и новые направления на проведение проверки с указанием новой даты начала проверки и с соблюдением продолжительности, определенной предыдущими документами. При этом в приказе указываются причины изменения сроков проведения проверки.

1.12. В случае возникновения в ходе проведения документальной выездной или фактической проверки необходимости

внести изменения (замену или дополнительное привлечение) в состав проверяющих выписывается направление на проверку, в котором указываются данные о привлеченном должностном (служебном) лице, которое будет продолжать проверку с соответствующей даты, и аннулируется направление, выписанное на замененного работника.

Такое направление на проверку должностными (служебными) лицами органа ГНС предъявляется плательщику налогов (должностным лицам плательщика налогов или его законным (уполномоченным) представителям), о чем плательщик налогов (приведенные лица) расписывается в направлении (в месте, предусмотренном образцом формы направления) с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

При этом в акте проверки совершается соответствующая запись.

Основанием для замены в составе проверяющих и выписки (аннулирования) соответствующих направлений является докладная записка руководителя структурного подразделения органа ГНС, осуществляющего (возглавляющего) такую проверку, на имя руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа ГНС с изложением объективных причин необходимости замены или дополнительного привлечения в состав проверяющих других работников органа ГНС (значительные объемы операций, проведенных плательщиком налогов в проверяемом периоде; возникновение других вопросов, относящихся к компетенции органов ГНС; продолжительная болезнь или увольнение работника органа ГНС, которые произошли во время проведения проверки, и т. п.).

<…>

1.13.

Продление сроков проведения документальных и фактических проверок осуществляется в соответствии со статьей 82 раздела II Кодекса по решению (приказу) руководителя органа ГНС, которым была назначена такая проверка. Количество решений (приказов) о продлении сроков проверки не ограничивается при условии соблюдения определенной статьей 82 раздела II Кодекса продолжительности проверки и обеспечения предоставления плательщику налогов (должностным лицам плательщика налогов или его законным (уполномоченным) представителям) копии упомянутого приказа и предъявления направления с отметкой о продлении проверки.

Решение (приказ) о продлении сроков проведения проверки принимается на основании докладной записки руководителя подразделения органа ГНС, осуществлявшего (возглавлявшего) такую проверку, с изложением оснований и объективных причин необходимости такого продления.

При принятии решения (приказа) о продлении сроков проведения документальной выездной проверки

новые направления на проверку не выписываются. О продлении сроков проверки указывается в направлениях, выписывавшихся на проведение проверки, с указанием основных реквизитов приказа и количества рабочих дней (суток), на которые продлена проверка.

В случае продления сроков проведения документальной проверки, назначенной в соответствии с постановлениями (определениями) суда или постановлением органа дознания, следователя, прокурора, вынесенных ими согласно закону по уголовным делам, которые находятся в их производстве, о таком продлении орган ГНС, осуществляющий (возглавляющий) проверку, не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения (приказа) уведомляет орган (лицо), назначивший проверку.

1.14. По решению руководителя органа ГНС, которым была назначена проверка, проведение документальной плановой или внеплановой выездной проверки крупного плательщика налогов может быть приостановлено на срок, определенный в п. 82.4 ст. 82 раздела II Кодекса, с дальнейшим возобновлением проведения на неиспользованный срок, о чем издается соответствующий приказ с указанием срока приостановления и обстоятельств, вызвавших такое приостановление.

Решение (приказ) о приостановлении документальной плановой или внеплановой выездной проверки принимается на основании докладной записки руководителя подразделения органа ГНС, организовавшего (возглавлявшего) такую проверку, с изложением объективных причин необходимости такого приостановления.

Копия приказа руководителя органа ГНС о приостановлении проверки не позднее следующего рабочего дня вручается плательщику налогов (должностным лицам плательщика или его законному (уполномоченному) представителю) под роспись.

При необходимости руководитель органа ГНС, принимавший решение о приостановлении проверки, может принять решение о возобновлении документальной плановой или внеплановой выездной проверки до окончания срока, на который она была приостановлена. Такое решение (приказ) принимается по письменному представлению (докладной записке) руководителя подразделения органа ГНС, который организовал (возглавлял) проверку, в случае устранения (окончания действия) обстоятельств, ставших основанием для такого приостановления. В таком случае орган ГНС может возобновить проверку не ранее следующего рабочего дня со дня вручения плательщику налогов копии приказа о возобновлении проверки.

В случае приостановления проведения документальной выездной проверки крупного плательщика, назначенной в соответствии с постановлениями (определениями) суда или постановлением органа дознания, следователя, прокурора, вынесенными ими согласно закону по уголовным делам, находящимся в их производстве, о таком приостановлении орган ГНС, осуществляющий (возглавляющий) проверку, не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения (приказа) уведомляет орган (лицо), назначивший проверку.

1.15. Если в ходе проведения документальной проверки в орган ГНС по месту учета от плательщика налогов поступило сообщение об утрате, повреждении или досрочном уничтожении документов или документы были изъяты правоохранительными и другими органами, в связи с чем дальнейшее проведение проверки является невозможным, лицами, осуществляющими проверку, составляется акт произвольной формы.

<…>

На основании этого акта руководителем органа ГНС, которым была назначена проверка, издается приказ о переносе сроков проведения такой проверки на срок, определенный согласно пункту 44.5 статьи 44 и пункту 85.9 статьи 85 раздела II Кодекса, копия которого вручается плательщику налогов (должностным лицам плательщика налогов или его законным (уполномоченным) представителям). Новый приказ на проведение проверки не издается и новые направления на проведение проверки не выписываются.

В случае изъятия документов правоохранительными или другими органами подразделение, проводящее (возглавляющее) проверку, обеспечивает подготовку и направление в тот же день письменного запроса в соответствующий орган о предоставлении органу ГНС копий указанных документов или обеспечении доступа к проверке таких документов.

В запросе указываются: информация о перечне изъятых документов, данные протокола (другого документа), на основании которого были изъяты документы, ссылка на пункт 85.9 статьи 85 раздела II Кодекса об обязанности соответствующего органа обеспечить в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса предоставление органу ГНС копий документов или доступа его должностным (служебным) лицам к проверке таких документов.

<…>

1.17. По результатам документальной плановой, документальной внеплановой и фактической проверки составляется акт (справка) проверки, который подписывается, регистрируется и вручается (направляется) плательщику налогов (должностным лицам (уполномоченным представителям) плательщика налогов) с соблюдением требований по порядку оформления и реализации материалов проверок, установленных статьей 86 раздела II Кодекса и соответствующими нормативно-правовыми актами ГНС Украины соответственно для плательщиков налогов — юридических и физических лиц.

При этом акт (справка) документальной плановой или внеплановой либо фактической проверки составляется на бланке органа ГНС, принявшего решение (приказ) о проведении проверки и выписавшего направление на такую проверку.

1.18. В случае несогласия плательщика налогов или его законных (уполномоченных) представителей с заключениями акта (справки) документальной проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке), и подачи им возражений к акту (справке) проверки такие

возражения рассматриваются соответствующими подразделениями органа ГНС, осуществлявшего (возглавлявшего) такую проверку.

<…>

В случае подачи плательщиком налогов или его законными (уполномоченными) представителями в орган ГНС, в котором он находится по основному месту учета, возражений к акту (справки) проверки, которую осуществляли (возглавляли) работники другого органа ГНС, такие возражения направляются для рассмотрения в этот орган ГНС. Указанный орган ГНС информирует о поступлении возражений и направляет заключения об их рассмотрении в орган ГНС по основному месту учета такого плательщика налогов.

<…>

1.19. В случае установления по результатам проверки нарушений требований налогового, валютного и другого законодательства, по рассмотрению материалов проверки

руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС, на учете в котором находится плательщик налогов, принимаются и направляются плательщику налогов налоговые уведомления-решения по форме, определенной приказом ГНА Украины от 22.12.2010 № 985 «Об утверждении Порядка направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 30.12.2010 под № 1440/18735.

<…>

1.20. Если по результатам проверки уменьшены к возмещению (доначислены) суммы налога на добавленную стоимость, выявлены нарушения требований налогового, валютного и другого законодательства, по которым сумма нанесенного государству ущерба или покушения на причинение ущерба является достаточной

для привлечения к уголовной ответственности, подразделение, проводившее проверку, обязано в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия налогового уведомления-решения, в письменном виде уведомить об этом подразделение налоговой милиции и передать материалы проверки для принятия решения согласно ст. ст. 97, 112 УПК Украины независимо от обжалования в административном или судебном порядке уменьшенных к возмещению (доначисленных) сумм указанного налога.

При решении вопроса о передаче материалов проверки в подразделения налоговой милиции следует иметь в виду, что для норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений

сумма не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV Кодекса для соответствующего года. Одновременно положения подпункта 169.1.1 следует применять с учетом абзаца 8 пункта 1 Заключительных положений Кодекса, согласно которому до 31 декабря 2014 года для целей применения этого подпункта налоговая социальная льгота предоставляется в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного на 1 января отчетного налогового года, — для любого плательщика налога.

Кроме того, в соответствии с действующим уголовным законодательством Украины незаконное возмещение НДС (заявление к возмещению НДС из бюджета) при наличии предусмотренных законом оснований может квалифицироваться по статье 191 «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением» Уголовного кодекса Украины. Уголовная ответственность по частям 1 — 3 этой статьи УК Украины может наступить при наличии предусмотренных указанными нормами обстоятельств, в случае причинения ущерба, превышающего 0,2 не облагаемого налогом минимума доходов граждан. Это обусловлено тем, что уголовную ответственность за присвоение, растрату имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, предусмотренную ст. 191 УК Украины, следует отделять от административной ответственности за мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, ответственность за которые предусмотрена ст. 51 КУоАП. Хищение чужого имущества считается мелким, если стоимость такого имущества не превышает 0,2 не облагаемого налогом минимума доходов граждан.

<…>

 

2. Особенности организации и проведения документальных плановых и документальных невыездных проверок плательщиков налогов

2.1. Подразделение органа ГНС, возглавляющее документальную плановую проверку согласно плану-графику,

направляет заказным письмом с уведомлением о вручении (или вручает под роспись) плательщику налогов (должностному лицу плательщика налогов или его законному (уполномоченному) представителю) не позднее чем за 10 календарных дней до начала документальной плановой проверки:

копию приказа о проведении документальной плановой проверки;

письменное уведомление о проведении проверки (с оставлением копии в органе ГНС).

В уведомлении о проведении документальной плановой проверки в обязательном порядке указываются: основания для проведения проверки и дата начала.

Уведомление подписывается руководителем (или заместителем руководителя) органа ГНС, заверяется гербовой печатью этого органа и регистрируется в едином Журнале регистрации уведомлений о проведении проверок плательщиков налогов, который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС.

Факсимильное воспроизведение подписи руководителя (заместителя руководителя) на уведомлении о проведении документальной проверки не допускается

.

2.2. Подразделение органа ГНС, возглавляющее документальную плановую проверку, за 10 календарных дней до начала проверки обеспечивает информирование других контролирующих органов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1234 «Об утверждении Порядка координирования проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов», при условии одновременного проведения проверки.

2.3. При организации документальных плановых и внеплановых невыездных проверок необходимо учитывать особенности проведения, определенные статьей 79 раздела II Кодекса.

Так, документальная плановая и внеплановая невыездная проверка осуществляется на основании приказа о проведении, оформленного с соблюдением требований, предусмотренных разделом I настоящих Методических рекомендаций, и при наличии обстоятельств для проведения документальной проверки, определенных статьями 77 и 78 раздела II Кодекса.

2.4. Подразделения органа ГНС, возглавляющие осуществление документальной внеплановой невыездной проверки, обеспечивают направление плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручение (должностному лицу или законному (уполномоченному) представителю) под роспись копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Указанное уведомление подписывается руководителем (или заместителем руководителя) органа ГНС, заверяется гербовой печатью этого органа и регистрируется в едином Журнале регистрации уведомлений о проведении проверок плательщиков налогов <…>.

 

3. Особенности организации и проведения документальных и фактических проверок плательщиков налогов, имеющих филиалы (обособленные подразделения)

3.1. Особенности организации и проведения документальных проверок плательщиков налогов, имеющих филиалы (обособленные подразделения).

3.1.1. При организации документальной проверки плательщика налогов, имеющего филиалы (обособленные подразделения), принимаются меры по

одновременному проведению проверки такого плательщика налогов — юридического лица и его не снятых с учета обособленных подразделений.

Если юридическое лицо и его обособленные подразделения находятся на учете в разных органах ГНС (основное место учета) или это лицо (его подразделения) находится на учете в других органах ГНС по месту расположения (регистрации) его подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность,

организацию взаимодействия соответствующих органов при проведении проверки осуществляет тот орган ГНС, который проводит (возглавляет) проверку юридического лица .

<…>

При этом подразделения органа ГНС, возглавляющие проверку плательщика налогов — юридического лица, обеспечивают его уведомление <…>, а также направление (вручение) копии приказа в установленных Кодексом случаях.

Органы ГНС, в которых по основному и неосновному месту учета находятся филиалы и обособленные подразделения плательщика налогов, обеспечивают их уведомление

(независимо от формы уплаты налога на прибыль и НДС) о начале документальной плановой проверки, а также соблюдение других требований Кодекса по организации документальных проверок, а также информирование органа ГНС, осуществляющего проверку плательщика налогов — юридического лица, о начале проверки филиалов.

3.1.2. При проведении проверки плательщика налогов, который имеет филиалы и обособленные подразделения (независимо от формы уплаты налогов) или находится по основному и неосновному месту учета в разных органах ГНС, орган ГНС, осуществляющий проверку плательщика налогов — юридического лица, обеспечивает координирование других органов ГНС по одновременному проведению проверки юридического лица, его не снятых с учета обособленных подразделений, а также проверки плательщика налогов по вопросам полноты и своевременности уплаты отдельных налогов и сборов, на учете по которым он находится.

<…>

Органы ГНС, на учете в которых находятся филиалы и обособленные подразделения (независимо от формы уплаты налогов) или в которых юридическое лицо находится по неосновному месту учета (по месту расположения движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность), обеспечивают проведение проверок обособленных подразделений такого плательщика налогов или проверки по вопросам соблюдения этим плательщиком налогов требований законодательства по полноте и своевременности уплаты отдельных налогов и сборов, на учете по уплате которых он находится в таком органе ГНС. Эти же органы ГНС обеспечивают своевременное информирование и предоставление материалов такой проверки до окончания проверки плательщика налогов — юридического лица органу ГНС, проводящему его проверку, в определенный этим органом срок, но не позднее чем за 3 дня до завершения проверки.

3.1.3. В случае возникновения необходимости приостановить проверку филиала (обособленного подразделения) или продлить срок проведения такое

приостановление (продление) осуществляется по обязательному письменному согласованию с органом ГНС, проводящим проверку юридического лица.

В случае приостановления проверки плательщика налога — юридического лица или продления срока орган ГНС, осуществляющий такую проверку, в день принятия соответствующих решений обеспечивает уведомление об этом органов ГНС, осуществляющих проверки филиалов (обособленных подразделений) такого плательщика налогов.

3.2.

Особенности организации и проведения фактических проверок плательщиков налогов, имеющих филиалы (обособленные подразделения) или другие объекты, где осуществляют деятельность.

3.2.1. В случае организации фактической проверки плательщика налогов органом ГНС по месту, указанному в свидетельстве о государственной регистрации, и в случае, если такой плательщик налогов имеет филиалы (обособленные подразделения) или другие объекты, где осуществляется деятельность, и которые расположены за пределами его государственной регистрации, указанной в свидетельстве, и основному месту учета, орган ГНС, проводящий (возглавляющий) проверку такого плательщика, может инициировать организацию проведения проверки таких филиалов (обособленных подразделений) или других объектов по их фактическому местонахождению.

<…>

3.2.2. Если плательщик налогов (его обособленные подразделения) осуществляет деятельность не по месту, которое указано в свидетельстве о государственной регистрации такого субъекта, орган ГНС, на территории которого осуществляет деятельность, такой плательщик (его обособленные подразделения), может инициировать проведение проверки такого плательщика налогов (его обособленных подразделений), при этом подает запрос в орган ГНС, на учете в котором находится такой плательщик, по вопросам предоставления наличия обстоятельств для проведения проверки.

<…>

 

Директор Департамента налогового
 контроля юридических лиц В. Андрухив



комментарий редакции

Проведение налоговых проверок: рекомендации или приказ?

Вступление в силу Налогового кодекса Украины стало поводом для издания ГНАУ новых Методических рекомендаций по порядку организации и проведения проверок налогоплательщиков, которые утверждены приказом ГНАУ от 14.04.2011 г. № 213 (далее — Методрекомендации № 213). Сразу оговоримся: несмотря на то что комментируемый документ утвержден приказом, статуса обязательного к исполнению нормативно-правового акта он не имеет и с юридической точки зрения

носит лишь рекомендательный характер. Однако все понимают, что налоговыми органами на местах Методрекомендации № 213 будут восприняты как прямое руководство к действию. Более того, вслед за Методрекомендациями № 213 ГНАУ поспешила направить письмо от 27.04.2011 г. № 11892/7/23-4017/345 и дать в нем пояснения уже к положениям Методрекомендаций.

Для налогоплательщиков названные документы представляют интерес, поскольку в них высказана позиция ГНАУ по тем вопросам организации и проведения проверок, на которые зачастую нет прямых ответов в НКУ. На них мы и предлагаем обратить особое внимание.

1.

Направление на проверку. Направления на проверку — как документальную выездную, так и фактическую — выписываются на каждое должностное лицо отдельно (п. 1.5 Методрекомендаций № 213), в отличие от ранее действовавшего порядка, когда направление выписывалось одно на проверку и в него вписывались одновременно все проверяющие. При этом, хотя НКУ об этом и не упоминает, сама форма направления на проверку предполагает предъявление проверяющими своих служебных удостоверений.

Перед началом проведения проверки направление должно быть

предъявлено должностным лицам налогоплательщика (либо лицам, осуществляющим расчетные операции, если проводится фактическая проверка). Такие лица расписываются в направлении с указанием своих фамилии, имени и отчества, должности, времени и даты ознакомления с направлением на проверку. В письме от 27.04.2011 г. № 11892/7/23-4017/345 ГНАУ акцентирует внимание на том, что НКУ обязывает проверяющих именно предоставить направление на проведение проверки, а не вручить его. Это означает, что само направление остается на руках у проверяющего.

В Методрекомендациях № 213 отдельно подчеркивается недопустимость факсимильного воспроизведения подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на направлении на проверку.

2.

Проверка может проводиться не только налоговым органом, на учете в котором состоит налогоплательщик, но и вышестоящим налоговым органом.

Следует сказать, что возможность проведения проверок вышестоящими налоговыми органами ГНАУ отстаивала и раньше (см., например, недавно отозванное письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354), хотя законодательные основания для подобной позиции выглядели достаточно спорно, в связи с чем налогоплательщикам время от времени даже удавалось обосновать в суде неправомерность проведения проверки не тем налоговым органом, на учете в котором состоит такой налогоплательщик. Однако, дабы не вводить в заблуждение и не давать напрасной надежды, должны признать, что подобные судебные решения были редкостью на фоне большей частью положительной для налоговых органов судебной практики

(см., например, постановление ВАСУ от 12.05.2011 г. по делу № К-15391/08).

Принятие НКУ могло прекратить дискуссии по данному вопросу. Но, к сожалению, законодатель отказался от включения прямой нормы, которая бы предоставляла вышестоящим налоговым органам полномочие по проведению проверок либо, наоборот, лишала бы их таких полномочий.

ГНАУ задачи обосновать с помощью законодательных предписаний правомерность проведения налоговых проверок вышестоящими налоговыми органами перед собой не ставит, ограничиваясь раскрытием организационных вопросов, возникающих при осуществлении подобных проверок. Так, в частности, указывается, что решение о проведении документальной плановой, внеплановой и фактической проверки может быть принято (п. 1.1 Методрекомендаций):

1)

председателем ГНАУ — для проведения документальных плановых и внеплановых проверок налогоплательщиков с привлечением работников органов ГНС любого уровня;

2)

председателем ГНА в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — для проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок налогоплательщиков с привлечением работников органов ГНС этого региона;

3)

руководителем органа ГНС, на учете в котором состоят налогоплательщики, для проведения документальных плановых и внеплановых или фактических проверок налогоплательщиков с привлечением работников этого органа ГНС (при условии отсутствия решений руководителей органов ГНС высшего уровня о проведении проверки такого налогоплательщика по данным вопросам).

Если документальную плановую или внеплановую проверку налогоплательщика возглавляет (проводит) вышестоящий орган ГНС, а не орган ГНС, по основному месту на учете в котором состоит налогоплательщик, то оформление результатов проверки будет иметь некоторые особенности:

— уведомление о проведении проверки направляет такой вышестоящий налоговый орган;

— приказ и направления на проведение проверки

выписываются также вышестоящим налоговым органом;

— акт проверки составляется тем налоговым органом, который проводил проверку; соответственно, если проверка проводилась вышестоящим налоговым органом, то и акт проверки составляется на бланке такого органа;

— несмотря на все перечисленные выше нюансы, налоговые уведомления-решения составляются тем налоговым органом, на учете в котором состоит налогоплательщик, даже если проверка проводилась вышестоящим налоговым органом. Так что, если налогоплательщик решит прибегнуть к процедуре административного обжалования результатов проверки, то ему придется обращаться в вышестоящий налоговый орган, которым проверка и была проведена.

3.

К проведению проверки, которую осуществляет налоговый орган по местонахождению налогоплательщика, могут привлекаться сотрудники налоговых органов других административно-территориальных единиц. Для этого необходимо письменное разрешение (согласование) председателя ГНА в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, вместо приказа, как это было раньше.

4. В случае возникновения обстоятельств, в связи с которыми проведение проверки становится невозможным (отсутствие должностных лиц налогоплательщика, отсутствие документов, необходимых для проведения проверки, отказ налогоплательщика от проведения проверки и др.),

проверка переносится. При этом имеет место такой организационный нюанс: если проводится плановая проверка, новые уведомление и приказ о проведении проверки налогоплательщику не направляются. Однако издается заново приказ о проверке и выписываются новые направления на ее проведение с указанием новой даты начала проверки и ее длительности.

5.

Изменение состава проверяющих в ходе проверки допускается. Для этого выписывается направление на проверку на то должностное лицо, которое вводится в число лиц, осуществляющих проверку.

6.

Продление проверки. В комментируемых Методрекомендациях ГНАУ обращает внимание на то, что налоговый орган в вопросе продления проверки ограничен только общей продолжительностью срока, на который может осуществляться такое продление. Поэтому руководитель налогового органа может несколько раз продлевать одну и ту же проверку, при условии, что будет соблюдено общее количество дней, на которое НКУ допускает продление проверки: при плановых проверках для крупных налогоплательщиков — не более чем на 15 раб. дней; для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 5 раб. дней; для остальных субъектов — не более чем на 10 раб. дней; при внеплановых проверках для крупных налогоплательщиков — не более чем на 10 раб. дней, для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 раб. дня, для остальных — не более чем на 5 раб. дней; для фактической проверки — не более чем на 5 суток.

7.

Приостановление проверки. Как известно, НКУ предусматривает возможность приостановления только документальных проверок (фактические проверки приостанавливаться не могут) и только в отношении крупных налогоплательщиков. Тем не менее, в п. 1.15 Методрекомендаций предусмотрена следующая ситуация: если в ходе проверки налоговый орган выявляет отсутствие необходимых документов, он составляет об этом акт в произвольной форме, в котором излагает причины, по которым дальнейшее проведение проверки является невозможным. На основании этого акта руководителем налогового органа издается приказ о переносе сроков проверки. Как видим, несмотря на то, что ГНАУ прямо об этом не говорит, но фактически имеет место именно приостановление проверки в ситуации, которая НКУ не предусмотрена.

8.

Осуществление проверок юрлиц, имеющих обособленные подразделения. Нюансы проведения таких проверок НКУ не оговорены, хотя вопросы, в частности, о том, должны ли обособленные подразделения проверяться одновременно с головным предприятием и в каком порядке осуществляется уведомление о проведении плановой проверки обособленного подразделения, возникают.

В комментируемых Методрекомендациях подчеркивается необходимость одновременного проведения проверок головного предприятия и его обособленных подразделений, для чего налоговые органы по местонахождению указанных субъектов согласовывают свои действия. Уведомление о проверке головному предприятию и его филиалам направляют те налоговые органы, на учете в которых каждый из них состоит.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше