Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Обязательные терминалы с 1 июля 2011 года: есть ли ответственность за их отсутствие?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Обязательные терминалы с 1 июля 2011 года: есть ли ответственность за их отсутствие?

 

Правда ли, что все субъекты хозяйствования, занимающиеся торговлей, обязаны с 1 июля 2011 года работать с платежными терминалами? Какой может быть ответственность за их отсутствие?

(г. Харьков)

 

История обязательного внедрения специальных платежных средств началась еще в конце 2004 года: именно тогда вступили в силу изменения, внесенные в

Закон Украины «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III и обязывающие «торговцев, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом должны использовать регистраторы расчетных операций, обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием таких специальных платежных средств (как минимум трех международных и/или внутригосударственных платежных систем)» (п. 14.7 Закона).

Одновременно с этим

абзац второй п. 14.7 Закона оговаривал, что условия перевода торговцев на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги), а также исключения по выполнению таких расчетов отдельными категориями торговцев должны быть определены Кабмином.

Соответствующий документ —

постановление правительства «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» — был принят 29.03.2006 г. В соответствии с ним в областных центрах, городах Киеве, Симферополе и Севастополе переход торговцев на прием платежных карточек должен был завершиться до 01.07.2007 г., в районных центрах с численностью населения свыше 25 тыс. человек — до 01.01.2008 г., в других населенных пунктах — до 01.01.2009 г. Кроме того, постановлением был предусмотрен ряд исключений, очерчивающих круг субъектов хозяйствования, на которых указанные требования не распространялись (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 45, с. 24).

Впрочем, данный документ так реально действующим и не стал.

Ему на смену пришло

постановление Кабмина «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 80, с. 3). Им предусмотрены следующие условия перехода на обязательное использование платежных терминалов:

до 1 июля 2011 года

обязаны обеспечить возможность использования специальных платежных средств субъекты хозяйствования (кроме субъектов малого предпринимательства*), осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

до 31 декабря 2011 года:

— субъекты

малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

— субъекты хозяйствования,

включая субъектов малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения от 25 до 100 тыс. человек.

* Напомним, согласно ст. 1 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III

к субъектам малого предпринимательства относятся:

— физические лица — предприниматели;

— юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн грн.

Предприятия торговли с торговой площадью

до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций), а также субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек, освобождены от обязательного приема специальных платежных средств.

Кроме того, если раньше условий в части количества платежных терминалов не было и субъект хозяйствования мог решать этот вопрос на свое усмотрение (см., например,

письмо Минэкономики от 01.08.2007 г. № 91-28/234), то постановление № 878 требует, чтобы количество платежных терминалов составляло не менее 50 % количества регистраторов расчетных операций, а при наличии одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств.

Меры ответственности за необеспечение возможности использования специальных платежных средств законодателем отдельно не предусмотрены (на сегодня существует лишь проект соответствующих изменений в

Правила торговли). Но не исключено, что на практике контролирующие органы уже сейчас будут квалифицировать такие факты как нарушение правил осуществления торговой деятельности. Основания для этого есть: согласно п. 22 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением Кабмина от 15.06.2006 г. № 833, расчеты за проданные товары и предоставленные услуги могут осуществляться наличными средствами и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в соответствии с законодательством. К такому законодательству вполне может быть отнесено постановление № 878, требующее обязательного обеспечения возможности использования платежных карточек.

Нарушение правил торговли влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя в размере от 1 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (

от 17 до 170 грн.) по ст. 155 Кодекса об административных правонарушениях. Наложить такой штраф могут управления по защите прав потребителей. Сообщить о нарушении им может как сам потребитель, так и любой другой контролирующий орган, выявивший такой факт в ходе своей проверки, в частности налоговая инспекция.

Одновременно с наложением указанного штрафа проверяющими может быть вынесено

предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его невыполнения в установленный в предписании срок на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн.).

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше