Темы статей
Выбрать темы

Бюджетное возмещение НДС по Налоговому кодексу

Редакция НиБУ
Статья

Бюджетное возмещение НДС по Налоговому кодексу

 

Как известно, по существующим правилам тем налогоплательщикам, у которых второй период подряд в декларации выходит «минус», сумма НДС (при соблюдении определенных условий) может возмещаться из бюджета. О том, каким образом должно проходить возмещение НДС по правилам Налогового кодекса, сейчас и поговорим.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2756

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Перечень № 1238

— Перечень достаточных оснований, предоставляющих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1238.

Порядок № 39

— Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы и органов государственной казначейской службы в процессе возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 17.01.2011 г. № 39.

Порядок № 42

— Порядок определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 42.

 

Для начала выясним, кто из налогоплательщиков не имеет права на получение бюджетного возмещения.

 

Кто не имеет права на бюджетное возмещение

Нужно заметить, что в данном случае

НКУ (по сравнению с его предшественником — Законом об НДС) оказался более доброжелательным к налогоплательщикам, выделив из них лишь только 2 категории лиц, не имеющих права на получение бюджетного возмещения. Так, согласно п. 200.5 разд. V НКУ не имеют права на бюджетное возмещение:

— «

НДС-новички», т. е. лица, зарегистрированные плательщиками НДС менее 12 календарных месяцев до месяца, по итогам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме случаев начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения/строительства основных фондов). Здесь попутно отметим два момента. Во-первых, несмотря на ограничение начального этапа пребывания в рядах плательщиков НДС 12-месячным периодом «без возмещения», сумма накопленного за этот период отрицательного значения (если, конечно, она за это время не успеет перекрыться положительными налоговыми обязательствами) для налогоплательщика никоим образом не пропадает. Просто впервые включить ее в расчет бюджетного возмещения начинающий налогоплательщик сможет по результатам отчетного периода, который наступит после окончания 12 полных календарных месяцев с момента его НДС-регистрации (фактически — по итогам 13-го отчетного периода, см., например, об этом п. 18 письма ГНАУ от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47, с. 35; письмо ГНАУ от 19.07.2006 г. № 13706/7/16-1517-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 71). Во-вторых, приятным исключением из правил в данном случае, как видим, стала возможность «досрочного» получения бюджетного возмещения начинающими плательщиками НДС в случае приобретения основных фондов — его «молодые» налогоплательщики могут заявлять сразу же в установленном порядке, не дожидаясь истечения 12 месяцев пребывания в рядах плательщиков НДС (причем радует, что в отличие от Закона об НДС, который требовал для этого, напомним, также соответствующего решения КМУ, НКУ уже никакого подобного условия к получению возмещения в случае приобретения основных фондов не выдвигает);

— лица «с поставками меньшими, чем сумма возмещения», т. е.

налогоплательщики, имеющие за последние 12 календарных месяцев объемы налогооблагаемых операций меньшие, чем заявленная сумма бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения/строительства основных фондов). Как видим, для этой категории налогоплательщиков (с небольшими объемами) особым опять же окажется случай с приобретением основных фондов — НДС, уплаченный поставщикам при их приобретении/сооружении может заявляться такими лицами к возмещению в обычном порядке согласно общеустановленным правилам, даже если объемы поставок при этом будут невелики (окажутся меньше заявляемой к возмещению суммы). При этом, напомним, с «последними» разъяснениями контролирующих органов на этот счет можно ознакомиться в письме ГНАУ от 27.01.2010 г. № 1366/7/07-1417 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 19, с. 24.

Итак, перечисленные лица не могут заявлять бюджетное возмещение (отрицательное значение НДС у них переходит на следующий период и учитывается в счет уменьшения возникающего налога к уплате). Если же налогоплательщик к «невозмещенцам» не относится (ни в одну из приведенных категорий не попадает), то он имеет право на получение бюджетного возмещения в обычном порядке, о котором далее и поговорим.

 

Определяем сумму бюджетного возмещения

В целом нужно заметить:

НКУ сохранил привычный порядок расчета и декларирования бюджетного возмещения, заложенный п. 7.7 Закона об НДС.

Так, если по итогам отчетного периода

разница между суммой налоговых обязательств и суммойналогового кредита оказывается отрицательной, то она:

— в первую очередь — учитывается в уменьшение имеющегося у налогоплательщика налогового долга, возникшего за предыдущие периоды;

— а при отсутствии у налогоплательщика налогового долга — включается в состав налогового кредита

следующего отчетного (налогового) периода.

Если же отрицательное значение сохраняется и в следующем отчетном периоде, то

по итогам такого следующего (второго) периода налогоплательщик имеет право на его бюджетное возмещение. При этом бюджетному возмещению, как и прежде, подлежит «оплаченная» часть возникшего «минуса» (п. 200.4), т. е. часть такого отрицательного значения, равная сумме налога, фактически уплаченной налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (1) поставщикам товаров, услуг или (2) в государственный бюджет, а (3) в случае получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины — сумме налоговых обязательств с полученных от нерезидента услуг, включенных в декларацию по НДС за предыдущий период (п.п. «а» п. 200.4). Таким образом, попасть под возмещение, как видим, по-прежнему сможет лишь только «оплаченный» НДС (попутно напомним, что под «оплаченным» налоговики всегда традиционно понимали НДС, уплаченный поставщикам или в бюджет исключительно денежными средствами, не признавая при этом под «оплатой» бартерные расчеты (письмо ГНАУ от 12.09.2008 г. № 18527/7/16-1517-27 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 84) или, к примеру, расчеты векселем (п. 5 разд. II письма ГНАУ от 13.09.2006 г. № 10-3018/4049 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 88); хотя подчас, нужно заметить, отстоять неденежную форму оплаты налогоплательщикам помогали судебные органы, см., к примеру, определение ВАСУ от 17.01.2008 г. № К-24630/06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 4, с. 6). На сегодняшний день неизменность позиции контролирующих органов в этом вопросе подтверждают разъяснения, размещенные в разделе «Єдина база податкових знань» на сайте ГНАУ, запрещающие, к примеру, заявлять к бюджетному возмещению «входной» НДС по имуществу, полученному в виде взноса в уставный фонд. Обоснование в данном случае приводится то же: поскольку имущество поступает в обмен на корпоративные права и эмитент с участником денежными средствами за него не рассчитывается («входной» НДС деньгами не оплачивает), то и основания для декларирования по такой сумме бюджетного возмещения отсутствуют. При этом также хотим отметить два следующих новшества.

Возможность возмещения НДС с услуг нерезидента.

Во-первых, несомненно приятно, что НКУ, как видим, уже прямо предусматривает возможность возмещения НДС с услуг нерезидента (с чем ранее, пользуясь недосказанностью Закона об НДС, не соглашались налоговики, не признавая за налогоплательщиками право на его возмещение, см., например, письмо ГНАУ от 15.04.2010 г. № 7466/7/16-1517-04 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 39 и допуская, напомним, только лишь возмещение ввозного импортного НДС, уплаченного с товаров при ввозе, см. письмо ГНАУ от 06.08.2008 г. № 15844/7/16-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 77). Так что теперь НДС с нерезидентских услуг можно будет включать в расчет бюджетного возмещения в обычном порядке и, стало быть, заявлять к возмещению по всем правилам.

Возможность выбора способа получения суммы возмещения (ее части).

Во-вторых (при сохранении по-прежнему двух способов получения суммы бюджетного возмещения — на счет в банке или в счет будущих платежей), налогоплательщик теперь сможет самостоятельно решить, каким образом ему получать возмещаемую сумму: то ли целиком каким-то одним способом (например, направляя всю сумму в счет уменьшения НДС-обязательств будущих отчетных периодов, или же, наоборот, желая получить всю сумму живыми деньгами на банковский счет), то ли уже дробя заявляемую к возмещению сумму между двумя этими способами (соответственно засчитывая только часть суммы в счет будущих налоговых обязательств, а оставшуюся часть — получая на счет в банке). Такую возможность отныне прямо предусматривает п. 200.6 разд. V НКУ. Кстати, подтверждение тому находим и в новой форме декларации по НДС (утвержденной приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 41, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 19, впервые которую по новой форме предстоит подать за март/1 квартал 2011 года, письмо ГНАУ от 01.03.2011 г. № 5799/7/16-1117), в которой сумма бюджетного возмещения (декларируемая уже по строке 23) определяется как сумма двух строк: строки 23.1 «на рахунок платника у банку» и строки 23.2 «у зменшення податкових зобов’язань з податку на додану вартість наступних звітних (податкових) періодів».

Заметим, что прежде (до 01.01.2011 г.) подобного «частичного разделения» возмещаемой суммы между способами ее получения не допускалось и налогоплательщик мог выбрать только один из способов ее получения (

п. 17 письма ГНАУ от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47; п. 7 письма ГНАУ от 14.06.2008 г. № 6912/5/16-1516 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58; письмо ГНАУ от 19.09.2007 г. № 18727/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 83). При этом, как и прежде, для получения возмещения денежными средствами на счет в банке налогоплательщик должен приложить к декларации заявление на возврат суммы бюджетного возмещения (согласно новой форме декларации — додаток 4 «Заява про повернення суми бюджетного відшкодування (Д4)» ), а при наличии экспортных операций — оригиналы ГТД (экземпляры декларанта), подтверждающие вывоз товаров (сопутствующих услуг) за пределы Украины (п. 200.8). А вот подавать в таком случае экземпляр декларации с отметкой налогового органа о ее принятии Госказначейству (как того прежде требовал п.п. 7.7.4 Закона об НДС) теперь не нужно (НКУ подобного требования не содержит).

Заметим, что также согласно новой форме декларации, утвержденной

приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 41, начиная с НДС-отчетности за март/І квартал 2011 года, подтверждать расчет суммы бюджетного возмещения будут, как и сейчас, два приложения с той же нумерацией и идентичным порядком заполнения, это:

додаток 2 «Довідка про залишок суми від’ємного значення попередніх податкових періодів, що залишається непогашеним після бюджетного відшкодування, отриманого у звітному податковому періоді, та підлягає включенню до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (Д2)», в котором расшифровывается возникшее отрицательное значение в разрезе периодов его возникновения, отслеживается его фактически оплаченная в предыдущем периоде часть и выводится показатель строки 24 «новой» декларации (переходящий на следующий период «минус»);

додаток 3 «Розрахунок суми бюджетного відшкодування (Д3)», где формируется сумма, подлежащая бюджетному возмещению, значение которой переходит в строку 23 «новой» декларации.

 

Проверка заявленной суммы бюджетного возмещения (общий случай)

Итак, рассчитав сумму к возмещению и отразив ее в декларации, налогоплательщику придется еще некоторое время подождать ее получения. Ведь заявленная к возмещению сумма подлежит

проверке. Причем (если налогоплательщик, конечно, не отвечает определенным «хорошим» критериям и не имеет права на получение автоматического бюджетного возмещения, о котором будет сказано чуть позже), то в общем случае, декларируя бюджетное возмещение, нужно учитывать, что:

в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации, налоговый орган проведет камеральную проверку заявленных в ней данных (п. 200.10). Попутно, пожалуй, заметим, что прежде по правилам «старого» п.п. 7.7.5 Закона об НДС отведенный на камеральную проверку 30-дневный срок начинался со дня, следующего за днем подачи налогоплательщиком декларации (теперь же 30 дней начинают отсчитываться аж после предельного срока подачи декларации),

— а при обнаружении

достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства, в течение следующих 30 календарных дней (следующих за окончанием камеральной проверки), налоговый орган вправе провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления суммы бюджетного возмещения. Причем, как предусматривает п. 200.11 разд. V НКУ, перечень таких «достаточных оснований» устанавливает КМУ, в связи с чем КМУ постановлением от 27.12.2010 г. № 1238 утвердил Перечень достаточных оснований, предоставляющих налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога (далее — Перечень № 1238, см. с. 7), в котором привел 7 возможных оснований для внеплановой проверки. Заметим, что в основном они перекликаются с критериями «добросовестных» налогоплательщиков из п. 200.19, имеющих право на получение автоматического бюджетного возмещения, и соответственно предполагают, что налогоплательщик, заявляющий бюджетное возмещение и не подпадающий под такие условия «добросовестности» после камеральной проверки, может быть проверен внепланово*.

*Попутно заметим, что непосредственно в «проверочном» п.п. 78.1.8 разд. II НКУ среди оснований выездной внеплановой проверки (кроме подачи декларации с бюджетным возмещением при наличии оговоренных выше«достаточных оснований») также указан и случай подачи декларации по НДС с отрицательным значением свыше 100 тыс. грн. (до 01.01.2011 г., напомним, присутствовавший также и в ныне исключенной (после Закона № 2756, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 101) ст. 111 Закона № 509). При этом в нем уточняется, что документальная внеплановая проверка в данном случае может проводиться только исключительно

относительно законности декларирования заявленного к возмещению НДС и/или отрицательного значения НДС в сумме свыше 100 тыс. грн.

Возможные случаи расхождений, выявляемые при проверках (занижение, завышение налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения либо вообще отказ в его предоставлении), оговаривает

п. 200.14, нормы которого по сути полностью повторяют положения прежнего п.п. 7.7.7 Закона об НДС.

При благоприятном развитии событий (подкреплении заявленной суммы возмещения проверкой)

в 5-дневный срок (5 рабочих дней, как уточняет п. 7 Порядка № 39) по окончании проверки налоговый орган направляет Госказначейству заключение (Заключение о суммах возмещения налога на добавленную стоимость по форме, утвержденной совместным приказом ГНАУ и Госказначейства Украины от 20.12.2010 г. № 960/495 ) с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета. В свою очередь в течение следующих 5 операционных дней с момента получения такого заключения Госказначейство должно возместить налогоплательщику сумму НДС, перечислив ее на текущий банковский счет налогоплательщика в обслуживающем банке (пп. 200.12 — 200.13, п. 9 Порядка № 39). Таким образом, максимально возможный срок получения бюджетного возмещения НДС (в общем случае) составляет: 30 дней (камеральная проверка) + 30 дней (выездная внеплановая проверка, при наличии достаточных оснований) + 5 дней (для направления заключения Госказначейству) + 5 дней (для зачисления денег на счет) = 70 дней (с предельного срока подачи декларации с задекларированной суммой возмещения).

В данном случае не можем не обратить внимания еще на один документ —

Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы и органов государственной казначейской службы в процессе возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 17.01.2011 г. № 39. Так, в его п. 5, по сути, можно встретить еще одно дополнительное «проверочное» основание следующего содержания: «Если заявленная сумма бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость превышает среднемесячный показатель возмещенной суммы за предыдущий год с учетом показателей экономического роста, орган государственной налоговой службы осуществляет в соответствии с законом мероприятия по правомерности заявленной суммы». Примечательно, что ни НКУ, ни Перечень № 1238 ничего подобного не предусматривают и никакого аналогичного условия не выдвигают.

Заметим также, что до недавнего времени особенности проведения проверок сумм бюджетного возмещения оговаривали разработанные под

п. 7.7 Закона об НДС Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденные приказом ГНАУ от 18.08.2005 г. № 350 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 93), на смену которым, возможно, в связи со вступлением в силу НКУ вскоре придет новый похожий документ или будут внесены соответствующие изменения и уточнения.

 

Автоматическое бюджетное возмещение НДС (кто может на него рассчитывать)

Нужно заметить, что наряду с таким общим порядком получения бюджетного возмещения (рассмотренным выше и существовавшим и прежде) стратегия

НКУ предусматривает, что прежде всего изначально каждый налогоплательщик будет проверяться на возможность получения автоматического бюджетного возмещения НДС, т. е. получения возмещаемой суммы в автоматическом (ускоренном) режиме (пп. 200.18 — 200.22).

Возмещать НДС в этом случае планируется гораздо быстрее — исключительно

по итогам камеральной проверки, проводимой в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации (а с 1 января 2014 года — проводимой в течение 5 календарных дней со дня подачи отчетности, при условии соответствия критериям плательщика с положительной историей, определенным КМУ, см. п. 200.22). проведения дополнительной выездной внеплановой проверки в данном случае не предусматривается.

При этом также быстрее будут осуществляться и

расчеты с налогоплательщиком по возмещаемой сумме (сроки сокращаются с 5 до 3 дней): соответственно в 3-дневный срок (в течение 3 рабочих дней, п.п. 200.18.1 НКУ, п. 7 Порядка № 39) по окончании проведенной камеральной проверки налоговый орган сообщает Госказначейству о сумме, подлежащей автоматическому возмещению, а Госказначейство соответственно в течение следующих 3 операционных дней перечисляет деньги налогоплательщику на банковский счет (п. 200.18 НКУ, п. 9 Порядка № 39). Таким образом, максимально возможный срок получения автоматического бюджетного возмещения составляет: 20 дней (камеральная проверка) + 3 дня (для направления заключения Госказначейству) + 3 дня (для зачисление денег на счет) = 26 дней (с предельного срока подачи декларации с задекларированной суммой возмещения).

Правда,

претендовать на такое «экспресс»-возмещение смогут лишь некоторые, «добросовестные», имеющие, так сказать положительную налоговую историю и «надлежащий уровень налоговой культуры», налогоплательщики, одновременно соответствующие при этом определенным критериям, достаточно обширный и внушительный перечень которых приведен в п. 200.19. Так, для получения автоматического бюджетного возмещения необходимо, чтобы налогоплательщик одновременно:

не пребывал в судебных процедурах банкротства (п.п. 200.19.1);

не имел следующих «плохих» записей в Едином государственном реестре юридических и физических лиц об (п.п. 200.19.2):

а) отсутствии подтверждения сведений;

б) отсутствии по местонахождению (месту проживания);

в) принятии решения о выделении, прекращении юрлица либо предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;

г) полном или частичном признании недействительными учредительных документов юрлица или изменений к ним;

ґ) прекращении госрегистрации юр- или физлица и при условии, что относительно лица отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится госрегистрация прекращения юр- или физлица-предпринимателя;

— осуществлял

операции, облагаемые по нулевой ставке (ставка НДС 0 %) (в размере не меньшем 50 % от общего объема поставок за последние 12 месяцев или за последние 4 квартала — для квартальных плательщиков НДС) (п.п. 200.19.3);

— имел

расхождение налогового кредита с налоговыми обязательствами своих поставщиков по поставляемым товарам (услугам) по данным налоговых накладных в размере не более чем 10 % от заявленной суммы бюджетного возмещения (п.п. 200.19.4);

— в каждом из последних 4 кварталов средний

заработок наемных работников налогоплательщика в 2,5 раза и более превышал установленный размер минимальной заработной платы (п.п. 200.19.5);

соответствовал одному из следующих условий (п.п. 200.19.6):

а) либо

численность наемных работников налогоплательщика в каждом из последних 4 кварталов превышала 20 человек,

б) либо налогоплательщик имел

основные фонды (необходимые для ведения деятельности), остаточная стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышала бы сумму НДС, заявленную к возмещению за предыдущие 12 месяцев,

в) либо в каждом из последних 4 кварталов плательщик НДС, будучи при этом одновременно плательщиком налога на прибыль, также при этом «образцово» («с запасом»)

выполнял уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль, отдавая в бюджет налог на прибыль в размере выше среднеотраслевого. Напомним: средние по отраслям показатели налоговой нагрузки (отдачи) по налогу на прибыль и НДС, рассчитанные, в свою очередь, на основании поступлений по налогу на прибыль за 2009 год, а по НДС за январь — март 2010 года, были, в частности, доведены письмом ГНАУ от 15.04.2010 г. № 7528/7/20-8017;

не имел налогового долга (п.п. 200.19.7).

Итак, только соблюдая

одновременно все эти условия, налогоплательщику удастся заслужить автоматическое бюджетное возмещение по НДС. Заметим, что в связи с этим ГНАУ приказом от 25.01.2011 г. № 42 также утвердила Порядок определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (далее — Порядок № 42, см. с. 8), согласно которому проверка налогоплательщика на соответствие оговоренным выше критериям осуществляется на основании анализа данных его налоговой отчетности (НДС-отчетности, форм № 1ДФ, деклараций по налогу на прибыль), а также путем получения налоговым органом необходимой информации (в частности, из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей). Причем примечательно, что проверять налогоплательщика подобным образом на предмет соответствия всем вышеперечисленным условиям (как это предусмотрено пп. 200.20 — 200.21) в 15-дневный срок с момента предельного срока подачи отчетности должен в автоматическом режиме непосредственно сам налоговый орган. При этом ежемесячно по результатам такой автоматической проверки налоговики в 15-дневный срок формируют 2 перечня налогоплательщиков: соответственно «имеющих» и «не имеющих» права на автоматическое бюджетное возмещение (п. 5 Порядка № 42). В случае попадания во второй перечень (когда налогоплательщик права на автоматическое возмещение не имеет) в течение 17 календарных дней с момента предельного срока подачи НДС-отчетности о невозможности получения автоматического бюджетного возмещения его уведомит налоговый орган (выслав ему уведомление по форме, приведенной в приложении к Порядку № 42, с предоставлением детальных пояснений и расчетом соответствующих показателей, которые не соблюдаются). Тогда налогоплательщику придется рассчитывать на возмещение в общем порядке. При этом такое решение-отказ налоговиков может быть обжаловано налогоплательщиком в установленном порядке (п. 200.21).

В противном случае, если налоговый орган в отведенный 17-дневный срок не присылает налогоплательщику подобного уведомления, считается, что налогоплательщик

отвечает оговоренным критериям и имеет право на автоматическое бюджетное возмещение НДС, получить которое вправе описанным выше образом.

Таким образом, к получению автоматического бюджетного возмещения (в ускоренном режиме), как видим, выдвигаются свои достаточно серьезные

условия. Причем вначале, как отмечалось, налогоплательщика в налоговом органе проверят на соответствие этим «строгим» условиям и возможность получения автоматического бюджетного возмещения, после чего, если выяснится, что таким условиям налогоплательщик не соответствует, он может рассчитывать на получение бюджетного возмещения в обычном порядке по общим правилам. И конечно, не секрет, что, разработав такую стратегию автоматического бюджетного возмещения, контролирующие органы в конечном итоге хотят видеть все большее и большее количество «добросовестных», декларирующих возмещение НДС, плательщиков именно в числе «автоматических» возмещенцев.

 

Пеня за несвоевременное возмещение сумм из бюджета

Кроме того, за несвоевременность проведения расчетов с налогоплательщиком по возмещаемым суммам

НКУ предусматривает возможность начисления пени. Порядок ее начисления оговаривает п. 200.23. Так, суммы НДС, не возмещенные налогоплательщику (в обычном или автоматическом порядке) в течение установленных ст. 200 разд. V НКУ сроков, будут считаться задолженностью бюджета по возмещению НДС, на сумму которой будет начисляться пеня из расчета 120 процентов учетной ставки НБУ, установленной на момент возникновения пени, в течение всего срока существования такой задолженности, включая день ее погашения.

При этом, как разъясняют контролирующие органы, пеня начисляется на сумму бюджетной задолженности по возмещению НДС, которая

возникла по суммам возмещения, задекларированным, начиная с декларации по НДС за первый налоговый период 2011 года (начиная с возмещения, заявленного в НДС-декларации за январь/І квартал 2011 года). А вот на «раннюю» бюджетную задолженность по возмещаемым «с запозданием» суммам пеня не начисляется.

И еще один интересный момент, касающийся возмещения. На вопрос о том, можно ли, к примеру, засчитать подтвержденную проверками сумму бюджетного возмещения в счет уплаты «ввозного» импортного НДС при импорте товаров на таможне, налоговики дали отрицательный ответ — нет, нельзя. Как разъяснялось в консультации контролирующих органов (см. раздел «Єдина база податкових знань» на сайте ГНАУ), согласно установленным правилам налогоплательщик может использовать сумму возмещения: либо направив ее (ее часть) в счет уменьшения налоговых обязательств будущих периодов, либо получив возмещаемую сумму (ее часть) на счет в банке (и отразив при этом такое свое решение о порядке ее использования в декларации). Поэтому сумма «ввозного» НДС, начисленная таможенным органом при импорте товаров, подлежит уплате в бюджет денежными средствами и не может погашаться суммой НДС, подлежащей бюджетному возмещению.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше