О сроках проведения документальных проверок

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2011/№ 22
Письмо от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89

О сроках проведения документальных проверок

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89

(извлечение)

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с введением в действие принятого 2 декабря 2010 года Верховной Радой Украины Налогового кодекса Украины под № 2755-VI (далее — Кодекс) и с целью урегулирования отдельных вопросов, возникающих при проведении подразделениями налогового контроля юридических лиц документальных проверок плательщиков налогов — юридических лиц, оформлении их результатов и направлении налоговых уведомлений-решений, сообщает следующее.

 

О сроках проведения документальных проверок

Продолжительность проведения документальных проверок плательщиков налогов (за исключением крупных плательщиков налогов) и их продления определена статьей 82 Кодекса.

Так, продолжительность

документальных плановых проверок не должна превышать: для крупных плательщиков налогов — 30 рабочих дней; для субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней; других плательщиков налогов — 20 рабочих дней. Продление сроков проведения таких проверок возможно по решению руководителя органа ГНС не более чем: на 15 рабочих дней — для крупных плательщиков налогов; на 5 рабочих дней — для субъектов малого предпринимательства; на 10 рабочих дней — для других плательщиков налогов (статья 82 Кодекса).

Продолжительность

документальных внеплановых проверок (кроме проверок по поводу возмещения НДС) не должна превышать: 15 рабочих дней — для крупных плательщиков налогов, 5 рабочих дней — для субъектов малого предпринимательства, 10 рабочих дней — для других плательщиков налогов. Продление сроков таких проверок возможно по решению руководителя налогового органа не более чем: на 10 рабочих дней — для крупных плательщиков налогов; на 2 рабочих дня — для субъектов малого предпринимательства; на 5 рабочих дней — для других плательщиков налогов.

При этом

при определении предельной продолжительности документальных проверок следует учитывать следующее.

Крупный плательщик налогов

— это юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает пятьсот миллионов гривень или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, за такой же период превышает двенадцать миллионов гривень (подпункт 14.1.24 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Кодекса). На сегодняшний день Реестр крупных плательщиков налогов на 2011 год утвержден приказом ГНА Украины от 24.12.2010 № 1005.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины от 19 октября 2000 года № 2063-III «О государственной поддержке малого предпринимательства»

субъектами малого предпринимательства являются:

физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности;

юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн гривень.

Что касается

других плательщиков налогов, то к этой категории относятся плательщики, не подпадающие под определение крупного плательщика или субъекта малого предпринимательства.

Что касается

начатых до вступления в силу Кодекса и не законченных проверок плательщиков налогов, не относящихся к категории крупных, то продолжительность таких проверок определяется в соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (далее — Закон № 509). Что касается продления проведения проверок, то определение сроков продления осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим (действующим) на момент принятия решения о продлении.

Что касается

продолжительности проведения невыездных документальных проверок, то она согласно пункту 77.7 статьи 77 и пункту 78.6 статьи 78 Кодекса установлена статьей 82. Следовательно, при определении сроков проведения невыездных проверок необходимо руководствоваться указанной выше статьей.

Кроме того, следует обратить внимание, что Кодексом

не предусмотрена возможность приостановления проведения проверок плательщиков налогов, не подпадающих под определение крупного плательщика.

Что касается приостановления документальных плановых и внеплановых выездных проверок крупных плательщиков

, то в соответствии с пунктом 82.4 статьи 82 Кодекса оно возможно по приказу руководителя налогового органа, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается плательщику налогов или его уполномоченному представителю под роспись.

При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий

30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур (т. е. более чем на 30 дней).

Вместе с тем при определении возможного срока приостановления документальной внеплановой выездной проверки по вопросу достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, которая проводится согласно пункту 200.11 статьи 200 Кодекса, следует учесть, что общая продолжительность такой проверки с учетом приостановления не может превышать 60 календарных дней (независимо от наличия обстоятельств, приведенных в предыдущем абзаце настоящего письма).

 

О порядке оформления материалов документальных проверок

Порядок оформления результатов документальных проверок определен пунктами 86.3 — 86.4 статьи 86 Кодекса. Кроме того, приказом ГНА Украины от 22 декабря 2010 года № 984, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12 января 2011 года под № 34/18772, утвержден Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства (далее — Порядок № 984).

Порядком № 984 определены требования к оформлению акта (справки) документальной проверки (требования к титульному листу, записи показателей и т. п.), составные части акта (справки) (вводная часть, общие положения, описательная часть и заключение), а также перечень информации, которую должна содержать каждая из них.

Кроме того, определены действия должностных (служебных) лиц органов государственной налоговой службы в случае отказа должностных лиц плательщика налогов или его законных представителей от подписи акта (справки), от получения экземпляра акта (справки) о результатах проверки, а также при рассмотрении возражений к акту (справке) и подготовке ответа плательщику.

При этом оставлен порядок вынесения на рассмотрение постоянных комиссий при соответствующих органах государственной налоговой службы спорных вопросов, возникших в ходе проверки до подписания акта, а также рассмотрения возражений, предоставленных плательщиком налогов или его законным представителем к акту (справке) документальной проверки.

Следует обратить внимание, что не предусмотрена действующая до настоящего времени норма об оформлении по результатам плановой документальной проверки сводного акта, составными частями которого были справки по отдельным вопросам, которые согласовывались с должностными лицами налогоплательщика. Однако в случае необходимости по требованию работника структурного подразделения, возглавляющего проверку, возможно составление таких справок, но без требования об их согласовании плательщиком налогов.

<…>

 

Заместитель председателя И. Носачева

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить