Темы статей
Выбрать темы

Налоговые проверки: плановые и внеплановые

Редакция НиБУ
Статья

Налоговые проверки: плановые и внеплановые

 

Всем известно, что уплата налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого. Функции же по контролю за правильностью определения объектов налогообложения и исчисления налогов, других платежей возложены на налоговые органы. С этой целью представители налоговых органов периодически проводят документальные проверки налогоплательщиков: как плановые, так и внеплановые. Об основных особенностях проведения таких проверок и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие понятия о документальных проверках

Начнем с того, что одним из видов проверок, которые имеют право проводить налоговые органы, согласно

ст. 75 НКУ являются документальные проверки (плановые или внеплановые; выездные или невыездные).

При этом

документальной проверкой считается проверка, предметом которой являются своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами), и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других плательщиков налогов.

Документальной

выездной проверкой считается проверка, проводимая по местонахождению плательщика налогов или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальной

невыездной проверкой считается проверка, проводимая в помещении органа государственной налоговой службы.

 

Порядок проведения документальных плановых проверок

Согласно

ст. 77 НКУ документальная плановая проверка должна быть предусмотрена планом-графиком проведения документальных плановых проверок .

В этот план-график отбираются налогоплательщики, имеющие

риск по неуплате налогов и сборов, неисполнению другого законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы. При этом степень риска может быть:

незначительной (проверка проводится не чаще одного раза в три календарных года);

средней (проверка проводится не чаще одного раза в два календарных года);

высокой (проверка проводится не чаще одного раза в календарный год).

Заметим, что календарный год исчисляется с 1 января года, в котором проводится проверка, до 31 декабря этого года, а не с даты проведения проверки. Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их деление по степени устанавливаются центральным органом государственной налоговой службы.

Вероятнее всего, при составлении указанного плана-графика проверок налоговики будут ориентироваться на тот примерный перечень критериев по установлению степени риска, которым руководствовались еще до вступления в силу

НКУ. Напомним, что он приведен в Методрекомендациях № 201.
И хотя предполагается, что критерии по установлению степени рисков деятельности распространяются не на всех субъектов хозяйствования, их перечень в Методрекомендациях № 201 довольно широкий. К тому же в НКУ четко подход к периодичности проведения проверок определен лишь в отношении:

юридических лиц, которые уплачивают налог на прибыль по ставке 0 % и у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период;

самозанятых лиц, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период.

Такие налогоплательщики включаются в план-график

не чаще чем один раз в три календарных года. Однако данная норма не действует, если эти налогоплательщики нарушают положения ст. 45, 49, 50, 51, 57 НКУ, а именно:

— не определили свой налоговый адрес;

— не подают в установленные сроки налоговую отчетность;

— не вносят в установленном порядке уточнения в налоговую отчетность в случае самостоятельного выявления ошибок (в частности,

абзацем третьим п. 44.1 НКУ предусмотрена обязанность внести соответствующие изменения в налоговую отчетность в случае признания договора недействительным);

— не предоставляют сведения о суммах выплаченных доходов налогоплательщикам-физлицам (Налоговый расчет по форме № 1ДФ);

— не уплачивают своевременно и в полном объеме суммы налоговых обязательств.

Из предписаний

НКУ следует, хотя прямо это и не указано, что в план-график проведения документальных плановых проверок включаются как выездные, так и невыездные проверки. Поэтому в случае проведения невыездной проверки следующая документальная проверка — выездная или невыездная — может быть проведена с учетом вышеуказанных ограничений к периодичности плановых проверок.

О проведении документальной плановой проверки руководителем органа государственной налоговой службы принимается

решение, оформляемое приказом.

Провести документальную плановую проверку налоговики могут лишь в случае, если налогоплательщику

не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения такой проверки вручены под роспись или направлены заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Если разные контролирующие органы (органы государственной налоговой службы и таможенные органы) планируют в отчетном периоде проведение проверки одного и того же налогоплательщика, то такая проверка проводится указанными органами

одновременно. Порядок координации проведения таких проверок утвержден постановлением № 1234 (см. с. 39 этого номера).

 

Порядок проведения документальных внеплановых проверок

В соответствии со

ст. 78 НКУ документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных НКУ  (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Основания для проведения внеплановых проверок

№ п/п

Пункт НКУ

Основание

Примечание

1

2

3

4

1

П.п. 78.1.1

По результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

Как видим, основанием для внеплановой проверки могут стать не только результаты проверок других налогоплательщиков, но и получение налоговой информации.
Так, согласно ст. 72 НКУ для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы используется информация, поступившая:
1) от плательщиков налогов и налоговых агентов, в частности информация:
— содержащаяся в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах;
— содержащаяся в поданных крупными плательщиками налогов в электронном виде копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документах, которые ведутся в электронном виде, регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
— о финансово-хозяйственных операциях плательщиков налогов;
— о применении регистраторов расчетных операций;
2) от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и НБУ, в частности информация:
— об объектах налогообложения, которые предоставляются и/или регистрируются такими органами. Указанная информация должна содержать, в частности, вид, характеристики, индивидуальные признаки объекта налогообложения (при наличии), по которым его можно идентифицировать;
— о результатах осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью плательщика налогов;
— содержащаяся в отчетных документах (кроме персонифицированной статистической информации, финансовых отчетов), подаваемых плательщиком налогов в органы исполнительной власти и/или органы местного самоуправления;

— об установленных органами местного самоуправления ставках местных налогов, сборов и предоставленных такими органами налоговых льготах;

— о разрешениях, лицензиях, патентах, свидетельствах на право осуществления отдельных видов деятельности, которая должна содержать, в частности:
наименование плательщика налогов, которому выданы такие разрешения, лицензии, патенты;
налоговый номер либо регистрационный номер учетной карточки физического лица;
вид разрешительного документа;
вид деятельности, на осуществление которой выдан разрешительный документ;
дату выдачи разрешительного документа;
срок действия разрешительного документа, информацию о прекращении (приостановлении) действия разрешительного документа с указанием оснований такого прекращения (приостановления);
сведения об уплате надлежащих платежей за выдачу разрешительного документа;
перечень мест осуществления деятельности, на которую выдан разрешительный документ;
— об экспортных и импортных операциях плательщиков налогов;
3) от банков, других финансовых учреждений — информация о наличии и движении средств на счетах плательщика налогов;
4) от органов власти других государств, международных организаций или нерезидентов;
5) от подразделений налоговой службы и таможенных органов — по результатам налогового контроля;
6) другая информация, обнародованная как подлежащая обнародованию в соответствии с законодательством и/или добровольно или по запросу предоставленная органу государственной налоговой службы в установленном законом порядке

2

П.п. 78.1.2

Плательщиком налогов не подана в установленный срок налоговая декларация или расчеты, если их подача предусмотрена законом

Под налоговой декларацией, расчетом п. 46.1 НКУ понимает документ, который подается плательщиком налогов (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных НКУ) контролирующему органу в сроки, установленные законом и на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.

К налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств приравниваются и таможенные декларации.

Понятие налоговой декларации включает в себя и Налоговый расчет по форме № 1ДФ, а значит, его непредоставление также может служить основанием для внеплановой проверки.
Непредоставление же форм, не соответствующих признакам налоговой декларации (например, Отчета о суммах налоговых льгот, форма которого утверждена постановлением КМУ от 27.10.2010 г. № 1233), не должно служить основанием для проведения проверки.
Ранее суды настаивали на том, что налоговый орган обязательно должен указать, какую именно налоговую декларацию или расчет и за какой налоговый период не предоставил налогоплательщик (см. определение ВАСУ от 20.10.2009 г. № К-17897/07). Думаем, такой позиции они будут придерживаться и в условиях действия НКУ

3

П.п. 78.1.3

Налогоплательщиком подан уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы

Согласно п. 50.3 НКУ если налогоплательщик подает уточняющий расчет к налоговой декларации, предоставленной за период, который проверялся, налоговый орган имеет право провести внеплановую проверку такого налогоплательщика за соответствующий период. То есть проверке подлежит только тот налоговый период, в отношении которого подан уточняющий расчет. Как видим, исправлять ошибки лучше через текущую декларацию

4

П.п. 78.1.4

Выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

Здесь речь идет также о налоговой декларации.
До вступления в силу НКУ суды исходили из того, что запрос должен содержать четкое требование о необходимости предоставления налогоплательщиком пояснений и документального подтверждения с указанием, какие конкретно данные налоговой декларации и по какому именно налогу вызвали сомнения в их достоверности. В противном случае суды признавали, что у налогового органа отсутствовали основания для проведения проверки (см. определение ВАСУ от 27.10.2009 г. № К-14245/07).
Суды признавали законными требования налоговиков о предоставлении документов/реестров выданных и полученных налоговых накладных, налоговых накладных, оригиналов пятых основных листов (экземпляров декларанта) грузовых таможенных деклараций, платежных документов, подтверждающих правомерность бюджетного возмещения. Непредоставление таких документов по запросу налоговиков — основание для внеплановой проверки.
Подход судов к рассмотрению правомерности проведения проверок по данному основанию измениться не должен

5

П.п. 78.1.5

Плательщиком налогов поданы в установленном порядке органу государственной налоговой службы возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых содержится требование полного или частичного пересмотра результатов соответствующей проверки либо отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения, если плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки

Проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования.
Кроме того, если раньше, для того чтобы появилось основание для внеплановой проверки, достаточно было подачи налогоплательщиком жалобы, в которой он бы указывал на допущенные проверяющими нарушения в ходе проверки и требовал в связи с этим полной либо частичной отмены принятых на основании проверки решений.
С 01.01.2011 г. не любая такая жалоба является основанием для внеплановой проверки

6

П.п. 78.1.7

Начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица либо предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом плательщика налогов или подано заявление о снятии с учета плательщика налогов

Ранее в случае банкротства налогоплательщика основания для проверки возникали только при вынесении судом постановления о признании субъекта хозяйствования банкротом.
С этого момента согласно ст. 22 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника либо признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII начинается ликвидационная процедура и в связи с этим возникает основание для проведения внеплановой налоговой проверки (см. письмо ВХСУ от 05.02.2010 г.
№ 05-06/520/78
).
Теперь с внеплановой проверкой налоговики могут прийти уже после возбуждения дела о признании банкротом.
Напомним также, что до 01.01.2011 г. преобразование юридического лица как один из случаев его реорганизации служило основанием для проведения внеплановой выездной проверки. Теперь при преобразовании предприятия такая проверка проводиться не будет

7

П.п. 78.1.8

Плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства (перечень таких оснований установлен постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1238), и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривень

Проверка по данному основанию проводится исключительно в отношении законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или по отрицательному значению по налогу на добавленную стоимость, составляющему более 100 тыс. гривень.
Напомним, что проведение налоговиками документальной внеплановой выездной проверки для определения достоверности начисления бюджетного возмещения НДС при наличии определенных оснований было предусмотрено и до вступления в силу НКУ (см. п.п. 7.7.5 Закона об НДС)

8

П.п. 78.1.9

В отношении плательщика налога подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налогов налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким плательщиком налогов пояснений и документального подтверждения по письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня его получения

Указанные факты автоматически основанием для проверки не становятся. Такое основание появится только в том случае, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на соответствующий запрос налогового органа

9

П.п. 78.1.11

Получено постановление суда (определение суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве

Проверка проводится только при наличии возбужденного уголовного дела.
Что касается проведения проверки по инициативе суда, то, как можно сделать вывод, вынести постановление либо определение о назначении проверки суд может в ходе рассмотрения не только уголовного дела, но и любого другого, в частности административного.

Ранее (до 01.01.2011 г.) внеплановые проверки могли проводиться в случае, если в отношении налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) налоговой милицией возбуждено оперативно-розыскное дело.
В настоящее время такое основание для проведения внеплановых проверок не названо. Вместе с тем в п. 78.3 НКУ прямо сказано, что при наличии возбужденных оперативно-розыскных дел в отношении налогоплательщиков (должностных лиц налогоплательщиков) проверки могут проводить и сотрудники налоговой милиции

10

П.п. 78.1.12

Вышестоящим органом государственной налоговой службы в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы проведена проверка документов обязательной отчетности плательщика налогов или материалов документальной проверки, проведенной нижестоящим контролирующим органом, и обнаружено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны были быть выяснены при проверке для вынесения объективного заключения о соблюдении плательщиком налогов требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы

Решение о проведении документальной внеплановой проверки в этом случае принимается вышестоящим органом государственной налоговой службы только в том случае, если в отношении должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, проводивших документальную проверку указанного плательщика налогов, начато служебное расследование либо возбуждено уголовное дело.
По содержанию данной нормы сам собой факт назначения и начала служебного расследования в отношении работников налогового органа не является достаточным основанием для проведения внеплановой выездной проверки у юрлица, поскольку данный факт является только обязательным условием при наличии определенных обстоятельств, а именно:
— осуществление проверки вышестоящим налоговым органом документов обязательной отчетности плательщика налогов в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа и установления их несоответствия требованиям закона;
— осуществление проверки заключений акта проверки, составленного нижестоящим налоговым органом, а также установление несоответствия его заключений законодательству, что повлекло непоступление в бюджет сумм налогов (см. определение ВАСУ от 29.01.2009 г. № К-22651/07)

11

П.п. 78.1.13

Получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в результате незаключения плательщиком налогов трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим основанием для проведения такой проверки

Впервые полномочие на проведение нового вида проверок — внеочередных проверок соблюдения налогового законодательства в сфере трудовых отношений было предоставлено налоговым органам Законом № 2275. Основанием для такой проверки могло стать получение налоговой милицией информации об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения при начислении (выплате, получении) налогооблагаемого дохода наемному лицу. Способами такого уклонения могут быть незаключение трудового договора с работником, осуществление хоздеятельности без регистрации и т. д.
НКУ отказался от внеочередных проверок, предусмотрев перечисленные факты как основание для проведения внеплановой проверки

12

П. 78.2

Обращение налогоплательщика

Если налогоплательщик направляет в орган налоговой службы обращение о проведении проверки, какие-либо иные основания для ее проведения не требуются

13

П. 44.7

В случае если должностное лицо контролирующего органа, осуществляющее проверку, отказывается по каким-либо причинам от принятия во внимание документов, предоставленных налогоплательщиком во время проведения проверки, и налогоплательщик предоставляет в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, указанные в акте проверки как отсутствующие, в течение 3 рабочих дней со дня получения акта проверки

Контролирующий орган имеет право не принимать решение по результатам проведенной проверки и назначить внеплановую документальную проверку налогоплательщика

14

П. 150.3

Отрицательное значение объекта налогообложения декларируется плательщиком налога на прибыль в течение четырех последних налоговых периодов

При проведении такой внеплановой проверки инспектируется правильность определения объекта обложения налогом на прибыль

15

П. 153.7

Стоимость объекта финансового лизинга, который впервые или повторно вводится в эксплуатацию, определяется договором в сумме, меньшей стоимости расходов на его приобретение или сооружение

В данном случае налоговый орган имеет право провести внеплановую проверку для определения уровня обычной цены. При этом обычная цена до 01.01.2013 г. рассчитывается по правилам п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, а не ст. 39 НКУ

16

П. 201.10

Выявление противоречий между данными налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных

Такой случай служит основанием для проведения проверки продавца и в соответствующих случаях — покупателя товаров/услуг

 

Документальная внеплановая проверка проводится

на основании решения руководителя налогового органа, оформленного приказом. Приступить к проведению такой проверки налоговики имеют право лишь при условии, что налогоплательщику до начала ее проведения вручена под роспись копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

 

Порядок проведения документальных невыездных проверок

Из

ст. 75 НКУ следует, что документальные невыездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми. При этом на их проведение распространяются многие из тех требований, которые предъявляются к проведению документальных выездных проверок.

Документальная

невыездная проверка проводится в случае принятия решения о ее проведении руководителем налогового органа и при наличии обстоятельств, определенных для проведения документальных плановых и внеплановых выездных проверок. При этом проверке подлежат те же документы и данные, которые предоставляются налогоплательщиком при проведении документальных плановых и внеплановых выездных проверок, а также данные, полученные иным способом, предусмотренным законом (п. 79.1 НКУ).

Документальная

внеплановая невыездная проверка проводится налоговиками исключительно на основании решения руководителя налогового органа, оформленного приказом, и при условии направления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручения ему или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки (п. 79.2 НКУ).

Присутствие налогоплательщика во время проведения такой проверки не обязательно, но она может быть проведена в его присутствии на основании предоставленных им документов.

 

Условия допуска сотрудников налоговой службы к проведению выездных проверок

Условия и порядок допуска налоговиков к проведению документальных выездных проверок изложены в

ст. 81 НКУ.

Так, должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению документальной выездной проверки при наличии

оснований для ее проведения, определенных НКУ, и при условии предъявления направления на проведение такой проверки, в котором указываются:

— дата выдачи;

— наименование органа государственной налоговой службы;

— реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;

— наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — плательщика налога);

— цель проверки;

— вид проверки (плановая или внеплановая);

— основания для проверки;

— дата начала и продолжительность проверки;

— должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

Форма направления на проверку, соответствующая требованиям

НКУ, пока не установлена, поэтому продолжает использоваться форма, приведенная в приложении 2 к Методрекомендациям № 355.

Примите к сведению: направление на проверку

действительно при наличии подписи руководителя налогового органа или его заместителя, скрепленной печатью налогового органа. А форма направления на проверку предполагает, что сотрудники налоговой службы обязаны предъявить субъекту хозяйствования вместе с таким направлением еще и свои служебные удостоверения.

Если такое направление налоговики

не предъявляют налогоплательщику (должностным (служебным) лицам либо лицам, фактически осуществляющим расчетные операции) или оно оформлено с нарушением, налогоплательщик вправе не допускать визитеров к проведению проверки.

Кроме того, напомним:

— проведение документальной плановой проверки возможно при условии

вручения/направления налогоплательщику не позднее чем за 10 календарных дней до начала ее проведения копии приказа о ее проведении и письменного уведомления с указанием даты начала ее проведения;

— проведение документальной внеплановой невыездной проверки возможно при условии

вручения/направления налогоплательщику копии приказа о ее проведении и письменного уведомления о дате начала и месте ее проведения.

Формально в случае непредоставления таких документов налоговики не имеют права приступать к проверке.

Еще одним основанием для недопуска представителей контролирующих органов к проверке в

ст. 7 Указа № 817 назван их отказ от подписи в Журнале регистрации проверок, форма которого утверждена приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18. С тем, что такой Журнал рекомендуется вести субъектам хозяйствования для недопущения несанкционированных проверок, согласны и налоговики (см. консультацию специалистов Информационно-справочного департамента государственной налоговой службы на с. 36 этого номера).

Правда, в

п. 81.1 НКУ указано, что отказать в допуске к проверке на других основаниях, за исключением непредъявления направления на проверку или предъявления направления, оформленного с нарушениями, нельзя.

При предъявлении направления налогоплательщик должен

расписаться в нем и указать свои фамилию, имя, отчество, должность, дату и время ознакомления. В случае отказа от подписи в направлении сотрудники налоговой службы составляют акт, удостоверяющий факт отказа. Тогда данный акт служит основанием для начала проведения такой проверки.

Если налогоплательщик отказывает в допуске работников налогового ведомства к проведению проверки, они также составляют акт, удостоверяющий факт отказа.

 

Продолжительность документальных проверок

Плановые проверки.

Согласно п. 82.1 НКУ продолжительность документальных плановых проверок не должна превышать:

для крупных плательщиков налогов — 30 рабочих дней;

для субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней;

для других плательщиков налогов — 20 рабочих дней.

Продление данных сроков возможно по решению руководителя органа государственной налоговой службы:

для крупных плательщиков налогов — не более чем на 15 рабочих дней;

для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 5 рабочих дней;

для других плательщиков налогов — не более чем на 10 рабочих дней.

Внеплановые проверки.

В соответствии с п. 82.2 НКУ продолжительность документальных внеплановых проверок в общем случае не должна превышать:

для крупных плательщиков налогов —
15 рабочих дней
;

для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней;

для других плательщиков налогов — 10 рабочих дней.

Исключение составляют внеплановые выездные проверки, проводимые в случае

декларирования налогоплательщиком заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или отрицательного значения НДС, составляющего более 100 тыс. гривень, а точнее — при наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был осуществлен с нарушением норм налогового законодательства. Продолжительность таких проверок установлена п. 200.11 НКУ на уровне 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком проведения камеральной проверки (напомним, что камеральная проверка данных, заявленных в декларации по НДС, проводится в течение 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком получения такой декларации).

Продление сроков проведения внеплановых проверок возможно по решению руководителя налогового органа:

для крупных плательщиков налогов — не более чем на 10 рабочих дней;

для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня;

для других плательщиков налогов — не более чем на 5 рабочих дней.

В соответствии с разъяснениями ГНАУ, изложенными в

письме от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89 (см. с. 46 этого номера), при определении предельной продолжительности документальных проверок нужно учитывать, что под крупным плательщиком налогов понимается юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн гривень или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, за такой же период превышает 12 млн гривень (п.п. 14.1.24 НКУ). Реестр крупных плательщиков налогов на 2011 год утвержден приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1005.

К

субъектам малого предпринимательства согласно ст. 1 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III относятся:

— физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности;

— юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн гривень.

В категорию

других плательщиков налогов входят плательщики, не подпадающие под определение крупного плательщика или субъекта малого предпринимательства.

Заметим, что при отнесении юридических лиц к категории

крупных плательщиков налогов нужно ориентироваться исключительно на критерии, прописанные в НКУ, а не путать их с критериями отнесения субъектов хозяйствования к крупным, средним и малым предприятиям в соответствии с ч. 7 ст. 63 ХКУ. Связано это с тем, что для крупных и средних предприятий установлена обязанность предоставления налоговых деклараций в орган налоговой службы в электронной форме (см. п. 49.4 НКУ).

 

Приостановление документальных проверок

Согласно

п. 82.4 НКУ проведение документальной выездной плановой и внеплановой проверок может быть приостановлено исключительно в отношении крупного плательщика налогов. Основанием для такого приостановления служит решение руководителя налогового органа, оформляемое приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается плательщику налогов или его уполномоченному представителю под расписку, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Приостановление документальной выездной плановой, внеплановой проверки прерывает течение срока ее проведения в случае

вручения плательщику налогов или его уполномоченному представителю под роспись копии приказа о приостановлении проверки.

При этом проверка может быть приостановлена

на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а при необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Общий срок проведения проверок достоверности начисления бюджетного возмещения НДС с учетом указанных выше сроков приостановления

не может превышать 60 календарных дней.

 

Порядок оформления результатов проверок

Правила оформления результатов проверок установлены

ст. 86 НКУ.

Так, результаты проверок (кроме камеральных) оформляются:

в форме акта проверки, если в ходе такой проверки выявлены нарушения законодательства;

в форме справки, если нарушений не выявлено.

Оба эти документа (и акт, и справка) должны быть подписаны должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии).

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он обязан подписать такой акт проверки

с замечаниями.

В акте проверки указываются

как факты занижения, так и факты завышения налоговых обязательств плательщика.

Акт (справка) документальной

выездной плановой и внеплановой проверки, а также документальной невыездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается проверяющими и регистрируется в налоговом органе в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для плательщиков налогов, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней). На это указывают пп. 86.3, 86.4 НКУ.

Один экземпляр акта или справки о результатах

выездной плановой либо внеплановой документальной проверки в день его подписания либо отказа от подписания вручается или направляется налогоплательщику либо его законному представителю.

Акт (справка) документальной

невыездной проверки после его регистрации вручается лично налогоплательщику или его законным представителям.

Отказ от подписания акта проверки или получения его экземпляра

не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные налоговым органом по результатам проверки денежные обязательства.

Что касается оформления результатов

камеральной проверки, то здесь порядок такой. Если не выявлено нарушений — никакие документы (в частности, справка) не составляются. В случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается проверяющими, и после регистрации в налоговом органе вручается или отсылается налогоплательщику для подписания в течение 3 рабочих дней (п. 86.2 НКУ).

В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки либо фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право п

одать свои возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются налоговым органом в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и плательщику налогов направляется ответ.

Изложенную выше информацию приведем в сокращенном варианте в табл. 2.

 

Таблица 2

Порядок проведения документальных плановых и внеплановых проверок

Плановые проверки

Внеплановые проверки

выездные

невыездные

выездные

невыездные

1

2

3

4

Основание для проведения проверки

План-график проверок

Не предусматриваются в плане-графике проведения проверок и проводятся при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных НКУ

Периодичность проведения проверок

Определяется в зависимости от степени риска в деятельности налогоплательщика по неуплате им налогов и сборов, неисполнению другого законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы

Нет ограничений, зависит только от наличия оснований для проведения проверки

Уведомление о проверке

Налогоплательщику за 10 календарных дней до дня начала проверки вручаются под роспись либо направляются заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении проверки и письменное уведомление с указанием даты начала ее проведения

Не предусмотрено. Копия приказа о проведении проверки вручается налогоплательщику под роспись перед началом ее проведения

Налогоплательщику направляется письменное уведомление о дате начала и месте проведения проверки

Документы, предоставляемые для проведения проверки

копия приказа о проведении проверки

копия приказа о проведении проверки

письменное уведомление о дате начала проведения проверки

направление на проведение проверки

письменное уведомление о дате начала и месте проведения проверки

направление на проведение проверки

направление на проведение проверки не требуется

Основания для недопуска проверяющих

В НКУ в качестве оснований для недопуска сотрудников налоговой службы к проверке названы:
непредоставление ими налогоплательщику направления на проведение проверки;
предоставление направления, оформленного с нарушением установленных требований.
Также, на наш взгляд, налоговики не имеют права приступать к проверке, если:

— не предоставлены копии приказа о проведении документальной плановой и внеплановой невыездной проверок;
— не предоставлены письменное уведомление о дате начала проведения документальной плановой проверки и письменное уведомление о дате начала и месте проведения внеплановой невыездной проверки.
Кроме того, представители контролирующих органов обязаны согласно ст. 7 Указа № 817 расписаться в Журнале регистрации проверок

Продолжительность проверки

Для крупных налогоплательщиков —
не более 30 рабочих дней;
для субъектов малого предпринимательства —
до 10 рабочих дней;
для остальных — не более 20 рабочих дней

Для крупных налогоплательщиков —
не более 15 рабочих дней;
для субъектов малого предпринимательства — до 5 рабочих дней;
для остальных — не более 10 рабочих дней.
За исключением проверок, которые проводятся в связи с предоставлением налогоплательщиком декларации с заявленным к бюджетному возмещению НДС и/или отрицательным значением НДС более 100 тыс. грн.

Продление проверки

Для крупных налогоплательщиков —
не более чем на 15 рабочих дней;
для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 5 рабочих дней;
для остальных — не более чем на 10 рабочих дней

Для крупных налогоплательщиков —
не более чем на 10 рабочих дней;
для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня;
для остальных — не более чем на 5 рабочих дней

Приостановление проверки

Приостановлена может быть только документальная выездная плановая, внеплановая проверка крупного плательщика налогов по решению руководителя налогового органа, оформляемому приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок

Проверяемый период деятельности

Не установлен.
Согласно п. 44.3 и ст. 102 НКУ налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, на основании которых налоговыми органами осуществляется проверка соблюдения законодательства, не менее чем 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой использовались указанные документы, а в случае неподачи — начиная с предельного срока подачи такой отчетности

Оформление результатов проверки

Результаты проверок (кроме камеральных) оформляются:
в форме акта проверки, если в ходе такой проверки выявлены нарушения законодательства;
в форме справки, если нарушений не выявлено.
Акт (справка) документальной выездной плановой и внеплановой проверки, а также документальной невыездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается проверяющими и регистрируется в налоговом органе в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для плательщиков налогов, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней).
Результаты камеральной проверки оформляются так:
— если нарушений не выявлено, никакие документы (в частности, справка) не составляются;
— если нарушения установлены, составляется акт в двух экземплярах. Он подписывается проверяющими и после регистрации в налоговом органе вручается или отсылается налогоплательщику для подписания в течение 3 рабочих дней

 

Таковы основные нюансы проведения налоговых проверок. Желаем, чтобы в вашей работе было как можно меньше нарушений, а все проверки проходили легко и с минимальными потерями!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше