Об утверждении Порядка проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2011/№ 23
Постановление от 09.03.2011 г. № 233

Кабинет Министров Украины

 

Об утверждении Порядка проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Постановление от 9 марта 2011 г. № 233

 

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» Кабинет Министров Украины

постановляет:

1.

Утвердить Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (прилагается).

2. Установить, что в ходе проведения проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

проверяется также правильность начисления за период до 1 января 2011 г. страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других платежей, контроль за уплатой которых возложен на территориальные органы Пенсионного фонда Украины.

3. Признать

утратившим силу постановление Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2008 г. № 775 «Об утверждении критерия, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования».

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 9 марта 2011 г. № 233

Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

 

1. Настоящий Порядок определяет механизм проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами (далее — органы Пенсионного фонда Украины) плановых и внеплановых проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, у физических лиц — предпринимателей, которые в соответствии с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» являются плательщиками единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (дальше — плательщики единого взноса), по правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, контроль за уплатой которого возложен на Пенсионный фонд Украины, а также достоверности сведений, поданных в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования.

2.

Плановые и внеплановые проверки проводятся органами Пенсионного фонда Украины по местонахождению плательщика единого взноса, или в помещении соответствующего органа Пенсионного фонда Украины в случаях, предусмотренных законом.

Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов.

3.

Плановая проверка предусматривается в квартальном плане, который утверждается до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому, соответствующим органом Пенсионного фонда Украины.

4.

Периодичность проведения плановых проверок определяется с учетом степени риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования.

Для плательщиков единого взноса — субъектов хозяйствования устанавливается три степени риска —

высокая, средняя и незначительная , в частности:

1)

к плательщикам единого взноса с высокой степенью риска относятся субъекты хозяйствования, которые:

используют труд наемных лиц без начисления единого взноса;

не подают в органы Пенсионного фонда Украины предусмотренные законодательством отчеты и сведения;

систематически нарушают установленные сроки уплаты единого взноса;

не начисляют и не уплачивают единый взнос (по информации подразделений налоговой милиции, других органов государственной власти или третьих лиц);

2)

к плательщикам единого взноса со средней степенью риска относятся субъекты хозяйствования, которые:

осуществляют начисление единого взноса в размере меньше минимального страхового взноса в расчете на одного работника;

нарушают установленные сроки подачи в органы Пенсионного фонда Украины предусмотренных законодательством отчетов и сведений;

нарушают установленные сроки уплаты единого взноса;

допускают ошибки, несогласованность в отчетах и сведениях, подаваемых в органы Пенсионного фонда Украины;

3)

к плательщикам единого взноса с незначительной степенью риска относятся субъекты хозяйствования, которые не имеют признаков, предусмотренных подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.

5. Плановые проверки плательщиков единого взноса с высокой степенью риска проводятся не чаще одного раза в год, со средней — не чаще одного раза в два года, с незначительной — не чаще одного раза в пять лет.

6. О плановой проверке плательщик единого взноса информируется не позже чем за десять дней до дня ее проведения письменным уведомлением по форме, определенной Пенсионным фондом Украины.

Уведомление

направляется за счет средств соответствующего органа Пенсионного фонда Украины плательщику единого взноса заказным письмом или телефонограммой либо вручается лично под роспись руководителя или уполномоченного лица плательщика единого взноса.

Указанное уведомление содержит информацию такую, как:

дата начала и окончания проведения проверки;

наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, деятельность которого проверяется;

наименование органа Пенсионного фонда Украины.

7.

Срок проведения плановой проверки не должен превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — пяти рабочих дней.

8.

Внеплановой проверкой является проверка плательщика единого взноса, не предусмотренная в квартальном плане работы органа Пенсионного фонда Украины.

Внеплановые проверки проводятся органами Пенсионного фонда Украины без предварительного уведомления плательщика единого взноса при наличии одного из следующих обстоятельств:

подача плательщиком единого взноса письменного заявления о проведении проверки по его желанию соответствующему органу Пенсионного фонда Украины;

выявление и подтверждение недостоверности информации, указанной в поданных плательщиком единого взноса документах обязательной отчетности;

обращение физических и юридических лиц о нарушении плательщиком единого взноса требований законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов Пенсионного фонда Украины. В таком случае проводится внеплановая проверка только при наличии согласия Пенсионного фонда Украины;

неподача в установленный срок плательщиком единого взноса отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших подаче такой отчетности.

9.

Срок проведения внеплановой проверки не должен превышать десяти рабочих дней, а для плательщиков единого взноса — субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней.

10.

Продление срока проведения плановых и внеплановых проверок не допускается.

11. Вопросы, подлежащие проверке, и форма акта о ее результатах утверждаются Пенсионным фондом Украины.

12. Плательщик единого взноса имеет право обжаловать результаты проверки в установленном законом порядке.



комментарий редакции

Проверки уплаты ЕСВ: как это будет

Как это и предусмотрено абзацем вторым п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.08.2010 г. № 2464-VI, далее — Закон № 2464 (см. статью «ЕСВ: проверки и ответственность» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 96, с. 15), Кабмин комментируемым постановлением утвердил Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Порядок № 233).

Если раньше каждый из фондов — ПФУ, ФВПТ, ФБ, ФНС — имел право осуществлять проверки как начисления, своевременности и уплаты соответствующих страховых взносов, так и порядка и правильности использования страховых средств, то теперь

надзор за соблюдением требований законодательства, касающихся уплаты ЕСВ, возложен на ПФУ. В компетенции остальных фондов — только контроль за правильностью использования страховых средств.

Несмотря на то что у правительства было достаточно много времени на разработку документа, регламентирующего порядок осуществления контрольных мероприятий, без недочетов не обошлось. Обратим внимание на основные предписания Порядка № 233:

1. Законом № 2464 предусмотрено, что порядок проведения плановых и внеплановых проверок утверждается Кабмином

по согласованию со сторонами социального диалога. Как можно предположить, под сторонами социального диалога подразумеваются в данном контексте всеукраинское объединение организаций работодателей, с одной стороны, и всеукраинские профсоюзы и профобъединения — с другой. Однако комментируемый документ не содержит указания на то, что его положения были таким образом согласованы. Данное основание, вполне возможно, послужит основанием для обжалования законности Порядка № 233 в судебном порядке.

2. Из текста утвержденного Порядка проверок неясно, будут ли органы ПФУ при проведении проверок подчиняться требованиям Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877). Раньше с такой необходимостью они соглашались (см., например, письмо от 02.04.2009 г. № 5835/03-30). Более того, постановлением Кабмина от 03.09.2008 г. № 775 с целью выполнения требований Закона № 877 был утвержден Критерий, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования. Комментируемым постановлением данный документ отменен, но от исповедуемого Законом № 877 подхода к определению

периодичности проверок в зависимости от степени риска осуществляемой деятельности Кабмин не отказался.

3. Порядок № 233, как видим, предусматривает три степени риска для целей определения периодичности плановых проверок: плательщики с высокой степенью риска проверяются не чаще чем один раз в год, со средней — не чаще чем один раз в два года, с незначительной — не чаще чем один раз в пять лет.

При этом критерии отнесения субъекта к группе с той или иной степенью риска остались прежними (полностью повторяют критерии, утвержденные постановлением Кабмина от 03.09.2008 г. № 775). Поэтому и вопросы к ним те же, в частности что следует считать

систематическим нарушением установленных сроков уплаты единого взноса. Можно предположить, что третий в течение года факт совершения такого нарушения будет расценен как указывающий на систематический характер.

Также нельзя назвать оправданным подход, когда все субъекты хозяйствования расцениваются в качестве плательщиков с, как минимум, незначительной степенью риска. Иначе говоря, даже если представить себе абсолютно добросовестного плательщика ЕСВ, то и он будет считаться потенциальным нарушителем. Впрочем, одна плановая проверка в пять лет, согласитесь, приемлемый вариант.

Источники получения информации о допускаемых нарушениях, которые учитываются при определении степени риска плательщика, почему-то указаны только по отношению к сведениям о неначислении и неуплате ЕСВ. Соответствующая информация может быть получена от подразделений налоговой милиции, других органов государственной власти или третьих лиц.

4. Комментируемым документом предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок, которые могут быть как выездными (проводятся по местонахождению плательщика ЕСВ), так и невыездными (проводятся в помещении соответствующего органа ПФУ). При этом, поскольку отсутствуют указания на иное, следует исходить из того, что периодичность плановых проверок должна быть общей для выездных и невыездных проверок. К примеру, плательщик со средней степенью риска, в отношении которого была проведена плановая невыездная проверка, в следующий раз планово может быть проверен, в том числе в ходе выездной проверки, не ранее чем через два года.

5. Вызывает вопросы содержащееся в п. 2 Порядка № 233 указание на то, что проверки проводятся «в случаях, предусмотренных законом», поскольку эти случаи перечислены в этом же Порядке № 233, который силы закона по понятным причинам не имеет.

6. К сожалению, перечень документов, на основании которых проводится проверка, и в Законе № 2464, и в Порядке № 233 приведен как открытый: бухгалтерские книги, отчеты, сметы и

другие документы.

7. Отметим также, что Закон № 2464 предусматривает, что должностные лица территориального органа ПФУ должны быть

допущены к проведению проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ при наличии направления на проверку и удостоверения у проверяющих (п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 2464). К этому следует добавить, что плановая проверка может быть проведена только при условии, что за 10 дней до ее начала плательщик был в письменной форме предупрежден о ее проведении. Форма уведомления должна быть утверждена ПФУ.

Среди ее необходимых реквизитов — дата начала и дата окончания проведения проверки. Это важный момент: напомним, уведомления о налоговых проверках теперь дату окончания проверки содержать не будут, поскольку налоговые проверки могут приостанавливаться и продлеваться. Для проверок ПФУ такие возможности не предусмотрены, а потому изначально известна дата окончания проверки.

8. В остальном — в части определения продолжительности плановых и внеплановых проверок, оснований для проведения последних, закрепления запрета на продление проверок — комментируемый документ полностью соответствует Закону № 877.

Что касается проверки правильности

использования страховых средств по социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, на случай безработицы и от несчастного случая на производстве, то их, как и прежде, будут проводить соответствующие фонды социального страхования. ФНС имеет право также проводить проверки достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности, ФБ — проверку достоверности сведений, поданных работодателем для получения средств Фонда.

Отметим, что органы ПФУ комментируемым документом будут также руководствоваться и для проверки периодов до 01.01.2011 г.

Порядок № 233 вступит в силу со дня официального опубликования.

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить