О применении декларации по НДФЛ

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2011/№ 25
Письмо от 18.03.2011 г. № 04-39/38

О применении декларации по НДФЛ

Письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 18.03.2011 г. № 04-39/38

(извлечение)

 

В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики рассмотрены многочисленные обращения юридических и физических лиц, имеющих статус налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц, о предоставлении ежемесячной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, предусмотренной Налоговым кодексом Украины. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Предоставление указанной декларации инициировано Министерством финансов Украины и регулируется нормами статьи 176 (подпункт 176.2 «д» пункта 176.2) Налогового кодекса Украины.

Государственной налоговой администрацией Украины была разработана форма ежемесячной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и утверждена своим приказом от 31.01.2011 г. № 58.

В то же время вместо предусмотренных нормами Налогового кодекса трех показателей форма Декларации содержит 15 показателей, а сама форма Декларации не была своевременно обнародована.

Указанное свидетельствует о том, что

форма Декларации по налогу на доходы физических лиц не соответствует указанным нормам Налогового кодекса Украины, что делает невозможным ее применение в таком виде.

В дальнейшем в Комитете будут проанализированы обоснованность и целесообразность введения Декларации и подготовлен вывод о необходимости пересмотра норм Налогового кодекса Украины, которыми предусмотрено предоставление такой Декларации.

Комитетом планируется принять окончательное решение по данному вопросу при разработке законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины» (регистрационный № 8217), внесенного 12 марта этого года.

Учитывая изложенное, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики

предлагает немедленно приостановить применение такой формы Декларации и привести ее в соответствие с нормами Налогового кодекса Украины.

Прошу срочно принять соответствующее решение и довести его до сведения подчиненных органов государственной налоговой службы.

 

Председатель Комитета В. Хомутынник



комментарий редакции

Обязательная незаконная декларация

Комментируемое письмо, в котором Комитет ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики призывает

немедленно приостановить применение действующей формы Декларации по налогу на доходы физических лиц, адресовано ГНАУ, так что налогоплательщики могли о нем вовсе и не узнать.

Аргументы Комитета, собственно, свелись к тому, что вместо предусмотренных нормами НКУ трех показателей форма Декларации содержит пятнадцать, а сама форма Декларации не была своевременно обнародована. Под «тремя показателями» Комитет подразумевает названные в абз. «д» п. 176.2 НКУ сведения об общих суммах доходов, начисленных (выплачиваемых, предоставленных) в пользу налогоплательщиков, общих суммах НДФЛ, которые удержаны из этих доходов, а также объемах перечисленного налога в бюджет.

В любом случае, реакция Комитета, мягко говоря, оказалась несвоевременной, а принятые меры безрезультатными (содержащимся в письме призывам налоговое ведомство внимать не стало и отмены декларации в последний день ее подачи не последовало).

Впрочем, даже при условии более оперативной реакции Комитета, принимаемые им меры по результатам, как указано в письме, «рассмотрения многочисленных обращений юридических и физических лиц, имеющих статус налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц» вряд ли можно назвать действенными. В комментируемом письме речь идет о «

предложении немедленно приостановить применение формы Декларации и привести ее в соответствие с нормами Налогового кодекса Украины», т. е. процедуре, не имеющей определенного юридического статуса, а значит и конкретных правовых последствий.

Действенным в такой ситуации, на наш взгляд, могло бы стать обращение в административный суд с требованием об отмене приказа ГНАУ от 31.01.2011 г. № 58 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц» с одновременной подачей ходатайства о приостановлении его действия до вынесения окончательного решения по поданному иску.

Одним из наиболее дискуссионных стал вопрос о том, должны ли подавать Декларацию те налогоплательщики, у которых нет наемных работников либо в отчетном периоде они не начисляли и не выплачивали доход в пользу физлиц. В первую очередь вопрос интересовал самозанятых лиц и специалисты налоговых органов на него отвечали положительно (соответствующее разъяснение было в том числе размещено в Единой базе налоговых знаний). Немало проблем возникло и с самим заполнением декларации, тем более что положение усугубилось отсутствием единства по целому ряду вопросов среди самих налоговиков. Поэтому сегодня многих интересует вопрос, какими могут быть санкции за неподачу либо несвоевременную подачу декларации по налогу на доходы физических лиц, а также за ошибки в ее заполнении.

На наш взгляд, за неподачу либо несвоевременную подачу декларации за февраль к налогоплательщику должен быть применен

штраф в размере 1 грн. (при условии предоставления декларации до 30 июня 2011 года) на основании п. 7 подраздела 10 раздела ХХ НКУ. Правда, как мы знаем, ГНАУ настаивает на том, что указанный «переходный» штраф подлежит применению только по отношению к нарушениям, допущенным при исчислении налоговых обязательств. Но для таких выводов НКУ оснований не дает (см. письмо ГНАУ от 03.02.2011 г. 2963/7/10-1017/302 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17). А вот если декларация была подана, но с ошибками, то налогоплательщики вполне могут рассчитывать на освобождение от ответственности на основании п. 5 подраздела 10 раздела ХХ НКУ*, согласно которому в связи со вступлением в силу НКУ штрафные санкции, которые могут быть возложены на налогоплательщиков за нарушения нормативных актов Кабмина, центрального налогового органа, положений, прямо предусмотренных НКУ, начинают применяться к таким налогоплательщикам по результатам налогового периода, следующего за налоговым периодом, в течение которого такие акты были введены в действие.

* Хотя, судя по разъяснениям Единой базы налоговых знаний, налоговики на основании данного пункта готовы не штрафовать за несвоевременную подачу деклараций по НДФЛ за январь и февраль.

Остается надеяться, что Комитет выполнит данное в комментируемом письме обещание и выступит с инициативой по внесению соответствующих изменений в НКУ. Пока же форма остается действующей. Подождем.

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить