Работа с физлицами-единоналожниками: расходные нюансы
День смеха в этом году для физлиц-единоналожников оказался не самым смешным. Еще бы! Ведь с этой даты общесистемщикам запрещено формировать расходы при взаимодействии с ними. Как следствие, физлица-единоналожники могут растерять многих клиентов. В то же время на то они и запреты, чтобы не давать налогоплательщикам расслабляться. В данной статье мы разобрались, в каких случаях взаимодействие с физлицами-единоналожниками не вредит расходам их контрагентов-общесистемщиков.
Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
НКУ
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.ГКУ
— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.КВЭД
— Классификатор видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. № 375.Инструкция № 59
— Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59 (в редакции приказа Минфина от 17.03.2011 г. № 362).
Общие расходные положения
Для начала приведем и проанализируем
первопричину рассматриваемой проблемы, а именно п.п. 139.1.12 НКУ. В соответствии с этим подпунктом расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физлица-единоналожника, относятся к расходам, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (кроме расходов на приобретение работ и услуг у физлиц-единоналожников, осуществляющих деятельность в сфере информатизации). В этом месте сделаем несколько промежуточных выводов:1)
общесистемщики не увеличивают расходы при взаимодействии с физлицами-единоналожниками, в том числе при приобретении основных средств после 01.04.2011 г. (амортизация теперь является частью расходов). В то же время, если основные средства были приобретены до 01.04.2011 г., то Гнау разрешает включать амортизационные отчисления по ним в расходы в общем порядке (см. Единую базу налоговых знаний), однако для большей уверенности рекомендуем получить индивидуальную налоговую консультацию;2)
расходное ограничение не касается приобретения работ/услуг у предпринимателей-единоналожников в сфере информатизации (раздел 72 КВЭД).В том числе ограничение распространяется и на
переходные расходы, среди которых обратите внимание на:1)
расходы на приобретение (себестоимость) товаров (работ, услуг), приобретенных у предпринимателей-единоналожников до 01.04.2011 г. и реализованных после этой даты (см. Единую базу налоговых знаний);2)
стоимость товаров (работ, услуг), авансовая оплата которых была осуществлена предпринимателю-единоналожнику до 01.04.2011 г. и которые были получены после указанной даты;3)
стоимость товаров, приобретенных у предпринимателей-единоналожников до 01.04.2011 г. и используемых после этой даты для ремонта основных средств — в этом случае не будет ни расходов, ни амортизации (см. Единую базу налоговых знаний). В то же время по основным средствам, приобретенным до 01.04.2011 г., амортизация начисляется в общем порядке — см. выше.В заключение раздела
перечислим контрагентов, при взаимодействии с которыми расходное ограничение не действует:1)
все общесистемщики — юрлица и физлица-предприниматели;2)
юрлица-единоналожники (на 6 % и 10 %);3) физлица на фиксированном патенте (в соответствии со
ст. 14 Декрета Кабмина «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92);4) физлица (непредприниматели).
Нужно ли подтверждать, что контрагент не является физлицом-единоналожником?
НКУ
таких требований не содержит*. Но если в дальнейшем будет выявлено, что контрагент был физлицом-единоналожником, но об этом не сообщил, то налогоплательщик понесет наказание на общих основаниях. С целью избежания подобных проблем приведем несколько советов.* Как, например, это было в п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль, который с целью определения даты увеличения валовых расходов обязывал отражать в договоре налоговый статус контрагента.
Если физлицо не предъявит никаких документов, подтверждающих его предпринимательский статус в рамках выбранных видов деятельности
, то в договоре он будет выступать как простой гражданин. В этом случае плательщик налога на прибыль имеет полное право на расходы (даже если физлицо зарегистрировано предпринимателем и уплачивает единый налог). При этом, конечно, предприятие должно удержать НДФЛ, а если предмет договора — работы/услуги, то еще и уплатить ЕСВ.Если физлицо предъявит документы, подтверждающие его предпринимательский статус в рамках выбранных видов деятельности
, то выплата не облагается ни НДФЛ, ни ЕСВ, но остается вопрос, как подтвердить его неединоналожный статус, чтобы не волноваться за свои расходы.Итак, какие документы юрлицо должно получить от предпринимателя?
Во-первых,
физлицо-предприниматель предоставляет копию свидетельства о государственной регистрации (п. 177.8 НКУ). Аналогичное требование при выплате доходов любым физлицам-предпринимателям выдвигалось и ранее, но лишь на уровне писем (см. письмо ГНАУ от 23.11.2009 г. № 12004/6/17-0716) — теперь оно закреплено в НКУ. Однако по свидетельству не определишь: единоналожник он или нет? Здесь, конечно, могла выручить копия платежного поручения на уплату авансовых взносов по НДФЛ**, что является подтверждением общесистемного налогового статуса предпринимателя. К сожалению, это не спасает предприятие от «во-вторых».** Ранее налоговики предлагали этот вариант для избежания двойного налогообложения физлиц-предпринимателей — письмо ГНАУ от 06.02.2007 г. № 2174/7/17-0717.
Во-вторых,
одной копии свидетельства уже недостаточно — физлицо-предприниматель должно подтвердить, что оно действует в пределах избранных им видов деятельности (п. 177.8 НКУ). Каким образом это сделать, в НКУ не говорится. Как вариант можно требовать от предпринимателя извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей с перечнем осуществляемых им видов деятельности***.*** О нем упоминает Пенсионный фонд как о документе, содержащем информацию о видах деятельности, которая может использоваться для необложения ЕСВ вознаграждений по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (предоставление услуг), заключенным с предпринимателями (письмо Пенсионного фонда от 06.01.2011 г. № 167/03-30).
В то же время выход из ситуации предложила ГНАУ в своем
письме от 03.02.2011 г. № 1085/К/17-0714//«Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 21, с. 12. Как вариант, налоговики предлагают получать от физлиц-контрагентов справку, которая выдается последнему налоговым органом по месту регистрации предпринимателя. В справке указываются:а)
виды деятельности предпринимателя в соответствии с регистрационной карточкой;б)
выбранная система налогообложения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.Таким образом, имея на руках такую справку, юрлицо получит всю информацию для отражения/неотражения своих расходов и обложения/необложения дохода (НДФЛ, ЕСВ), выплаченного по договору физлицу-предпринимателю.
Однако, как мы уже отмечали в комментарии к письму, налоговые органы на местах иногда отказывают в выдаче подобной справки. Ведь ни утвержденной формы справки, ни порядка ее выдачи нет. При этом ГНАУ предлагает ориентироваться на процедуру обращения граждан в соответствии с
Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР (см. Единую базу налоговых знаний).Если у предпринимателя на руках нет подобной справки, то предприятию можно обезопасить себя, попросив у контрагента следующие документы:
— копию свидетельства о государственной регистрации;
— копию платежного поручения на уплату авансовых взносов по НДФЛ;
— извлечения из Единого государственного реестра с перечнем видов деятельности предпринимателя.
Как вариант, указание налогового статуса можно предусмотреть
в договоре — ведь в соответствии с ч. 1 ст. 627 ГКУ стороны могут оговаривать в нем любые условия (с учетом требований гражданского законодательства). Сразу же отметим, что если контрагент укажет ложную информацию о себе, то от налоговой ответственности покупателя-юрлица это не спасет (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 27, с. 41).
Приобретение у единоналожника-предпринимателя через комиссионера (не физлица-единоналожника*)
* Например, им может выступить любой общесистемщик, юрлицо-единоналожник, плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога.
Комиссия на продажу.
При приобретении товаров предпринимателя-единоналожника через комиссионера (не единоналожника) плательщик налога на прибыль может увеличить расходы в общем порядке. Дело в том, что в соответствии с договором комиссии комиссионер (посредник) по поручению комитента (заказчика) обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ч. 1 ст. 1011 ГКУ). То есть при приобретении товара предпринимателя-единоналожника через комиссионера продавцом по договору купли-продажи (поставки) является именно комиссионер.Комиссия на покупку.
Казалось бы, комиссионер не обязан идентифицировать третье лицо (продавца товара), у которого он совершил покупку, и его наименование может не фигурировать в отчете комиссионера, что в общем-то дает комитенту основания для расходов даже в том случае, если такое третье лицо является физлицом-единоналожником. Однако риски непризнания расходов лежат на покупателе (комитенте), и именно он заинтересован в доказательстве налогового статуса третьего лица. Ведь если при проверке окажется, что третье лицо было физлицом-единоналожником, то такие расходы у него, вероятнее всего, захотят снять. Поэтому в договоре имеет смысл закрепить обязанность комиссионера совершать покупки у любых лиц, кроме физлиц-единоналожников, или информировать о налоговом статусе таких третьих лиц.
Аренда помещения у предпринимателя-единоналожника: что с коммунальными платежами?
В этом случае
возможность отражения расходов зависит от того, каким образом оформлена оплата коммунальных платежей — (1) путем их компенсации арендодателю на основании выставленных им счетов или (2) отдельной оплатой арендатором (в этом случае он должен заключить договоры с коммунальными службами).В первой ситуации
о расходах не может быть и речи, поскольку сумма компенсации коммунальных платежей подпадает под ограничение п.п. 139.1.12 НКУ в составе арендной платы.Во второй ситуации
арендатор может поставить суммы коммунальных платежей в расходы на общих основаниях. В зависимости от целевого назначения арендованного помещения такие расходы могут относиться к: (1) прочим прямым материальным расходам — стр. 05.1 и стр. 05.1.16 прил. СВ; (2) общепроизводственным расходам — стр. 06.1 и стр. 06.1.7 прил. ЗВ; (3) административным расходам — стр. 06.2 и стр. 06.2.3 прил. АВ; (4) расходам на сбыт — стр. 06.3 и стр. 06.3.9 прил. ВЗ; (5) прочим операционным расходам — стр. 06.5 и стр. 06.5.37 прил. ІВ.
Командированный проживает в гостинице у предпринимателя-единоналожника: что в расходах?
С изложением
Инструкции № 59 в новой редакции ее положения стали касаться лишь органов государственной власти и предприятий, финансируемых за счет бюджета (п. 1 Инструкции № 59). Но это вовсе не означает, что для обычных предприятий служебная командировка стала чем-то другим — как и прежде, это поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (подробнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 29, с. 40). Таким образом, командированное лицо действует от имени, в интересах и за счет предприятия, и все товары (работы, услуги), приобретаемые им для целей командировки, считаются приобретенными предприятием. С похожей ситуацией мы сталкивались при определении 10-тысячного ограничения наличных расчетов подотчетным лицом (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 84, с. 41). Ссылаясь на аналогичные аргументы (ведь подотчетное лицо также действует от имени и в интересах предприятия), мы делали вывод о необходимости соблюдения указанного ограничения, что подтверждалось и в письме НБУ от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220.Таким образом,
если командированное лицо проживает в гостинице, принадлежащей предпринимателю-единоналожнику, то в дальнейшем такие суммы в расходы ставить нельзя. В этом случае наиболее оптимальным решением будет включить сумму таких расходов в состав суточных. Напоминаем, что с 01.04.2011 г. при командировках в пределах Украины сумму суточных разрешено включать в расходы в размере 0,2 минимальной заработной платы на 1 января отчетного года (т. е. с 01.04.2011 г. по 31.12.2011 г. включительно — 188 грн. 20 коп.); при командировках за границу — 0,75 минимальной заработной платы (т. е. с 01.04.2011 г. по 31.12.2011 г. — 705 грн. 75 коп.).
Приобретение товаров у предпринимателя-единоналожника подотчетным лицом
Подотчетное лицо действует от имени и в интересах предприятия. Таким образом, все покупки, совершаемые им по поручению предприятия, считаются осуществленными за счет предприятия. Из сказанного
можно сделать вывод, что как и в ситуации с командировками, приобретения подотчетного лица у физлица-единоналожника подпадают под расходные ограничения. Заметьте, что ограничение затрагивает и ситуацию, когда подотчетное лицо приобретает что-либо за свой счет и в дальнейшем требует компенсировать расходы (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 84, с. 41).
Информатизация
Как известно, расходное ограничение
не распространяется на приобретение работ и услуг у предпринимателей-единоналожников, осуществляющих деятельность в сфере информатизации. Перечень видов деятельности в сфере информатизации приведен в разделе 72 КВЭД* (таблицу). Обращаем внимание читателей: перечень видов деятельности в сфере информатизации в целях учета налога на прибыль нельзя отождествлять с необъектным перечнем «информатизационных» поставок для целей НДС (п.п. «в» п. 186.3 НКУ) — последний гораздо уже — в него, например, не входит деятельность по установлению и ремонту компьютеров, компьютерных сетей, ремонту и обслуживанию принтеров и другой офисной техники, подключению к сети Интернет (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 9, с. 7).* Налоговики с этой целью ссылаются на раздел 72 Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97, утвержденного приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822, но он не содержит фундаментальных отличий от КВЭД.
Деятельность в сфере информатизации (согласно разделу 72 КВЭД)
Класс/подкласс | Включает/ не включает | Работы/услуги |
1 | 2 | 3 |
72.1 | Консультирование по вопросам информатизации | |
72.10 | Консультирование по вопросам информатизации | |
72.10.0 | Консультирование по вопросам информатизации | |
Включает | Консультирование относительно типа и конфигурации компьютерных технических средств и использования программного обеспечения: анализ информационных потребностей пользователей и поиск наиболее оптимальных решений | |
Не включает | Консультирование относительно компьютерных технических средств, включая периферические устройства, которое осуществляется предприятиями по их производству или продаже (см. 30.02, 51.84, 52.48) | |
72.2 | Разработка программного обеспечения и консультирование в этой сфере | |
72.21 | Разработка стандартного программного обеспечения | |
Включает | Разработка, издание и реализация (продажа, прокат и (или) предоставление лицензий) системных пакетов программ, служебных и игровых программ | |
Не включает | 1. Тиражирование программного обеспечения общего пользования (см. 22.33). | |
72.22 | Другие виды деятельности в сфере разработки программного обеспечения | |
Включает | 1. Консультирование по вопросам создания программного обеспечения и оказание помощи относительно технических аспектов компьютерных систем. | |
72.3 | Обработка данных | |
72.30 | Обработка данных | |
Включает | 1. Обработка данных с использованием программного обеспечения пользователя или собственного программного обеспечения. 2. полная обработка, подготовка и ввод данных. 3. эксплуатация на долгосрочной основе компьютерной техники, которая принадлежит другим пользователям. 4. оказание услуг по размещению данных в сети Интернет | |
72.4 | Деятельность, связанная с банками данных | |
72.40 | Деятельность, связанная с банками данных | |
Включает | 1. Оказание услуг в определенном порядке или последовательности путем выбора или прямого доступа к данным (автоматизированный ввод данных): данные могут быть доступными для всех или для ограниченного количества пользователей и сортироваться по заказу. | |
Не включает | Издание материалов в сети Интернет, которые имеют другие формы публикации (см. 22) | |
72.5 | Ремонт и техническое обслуживание офисной и электронно-вычислительной техники | |
Не включает | Монтаж и установка офисных машин и вычислительной техники (см. 30) | |
72.50 | Ремонт и техническое обслуживание офисной электронно-вычислительной техники | |
72.50.1 | Ремонт и техническое обслуживание офисной техники | |
72.50.2 | Ремонт и техническое обслуживание электронно-вычислительной техники | |
72.6 | Другая деятельность в сфере информатизации | |
72.60 | Другая деятельность в сфере информатизации |
Расходный запрет при взаимодействии с предпринимателями-единоналожниками неприятен, но, как видите, решения существуют. Можно даже сказать, что наибольшие проблемы он принес в части переходных расходов. Так что в дальнейшем, имея на руках изложенную информацию, мы надеемся, вам легче будет планировать свои партнерские отношения.