Темы статей
Выбрать темы

Отчет о суммах налоговых льгот: порядок заполнения и предоставления

Редакция НиБУ
Статья

Отчет о суммах налоговых льгот: порядок заполнения и предоставления

 

Всем известно, что если предприятие пользуется какими-либо льготами в налогообложении, оно обязано отчитаться о сумме этих льгот. До недавнего времени такой отчет подавался по форме № 1-ПП. С 1 января 2011 года в связи со вступлением в силу НКУ на смену форме № 1-ПП пришла новая форма «льготного» отчета. О порядке ее заполнения и предоставления и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

БКУ

— Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о госбюджете-2011

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI.

Закон № 755

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Декрет о госпошлине

— Декрет КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93.

Порядок № 1233

— Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.

Порядок № 167

— Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2011 г. № 167.

Порядок № 979

— Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979.

Бюджетная классификация

— Бюджетная классификация, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11.

Справочник льгот № 57

— Справочник № 57 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей по состоянию на 01.04.2011 г., утвержденный заместителем Председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНАУ, заместителем Председателя ГНАУ 21.03.2011 г. (см. сайт газеты «Налоги и бухгалтерский учет»: www.nibu.factor.ua).

Письмо № 1390

— письмо ГНАУ от 20.01.2011 г. № 1390/7/16-1517-01.

 

Общие понятия о налоговых льготах, установленные

НКУ

В соответствии с

п.п. 16.1.6 НКУ плательщики налогов обязаны предоставлять контролирующим органам информацию, сведения о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот (суммы полученных льгот) и направлениях их использования (по условным налоговым льготам — льготам, предоставляемым при условии использования средств, высвобожденных у субъекта хозяйствования вследствие предоставления льготы, в определенном государством порядке).

При этом под

налоговой льготой ст. 30 НКУ понимает предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии определенных оснований. Основаниями же для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Не считаются налоговой льготой операции по поставке товаров и/или услуг, не являющиеся объектом обложения НДС, на что указывает

п. 8 Порядка № 1233 (подробнее об этом речь пойдет ниже).

Налоговая льгота предоставляется путем:

а) налогового вычета (скидки), уменьшающего базу налогообложения до начисления налога и сбора;

б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;

в) установления сниженной ставки налога и сбора;

г) освобождения от уплаты налога и сбора.

Контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (по условным налоговым льготам) и своевременным возвратом средств, не уплаченных в бюджет вследствие предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе.

Если налоговые льготы

использованы не по назначению или несвоевременно возвращены, они должны быть возвращены в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ (см. п. 30.8 НКУ).

Обращаем внимание: налоговики утверждают, что налогоплательщик

не может отказаться от применения налоговой льготы или приостановить ее применение на один или несколько налоговых периодов в случае, если такое освобождение касается отдельных операций по поставке тех или иных товаров/услуг, а не предоставлено непосредственно налогоплательщику (см. письмо № 1390). Хотя, на наш взгляд, такое утверждение не бесспорно.

 

Форма

Отчета о льготах

Согласно

п. 30.6 НКУ субъекты хозяйствования — плательщики налогов, не уплачивающие в бюджет суммы налогов и сборов в связи с получением налоговых льгот, обязаны вести учет этих сумм. Такой учет осуществляется в соответствии с Порядком № 1233, которым установлена необходимость составления указанными субъектами Отчета о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о льготах) по форме, предусмотренной приложением к этому Порядку.

Порядок

№ 1233 действует с 1 января 2011 года и в нем также оговорены правила заполнения Отчета о льготах.

Кроме того, в

п. 9 данного Порядка установлена необходимость разработки ГНАУ по согласованию с Минфином еще одного важного документа, который устанавливает правила расчета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот. Мы буквально до последнего ждали появления этого документа, и наши ожидания оправдались.

ГНАУ приказом от 29.03.2011 г. № 167 утвердила

Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины, поэтому далее в статье при рассмотрении определенных вопросов мы будем руководствоваться этим Порядком.

 

Сроки предоставления

Отчета о льготах

В

п. 3 Порядка № 1233 указано, что Отчет о льготах подается субъектами хозяйствования за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту их регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода.

То есть

Отчет составляется нарастающим итогом с начала года и сроки его предоставления совпадают со сроками подачи квартальной налоговой отчетности.

Подчеркнем, что впервые данный

Отчет предоставляется за период — I квартал 2011 года. Таким образом, в 2011 году эта форма отчетности должна быть подана:

— за I квартал —

не позднее 10 мая ;

— за полугодие — не позднее 9 августа;

— за 9 месяцев — не позднее 9 ноября;

— за год — не позднее 9 февраля 2012 года.

В будущем же может сложиться так, что последний день предельного срока подачи

Отчета о льготах выпадет на выходной или праздничный день (например, 9 февраля 2013 года). Переносится ли такой последний день срока подачи на следующий за выходным или праздничным днем операционный (банковский) день, как это предусмотрено п. 49.20 НКУ для налоговой декларации?

К сожалению, такой перенос сроков

Отчета о льготах не касается, поскольку эта форма отчетности не является налоговой декларацией — на ее основании не осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, дохода в пользу физических лиц (см. п. 46.1 НКУ).

Поэтому в ситуации, когда последний день срока подачи «льготного»

Отчета совпадет с выходным или праздничным днем, субъектам хозяйствования, вероятнее всего, придется отчитаться до наступления такого выходного или праздничного дня. Впрочем, вполне возможно, что налоговики пойдут навстречу налогоплательщикам и разрешат подавать Отчет после выходного дня — в первый следующий за ним рабочий день.

 

Кто обязан подавать

Отчет о льготах

Как сказано выше,

п. 30.6 НКУ обязывает вести учет сумм налогов и сборов, не уплаченных в бюджет, субъектов хозяйствования — плательщиков налогов, получивших налоговые льготы, в порядке, установленном КМУ, т. е. Порядком № 1233.

Данный

Порядок является обязательным для исполнения субъектами хозяйствования, получающими налоговые льготы. Именно такие субъекты ведут учет налоговых льгот и составляют Отчет о льготах (см. п. 2 Порядка № 1233).

При этом заметим, что операции по поставке товаров/услуг,

не являющиеся объектом обложения НДС, к льготным операциям не относятся.

Хотя

НКУ и использует понятие «субъект хозяйствования», но не раскрывает его. Расшифровать это понятие можно, обратившись к ст. 55, 80, 130, 131 ХКУ.

Исходя из этих норм субъектами хозяйствования являются:

юридические лица, созданные в соответствии с ГКУ, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно ХКУ, а также другие юридические лица (осуществляющие, например, неприбыльную хозяйственную деятельность, т. е. кредитные союзы и благотворительные организации);

физические лица — предприниматели.

Что касается

обособленных подразделений юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины), то они хотя и включены в число плательщиков налогов (п. 15.1 НКУ), но субъектами хозяйствования не являются, поэтому не должны составлять и предоставлять Отчет о льготах. Вместе с тем, по имеющейся у нас неофициальной информации, налоговики будут требовать предоставления Отчета о льготах обособленными подразделениями, зарегистрированными в качестве отдельных плательщиков налогов.

Обратите внимание: если субъект хозяйствования

не пользуется льготами, Отчет о льготах не подается (п. 3 Порядка № 1233).

Однако если вы начали пользоваться льготой

в середине года, то за налоговый период, на который приходится дата начала пользования, и далее — за следующие налоговые периоды до конца года (в том числе и за весь год в целом) Отчет о льготах придется подавать.

 

Куда предоставляется

Отчет о льготах

Согласно

п. 3 Порядка № 1233 Отчет о льготах предоставляется субъектом хозяйствования по месту его регистрации.

Давайте выясним, что же подразумевается под «местом регистрации» субъекта хозяйствования, поскольку такое понятие в

НКУ не расшифровано.

Абсолютно ясно, что указанный

Отчет должен подаваться в налоговый орган. Ведь во-первых, он называется Отчет о суммах налоговых льгот, во-вторых, контролировать правильность предоставления и учета этих льгот должны налоговые органы (п. 30.8 НКУ), в-третьих, в самой форме Отчета (строка 5 шапки) указано, что он подается в государственную налоговую службу.

Если же субъект хозяйствования, помимо своего основного места регистрации как плательщика налога, взят на учет в другой ГНИ (неосновное место учета*), то

Отчет о льготах он должен подавать только по основному месту учета.

* Неосновным местом учета является налоговый орган по месту нахождения (регистрации) подразделений юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или посредством которых осуществляется деятельность (п. 63.3 НКУ и п. 1.4 Порядка № 979).

Теперь перейдем непосредственно к порядку заполнения формы

Отчета о льготах.

 

Порядок составления

Отчета о льготах

Правила заполнения

Отчета о льготах регулируются п. 4 Порядка № 1233. При этом они во многом схожи с правилами заполнения формы № 1-ПП.

Информацию о заполнении граф

Отчета о льготах представим в табл. 1.

 

Таблица 1

Порядок заполнения граф отчета о льготах

Название графы

Порядок заполнения графы

1

2

Код податку, збору

Данные графы заполняются на основании Бюджетной классификации. В этом документе налоги и сборы, в отношении которых налогоплательщики имеют право на льготы, приведены под следующими кодами:
общегосударственные налоги и сборы:
 — 11020000 — налог на прибыль предприятий;
 — 12030000 — сбор за первую регистрацию транспортного средства;
 — 13050000 — плата за землю;
 — 14010000 — налог на добавленную стоимость;
 — 14020000 — акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции);
 — 14030000 — акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции);
 — 22090000 — государственная пошлина;
местные налоги и сборы:
 — 18020000 — сбор за места для парковки транспортных средств;
 — 18030000 — туристический сбор

Найменування податку, збору

Код пільги згідно з довідником пільг

Эти графы заполняются по каждому виду льгот по налогам и сборам в соответствии со Справочником льгот, который уточняется, дополняется и утверждается ГНСУ ежеквартально. Последним из таких утвержденных на сегодняшний день справочников является Справочник льгот № 57 по состоянию на 1 апреля 2011 года.
После того как вы выбрали в последней версии Справочника льгот ту льготу, которой пользовались в течение отчетного периода, ее код нужно проставить в графе «Код пільги згідно з довідником пільг», а название льготы вписать в графу «Найменування податкової пільги» (здесь же целесообразно в скобках привести ссылку на пункт и название нормативного документа, которым она предусмотрена. Эта информация берется из граф 3 — 5 Справочника льгот).
Например, запись может быть такой:
код льготы — «14020030»;
название льготы — «Не подлежат налогообложению операции по вывозу (экспорту) подакцизных товаров (продукции) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины. Товары (продукция) считаются вывезенными (экспортированными) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины, если их вывоз (экспорт) подтвержден должным образом оформленной таможенной декларацией (п.п. 213.2.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI)»

Найменування податкової пільги

Сума податкових пільг, гривень; усього

Здесь указывается сумма налоговых льгот, т. е. фактически сумма налога (сбора), не уплаченная в бюджет в связи с получением налоговых льгот.
Согласно п. 9 Порядка № 1233 такая сумма должна рассчитываться в порядке, установленном ГНСУ по согласованию с Министерством финансов Украины. Как мы сказали выше, это Порядок № 167, причем он касается исключительно льгот по НДС (порядок расчета льгот по НДС рассмотрен отдельно в табл. 2). По всем другим налогам и сборам сумму налоговых льгот придется определять самостоятельно. Впрочем, это будет несложно. Сумма полученных налоговых льгот — это сумма налога или сбора, которую должен был уплатить субъект хозяйствования, если бы не воспользовался льготами.

Пример 1. В I квартале 2011 года налогоплательщик вправе был в соответствии с п.п. 5.4.2 Закона о налоге на прибыль отразить в составе валовых расходов затраты, связанные с профессиональной подготовкой, обучением, переподготовкой или повышением квалификации лиц (код льготы — 11020208).
Напомним, что такие затраты могли быть отнесены на валовые расходы в пределах 3 % фонда оплаты труда отчетного периода.
Предположим, что предприятие в I квартале 2011 года оплатило обучение работника в сумме 6500 грн. Эту сумму оно включило в валовые расходы. Ставка налога на прибыль в этом периоде — 25 %. Следовательно, сумма льготы — 1625 грн. (6500 грн.
х 25 % : 100 %).
Пример 2. Предприятие начислило нерезиденту доход в размере 10000 грн., которые облагаются налогом на доходы нерезидентов по ставке 15 % согласно п. 13.1 Закона о налоге на прибыль (код льготы — 11020065). Сумма льготы составляет (10000 грн.
х (25 % - 15 %) : 100 %).
Пример 3. Детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины, находящиеся на балансе предприятия, освобождены от уплаты земельного налога (код льготы — 13050078). Условно сумма такого налога равна 6800 грн. Поэтому в данной графе проставляется сумма 6800 грн.
Обратите внимание: в этой графе Отчета о льготах отражается общая сумма полученных льгот (в гривнях без копеек)

Сума податкових пільг, гривень; у тому числі з державного бюджету

В этой графе отражается сумма льгот из графы «Сумма податкових пiльг; усього» Отчета о льготах по налоговым платежам, уплачиваемым в Государственный бюджет Украины.
Перечень налоговых платежей, уплачиваемых в общий фонд госбюджета, приведен в ст. 29, п. 51 разд. VI (по экологическому налогу) БКУ. А состав доходов специального фонда госбюджета определяется Законом о Государственном бюджете Украины на текущий год. Например, в 2011 году он приведен в ст. 4 Закона о госбюджете-2011.
В местные бюджеты зачисляются налоговые платежи, указанные в ст. 64, 66, 69, 71 и п. 51 разд. VI (по экологическому налогу) БКУ.
С учетом норм этих законодательных актов в 2011 году в Государственный бюджет Украины зачисляют:
 — налог на прибыль предприятий (кроме налога на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности);
 — налог на добавленную стоимость;
 — акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств (зачисляется в специальный фонд Государственного бюджета);
 — акцизный налог с произведенных в Украине других подакцизных товаров (продукции), зачисляемый в общий фонд Государственного бюджета (кроме уплачиваемого плательщиками, которые зарегистрированы в Автономной Республике Крым);
 — акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции);
 — государственная пошлина, взимаемая с исковых заявлений, подаваемых в хозяйственный суд, с апелляционных и кассационных жалоб на решения и постановления хозяйственных судов, заявлений об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, а также за действия, связанные с выдачей охранных документов (патентов и свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, и за действия, связанные с поддержанием действия патентов на сорта растений, и за подачу в КМУ проекта создания промышленно-финансовой группы, за действия, предусмотренные пп. «б» — «е», «и», «к», «л» и «н» п. 6 ст. 3 Декрета о госпошлине в части, касающейся общегражданских загранпаспортов, государственная пошлина с исковых заявлений и заявлений кредиторов по делам о банкротстве, поступающих из других государств и рассматриваемых соответствующими органами Украины (см. ст. 6 Декрета о госпошлине).
Следовательно, налоговые льготы именно по этим видам налогов отражают отдельно в данной графе Отчета о льготах

Строк користування податковими пільгами у звітному періоді; дата початку

В этих графах указываются соответственно даты (число, месяц и год), на которые приходится начало и окончание действия льгот. В случае, когда срок пользования налоговой льготой установлен до начала отчетного периода и продолжается после его окончания, такой срок совпадает с датой начала и окончания указанного периода.
Иначе говоря, если льгота действовала в течение всего отчетного периода, то даты начала и окончания применения льготы совпадут с датами начала и завершения отчетного периода.
Например, льгота появилась с первого дня I квартала 2011 года и продолжается после I квартала 2011 года. В таком случае в Отчете о льготах за I квартал 2011 года будет проставлена дата начала «01.01.2011 г.», а дата окончания — «31.03.2011 г.».
Если же право на льготу получено или утрачено в течение отчетного периода, в данных графах соответственно указывается конкретная дата начала или окончания применения льготы.
Если предприятие начало осуществлять льготную деятельность с середины налогового периода, в графе «дата початку» проставляется дата начала такой деятельности. Если окончание льготной деятельности пришлось на середину налогового периода, в графе «дата закінчення» проставляется дата завершения льготной деятельности

Строк користування податковими пільгами у звітному періоді; дата закінчення

Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням, гривень; усього

Данные графы заполняются в случае, если законодательством предусмотрено целевое использование полученных льгот и плательщик фактически использовал определенную часть средств, полученных вследствие применения льготы, по целевому назначению. Такая фактически использованная сумма средств и должна быть записана в этих графах (если льгота получена из госбюджета).
Например, согласно п. 209.2 НКУ сельскохозяйственные предприятия, избравшие спецрежим обложения НДС, сумму спецрежимного НДС аккумулируют на спецсчете, с которого потом используют эти средства для других производственных целей.
Предположим, что в I квартале 2011 года сельхозпредприятие перечислило (использовало) со спецсчета для других производственных целей 8000 грн. Другими льготами предприятие не пользовалось.
При таких условиях в этих обеих графах должна быть проставлена сумма 8000 грн.
В данных графах сумма льгот проставляется в гривнях без копеек

Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням, гривень; у тому числі з державного бюджету

 

Льготы по НДС, подлежащие отражению в

Отчете о льготах

В

п. 8 Порядка № 1233 указано, что налоговые льготы определяются по операциям по поставке товаров и/или услуг, которые являются объектами обложения НДС и в соответствии с НКУ и международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины:

освобождены от налогообложения;

облагаются по нулевой ставке;

в отношении которых применяются специальные режимы налогообложения в сфере сельского хозяйства.

Таким образом, операции по поставке товаров/услуг,

не являющиеся объектом налогообложения, к льготным операциям не относятся.
В связи с этим субъект хозяйствования, который осуществляет операции по поставке товаров (услуг), не являющиеся объектом налогообложения, не отражает их в Отчете о льготах. Подтверждение тому находим в письме № 1390.

Теперь выясним, по каким правилам рассчитываются налоговые льготы по НДС (см. табл. 2). При этом будем опираться на

Порядок № 167.

 

Таблица 2

Порядок расчета налоговых льгот по НДС

№ п/п

Вид льготы (режим налогообложения)

Порядок расчета льготы

1

2

3

1

Освобождение от обложения НДС (см. п. 1 раздела ІІ Порядка № 167)

СП = (V пост. зв. - (V прид. з податком + V прид. без податку))

х розмір ставки податку ,
где СП — сумма льгот;
V пост. зв. — объемы поставки товаров (услуг), освобожденных от обложения НДС;
V прид. з податком, V прид. без податку — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые используются в операциях, освобожденных от обложения НДС. Сюда включаются только расходы, касающиеся объема поставки товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет о льготах. Например, если предприятие в I квартале 2011 года приобрело товары и отразило их в разделе II «Налоговый кредит» декларации по НДС, но до конца этого периода их не реализовало, они в I квартале не относятся к показателю объема понесенных расходов приведенной формулы, а попадут сюда только в том налоговом периоде, в котором состоится их продажа. Такие объемы должны браться без НДС

2

Налогообложение по нулевой ставке
(см. п. 2 раздела ІІ Порядка № 167)

СП = (V пост., нуль - V прид.) х розмір ставки податку

,
где СП — сумма льгот;
V пост, нульов. — объемы операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых по нулевой ставке;

V прид. — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые используются в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых по нулевой ставке.Такие объемы должны браться без НДС.
Здесь также учитываются только расходы, касающиеся объема поставки товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет о льготах, аналогично предыдущему расчету (строка 1 данной таблицы).
Обращаем внимание, что в Справочнике льгот № 57 нет позиции, которая ранее классифицировалась как льгота под кодом 14010129 «Суми податку на додану вартість, сплачені постачальникам за матеріально-технічні ресурси, які підлягають відшкодуванню із бюджету при експорті товарів та супутніх такому експорту послуг платником податку» (см., например, Справочник льгот № 56). Это означает, что данная позиция в Отчет о льготах не включается. Сумма льгот в связи с осуществлением операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) определяется по приведенной здесь формуле и записывается в Отчет о льготах под кодом 14010394

3

Спецрежимы налогообложения
в области сельского и лесного
хозяйства, а также рыболовства — ст. 209 НКУ
(см. п. 3 раздела ІІ Порядка № 167)

СП = ПЗ декларацiй,

где СП — сумма льгот;
ПЗ декларацiй — сумма НДС, которая остается в распоряжении сельскохозяйственных предприятий или перечисляется на специальный счет сельскохозяйственного предприятия в соответствии с декларацией по НДС (сокращенной или специальной).
Для ПЗ декларацiй берется значение строки 14 всех деклараций по НДС (сокращенных), составленных за отчетный налоговый период, за который подается Отчет о льготах, если предприятие пользуется спецрежимом согласно ст. 209 НКУ, или строки 17 деклараций по НДС (специальных), составленных за отчетный налоговый период, за который подается Отчет о льготах, если предприятие пользуется спецрежимом согласно п. 209.18 НКУ

 

Особенности включения в 2011 году в

Отчет о льготах некоторых льгот по налогу на прибыль

Открыв

Справочник льгот № 57, вы увидите, что в нем в отношении налога на прибыль приведены льготы, предоставленные предприятиям как Законом о налоге на прибыль , так и НКУ. При этом здесь четко сказано, что перечисленные льготы предоставлены законодательством на 01.04.2011 г. Это не должно вводить вас в заблуждение. Несмотря на то что указанная дата относится уже не к I кварталу 2011 года, Справочником льгот № 57 нужно руководствоваться при составлении Отчета о льготах за I квартал 2011 года. А для второго квартала 2011 года и последующих кварталов должны появиться свои Справочники льгот.

Обращаем внимание: если налогоплательщик в I квартале 2011 года осуществлял какие-либо льготные операции, оговоренные

Законом о налоге на прибыль, а с 01.04.2011 г. подобными льготами не пользуется, он включает их в первоквартальный Отчет о льготах и повторяет информацию о них до конца 2011 года (поскольку «льготная» отчетность составляется нарастающим итогом с начала года).

Перечень некоторых видов льгот по налогу на прибыль приведем в табл. 3.

 

Таблица 3

Анализ ряда «прибыльных» льгот согласно

Справочнику льгот № 57

Код льготы

Название льготы

Пункт Закона о налоге на прибыль

Примечание

11020033

В состав валовых расходов включаются суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, в неприбыльные организации, определенные в пункте 7.11 статьи 7 этого Закона, суммы средств, перечисленные юридическим лицам, в том числе неприбыльным организациям — учредителям постоянно действующего третейского суда в размере, превышающем два процента, но не более пяти процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, за исключением взносов, предусмотренных подпунктом 5.6.2 пункта 5.6 этой статьи, и взносов, предусмотренных подпунктом 5.2.17 этого пункта

П.п. 5.2.2

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Подобная норма относительно благотворительности, правда, в размере не более 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, предусмотрена и в НКУ (абзац «а» п.п. 138.10.6)

11020034

Учитывается в составе валовых расходов сумма средств, перечисленных предприятиями всеукраинских объединений лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, на которых работает по основному месту работы не менее 75 процентов таких лиц, этим объединениям для проведения их благотворительной деятельности, но не более 10 процентов налогооблагаемой прибыли

П.п. 5.2.3

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Аналогичная норма относительно благотворительности предусмотрена и в НКУ (абзац «в» п.п. 138.10.6)

11020035

Учитываются в составе валовых расходов плательщиков налогов, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, плата за землю, которая не используется в сельскохозяйственном производственном обороте

П.п. 5.2.5

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Аналогичная норма относительно платы за землю у производителей сельхозпродукции предусмотрена и в НКУ (п.п. 138.10.4)

11020044

Если объект налогообложения плательщика налога из числа резидентов по результатам налогового года имеет отрицательное значение объекта налогообложения (с учетом суммы амортизационных отчислений), сумма такого отрицательного значения подлежит включению в состав валовых расходов первого календарного квартала следующего налогового года. Расчет объекта налогообложения по результатам полугодия, трех кварталов и года осуществляется с учетом отрицательного значения объекта налогообложения предыдущего года в составе валовых расходов таких налоговых периодов нарастающим итогом до полного погашения такого отрицательного значения

Пп. 6.1, 22.13

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Аналогичная норма относительно переноса прошлогодних убытков предусмотрена и в НКУ (ст. 150; п. 3 подраздела 4 раздела XX)

11020045

Если в течение отчетного периода расходы на приобретение каждого из отдельных видов ценных бумаг, а также деривативов, понесенные (начисленные) плательщиком налога, превышают доходы, полученные (начисленные) от продажи (отчуждения) ценных бумаг или деривативов такого же вида в течение такого отчетного периода, отрицательный финансовый результат переносится на уменьшение финансовых результатов от операций с ценными бумагами или деривативами такого же вида будущих отчетных периодов в порядке, определенном статьей 6 этого Закона

П.п. 7.6.1

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Аналогичная «ценнобумажная» норма предусмотрена и в НКУ (п. 153.8)

11020046

Балансовые убытки от совместной деятельности, понесенные в предыдущих периодах, уменьшают доходы, полученные от совместной деятельности

П.п. 7.7.5

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Аналогичная «совместноубыточная» норма предусмотрена и в НКУ (п.п. 153.14.4)

11020047

Авансовый взнос, предусмотренный подпунктом 7.8.2 этого пункта, не взимается в случае выплаты дивидендов в виде акций (долей, паев), эмитированных (выпущенных) предприятием, которое начисляет дивиденды, при условии, что такая выплата никоим образом не изменяет пропорций (долей) участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде предприятия-эмитента, независимо от того, были ли такие акции (доли, паи) надлежащим образом зарегистрированы (отражены в изменении к уставным документам) или нет, а также в случае выплат дивидендов в пользу институтов совместного инвестирования, а также в случае выплат дивидендов институтами совместного инвестирования и в случае выплаты дивидендов плательщиком налога, преимущественная часть доходов (более 90 процентов) которого получена в виде дивидендов, уплаченных юридическими лицами — резидентами, находящимися под его контролем согласно п. 1.26 этого Закона

П.п. 7.8.5

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Аналогичная норма относительно авансового дивидендного взноса предусмотрена и в НКУ (п.п. 153.3.5)

11020162

Учитываются в составе валовых расходов суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, в размере, превышающем два процента, но не более десяти процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода

П.п. 5.2.13

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Аналогичная норма относительно благотворительности предусмотрена и в НКУ (абзац «д» п.п. 138.10.6)

11020184

Учитываются в составе валовых расходов суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) организациям работодателей и их объединениям, созданным в соответствии с законом по этому вопросу, в виде вступительных, членских и целевых взносов, но не более 0,2 процента фонда оплаты труда плательщика налога в расчете за отчетный год

П.п. 5.2.17

Данная льгота отражается в Отчете о льготах
за I квартал 2011 года и повторяется в том же объеме до конца 2011 года.
Аналогичная норма относительно расходования средств в пользу организаций работодателей предусмотрена и в НКУ (п.п. 138.12.3)

 

Ответственность за непредоставление

Отчета о льготах

Как мы сказали выше,

Отчет о льготах не является налоговой декларацией, поэтому штрафные санкции, предусмотренные ст. 120 НКУ за непредоставление налоговых деклараций, к нему применяться не должны.

Кроме того,

Отчет о льготах, в отличие от отчета по форме № 1-ПП, не является документом статистической отчетности. В связи с этим за неподачу Отчета о льготах нет оснований применять административные штрафы (вы помните, что за непредоставление или предоставление с нарушениями отчета по форме № 1-ПП должностные лица субъекта хозяйствования привлекались к административной ответственности согласно ст. 1863 КоАП).

Вместе с тем, несмотря на отсутствие санкций, советуем заполнить и подать «льготный» Отчет в налоговый орган своевременно, ведь его предоставление — не право, а обязанность субъекта хозяйствования, пользующегося налоговыми льготами. Тем более, что, воспользовавшись нашими рекомендациями, с этой задачей вы сможете справиться без особого труда.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше