Налог на прибыль. Лицензия на медпрактику: списать на расходы или амортизировать как НМА?

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Май, 2011/№ 36
Ответы на вопросы

Лицензия на медпрактику: списать на расходы или амортизировать как НМА?

 

Как в ходе инвентаризации, проведение которой на 1 апреля текущего года предусмотрено

НКУ, следует поступить с лицензией на осуществление медицинской практики, срок действия которой на указанную дату еще не истек?

(г. Харьков)

 

Действительно, в соответствии с

п. 20 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании медицинская практика подлежит лицензированию, при этом согласно абз. второму п. 11 постановления КМУ от 29.11.2000 г. № 1755 срок действия лицензии на осуществление такой деятельности составляет 5 лет .

В бухгалтерском учете

в соответствии с абз. восьмым п. 5 П(С)БУ 8 стоимость приобретенных лицензий отражается в составе прочих нематериальных активов (при условии соответствия критериям признания активов) независимо от срока их полезного использования, что подтверждается в письме Минфина Украины от 13.07.2009 г. № 31-34000-20-10/18896 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 62).

До 01.04.2011 г. в вопросе налогового учета

любых лицензий, дающих право на осуществление того или иного вида хозяйственной деятельности, следовало руководствоваться специальной нормой п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль, разрешавшей относить стоимость таких лицензий в состав валовых расходов вне зависимости от срока их действия.

Налоговики же последовательно отстаивали другую позицию (см.

письмо ГНАУ от 17.09.2008 г. № 18813/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 79), по которой стоимость лицензий сроком действия более года не включалась в валовые расходы, а подлежала амортизации по правилам п.п. 8.3.9 Закона о налоге на прибыль. Заметим, что за последнее время перед вступлением в силу разд. III НКУ их убеждения по данному вопросу изменений не претерпели (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 25, с. 5).

Между тем

после 1 апреля 2011 года изменилось собственно правовое регулирование отражения в налоговом учете расходов на приобретение лицензий. Так, согласно абз. «ж» п.п. 138.10.6 НКУ в состав прочих расходов включаются прочие расходы обычной деятельности (кроме финансовых расходов), не связанные непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, в частности расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений (кроме тех, стоимость и срок использования которых соответствуют признакам, установленным для основных средств* разд. I этого Кодекса, и подлежат амортизации в составе нематериальных активов), выданных государственными органами для осуществления хозяйственной деятельности.

* Скорее всего, имеются в виду классификационные признаки для отнесения активов к основным средствам, приведенные в определении этого термина из п.п. 14.1.138 НКУ: стоимостный (2500 грн., но в 2011 году — 1000 грн. согласно п. 14 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» этого Кодекса) и временной (более одного года или операционного цикла, если он длиннее года).

Одновременно с этим следует обратить внимание на

п.п. 145.1.1 НКУ, которым к прочим нематериальным активам (группа 6) отнесены права на ведение деятельности, а также на п.п. 14.1.99 этого Кодекса, где сказано, что термин «лицензия» используется в значении, приведенном в Хозяйственном кодексе Украины. При этом определение лицензии из ч. 3 ст. 14 ХКУ лицензия — это документ государственного образца, удостоверяющий право субъекта хозяйствования на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока и при условии соблюдения лицензионных условий») дополнительно подтверждает, что в п.п. 145.1.1 НКУ как о нематериальных активах упоминается именно о лицензиях на осуществление определенного вида хоздеятельности.

Таким образом, совместное прочтение приведенных выше законодательных норм позволяет прийти к выводу, что

с 01.04.2011 г. в новом налоговом учете:

лицензии, срок действия которых не превышает одного года либо стоимость которых менее 2500 грн. (до 01.01.2012 г. — менее 1000 грн.), следует включать в расходы отчетного периода, в котором приобретены такие лицензии, как прочие расходы обычной деятельности;

лицензии, срок действия которых составляет более одного года, а стоимость превышает 2500 грн. (до 01.01.2012 г. — 1000 грн.), должны учитываться в составе группы 6 нематериальных активов как прочие НМА. При этом амортизация таких активов осуществляется с применением методов, определенных в п.п. 145.1.5 НКУ, в течение срока действия права пользования согласно правоустанавливающему документу (другими словами, в течение срока действия такой лицензии).

Что касается необходимости

учесть лицензии, приобретенные до 01.04.2011 г. и действующие после указанной даты, в ходе инвентаризации основных средств, других необоротных и нематериальных активов по состоянию на 01.04.2011 г., проведение которой предусмотрено п. 6 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НКУ , то об этом в Кодексе ничего не сказано.

Вместе с тем следует понимать, что если предприятие строго придерживалось требований

п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль, то в новом налоговом учете «старые» лицензии отражать не надо, поскольку их стоимость в свое время была полностью включена в состав валовых расходов, а повторное отнесение каких-либо затрат на расходы прямо запрещено п. 138.3 НКУ.

Если же предприятие ранее предпочло прислушаться к мнению налоговиков, то на 1 апреля текущего года, проводя инвентаризацию НМА,

остаточную стоимость «старых» лицензий, определенную по данным бухгалтерского учета, ему необходимо будет включить в инвентаризационную опись НМА с целью продолжения их амортизации по правилам, установленным НКУ.

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить