Командировки. Длительность командировки

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Май, 2011/№ 36
Ответы на вопросы

Длительность командировки

 

Может ли после внесения последних изменений в законодательство считаться командировкой служебная поездка сотрудника в другой населенный пункт на срок более 30 календарных дней? Следует ли засчитывать в срок командировки и оплачивать день выбытия в командировку и день прибытия из нее?

(г. Днепропетровск)

 

Приказом Минфина от 17.03.2011 г. № 362

действительно изложена в новой редакции Инструкция № 59. После внесенных изменений положения Инструкции № 59 обязательны только для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, полностью либо частично финансируемых за счет бюджетных средств. Хозрасчетным предприятиям, как можно сделать вывод, была оставлена возможность решения всех неурегулированных в законодательстве вопросов на уровне внутренних документов предприятия (коллективного договора, положения о командировках, приказа руководителя)*.

* Это подтверждают и специалисты Минфина (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 15, с. 33).

Однако мы изначально предлагали субъектам хозяйствования исходить из того, что без обращения к

Инструкции № 59 им все же не обойтись. И НКУ, и КЗоТ используют термин «командировка» и при этом не дают его определение. Такой пробел нельзя рассматривать как возможность предприятиям самостоятельно определять, какие поездки следует считать командировками, а какие нет. В связи с этим предприятиям в любом случае необходимо исходить из тех критериев, которые приведены в Инструкции № 59 как признаки командировки (поездка по распоряжению работодателя в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы). Один из таких критериев — длительность поездки . Согласно абз. второму п. 1 раздела ІІ Инструкции № 59 срок командировки в пределах Украины определяется руководителем либо его заместителем и не может превышать 30 календарных дней (за некоторыми исключениями, в частности командировка работников, направляемых для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ, не должна превышать срока строительства объектов).

По нашему мнению, направление работника в другую административно-территориальную единицу для выполнения служебного задания по распоряжению работодателя на срок более 30 календарных дней может рассматриваться как перевод работника на работу в другую местность*. В этом случае, во-первых, обязательным является согласие сотрудника на такой перевод; во-вторых, предприятие должно выполнить требования

ст. 120 КЗоТ, предусматривающей гарантии и компенсации при переезде на работу в другую местность. Так, в частности, работники имеют право на возмещение расходов, связанных с переездом в другую местность. Им выплачивается стоимость проезда (самого сотрудника и при необходимости членов его семьи), расходы по перевозке имущества, суточные за время пребывания в дороге, одноразовая помощь на самого сотрудника и на каждого члена его семьи, который переезжает вместе с ним, заработная плата за дни сбора в дорогу и обустройства на новом месте проживания, но не более шести дней, а также за время пребывания в пути.

* Следует сказать, что сегодня законодательство о труде не дает достаточных критериев для разграничения перевода на другую работу и командировку (см. Науково-практичний коментар до законодавства України про працю. — 12-те вид., перероб. і доп. — Х.: Фактор, 2010. — с. 171).

Что касается второй части вопроса о включении (либо невключении) дней отбытия в командировку и прибытия из нее, то здесь аргументы аналогичны.

НКУ и КЗоТ говорят о суточных расходах, но при этом правил исчисления суток, за которые они выплачиваются, не приводят.

Со вступлением в силу

НКУ некоторыми специалистами стала высказываться позиция, согласно которой под сутками для целей применения налогового законодательства следует понимать 24 часа. Следовательно, при таком подходе, если работник уезжает в командировку, скажем, в пять утра, находится в служебной поездке полных (от 0 часов до 24 часов) шесть дней и после этого возвращается из командировки, к примеру, в 10 утра, выплате будут подлежать суточные только за семь дней (т. е. за семь полных суток продолжительностью 24 часа).

Изменения в законодательстве подтолкнули и к другим выводам: поскольку вопрос о правилах расчета суточных урегулирован

Инструкцией № 59, которая после внесения в нее изменений не имеет обязательного характера для хозрасчетных предприятий, последние могут в своих внутренних документах оговаривать порядок расчета суточных.

На наш взгляд, оба из предложенных подходов приведут к неправомерным действиям со стороны предприятия. Как уже указывалось, и

НКУ, и КЗоТ говорят о выплате суточных (возмещении суточных расходов). При этом чтобы определить, что понимают указанные нормативные акты под сутками для целей возмещения командировочных расходов, следует обратиться к нормативному акту, регулирующему эту сферу отношений. Таким актом и будет Инструкция № 59. Она, как и раньше, предусматривает, что определение количества дней командировки для выплаты суточных осуществляется с учетом дня выбытия в командировку и дня прибытия к месту постоянной работы, которые засчитываются как два дня. Из этой нормы мы можем сделать вывод, что законодатель, говоря о суточных, под сутками понимает не промежуток времени в 24 часа, а календарный день, полный либо неполный. К тому же, против налогоплательщиков, которые решат отступить от приведенного правила расчета суточных, сыграет и уже устоявшаяся за долгое время практика определения количества дней нахождения в командировке.

 

Елена Уварова, юрист

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить