Темы статей
Выбрать темы

Туристическая деятельность: особенности обложения НДС

Редакция НиБУ
Статья

Туристическая деятельность: особенности обложения НДС

 

Наверняка у многих туристических компаний еще свежи воспоминания о том, как в 2005 году неоднократно менялся порядок обложения НДС их деятельности. И вот, после нескольких лет затишья с 1 января 2011 года им вновь пришлось пережить своеобразную революцию, так как Налоговый кодекс ввел новые НДС-правила для субъектов туристической отрасли.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о туризме

— Закон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР.

Лицензионные условия № 111/55

— Лицензионные условия осуществления туроператорской и турагентской деятельности, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства культуры и туризма от 11.09.2007 г. № 111/55.

 

Основные понятия

Прежде всего укажем, что в целях обложения НДС субъекты туристической сферы должны руководствоваться специальными нормами

ст. 207 НКУ. В этой статье установлены правила налогообложения туристических услуг, предоставляемых лицом, которое (см. п. 207.1 НКУ):

— действует от своего собственного имени;

— не является агентом другого лица;

— использует товары или услуги других лиц в процессе предоставления этих туристических услуг.

При этом под

туристической услугой п. 207.2 НКУ понимает услугу по временному размещению туриста в гостинице, мотеле, кемпинге, других местах временного проживания, а также услуги по питанию, транспортному, экскурсионно-информационному и другому туристическому обслуживанию, включая услуги по страхованию жизни или здоровья такого туриста либо его гражданской ответственности перед третьими лицами, которые включаются в стоимость услуги по временному размещению туриста или стоимости туристического ваучера (путевки).

Указанный комплекс туристических услуг с целью налогообложения рассматривается как

единая туристическая услуга.

К лицам — участникам операции по предоставлению туристических услуг

НКУ относит туристических операторов и туристических агентов.

В соответствии с

п. 207.3 НКУ туристический оператор — это лицо, которое непосредственно предоставляет услугу по временному размещению туриста или приобретает услуги других плательщиков налога, включаемые в состав туристической услуги согласно п. 207.2 НКУ, с целью их предоставления туристам как непосредственно, так и через туристического агента путем поставки туристического ваучера (путевки).

А

туристический агент — это лицо, которое согласно условиям гражданско-правового договора, заключенного с туристическим оператором, приобретает туристический ваучер (путевку) или проводит посреднические операции по его поставке от имени и/или по поручению туристического оператора туристам либо другим туристическим агентам (п. 207.4 НКУ).

Из приведенных норм следует, что

НКУ установлены две схемы реализации туристических услуг:

прямая, при которой туроператор самостоятельно организовывает и обеспечивает создание турпродукта, реализует и предоставляет туристические услуги, а турагент реализует турпродукт или отдельные туруслуги других субъектов туристической деятельности на основании так называемых договоров купли-продажи туристических услуг. Вместе с тем такая схема в отношении турагентов не совсем вписывается в законодательство о туризме. Ведь в ст. 5 Закона о туризме четко указано, что туристическими агентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг;

посредническая (агентская). Эта схема используется, если, например, туроператор реализует туруслуги не напрямую туристам, а привлекает для этого другого субъекта турдеятельности (которым может быть как туроператор, так и турагент) в качестве посредника. Тогда между ними заключается, как правило, агентский договор (договор поручения). По этому договору турагент (или туроператор, выступающий в роли турагента) оказывает услуги туроператору по реализации его турпродукта, в частности, осуществляет поиск клиентов, предоставляет им необходимую информацию, заключает договор на туристическое обслуживание от имени туроператора, получает и перечисляет туроператору средства в оплату турпродукта. За предоставленные услуги туроператор выплачивает посреднику вознаграждение. Такая схема реализации туристических услуг является классической и прямо предусмотрена в специальном законодательстве о туризме (см. ст. 5, 20 Закона о туризме, а также п. 1, п.п. 6.1.3 Лицензионных условий № 111/55).

Фактически получается, что порядок определения базы обложения НДС, установленный

ст. 207 НКУ, зависит от категории субъекта туристической деятельности — туроператор или турагент, а также от вида договора — прямой или посреднический.

Поскольку данная

статья, повторим, является специальной и определяет базу обложения НДС субъектов турдеятельности, которые действуют от своего имени, не являются агентами других лиц и используют товары или услуги других лиц в процессе предоставления туруслуг, то ею могут руководствоваться исключительно туроператоры как создатели турпродукта, а также турагенты, работающие по прямым договорам.

А вот турагенты, выступающие

агентами (посредниками) туроператоров или других поставщиков туристических услуг, а также туроператоры, которые в той или иной сделке выступают как агенты, т. е. работают на основании агентского договора с другим туроператором (гостиницей, перевозчиком и т. д.), не имеют права применять нормы ст. 207 НКУ. Таким субъектам нужно действовать в соответствии с общими правилами начисления и уплаты НДС по комиссионным и иным подобным договорам, установленными п. 189.4 НКУ. Аналогичного мнения придерживаются и налоговики (см. консультацию на с. 43 этого номера).

Вместе с тем по этому поводу существует и другая точка зрения. В соответствии с ней турагенту-посреднику в данном случае нужно ориентироваться на

п. 188.1 НКУ, облагая НДС лишь сумму своего агентского вознаграждения (подробнее об этом расскажем ниже).

Однако представители налоговой службы, как видим, пока думают иначе.

И еще один момент. Вы знаете, что при достижении объема облагаемых НДС операций

300000 грн. (эта сумма рассчитывается без НДС) туроператору или турагенту необходимо зарегистрироваться в качестве плательщика НДС. Как же рассчитать этот 300-тысячный предел?

По разъяснениям сотрудников налогового ведомства, если при поставке туроператором или турагентом туристического ваучера (путевки) (т. е. прямая схема реализации туруслуги) база налогообложения определяется исходя из суммы вознаграждения, то при исчислении общего объема налогооблагаемых операций отчетного периода для НДС-регистрации (обязательной или добровольной) должна учитываться только

сумма вознаграждения (маржи) такого туроператора (турагента).

А вот турагенты-посредники (посредническая схема реализации туруслуги) для целей НДС-регистрации в общий объем налогооблагаемых операций отчетного периода периода включают

продажную стоимость туристического ваучера (путевки) и свое комиссионное вознаграждение (см. консультацию на с. 44 этого номера). Кстати, данная консультация косвенно подтверждает позицию сотрудников налогового ведомства относительно применения к операциям, осуществляемым турагентами-посредниками, положений п. 189.4 НКУ.

 

НДС-учет у туроператора

 

Внутренний и въездной туризм

В соответствии с

п. 207.5 НКУ базой обложения НДС при проведении операции по поставке туристической услуги туристическим оператором является стоимость такой услуги (без учета НДС), равная сумме вознаграждения (маржи) такого туристического оператора, т. е. разница между общей суммой, уплачиваемой покупателем (без учета НДС), и фактическими расходами по осуществлению налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг, стоимость которых включается в стоимость такой туристической услуги.

Иными словами, база обложения НДС у туроператора определяется исходя из разницы между договорной (контрактной) стоимостью туруслуги (без НДС) и фактическими расходами на ее создание. При этом в

п. 207.5 НКУ сделан акцент на том, что для целей обложения НДС из стоимости туруслуги вычитаются не все расходы на приобретение товаров/услуг с целью формирования туруслуги, а только те, на стоимость которых поставщик таких товаров/услуг начислил НДС. То есть в уменьшение базы обложения НДС могут сыграть лишь расходы по товарам/услугам:

1)

облагаемым НДС;

2) приобретенным у

плательщиков НДС (это следует из расшифровки термина «туристический оператор», приведенной в п. 207.3 НКУ).

Заметьте, что в

п. 207.5 НКУ не сказано, что фактические расходы на приобретение товаров/услуг, стоимость которых включается в себестоимость туруслуги, должны браться без НДС. На наш взгляд, это не случайно, ведь туроператор не имеет права включить суммы «входного» НДС по этим товарам/услугам в состав своего налогового кредита. Поэтому при исчислении суммы вознаграждения туроператора (базы обложения НДС) такие фактические расходы справедливо учитывать с НДС. К сожалению, ГНАУ не вносит ясности по этому вопросу и, вероятно, пойдет фискальным путем, о чем свидетельствует консультация, опубликованная в еженедельнике «Податковий, банківський, митний КОНСУЛЬТАНТ», 2011, № 18, с. 15.

Считаем, что плательщики налога на прибыль вправе отнести указанные суммы «входного» НДС к расходам на основании

абзаца третьего п.п. 139.1.6 НКУ. Увеличатся на эти суммы и расходы в бухгалтерском учете.

Если товары/услуги, формирующие туруслугу, приобретаются у неплательщика НДС (например, гостиницы, заведения ресторанного хозяйства, перевозчика), что вполне правомерно (так как использовать товары или услуги других лиц в процессе предоставления туруслуг позволяет

п. 207.1 НКУ) или не облагаются НДС, то их стоимость из суммы выручки от реализации туруслуги для целей определения базы обложения НДС не вычитается.

Кроме того, в уменьшение базы налогообложения в данном случае не сработают и другие расходы туроператора, например, на рекламу, аренду и содержание помещения, на оплату труда и социальное страхование работников, прочие административные расходы (в частности, на канцелярские товары), хотя они и входят в состав вознаграждения туроператора. По таким расходам «входной» НДС включается в налоговый кредит по общему правилу, установленному в

п. 198.1 НКУ. Подтверждение тому находим в консультации налоговиков, опубликованной в разделе 130.32 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

Налоговые обязательства по НДС у туроператора при реализации турпродукта или туруслуги возникают на дату первого из событий (см.

п. 187.1 НКУ):

— либо на дату поступления средств от заказчика на банковский счет или в кассу в оплату турпродукта или туруслуги;

— либо на дату поставки турпродукта или туруслуги заказчику.

При этом налоговая накладная выписывается таким субъектом туристической деятельности следующим образом:

— сумма вознаграждения (маржи), облагаемая НДС по ставке 20 %, отражается в разделе I налоговой накладной в общеустановленном порядке;

— остальная часть стоимости туруслуги, которая не включается в базу обложения НДС, отражается в графе 11 раздела III налоговой накладной. При этом после слов «Зворотна (заставна) тара» через запятую налогоплательщик может дописать «собівартість турпослуги»;

— общая сумма поставки с НДС (себестоимость туруслуги плюс сумма вознаграждения с НДС) зафиксируется в графе 11 раздела V налоговой накладной.

Пример 1.

Туристическая фирма «Меридиан», имеющая лицензию на туроператорскую деятельность, организует туры по Украине. Стоимость недельного тура — 4200 грн. (в том числе НДС 20 % — 160 грн.), стоимость страховки — 120 грн..

В связи с формированием турпродукта расходы турфирмы составили:

— на проживание и питание — 2400 грн. (без НДС — 2000 грн.; НДС 20 % — 400 грн.);

— на экскурсионное обслуживание — 360 грн. (без НДС — 300 грн.; НДС 20 % — 60 грн.);

— на транспортное обслуживание — 480 грн. (без НДС — 400 грн.; НДС 20 % — 80 грн.);

— на оплату услуг по страхованию туристов — 120 грн. (туроператор действует на основании агентского договора со страховой компанией);

— другие расходы туроператора по туристическому обслуживанию — 500 грн. (без НДС).

Таким образом, общая сумма расходов, понесенных туроператором в связи с формированием турпродукта, составила:

2400 грн. + 360 грн. + 480 грн. + 500 грн. = 3740 грн.

Определим сумму вознаграждения туроператора (базу обложения НДС):

(4200 грн. - 2400 грн. - 360 грн. - 480 грн.) : 1,2 = 800 грн.

Соответственно сумма налоговых обязательств по НДС равна:

800 грн.

х 20 % : 100 % = 160 грн.

Иначе сумму налоговых обязательств по НДС в данном случае можно исчислить так:

0,2

х (4200 грн. - 2400 грн. - 360 грн. - 480 грн.) : 1,2 = 160 грн.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:

 

Таблица 1

Порядок отражения в учете операции по реализации туруслуги туроператором (внутренний или въездной туризм)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доход

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Сформирована себестоимость турпродукта (отражены услуги, связанные с проживанием, питанием, экскурсионным и транспортным обслуживанием туристов, а также другие расходы туроператора по туристическому обслуживанию)

3740

23

631

2

Перечислены средства страховой компании за страхование туристов

120

377

311

3

Получен страховой полис от страховой компании

120

024

4

Поступили денежные средства от туриста в качестве предоплаты за турпродукт и за страховой полис
(4200 грн. + 120 грн.)

4320
(4200 + 120)

311

681

5

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости турпродукта

160

643

641/НДС

6

Отражен доход от поставки турпродукта туристу

4200

361

703

4040

3740

7

Отражен доход от продажи туристу страхового полиса

120

361

703

8

Передан страховой полис туристу

120

024

9

Списана ранее отраженная сумма налоговых обязательств по НДС

160

703

643

10

Отражены вычеты из дохода на сумму, перечисленную страховой компании

120

704

377

11

Списана себестоимость турпродукта

3740

903

23

12

Отнесены на финансовый результат:

— доход от поставки турпродукта

4040

703

791

— доход от продажи страхового полиса

120

703

791

— себестоимость поставленного турпродукта

3740

791

903

— сумма, перечисленная страховой компании в связи со страхованием туристов

120

791

704

13

Произведен зачет задолженностей с туристом:

— на стоимость турпродукта

4200

681

361

— на стоимость страхового полиса

120

681

361

 

Выездной туризм

В

п. 207.6 НКУ указано, что при по поставке на территории Украины туристическим оператором туристической услуги (туристического ваучера (путевки)), предназначенной для ее потребления (получения) за пределами территории Украины, базой обложения НДС является вознаграждение, а именно разница между стоимостью поставленных им услуг (туристического ваучера (путевки)) и суммой расходов, понесенных таким туристическим оператором в результате приобретения (создания) таких туристических услуг.

То есть туроператор, осуществляющий операции в области выездного туризма, определяет базу обложения НДС исходя из своего

вознаграждения.

При этом уменьшить стоимость поставленных им туруслуг туроператор может только на сумму расходов, связанных с

приобретением (созданием) таких туруслуг.

Обращаем внимание на такой момент. Согласно определению, приведенному в

п. 207.3 НКУ, туроператор может самостоятельно предоставлять туристам услуги по временному размещению или с целью формирования туруслуги приобретать услуги других плательщиков налога. Вместе с тем в сфере выездного туризма практически невозможно обойтись без услуг иностранных субъектов туристической деятельности (нерезидентов), которые, разумеется, плательщиками НДС не являются. Однако это не означает, что услугу, приобретенную у нерезидента, туроператор не может включить в состав формируемой им туруслуги и что при исчислении объекта налогообложения он не должен руководствоваться ст. 207 НКУ.

Тот факт, что положения

ст. 207 НКУ на данную ситуацию распространяются, подтверждают налоговики (см. консультацию на с. 43 этого номера).

Из этого следует, что, определяя размер своего вознаграждения по правилам

п. 207.6 НКУ с целью обложения НДС, туроператор на вполне законных основаниях исключает из стоимости поставленной им туруслуги сумму расходов, связанных с приобретением услуг у нерезидента.

 

Импортный НДС при приобретении туруслуг у нерезидента

Услуги по выездному туризму (проживание, питание, экскурсионное обслуживание и т. д.), полученные туроператором —

плательщиком НДС от нерезидента, не должны облагаться импортным НДС.

Данный вывод основан прежде всего на том, что специальная «туристическая»

ст. 207 НКУ не содержит требований относительно уплаты импортного НДС субъектами турдеятельности — плательщиками НДС, приобретающими туруслуги у нерезидента.

Кроме того, по общему правилу, установленному

п. 186.4 НКУ, местом поставки услуг является место регистрации поставщика, кроме операций, перечисленных в пп. 186.2, 186.3 НКУ. Поскольку туруслуги в пп. 186.2, 186.3 НКУ не указаны, нужно ориентироваться на нормы п. 186.4 НКУ.

В данном случае

поставщик туруслуг — нерезидент не зарегистрирован на территории Украины, соответственно место поставки таких услуг расположено за пределами Украины, а значит, эти услуги не являются объектом обложения НДС.

Вместе с тем

абзац первый п. 207.8 НКУ указывает на необходимость уплаты импортного НДС в ситуации, когда услуги в области туризма (туристический ваучер, путевку) у нерезидента приобретает резидент, не зарегистрированный плательщиком НДС. При этом уплаченная им сумма НДС не подлежит включению в налоговый кредит и бюджетному возмещению (см. абзац второй п. 207.8 НКУ).

На такого получателя-резидента возлагается обязанность по предоставлению в налоговый орган Расчета налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, поставляемых нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками налогов, на таможенной территории Украины (форма которого утверждена приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 41). Данный Расчет подается в сроки, установленные для подачи декларации по НДС. На это указывают налоговики в консультации, размещенной в разделе 130.32 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

Однако подчеркнем: такое требование касается

исключительно резидентов, осуществляющих операции по выездному туризму, не зарегистрированных плательщиками НДС.

Пример 2.

Туристическая фирма «Горизонт» (туроператор) организовала для украинских туристов автобусный тур за границу. Стоимость турпродукта определена на уровне 7500 грн. (в том числе НДС 20 % — 162,42 грн.) стоимость страхового полиса — 180 грн.

С целью формирования тура туроператор осуществил такие расходы:

— на оплату услуг нерезидента по проживанию, питанию, трансферу и экскурсионному обслуживанию туристов —

500 (курс НБУ на дату перечисления средств нерезиденту — 11,351012 грн./);

— на оплату услуг по страхованию туристов — 180 грн. (туроператор действует на основании агентского договора со страховой компанией);

— на доставку туристов к месту назначения (предположим, услуга предоставлена украинским перевозчиком — плательщиком НДС) — 850 грн., (в том числе НДС 20 % по услугам по перевозке пассажиров по таможенной территории Украины — 60 грн.).

Таким образом, общая сумма расходов, понесенных туроператором в связи с формированием тура, составила:

500 х 11,351012 грн./ + 850 грн. = 6525,51 грн.

Сумма вознаграждения туроператора (база обложения НДС) составила:

(7500 грн. -

500 х 11,351012 грн./ - 850 грн.) : 1,2 = 812,08 грн.

Соответственно сумма налоговых обязательств по НДС равна:

812,08 грн.

х 20 % : 100 % = 162,42 грн.

Туристы внесли туроператору предоплату за туруслугу в сумме 7500 грн. (в том числе НДС 20 % — 162,42 грн.) и за страховые полисы 180 грн.

Данные операции в налоговом и бухгалтерском учете туроператора отражаются следующими записями:

 

Таблица 2

Порядок отражения в учете операции по реализации туруслуги туроператором (выездной туризм)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доход

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Перечислена предоплата нерезиденту за туруслуги (курс НБУ — 11,351012 грн./€)

€ 500

5675,51 грн.

371

312

2

Перечислена предоплата перевозчику за доставку туристов

850

371

311

3

Перечислены средства страховой компании за услуги по страхованию туристов

180

377

311

4

Получены страховые полисы от страховой компании

180

024

5

Сформирована себестоимость турпродукта в сумме:

— расходов, связанных с проживанием, питанием, трансфером, экскурсионным обслуживанием туристов (по курсу НБУ на дату перечисления предоплаты нерезиденту)

€ 500

5675,51 грн.

23

632

— расходов, связанных с доставкой туристов (подписан акт предоставленных услуг с перевозчиком)

850

23

631

6

Произведен зачет задолженностей:

— с поставщиком туруслуг (нерезидентом)

5675,51

632

371

— с перевозчиком

850

631

371

7

Поступили денежные средства от украинских туристов в качестве предоплаты за турпродукт и за страховые полисы (7500 грн. + 180 грн.)

7680
(7500 + 180)

311

681

8

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости турпродукта

162,42

643

641/НДС

9

Отражен доход от поставки турпродукта туристам

7500

361

703

7337,58

6525,51 (5675,51* + 850)

* Согласно п.п. 153.1.2 НКУ расходы, осуществленные (начисленные) налогоплательщиком в иностранной валюте в связи с приобретением в отчетном налоговом периоде работ, услуг, включаются в расходы такого отчетного налогового периода путем пересчета в национальную валюту:
 — в части стоимости таких работ, услуг, которая не была оплачена ранее, — по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте, действовавшему на дату признания таких расходов. Хотя, на наш взгляд, расходы по импортным работам, услугам (при постоплате) следует формировать по аналогии с бухучетом, т. е. фактически на дату получения от нерезидента результатов работ, услуг;
 — в части ранее проведенной оплаты — по курсу, действовавшему на дату осуществления оплаты. Подробнее об экспортно-импортных операциях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 41, с. 23

10

Отражен доход от продажи туристам страховых полисов

180

361

703

11

Переданы страховые полисы туристам

180

024

12

Списана ранее отраженная сумма налоговых обязательств по НДС

162,42

703

643

13

Отражены вычеты из дохода на сумму, перечисленную страховой компании

180

704

377

14

Списана себестоимость поставленного турпродукта

6525,51

903

23

15

Отнесены на финансовый результат:

— доход от поставки турпродукта

7337,58

703

791

— доход от продажи страховых полисов

180

703

791

— себестоимость поставленного турпродукта

6525,51

791

903

— сумма, перечисленная страховой компании в связи со страхованием туристов

180

791

704

16

Произведен зачет задолженностей с туристами:

— на стоимость турпродукта

7500

681

361

— на стоимость страхового полиса

180

681

361

 

Порядок определения базы обложения НДС при получении предоплаты за еще не сформированный турпродукт

Еще один важный вопрос, который может возникнуть у туроператора: как определить базу налогообложения при

получении предоплаты от туристов за еще не сформированную туруслугу, т. е. когда сумма «туристических» расходов еще не известна? Дело в том, что, с одной стороны, у туроператора при получении предоплаты наступает дата увеличения налоговых обязательств согласно п. 187.1 НКУ, а с другой — отсутствует база налогообложения, ведь определить точно сумму налоговых обязательств при таких обстоятельствах невозможно, поскольку реальная сумма расходов на создание турпродукта еще не известна (расходы на приобретение турпродукта могут быть еще не понесены и даже не начислены, а могут быть даже не заключены договоры на приобретение туруслуг).

В качестве выхода из этой ситуации ГНАУ в период действия

Закона об НДС в письме от 08.10.2009 г. № 22113/7/16-1517-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 92) и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 48, с. 32, предложила компромиссный вариант: при получении предоплаты определять сумму налоговых обязательств исходя из прогнозируемого размера расходов с последующей корректировкой.

Судя по консультации, опубликованной в еженедельнике «Податковий, банківський, митний КОНСУЛЬТАНТ», 2011, № 18, с. 15, такой же позиции налоговики придерживаются и сейчас.

Во избежание вопросов со стороны налоговиков предварительный размер расходов имеет смысл подтвердить внутренними документами и расчетами, в которых приведена примерная стоимость туруслуги.

Последующую корректировку, о которой идет речь, нужно будет произвести в соответствии со

ст. 192 НКУ и отразить в строке 8.1 текущей декларации по НДС с выпиской Расчета корректировки сумм налога на добавленную стоимость к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (приложение Д1 к декларации по НДС).

Кроме того, субъектом турдеятельности — поставщиком туруслуг должен быть выписан расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной по форме согласно приложению 2 к налоговой накладной.

 

НДС-учет у турагента (или туроператора, выполняющего функции турагента)

Как мы сказали выше, нормы

НКУ предполагают, что услуги в сфере туризма могут реализовываться по прямым или по посредническим договорам.

При этом, повторим, операции, осуществляемые по прямым договорам, облагаются НДС по правилам, установленным специальной «туристической»

ст. 207 НКУ, а по посредническим — по общим правилам, закрепленным в п. 189.4 НКУ.

 

Порядок определения базы обложения НДС у турагентов, реализующих туруслуги по прямым договорам

Внутренний и въездной туризм.

В соответствии с п. 207.5 НКУ базой обложения НДС при проведении операции по поставке туристической услуги турагентом является стоимость такой услуги (без учета НДС), равная сумме вознаграждения (маржи) такого туристического агента, т. е. разница между общей суммой, уплачиваемой покупателем (без учета НДС), и стоимостью туристического ваучера (путевки), приобретенного у туроператора, кроме турагентов, действующих в этой операции в качестве посредников.

Выездной туризм.

Согласно п. 207.6 НКУ при поставке на территории Украины туристическим агентом туристической услуги (туристического ваучера (путевки)), предназначенной для ее потребления (получения) за пределами территории Украины, базой обложения НДС является вознаграждение, а именно разница между стоимостью поставленных им услуг (туристического ваучера (путевки)) и стоимостью расходов, понесенных таким туристическим агентом в результате приобретения (создания) таких туристических услуг.

Как видим, независимо от того, в какой области туризма — внутреннего, въездного или выездного — турагентом осуществляются операции, базой обложения НДС для него в этом случае является

вознаграждение. При этом налоговая накладная выписывается таким субъектом туристической деятельности только на сумму вознаграждения.

 

Порядок определения базы обложения НДС у турагентов, реализующих туруслуги по посредническим договорам

Турагенты не всегда имеют финансовую возможность приобретать у туроператоров путевки, а затем дожидаться, пока на них найдется покупатель. Поэтому им легче выступать в качестве посредников, действуя от имени и/или по поручению туроператора.

Выше мы сказали, что для этой категории субъектов турдеятельности

ст. 207 НКУ не работает, поэтому в целях обложения НДС осуществляемых ими операций налоговики ориентируют плательщиков на нормы п. 189.4 НКУ. То есть при продаже турпродукта по агентскому договору турагент-посредник должен самостоятельно определить базу налогообложения в соответствии с п. 188.1 НКУ и начислить налоговые обязательства по НДС по ставке 20 %, приняв за базу налогообложения общую стоимость турпродукта без НДС. Соответственно налоговая накладная выписывается ими на всю сумму туристического ваучера (путевки). Налоговые обязательства и налоговый кредит у таких субъектов формируются на дату первого события по правилам пп. 187.1 и 198.1 НКУ. Такие разъяснения приведены в консультациях налоговиков, размещенных в разделах 130.21 и 130.09 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

Согласно же другой точке зрения

п. 189.4 НКУ не регулирует вопросы определения базы обложения НДС по договорам поручения и агентским договорам. Так, определению базы обложения НДС в п. 189.4 НКУ посвящен абзац первый, где приводится перечень договоров, операции по которым облагаются в соответствии с п. 189.4 НКУ. Агентские договоры и договоры поручения в этом перечне отсутствуют, а упоминаются там лишь договоры комиссии (консигнации), поручительства и доверительного управления. И хотя в абзаце втором п. 189.4 НКУ назван договор поручения, но этим абзацем определяется дата увеличения налоговых обязательств налогоплательщика, а не база обложения НДС. То есть п. 189.4 НКУ, по мнению сторонников этой точки зрения, содержит несколько правовых норм, поэтому нет оснований распространять действие абзаца первого на все виды договоров, о которых идет речь в абзаце втором данного пункта.

В соответствии с этой теорией турагент, выступающий посредником, не оказывает туристические услуги. Предметом его деятельности является предоставление

посреднических (агентских) услуг, а договорная (контрактная) стоимость таких услуг — это агентское вознаграждение, которое должно облагаться НДС по правилам п. 188.1 НКУ.

В момент заключения турагентом-посредником договора о предоставлении туруслуги

обязательства по ее предоставлению возникают у туроператора, от имени которого турагент заключает договор с туристом. А значит, и средства, которые может получить турагент от туриста по такому договору, принадлежат туроператору.

У туроператора база обложения НДС определяется согласно требованиям

пп. 207.5 или 207.6 НКУ, поэтому сумму НДС, которая входит в стоимость туруслуги, должен определять туроператор. Именно такую сумму НДС и должен указывать в составе стоимости туруслуги турагент-посредник, заключающий договор с туристом от имени туроператора. Но пока это вариант для смелых налогоплательщиков.

Хотя, возможно, налоговики к этой точке зрения прислушаются и изменят свою позицию. Подождем их официальных разъяснений. А до того момента субъекты туристической деятельности ведут у себя НДС-учет туропераций в вышеописанном порядке.

Надеемся, что налоговые нововведения будут способствовать развитию и процветанию туристической отрасли в нашей стране.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше