Об утверждении Порядка определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2011/№ 89
Приказ от 21.09.2011 г. № 1178

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Порядка определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость

Приказ от 21.09.2011 г. № 1178

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 11 октября 2011 г. под № 1172/19910

(извлечение)

 

Во исполнение пунктов 200.18 — 200.21 статьи 200 раздела V Налогового кодекса Украины

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Порядок определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (далее — Порядок) (прилагается).

2. Признать

утратившим силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 25.01.2011 № 42 «Об утверждении Порядка определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 31.01.2011 под № 136/18874.

<…>

5. Настоящий приказ вступает в силу

со дня его официального опубликования.

<…>

 

Министр Ф. Ярошенко

 

 

Утвержден приказом Министерства финансов Украины от 21.09.2011 г. № 1178

ПОРЯДОК
определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 11.10.2011 г. под № 1172/19910

 

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктами 200.18 — 200.21 статьи 200 раздела V Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).

2.

Для получения права на автоматическое бюджетное возмещение сумм налога на добавленную стоимость (далее — НДС) плательщик налога должен соответствовать одновременно критериям, определенным пунктом 200.19 статьи 200 раздела V Кодекса.

Критерии оценки плательщика, соответствие которым предоставляет такому плательщику налога право на получение автоматического бюджетного возмещения сумм НДС, построены на анализе данных его отчетных показателей и имеющейся налоговой информации.

3.

Данные, на основании которых формируются критерии, и порядок их исчисления:

3.1 плательщики налога,

не находящиеся в судебных процедурах банкротства в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Для формирования указанного критерия используют сведения Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, сведения, внесенные в Единый банк данных о плательщиках налогов — юридических лицах, сформированные на основании судебных решений и объявлений о банкротстве;

3.2 плательщики налога,

включенные в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, в отношении которых в реестре отсутствуют записи об:

отсутствии подтверждения сведений;

отсутствии по месту нахождения (месту проживания);

принятии решений о выделении, прекращении юридического лица, предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя;

признании полностью или частично недействительными учредительных документов или изменений к учредительным документам юридического лица;

прекращении государственной регистрации юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя и в отношении таких лиц отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится государственная регистрация прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

Для формирования указанного критерия используют сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»;

3.3 плательщики налога,

осуществляющие операции, к которым применяется нулевая ставка (удельный вес которых в течение предыдущих двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) совокупно составляет не менее 40 процентов общего объема поставок (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом — в течение предыдущих четырех последовательных отчетных налоговых периодов)).

Для формирования указанного критерия используют данные налоговых деклараций плательщика по НДС (как декларации по НДС, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, так и декларации по НДС предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения) за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев)/предыдущие 4 последовательных отчетных налоговых периода (квартала) и уточняющих расчетов по НДС (как к декларации по НДС, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, так и к декларации по НДС предприятий, применяющих специальные режимы налогообложения) в связи с самостоятельным исправлением ошибок таких отчетных периодов.

Порядок расчета:

коэффициент объема поставок

(Коп) определяется как соотношение объема поставок (без НДС) по операциям, облагаемым налогом по нулевой ставке, за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев)/предыдущие 4 последовательных отчетных налоговых периода (квартала) к общему объему налогооблагаемых поставок (без НДС) за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев)/предыдущие 4 последовательных отчетных налоговых периода (квартала) по формуле
Коп = ОП 0 %
ОП 0 % + ОП
х 100,

где ОП 0 % — сумма объема поставок (без НДС) по операциям, облагаемым налогом по нулевой ставке, за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев)/предыдущие 4 последовательных отчетных налоговых периода (квартала);

ОП — сумма объема поставок (без НДС) по операциям, облагаемым налогом по основной ставке, за предыдущие 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев)/предыдущие 4 последовательных отчетных налоговых периода (квартала).

Показатель (Коп) не должен быть меньше 40 процентов;

3.4

общая сумма расхождений между налоговым кредитом, сформированным плательщиком налога по приобретенным товарам/услугам, и налоговыми обязательствами его контрагентов в части поставки таких товаров/услуг по данным налоговых накладных, возникшая в течение трех предыдущих отчетных периодов (квартала), не превышает 10 процентов заявленной плательщиком налогов суммы бюджетного возмещения.

Для формирования указанного критерия используются данные, отраженные плательщиком налога в приложениях к налоговой отчетности по НДС (деклараций и/или уточняющих расчетов): Расшифровке налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов, Расчете корректировки сумм НДС к налоговой декларации по НДС.

Порядок расчета:

коэффициент расхождений

(Кр) определяется как соотношение общей суммы расхождений между налоговым кредитом, сформированным плательщиком налога по приобретенным товарам/услугам, и налоговыми обязательствами его контрагентов в части поставки таких товаров/услуг к сумме НДС, задекларированной плательщиком к возмещению в текущем отчетном периоде, по формуле
Кр = СзсР
Сбв
х 100,

где СзсР — расхождение между налоговым кредитом, сформированным плательщиком налога по приобретенным товарам/услугам, и налоговыми обязательствами контрагентов в части поставки таких товаров/услуг на первое число месяца, следующего за отчетным периодом, возникшее в течение трех предыдущих отчетных периодов (квартала);

Сбв — сумма НДС, задекларированная плательщиком к возмещению в текущем отчетном периоде.

Показатель (Кр) не должен превышать 10 процентов суммы налога, задекларированной плательщиком к возмещению;

3.5 плательщики налога,

у которых средняя заработная плата работников не менее чем в два с половиной раза превышает минимальный установленный законодательством уровень в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов).

Для формирования указанного критерия используются данные налогового расчета плательщика налогов формы № 1ДФ «Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога» отдельно по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок подачи налоговой отчетности.

Порядок расчета для каждого из таких отчетных налоговых периодов (кварталов):

для расчета коэффициента соотношения

размера средней заработной платы работника к размеру минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины (Кзп), используются сведения формы № 1ДФ «Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога» в отношении общей суммы выплаченного за соответствующий период дохода работникам в виде заработной платы и количества работников, получавших такие доходы;

3.5.1

определяется средний размер заработной платы работника (СЗ) по каждому отдельному отчетному налоговому периоду (кварталу) по формуле
СЗ = ЗД
КП
: 3,

где ЗД — общая сумма выплаченного в течение соответствующего отчетного периода (квартала) дохода работникам в виде заработной платы;

КП — количество работников, которым выплачивались в течение соответствующего отчетного периода (квартала) доходы в виде заработной платы;

3 — количество месяцев в отчетном налоговом периоде (квартале);

3.5.2

определяется коэффициент соотношения размера средней заработной платы работника к размеру минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины (Кзп), отдельно по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок подачи налоговой отчетности, по формуле
Кзп = СЗ
МЗ

,

где МЗ — размер минимальной заработной платы, установленный законом о Государственном бюджете Украины для последнего месяца соответствующего отчетного периода (квартала).

Указанный коэффициент по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов) должен быть не менее 2,5;

3.6

имеют один из таких критериев:

или численность работников

, находящихся в трудовых отношениях с такими плательщиками налога (ЧПк), превышает 20 человек в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов).

Для формирования этого критерия используются сведения налогового расчета плательщика налогов формы № 1ДФ «Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога» в отношении количества работников, получавших доходы в виде заработной платы (за исключением лиц, принятых/уволенных в отчетном периоде (квартале)), отдельно по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок подачи налоговой отчетности;

или плательщик налога имеет основные фонды

(начиная с отчетности за II квартал 2011 года — основные средства) для ведения задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 последовательных календарных месяцев.

Для формирования этого критерия используются данные налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за последний отчетный налоговый период, по которому истек предельный срок подачи, а именно: совокупная балансовая стоимость основных фондов (начиная с отчетности за II квартал 2011 года — основных средств) на начало расчетного периода.

Совокупная балансовая стоимость основных фондов (начиная с отчетности за II квартал 2011 года — основных средств) должна превышать общую сумму НДС, задекларированную плательщиком к возмещению за предыдущие 12 последовательных календарных месяцев суммарно;

или уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль

к уплате в бюджет (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) является выше среднего по отрасли в каждом из последних 4 отчетных налоговых периодов (кварталов).

Для формирования этого критерия используются данные налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий; расчет проводится отдельно по каждому из последних 4 последовательных отчетных налоговых периодов (кварталов), по которым истек предельный срок подачи налоговой отчетности.

Среднеотраслевой уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль к уплате в бюджет определяется ежеквартально и обнародуется на официальном сайте ГНС Украины (sta.gov.ua) на каждое первое число месяца, следующего за предельным сроком подачи налоговой отчетности.

Порядок расчета:

коэффициент налога на прибыль

(Кпп) определяется как соотношение начисленной суммы налога на прибыль к откорректированному доходу плательщика (начиная с отчетности за II квартал 2011 года — доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения), декларирующего к возмещению, и рассчитывается по формуле
Кпп = СнПП
СДпл
,

где СнПП — начисленная сумма налога на прибыль плательщика, декларирующего к возмещению;

СДпл — откорректированный доход плательщика (начиная с отчетности за II квартал 2011 года — доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения), декларирующего к возмещению;

коэффициент налога на прибыль отраслевую

(Кпп г) определяется как соотношение суммарного начисленного налога на прибыль предприятий соответствующей отрасли к их суммарному откорректированному доходу (начиная с отчетности за II квартал 2011 года — доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения) и рассчитывается по формуле
Кпп г = СнПП г
СДпл г
,

где СНПП г — сумма суммарного начисленного налога на прибыль по плательщикам соответствующей отрасли;

СДпл г — суммарный откорректированный доход плательщиков (начиная с отчетности за II квартал 2011 года — доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения) соответствующей отрасли.

Группирование по отраслям проводится по четырем знакам вида деятельности по КВЭД.

Показатель (Кпп) должен быть выше показателя (Кпп г);

3.7 плательщики,

не имеющие налогового долга.

Для формирования этого критерия (ПБ) используются сводные показатели общей суммы налогового долга плательщиков налогов в бюджеты всех уровней (с учетом суммы долга по основному платежу, пене, по штрафным (финансовым) санкциями) на первое число месяца, второго за отчетным периодом.

4. Определение соответствия плательщика налога указанным критериям проводится в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока подачи отчетности.

5.

По результатам проведения автоматизированной сверки соответствия данных плательщика критериям на автоматическое возмещение центральный орган государственной налоговой службы не позднее 15-го календарного дня после предельного срока подачи отчетности формирует два перечня плательщиков налога:

перечень

плательщиков налога, которые соответствуют критериям, определенным в Кодексе, и имеют право на автоматическое бюджетное возмещение НДС;

перечень

плательщиков налога, которые не соответствуют критериям, определенным в Кодексе, и не имеют права на автоматическое бюджетное возмещение НДС.

6. Указанные перечни не позднее 15-го календарного дня после предельного срока подачи отчетности доводятся для ознакомления и использования в работе органов государственной налоговой службы.

7. Орган государственной налоговой службы

в течение 17 календарных дней после предельного срока подачи отчетности сообщает плательщику налога путем направления/вручения письменного уведомления о несоответствии критериям, определенным в Кодексе, которые дают право на автоматическое бюджетное возмещение, с предоставлением детального пояснения и расчетов по критериям, значение которых не соблюдено (по форме согласно приложению* к настоящему Порядку, формируемой на основании данных перечня плательщиков налога, которые не соответствуют критериям, определенным в Кодексе, и не имеют права на автоматическое бюджетное возмещение НДС).

* Приложение не публикуется. —

Примеч. ред.

 

Директор Департамента налоговой, таможенной политики
  и методологии бухгалтерского учета
 Н. Чмерук



комментарий редакции

Автоматическое бюджетное возмещение НДС:
проверка критериев — по обновленному порядку от Минфина

Комментируемый документ, изданный Минфином (далее — Порядок № 1178), по сути не является каким-то новшеством, поскольку фактически приготовлен

на смену действующему на сегодняшний день аналогичному Порядку определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденному приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 42 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 21). Так что минфиновский порядок вскоре (с момента опубликования; в настоящий момент — пока не опубликован), очевидно, попросту займет место порядка налоговиков (который, в свою очередь, с этой даты утратит силу).

При этом в первую очередь вызывает некоторое недоумение сам факт утверждения нового Порядка № 1178 Минфином, ведь НКУ соответствующие на то полномочия предоставляет центральному органу государственной налоговой службы, то есть ГНСУ (п. 200.20 НКУ). Впрочем, это не помешало комментируемому документу пройти регистрацию в Минюсте.

Что касается содержания самого документа, то в целом, нужно заметить, новый минфиновский Порядок № 1178 построен по

аналогичному принципу и во многом повторяет положения своего предшественника (разве что при этом в нем уже учтены последние изменения, внесенные в отношении критериев автоматического бюджетного возмещения Законом № 3609).

В связи с этим напомним, что

претендовать на автоматическое НДС-возмещение (т. е. ускоренное возмещение НДС, предоставляемое исключительно по итогам автоматизированной камеральной — проводимой в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации — проверки), как известно, могут лишь некоторые («добросовестные», имеющие положительную налоговую историю и «надлежащий уровень налоговой культуры») налогоплательщики, одновременно соответствующие при этом целому ряду критериев. Их перечень оговорен п. 200.19 НКУ. Причем после Закона № 3609 некоторые из них оказались немного подкорректированы и теперь, в частности, для получения автоматического бюджетного возмещения достаточно, чтобы налогоплательщик:

— осуществлял

операции, облагаемые по нулевой ставке (ставке НДС 0 %) в размере не меньшем 40 % (а не 50 % — как это было прежде) от общего объема поставок за последние 12 месяцев или за последние 4 квартала — для квартальных плательщиков НДС (п.п. 200.19.3 НКУ; соответственно с учетом этого теперь написан п. 3.3 Порядка № 1178);

— имел

расхождение налогового кредита с налоговыми обязательствами своих поставщиков по поставляемым товарам/услугам (в размере, не большем, чем 10 % от заявленной суммы бюджетного возмещения) по данным налоговых накладных в течение 3-х предыдущих отчетных налоговых периодов/квартала (п.п. 200.19.4 НКУ; на что теперь обращается внимание и в п. 3.4 Порядка № 1178. Причем, как замечено в том же пункте, для выявления подобных расхождений налоговики будут ориентироваться на данные как собственно НДС-деклараций, так и поданных налогоплательщиком уточняющих расчетов).

Особого внимания также, пожалуй, заслуживают положения п. 3.6 Порядка № 1178, касающиеся соблюдения налоговой нагрузки (ведь, как известно, согласно п.п. «в» п.п. 200.19.6 НКУ для получения автоматического бюджетного возмещения НДС важно, чтобы налогоплательщик при этом одновременно «образцово» («с запасом») в каждом из последних 4 кварталов

выполнял уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль, уплачивая такой налог в бюджет в размере выше среднеотраслевого). В связи с чем теперь в п. 3.6 Порядка № 1178 прямо обращается внимание на то, что ознакомиться со среднеотраслевыми показателями налоговых обязательств по налогу на прибыль можно на официальном сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua), где такие данные обнародуются ежеквартально (раньше, напомним, подобные сведения доводились преимущественно письмами ГНАУ — в числе последних, к примеру, письмо ГНАУ от 15.04.2010 г. № 7528/7/20-8017).

Остальные правила проверки «соответствия» перекочевали в Порядок № 1178 практически без изменений. Так, в частности, в неизменном виде осталась и форма направляемого налогоплательщику в 17-дневный срок письменного уведомления, в случае если по итогам проведенной таким образом автоматизированной сверки выявлено, что он критериям автоматического бюджетного возмещения при этом не соответствует.

 

Людмила Солошенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить