Темы статей
Выбрать темы

О подписании налоговой отчетности представителем СПД и подаче ее курьером

Редакция НиБУ
Письмо от 20.09.2011 г. № 1067/6/10-1015/3695

О подписании налоговой отчетности представителем СПД и подаче ее курьером

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 20.09.2011 г. № 1067/6/10-1015/3695

 

Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 09.09.2011 № 43024/1/1-11 Государственная налоговая служба Украины рассмотрела письмо от 25.08.2011 № 501-08/11 и сообщает следующее.

1.

О возможности подписания налоговой отчетности субъекта предпринимательской деятельности его представителем

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) плательщик налогов ведет дела, связанные с уплатой налогов, лично или через своего представителя. Личное участие плательщика налогов в налоговых отношениях не лишает его права иметь своего представителя, как и участие налогового представителя не лишает плательщика налогов права на личное участие в таких отношениях.

Представителями плательщика налогов признаются

лица, которые могут осуществлять представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности. Доверенность, выданная плательщиком налогов — физическим лицом на представительство его интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, должна быть заверена в соответствии с действующим законодательством.

Представитель плательщика налогов пользуется правами, установленными этим Кодексом для плательщиков налогов.

Пунктом 48.5 ст. 48 НКУ предусмотрено, что налоговая декларация должна быть подписана руководителем плательщика налогов

или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации в орган государственной налоговой службы. В случае ведения бухгалтерского учета и подачи налоговой декларации непосредственно руководителем плательщика налога такая налоговая декларация подписывается таким руководителем и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета.

Достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является

наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие в электронном документе электронной цифровой подписи плательщика налога:

физическим лицом — плательщиком налогов

или его законным представителем;

лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации согласно договору о совместной деятельности или соглашению о разделе продукции.

Если налоговая декларация подается налоговыми агентами —

юридическими лицами, она должна быть подписана руководителем такого агента и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации такого агента, а если налоговым агентом является плательщик налогов — физическое лицо — таким плательщиком налогов.

Пункт 48.7 НКУ предусматривает, что налоговая отчетность, составленная с нарушением норм этой статьи, не считается налоговой декларацией, кроме случаев, установленных пунктом 46.4 статьи 46 этого Кодекса.

2.

О подаче налоговой отчетности посыльным или курьерской службой

Пунктом 49.3 НКУ предусмотрен

исчерпывающий порядок подачи налоговой отчетности и осуществляется одним из следующих способов:

лично плательщиком налогов или уполномоченным на это лицом;

направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Кроме того, сообщаем, что ответы на указанные выше вопросы имеются в Единой базе налоговых знаний на официальном веб-сайте ГНС Украины.

 

Заместитель Председателя А. Клименко



комментарий редакции

Подписание и предоставление деклараций: возможно ли участие представителя?

В первой части комментируемого письма главное налоговое ведомство отвечает на вопрос о том,

может ли налоговая отчетность быть подписана представителем налогоплательщика .

Прямо скажем, ГНСУ от ответа на вопрос в письме уклонилась, ограничившись цитированием соответствующих статей Налогового кодекса Украины (далее — НКУ). Впрочем, чуть более развернутые консультации Информационно-консультационного департамента государственной налоговой службы размещены в Единой базе налоговых знаний. Из них, во всяком случае косвенно, следует, что налоговые органы готовы признать возможность подписания налоговой отчетности представителем, уполномоченным на это договором поручения либо нотариально заверенной доверенностью. Осмелимся данное утверждение оспорить.

НКУ действительно допускает возможность так называемого представительства в «делах, связанных с уплатой налогов» (ст. 19), указывая при этом, что представитель может действовать на основании закона либо доверенности. При этом представитель налогоплательщика пользуется правами, установленными НКУ для налогоплательщиков (п. 19.3). И именно к этой норме апеллируют сторонники подхода о возможности подписания налоговой отчетности представителем налогоплательщика, которому соответствующие полномочия будут предоставлены договором либо доверенностью. На наш взгляд, такие выводы являются поспешными.

Во-первых, подписание отчетности не названо правом налогоплательщика, это его обязанность. Среди прав, которые могут переходить представителю налогоплательщика, скорее можно назвать процедурные права, предоставляемые в ходе рассмотрения жалоб налогоплательщика на акты, действия либо бездеятельность налоговых органов, право присутствовать в ходе проведения налоговых проверок и т.д.

Во-вторых, подписание отчетности не сводится к простому физическому проставлению подписи на ней: подписывая отчетность, лицо берет на себя ответственность за достоверность указанных в ней сведений. Такая ответственность является личной, она лежит на налогоплательщике и не может быть возложена на третьих лиц.

В-третьих, п. 48.5 НКУ называет лиц, которыми должна быть подписана налоговая декларация. Это:

— руководитель налогоплательщика либо уполномоченное лицо, а также лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации в орган государственной налоговой службы.

Как известно, лицами, отвечающими за ведение бухучета на предприятии, могут быть:

— лицо, занимающее введенную в штат предприятия должность бухгалтера либо возглавляющее созданную на предприятии бухгалтерскую службу;

— специалист по бухгалтерскому учету, зарегистрированный как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, с которым заключен договор о предоставлении соответствующих услуг;

— централизованная бухгалтерия либо аудиторская фирма, которые ведут бухгалтерский учет на договорных началах;

— руководитель предприятия – в этом случае в налоговой отчетности он расписывается дважды – и за руководителя, и за лицо, ответственное за ведение бухучета.

Если в силу каких-то объективных причин (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) указанные лица отсутствуют на работе, то соответствующие полномочия в установленном порядке передаются другим уполномоченным лицам (то ли путем прямого указания в учредительных документах, то ли путем оформления внутренних распорядительных актов). Должны обратить внимание: если раньше в таких ситуациях налоговики требовали подтверждать отсутствие руководителя (см. письмо ГНАУ от 03.10.2008 г. № 20187/7/16-1517-20), то теперь согласны, что будет достаточно предоставления документов, подтверждающих полномочия лица на выполнение функций директора (бухгалтера) на время его отсутствия (соответствующее разъяснение размещено в Единой базе налоговых знаний);

— физическим лицом – налогоплательщиком либо его

законным представителем. Как видим, в отношении физических лиц сделана специальная оговорка о возможности подписания отчетности представителем, чего нет в отношении юридических лиц, но при этом круг возможных представителей ограничен только законными представителями (представитель по доверенности таковым не считается), то есть родителями несовершеннолетних детей, опекунами и другими лицами, специально уполномоченными на уровне законодательных актов;

— лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации согласно договору о совместной деятельности либо соглашению о распределении продукции.

Как видим, законодательных оснований на то, чтобы уполномочить лицо в рамках договора о представительстве интересов в делах, связанных с уплатой налогов, на подписание налоговой отчетности (за исключением лиц, ответственных за ведение бухучета на предприятии), нет.

Вторая часть письма посвящена «заезженному», но до сих пор актуальному вопросу о том,

можно ли предоставлять декларации с помощью курьера или посыльной службы. При этом в комментируемом письме налоговики приложили максимум усилий для того, чтобы не дать на него прямого ответа.

В п. 49.3 НКУ действительно приведен исчерпывающий порядок предоставления налоговой отчетности, и в данном пункте, кроме всего прочего, указано, что такую отчетность может предоставлять лично налогоплательщик

или уполномоченное на это лицо. Больше налоговики ничего не сказали, кроме того, что ответы на указанные вопросы можно найти в Единой базе налоговых знаний.

Если же обратиться к последней, то в одной из консультаций можно найти такой ответ: во время подачи налоговой декларации, расчета в органы государственной налоговой службы Налоговым кодексом не предусмотрено предъявление документов, удостоверяющих личность. Готовы под этим подписаться. Ответ обосновывается тем, что:

1) среди прав налоговых органов нет проверки полномочий лица, подающего налоговую отчетности, и удостоверения его личности;

2) цели установления того факта, действительно ли налоговую отчетность подал налогоплательщик (то есть не допустить ситуации, чтобы от его имени отчетность была подана с определенными неправомерными целями третьими лицами, специально на это не уполномоченными), служит такой реквизит отчетности, как подпись налогоплательщика либо уполномоченного им лица. Следовательно, если вдруг налоговый орган усомнится в достоверности данного реквизита, то он сможет воспользоваться предоставленными ему полномочиями и отказать в приеме отчетности, изложив в письменной форме в установленные НКУ сроки причины отказа. По сути, лицо, приносящее отчетность в налоговый орган, выступает неким аналогом почты, которая полномочия отправителя не проверяет.

К сожалению, как свидетельствует практика, на местах каждая налоговая поступает по-разному (причем иногда из месяца в месяц, кардинально меняя свой подход). Оспаривать же действия контролеров достаточно сложно, в связи с чем все более привлекательными выглядят такие способы подачи отчетности, как по почте (для этого декларацию следует отправить как минимум за 10 дней до окончания предельных сроков для ее предоставления) или в электронной форме.

 

Виталий Смердов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше