Темы статей
Выбрать темы

Налоговый кредит и налоговые обязательства по НДС. НДС по ставке 0 % с международной перевозки у экспедитора

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

НДС по ставке 0 % с международной перевозки у экспедитора

 

По договору транспортного экспедирования экспедитор (плательщик НДС) обязуется по заказу нерезидента организовать международную перевозку груза (для осуществления перевозки экспедитор при этом привлекает стороннего автоперевозчика). Может ли в таком случае экспедитор к услугам международной перевозки применить ставку НДС 0 %?

(г. Одесса)

 

Сразу укажем, что именно таким образом согласно действующему законодательству (т. е.

применяя к международным перевозкам нулевую ставку НДС) в данном случае и должен поступать экспедитор. Однако рассмотрим ситуацию подробнее.

Как известно, для выполнения взятых на себя договорных обязательств по договору транспортного экспедирования экспедитор зачастую привлекает сторонних субъектов хозяйствования (в том числе — перевозчиков), выступая при этом, по сути, в роли

посредника между заказчиком и такими третьими лицами. Поэтому отношения, как правило, в большинстве случаев выстраиваются на основании посреднического договора (когда экспедитор, действуя по поручению заказчика, выступает при этом в отношениях с третьими лицами от своего имени). А значит, налогообложение таких операций НДС должно происходить по правилам «посреднического» п. 189.4 НКУ (положения которого также распространяются и на услуги при ВЭД-посредничестве, поскольку никаких исключений на этот счет в НКУ не предусмотрено; в отношении «запретного» п. 189.6 НКУ попутно заметим, что он, как в нем самом оговаривается, выводит из-под общепринятых посреднических правил только лишь операции ВЭД-посредничества с товарами).

Также в данном случае нужно помнить об особом порядке налогообложения международных перевозок (

п.п. «е» п. 185.1 НКУ), которые на всей протяженности маршрута облагаются НДС по ставке 0 % (п.п. 195.1.3 НКУ).

В результате, совмещая все вышесказанное и распространяя «посреднические» правила

п. 189.4 НКУ на экспедирование международных перевозок, получается, что:

— получив денежные средства от заказчика для выполнения договора транспортного экспедирования (первое событие), экспедитор со стоимости международной перевозки должен начислить налоговые обязательства по НДС по ставке 0 %;

— в дальнейшем, приобретая услуги международной перевозки у перевозчика (плательщика НДС), также по первому из событий (получению услуг или перечислению оплаты) экспедитор на основании налоговой накладной перевозчика должен отразить со стоимости международной перевозки «нулевой» налоговый кредит.

Именно такой порядок налогообложения вписывается в правила налогового учета посредничества, установленные

НКУ.

Вместе с тем

налоговики, заметим, как и прежде (см. консультации в разделах 130.39 и 130.21 ЕБНЗ; в прошлом — аналогичная позиция встречалась в п. 10 письма ГНАУ от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47, а также письме ГНАУ от 22.08.2008 г. № 17042/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 75), считают , что объектом налогообложения у экспедитора при экспедировании международных перевозок является исключительно сумма вознаграждения, в то время как собственно международные перевозки на НДС-учет экспедитора не влияют (поэтому начислять НДС-обязательства по ставке 0 % на стоимость международных перевозок, а также показывать, к примеру, затем «нулевой» налоговый кредит при покупке у перевозчиков — плательщиков НДС услуг международной перевозки, экспедитору, по мнению налоговых органов, не нужно).

Однако такой подход налоговиков нельзя назвать соответствующим законодательству. Ведь никаких исключений для посредничества с услугами (в том числе и при международных перевозках), повторим,

НКУ не устанавливает. А значит, посредничество в транспортной сфере наравне с другими посредническими операциями должно подчиняться общим требованиям «посреднического» п. 189.4 НКУ, устанавливающего, в свою очередь, свои правила НДС-учета (в том числе, порядок возникновения налоговых обязательств, налогового кредита, выписки налоговых накладных и т. п.).

Тем не менее, учитывая

устойчивость позиции налоговых органов в этом вопросе, налогоплательщикам-экспедиторам, решившим в своей деятельности все же последовать разъяснениям налоговиков, спокойнее тогда в отношении налогообложения международных перевозок заручиться аналогичной письменной налоговой консультацией своего контролирующего органа.

 

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше