Жалоба на поставщика при получении запоздавшей налоговой накладной
Наше предприятие (плательщик НДС) получило от поставщика налоговую накладную спустя месяц после ее выписки. При этом такая накладная была оформлена с нарушениями. Можем ли в таком случае подать жалобу на поставщика?
(г. Харьков)
Начнем с того, что предприятию было бы безопаснее подать жалобу еще в том периоде, в котором поставщик задержал налоговую накладную. Связано это в первую очередь с фискальной позицией, которую налоговое ведомство продвигает уже не один год: в частности, о том, что налоговая накладная, полученная в периоде, отличном от периода ее выписки (с 01.01.2011 г. — в пределах 365 календарных дней), может быть включена в налоговый кредит лишь при наличии документального подтверждения такого опоздания. Причем в качестве такого подтверждения налоговики хотят видеть:
(1) заказное письмо с уведомлением о вручении с наличием на нем оттиска календарного почтового штемпеля; (2) налоговую накладную с отражением на ней даты регистрации на штампе входной корреспонденции (письмо ГНАУ от 22.02.2011 г. N 4905/7/16-1517-10).Мы в свою очередь считаем данный подход противоправным, поскольку
НКУ не выставляет подобных условий к включению запоздавших налоговых накладных в налоговый кредит (см. газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 35, с. 19). По нашему мнению, плательщик, получивший запоздавшую налоговую накладную, может включить ее в налоговый кредит в общем порядке — при условии, что она будет верно заполнена и при необходимости зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных. При этом достаточным подтверждением «запоздалости» такой накладной может быть факт ее регистрации в журнале входящей корреспонденции или запись в Реестре выданных и полученных налоговых накладных (последний вариант для нашего случая не подходит, так как налоговая накладная, составленная с ошибкой, не вносится в Реестр).Как было отмечено в условии вопроса,
запоздавшая налоговая накладная была составлена с ошибкой. Причем, скорее всего, подача заявления с жалобой вместе с декларацией за период, в котором была получена такая накладная, не устроит налоговое ведомство. Дело в том, что в одном из разъяснений в Единой базе налоговых знаний (раздел 130.25) оно указало, что жалоба на поставщика может быть подана лишь в периоде, в котором «произошел факт уплаты налога поставщику или факт получения товаров/услуг, что подтверждается соответствующими документами». И хотя их вывод достаточно спорный (строго говоря, в п. 201.10 НКУ четко не сказано, за какой именно период следует подавать заявление с жалобой), переубедить налоговиков будет очень непросто.
Виталий Смердов, экономист-аналитик