О юридическом статусе свидетельства о госрегистрации физлица-предпринимателя

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2011/№ 91
Письмо от 30.09.2011 г. № 617-0-8-11-7.2

О юридическом статусе свидетельства о госрегистрации физлица-предпринимателя

Письмо Государственной регистрационной службы Украины от 30.09.2011 г. № 617-0-8-11-7.2

 

Государственная регистрационная служба Украины рассмотрела письмо <…> относительно юридического статуса свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя и сообщает

Верховной Радой Украины 07.04.2011 под № 3205 принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя» (далее — Закон № 3205).

Данным Законом исключено из действующего законодательства понятие «свидетельство о государственной регистрации физического лица — предпринимателя», а также установлено представление выписки или извлечения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый государственный реестр) в тех случаях, где предусматривалось представление копии свидетельства.

Законом № 3205 не предусмотрена необходимость замены свидетельства о государственной регистрации на выписку или извлечение из Единого государственного реестра, а также не установлен запрет или срок использования физическим лицом — предпринимателем имеющегося у него свидетельства о государственной регистрации.

В то же время сообщаем, что понятие выписки и извлечения из Единого государственного реестра определено Положением о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 20.10.2005 № 97, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.10.2005 под № 1294/11574 (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения выписка — это документ, содержащий сведения о юридическом лице или физическом лице — предпринимателе, подавшем запрос о ее выдаче.

Извлечение — это документ, который содержит сведения о юридических лицах или физических лицах — предпринимателях по критериям поиска, указанным в запросе (пункт 5 Положения).

Пунктом 2.2 Положения установлено, что для получения выписки из Единого государственного реестра запрос подается государственному регистратору по местонахождению или месту проживания запрашивающего.

В соответствии с приказом Госкомпредпринимательства «О размере и порядке внесения платы, взимаемой за получение извлечения и справки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23.02.2006 под № 165/12039, размер платы за получение извлечения из Единого государственного реестра составляет три необлагаемых налогом минимума доходов граждан. За каждый лист информации на бланке установленного образца взимается плата в размере 20 процентов одного необлагаемого налогом минимума доходов граждан.

Статьей 21 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» установлено, что за получение выписки из Единого государственного реестра взимается плата в размере одного необлагаемого налогом минимума доходов граждан. Не взимается плата за получение выписки из Единого государственного реестра при проведении государственной регистрации физического лица — предпринимателя; изменении в сведениях о физическом лице — предпринимателе, которые содержатся в Едином государственном реестре; прекращении предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по судебному решению о признании физического лица — предпринимателя банкротом, а также при внесении в Единый государственный реестр судебного решения об отмене государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

 

Заместитель Председателя И. Кухаренко



комментарий редакции

Не спешите выбрасывать свидетельство о госрегистрации

Вопрос, ответу на который посвящено комментируемое письмо, сводится к тому, могут ли субъекты хозяйствования, прошедшие госрегистрацию до 07.05.2011 г., по-прежнему подтверждать свой статус копией свидетельства о государственной регистрации или же теперь единственный способ сделать это — предъявить извлечение либо выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Как все понимают, вопрос связан с тем, что вот уже полгода, как вступили в силу нововведения, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя» от 07.04.2011 г. № 3205-VI (далее — Закон № 3205) и предусматривающие, что теперь вместо свидетельства о государственной регистрации вновь созданные субъекты хозяйствования получают выписку из Единого госреестра (подробно см. «Отмена свидетельства о госрегистрации: станет ли работать проще?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 39).

Но прежде чем перейти к выводам письма, скажем несколько слов об издавшем его органе. Многие помнят, что ранее вопросы государственной регистрации субъектов хозяйствования были парафией Госкомпредпринимательства. Создание Государственной регистрационной службы было предусмотрено Указом Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 101), в рамках выполнения которого 23.05.2011 г. на официальном сайте Госкомпредпринимательства появилась информация о передаче комитетом всех своих функций по реализации государственной политики в сфере регистрации юридических лиц и физлиц-предпринимателей Государственной регистрационной службе. Как видим, последняя приступила к выполнению своих полномочий.

Основной вывод письма: Закон № 3205 не предусматривает необходимость замены свидетельства о госрегистрации на выписку или извлечение из Единого госреестра, а также не устанавливает запрет и не ограничивает срок использования субъектом хозяйствования имеющегося у него свидетельства о государственной регистрации.

Мы в связи с этим подчеркивали, что, по нашему мнению, упрощение занятия предпринимательской деятельностью для тех субъектов хозяйствования, которые только проходят госрегистрацию, не должно приводить к ухудшению положения уже действующих. К тому же они не попали в перечень субъектов, которые могут получить выписку или извлечение из Единого госреестра бесплатно (о чем, собственно, Государственная регистрационная служба также напоминает в комментируемом письме: за получение выписки из Единого госреестра уплачивается 17 грн., за получение извлечения — 51 грн.). Это может говорить о том, что законодатель исходит из отсутствия необходимости получения ими подобного документа, допуская возможность использования свидетельства о госрегистрации. Требования же о предоставлении выписки из Единого госреестра распространяются лишь на тех субъектов хозяйствования, которые созданы после 07.05.2011 г., либо сведения о которых в Едином госреестре изменялись после указанной даты. О том, что ГНАУ исходит из аналогичных выводов, косвенно свидетельствовало ее письмо от 17.05.2011 г. № 13663/7/29-1017. Как видим, Государственная регистрационная служба также поддержала такую позицию.

Однако не можем не предупредить, что отстоять подобную точку зрения на практике будет крайне сложно. Формально с 07.05.2011 г. все нормативно-правовые акты, которые раньше требовали предоставления копии свидетельства о госрегистрации и в которые после вступления в силу Закона № 3205 были внесены изменения, предъявляют единые требования ко всем субъектам хозяйствования (независимо от даты их госрегистрации) предоставлять выписку либо извлечение из Единого госреестра.

В этом плане наиболее либеральные предписания содержит Налоговый кодекс Украины: согласно п. 177.8 при выплате предпринимателю дохода в качестве основания для неудержания налога на доходы требуется от него копия документа, подтверждающего его регистрацию в качества субъекта предпринимательской деятельности (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 65). Приведенная формула позволяет говорить о возможности предоставления как копии выписки либо извлечения, так и копии свидетельства о госрегистрации. Причем в приведенной редакции (введенной Законом № 3609) норма действует только с 06.08.2011 г. До этого формулировка была куда менее удачной и требовала от физлиц-предпринимателей для необложения их доходов налогом на доходы физических лиц у источника выплаты предоставления выписки или извлечения из Госреестра.

Впрочем, Закон № 3609 всех проблем не разрешил. Так, Закон о ЕСВ в действующей на сегодня редакции предусматривает: для того чтобы вознаграждение, выплачиваемое по гражданско-правовому договору на выполнение работ (предоставление услуг), не облагалось единым социальным взносом у источника выплаты, предприниматель должен подтвердить, что вид деятельности по договору указан в извлечении из Единого госреестра (ч. 1 ст. 4). В данном случае, на наш взгляд, речь не должна идти об оригинале извлечения, но и копия выписки либо свидетельства о государственной регистрации вряд ли подойдет.

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить