Кассовый метод НДС для ЖКХ-операций из п. 187.10 НКУ

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2011/№ 91
Статья

Кассовый метод НДС для ЖКХ-операций из п. 187.10 НКУ

 

Поводом для появления данной статьи послужил вопрос, поступивший к нам на форум в рубрику «Закажи статью в газету»* от предприятия, реализующего тепловую энергию (налогообложение поставок которой отдельному кругу потребителей, как известно, происходит с использованием кассового метода НДС-учета). В связи с этим налогоплательщика, в частности, интересовала возможность отражения налогового кредита по товарам (услугам), полученным в прошлых периодах, но оплаченным спустя достаточно продолжительный промежуток времени. Также возникал вопрос о необходимости корректировки налогового кредита в случае получения бюджетных дотаций на покрытие разницы в тарифах. Эти и другие моменты рассмотрим в данной статье.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

* www.nibu.factor.ua/forum 

 

Документы статьи

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об НДС Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 3609 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.

Порядок № 41 Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 41.

Порядок № 969 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969.

 

Кассовый метод в НКУ

Прежде всего, напомним, что со вступлением в силу НКУ кассовый метод учета НДС, установленный в былые времена п.п. 7.3.9 Закона об НДС и дающий возможность налогоплательщикам с небольшими объемами поставок — ниже 300 тыс. грн. за последние 12 месяцев, став по желанию «кассовыми» плательщиками НДС, вместо правила «первого события» вести НДС-учет своей деятельности в особом порядке (начисляя налоговые обязательства и отражая налоговый кредит по расчетам — «деньгам»), был упразднен.

Вместе с тем начислять НДС подобным образом — по-особому, с ориентиром на «оплату» (т. е. в момент зачисления денежных средств на банковский счет или получения соответствующей компенсации стоимости товаров/услуг), как известно, предстояло также некоторым налогоплательщикам при осуществлении определенного вида операций — в частности:

— при поставке коммунальных услуг и услуг ЖКХ (поставке тепловой энергии, газа, услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг, стоимость которых включается в состав квартирной платы) физлицам, бюджетным учреждениям, не зарегистрированным плательщиками НДС, а также ЖЭКам и прочим аналогичным налогоплательщикам (эта норма из прежнего п. 11.11 Закона об НДС перекочевала в п. 187.10 НКУ);

— при поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств (эти же правила из п.п. 7.3.5 Закона об НДС переместились в п. 187.7 НКУ).

В отношении последнего вида операций (с оплатой бюджетными средствами) сразу оговоримся, что в данном случае, на наш взгляд, речь идет все же не о кассовом методе как таковом, а исключительно об установленной дате для начисления налоговых обязательств (по поступлению бюджетных денежных средств/получению компенсации), что только отчасти роднит ситуацию с кассовым методом, но не приравнивает. Правда, нужно заметить, к п. 187.7 НКУ все же существуют факты некорректного применения термина «кассовый метод» со стороны налоговиков (так, например, в п. 16 письма ГНАУ от 06.04.2011 г. № 9497/7/16-1517//«Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 35, а также в консультации из раздела 130.07 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ, говоря о кассовом методе, налоговики наряду с п. 187.10 НКУ упоминали и «бюджетный» п. 187.7 НКУ). Тем не менее, мы считаем, что кассовый метод (предполагающий отражение «по деньгам» не только налоговых обязательств, но и налогового кредита) не имеет к п. 187.7 НКУ никакого отношения. Ведь согласно п.п. 14.1.266 НКУ кассовый метод — это метод налогового учета, при котором дата возникновения налоговых обязательств определяется как дата зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) плательщика налога или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг), а дата возникновения права на налоговый кредит определяется как дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика налога или дата предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг). Вдобавок прямо о кассовом методе (после изменений, внесенных Законом № 3609) теперь говорится исключительно в п. 187.10 НКУ.

Таким образом, на сегодняшний день кассовый метод применяется только к операциям из п. 187.10 НКУ, на которых далее остановимся подробно.

 

Кассовый метод для операций из п. 187.10 НКУ

Для начала напомним, что п. 187.10 НКУ предусматривает следующее:

«187.10. Плательщики налога, поставляющие тепловую энергию, газ природный (кроме сжиженного), предоставляющие услуги по водоснабжению, водоотведению либо услуги, стоимость которых включается в состав квартирной платы или платы за содержание жилья*, физическим лицам, бюджетным учреждениям, не зарегистрированным в качестве плательщиков налога, а также жилищно-эксплуатационным конторам, квартирно-эксплуатационным частям, объединениям совладельцев многоквартирных домов, другим подобным плательщикам налога, осуществляющим сбор средств от указанных покупателей с целью последующего их перечисления продавцам таких товаров (предоставителям услуг) в счет компенсации их стоимости (далее — ЖЭКи), определяют дату возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по кассовому методу.

*Составляющие квартирной платы или платы за содержание жилья при этом оговариваются в абзаце третьем п. 187.10 НКУ.

Указанное правило определения даты возникновения налоговых обязательств распространяется также на операции по поставке указанных товаров/услуг для ЖЭКов и бюджетных учреждений, получающих такие товары/услуги, если они зарегистрированы как плательщики налога».

В связи с этим важно учитывать, что предусмотренный п. 187.10 НКУ кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита, во-первых, касается «коммунальных» поставок определенным получателям (физлицам, бюджетникам, ЖЭКам и т. п. плательщикам). В то время как поставки другим категориям потребителей облагаются НДС в общем порядке (по правилу первого события) — т. е. кассовый метод в таких случаях не работает, на что обращала внимание и ГНАУ в письмах от 04.03.2011 г. № 6310/7/16-1517-26 и от 04.03.2011 г. № 4545/6/16-1515-26.

Во-вторых, отдельно нужно остановиться на таком моменте. Напомним, что прежде «старый» п. 11.11 Закона об НДС говорил о распространении кассового метода исключительно на поставки товаров (услуг), перечисленных в данном пункте (в частности, содержал слова «…налогоплательщики, которые продают тепловую энергию, газ природный (кроме сжиженного)… определяют базу налогообложения операций по поставке таких товаров (услуг) по кассовому способу»). Тем самым в пользу избирательного применения кассового метода (т. е. только по отношению к перечисленным в п. 11.11 Закона об НДС товарам/услугам, а следовательно, и формированию только по отношению к ним «кассовым» способом налоговых обязательств и налогового кредита) говорили сами нормы законодательства. Хотя, нужно заметить, даже тогда на счет налогового кредита у налоговиков уже имелось особое мнение, и они пытались распространить «кассовый» порядок формирования налогового кредита на все покупки, предназначенные для использования в «кассовых» операциях (см. письма ГНАУ от 29.02.2008 г. № 4081/7/16-1515-05 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 44 и от 05.02.2007 г. № 2131/7/16-1417).

Теперь же формулировка п. 187.10 НКУ несколько изменилась и о «таких товарах (услугах)» в ней не говорится. Поэтому аргументы в пользу былого «избирательного» подхода к формированию налогового кредита при кассовом методе становится искать уже сложнее. Правда, зацепкой в таком случае могла бы послужить сама форма декларации по НДС, из «кассовой» таблицы 4 приложения Д7 к которой следует, что налоговый кредит «кассовым» способом нужно формировать только по товарам/услугам, перечисленным в п. 187.10 НКУ (см. сноску** к таблице 4). Однако, нужно заметить, те же ее разработчики при этом в своих консультациях, как и прежде, продолжают высказываться «за» формирование налогового кредита кассовым методом по всем покупкам, совершаемым для «кассовых» операций. И такая их позиция в этом вопросе остается устойчивой (письма ГНАУ от 04.03.2011 г. № 6310/7/16-1517-26 и от 04.03.2011 г. № 4545/6/16-1515-26). Отдельно, пожалуй, при этом стоит отметить письмо ГНСУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04, где на прямой вопрос о том, нужно ли формировать налоговый кредит кассовым методом только по перечню товаров, определенных п. 187.10 НКУ, или же по всем товарам, работам, услугам, участвующим в производстве, скажем, тепловой энергии, был дан ответ, что по кассовому методу определяют налоговый кредит в отношении всех операций по приобретению товаров/услуг, используемых для обеспечения жилищно-коммунальных услуг определенным п. 187.10 НКУ категориям потребителей. Вдобавок теперь, к сожалению, не могут служить поддержкой в этом вопросе и измененные нормы законодательства.

Если при кассовом методе безнадежная дебиторская задолженность покупателей (по неоплаченным товарам/услугам) списывается. В такой ситуации у «кассового» налогоплательщика, очевидно, может возникнуть вопрос: нужно ли при списании дебиторской задолженности начислять НДС-обязательства (ведь ранее при поставке товаров/услуг покупателю в силу кассового метода НДС не начислялся)? Сразу укажем, что налоговики на этот счет, к сожалению, неаргументированно (без ссылки на какие-либо подкрепляющие нормы законодательства) придерживаются фискальной точки зрения. Так, к примеру, в консультации, размещенной в разделе 130.07 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ, разъяснялось, что поскольку списание задолженности в целях налогообложения якобы считается предоставлением «других видов компенсации стоимости поставленных покупателям товаров (услуг)», то, стало быть, на дату списания дебиторской задолженности «кассовый» налогоплательщик должен увеличить налоговые обязательства — начислить НДС (в прошлом аналогичный вывод, заметим, можно было встретить в п. 1 письма ГНАУ от 15.10.2009 г. № 22618/7/23-4017/528, где начисление НДС объяснялось еще одной причиной — что якобы поставленные товары (услуги) в таком случае являются безвозмездно предоставленными).

Однако с этим мы согласиться не можем. Ведь списание задолженности нельзя назвать компенсацией стоимости поставленных товаров (услуг), так как никакой компенсации «кассовый» налогоплательщик при этом не получает. Так что опираться на определение кассового метода из п.п. 14.1.266 НКУ (предусматривающее начисление НДС в случае получения «других компенсаций») и говорить, о том, что списание задолженности должно сопровождаться начислением НДС-обязательств, в данном случае неуместно. Вдобавок товары/услуги не могут расцениваться в таком случае и безвозмездно поставленными, поскольку аналогичному определению из п.п. 14.1.13 НКУ не соответствуют.

Более того, учитывая специфику кассового метода, получается, что, следуя НКУ, дата начисления налоговых обязательств в рассматриваемой ситуации (ввиду непоступления оплаты или других видов компенсаций) для «кассового» налогоплательщика просто не наступит (!). Поэтому списание безнадежной дебиторской задолженности у «кассового» налогоплательщика не должно сопровождаться начислением НДС.

Налоговый кредит. Как уже отмечалось, для применения кассового метода, в первую очередь, важно, чтобы соблюдались условия, предусмотренные п. 187.10 НКУ. Об этом нужно помнить налогоплательщику, который одновременно осуществляет «разные» поставки оговоренных товаров (услуг), т. е. облагаемые как по кассовому методу, так и по правилу первого события (например, приобретая природный газ, коммунальное предприятие снабжает теплом как физлиц и бюджетников, так и обычных субъектов хозяйствования). Ведь в таком случае и налоговый кредит по «входному» НДС для каждого вида операций должен формироваться соответствующим образом (в частности, в случае приобретения товаров/услуг, предназначенных для использования в «кассовых» операциях, суммы «входного» НДС в связи с их приобретением также должны включаться в налоговый кредит по кассовому методу — оплате, см. консультацию в разделе 130.18 Единой базы налоговых знаний, письма ГНАУ от 04.03.2011 г. № 6310/7/16-1517-26 и от 04.03.2011 г. № 4545/6/16-1515-26; подробнее о формировании налогового кредита будет еще сказано далее).

Если товары/услуги получены в прошлых годах, а оплачены — в текущем. При формировании налогового кредита кассовым методом (для «кассовых» операций) не должна смущать ситуация, когда, скажем, за товары/услуги, полученные в прошлом, оплата поставщику была перечислена спустя весьма продолжительный период времени (к примеру: за товары, полученные в 2005-2007 годах, вместе с выписанными поставщиками на их поставку налоговыми накладными, по достигнутой договоренности сторон предприятие смогло рассчитаться с поставщиком лишь в 2011 году). Право на налоговый кредит в этом случае по таким покупкам не пропадает, а, учитывая специфику кассового метода, возникнет у предприятия-покупателя на момент проведения расчетов — перечисления оплаты. Ведь фактически на дату списания средств с банковского счета предприятие согласно п.п. 14.1.266 НКУ и получает законное право (!) на налоговый кредит. Ну а помогут подтвердить его  сбереженные достаточно «давние» налоговые накладные.

В данном случае также хотим отметить консультацию, размещенную в разделе 130.18 Единой базы налоговых знаний, в которой налоговики пришли к аналогичному выводу. Так, на вопрос о порядке формирования «кассового» налогового кредита по товарам/услугам, приобретенным в прошлых годах, налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг категориям потребителей, определенным п. 187.10 НКУ, контролирующие органы справедливо разъяснили, что право на налоговый кредит в этом случае возникает на дату списания средств в оплату приобретенных им товаров/услуг (в том числе приобретенных в прошлых годах) с банковского счета, что тем самым подтверждает возможность отражения налогового кредита по факту перечисления оплаты.

Что касается срока давности в 1095 дней, установленного ст. 102 НКУ (вопрос о применении которого, вероятно, также может появиться в данном случае), то он к ситуации не имеет никакого отношения и применяться не должен. Ведь он касается случаев исправления ошибок и возможности доначисления (своевременно незадекларированных) налоговых обязательств контролирующими органами. А в данном случае никакой ошибки налогоплательщиком допущено не было — просто в силу установленных правил ведения НДС-учета кассовым методом сам момент законного отражения налогового кредита в налоговом учете возник по происшествии определенного промежутка времени с момента получения товаров — при оплате. Так что сроки давности на ситуацию распространяться не могут.

60-дневный срок на отражение НК при кассовом методе. В данном случае не следует путать ситуацию с другими «особыми» нормами законодательства — предельным двухмесячным сроком, установленным для отражения налогового кредита абзацем четвертым п. 198.6 НКУ. Напомним, что как предусмотрено этим пунктом, налогоплательщики, применявшие кассовый метод до вступления в силу НКУ* или применяющие кассовый метод, имеют право на включение в налоговый кредит сумм налога на основании налоговых накладных, полученных в течение 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета налогоплательщика. Таким образом, положения этого пункта касаются уже промежутка времени, следующего за оплатой. В связи с чем нужно учитывать, что: перечислив оплату поставщику (и получив соответственно на эту дату право на налоговый кредит), на его декларирование налогоплательщику отводится весьма не продолжительный (всего лишь двухмесячный) срок. Поэтому отразить «кассовый» налоговый кредит по полученным налоговым накладным нужно успеть в течение 60 дней с момента проведения расчетов — перечисления оплаты (обращаем внимание: в данном «кассовом» случае «предельные» 60 дней согласно абзацу четвертому п. 198.6 НКУ отсчитывается именно с момента перечисления оплаты, а не, скажем, даты выписки налоговой накладной). В данном случае также примечательно письмо ГНАУ от 09.09.2011 г. № 14/7/15-3417-04, где обращалось внимание на то, что п. 198.6 НКУ установлен промежуток времени в 60 календарных дней не для проведения расчетов с поставщиком за поставленные товары, а для возможности отражения налогового кредита по полученным налоговым накладным.

*Что, тем самым, в свою очередь, лишний раз подтверждает правомерность декларирования «кассового» налогового кредита по оплате товаров (услуг), полученных от поставщиков еще в «докодексный» период.

Заметим также, что налогоплательщику, реализующему одновременно товары (услуги) из п. 187.10 НКУ по кассовому методу и по правилу первого события, отследить суммы НДС, включаемые в налоговый кредит при кассовом методе (по оплате), призвана помочь таблица 4 приложения Д7 к декларации по НДС. В ней, как предусмотрено п. 21 разд. III Порядка № 41 в случае применения кассового метода определения налоговых обязательств и налогового кредита в соответствии с п. 187.10 НКУ, налогоплательщики осуществляют распределение сумм «входного» НДС — начисленного (уплаченного) в связи с получением товаров (услуг), при поставке которых применяются одновременно и кассовый метод, и правило первого события (не путать с распределением по ст. 199 НКУ). Причем, опять же, судя по таблице 4 (см. сноску **), подобное распределение должно касаться покупок товаров (услуг) в соответствии с перечнем, установленным п. 187.10 НКУ. Однако контролирующие органы, как отмечалось, издавна смотрят на ситуацию иначе, считая, что налоговый кредит по НДС (также кассовым методом) нужно формировать по всем приобретаемым товарам (услугам) и основным средствам, предназначенным для их использования в «кассовых» операциях, оговоренных п. 187.10 НКУ. Так, в частности, в уже упоминаемых письмах ГНАУ от 04.03.2011 г. № 6310/7/16-1517-26 и от 04.03.2011 г. № 4545/6/16-1515-26 на этот счет разъяснялось: «если налогоплательщик приобретает (изготавливает) товары (услуги) и основные фонды, которые предназначаются для их использования в операциях, определенных в пункте 187.10 статьи 187 Кодекса, по которым налоговые обязательства определяются по кассовому методу, то суммы налога, уплаченные в связи с таким приобретением (изготовлением), в налоговый кредит включаются также по кассовому методу». При этом в ситуации, когда приобретенные (изготовленные) товары предназначаются для частичного одновременного использования в «кассовых» операциях, а частично — в операциях, облагаемых по правилу первого события, налоговики (очевидно, проводя аналогию с механизмом распределения из ст. 199 НКУ) говорят о необходимости распределения налогового кредита по «входному» НДС (соответственно на «кассовую» часть и часть «по первому событию») — пропорционально доле поставок в отчетном периоде товаров (услуг) по кассовому методу в общем объеме поставок. Причем аналогичного мнения на этот счет они придерживались и прежде (см. письма ГНАУ от 29.02.2008 г. № 4081/7/16-1515-05 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 44 и от 05.02.2007 г. № 2131/7/16-1417). Попутно заметим, что при заполнении таблицы 4 приложения Д7 в этом случае, как разъяснялось в консультации из раздела 130.25 Единой базы налоговых знаний, в колонках 7, 8, 9 и 10 соответствующим образом распределяются данные из колонок 5 и 6.

Вдобавок со вступлением в силу НКУ необходимость в распределении «входного» НДС (уже по правилам ст. 199 НКУ) может вызвать и несколько иной случай — получение налогоплательщиком производственных дотаций на покрытие разницы в тарифах (который подробнее рассмотрим далее).

 

Получение бюджетных дотаций на покрытие разницы в тарифах

Как известно, ценообразованию в «коммунальной» сфере сопутствуют свои особенности. К их числу, в частности, относится государственное регулирование цен. Так, к примеру, тепловую энергию предприятия-производители отпускают потребителям по регулируемым ценам (тарифам), которые, как правило, всегда при этом оказываются ниже расходов на ее производство и себестоимости производимой тепловой энергии. В связи с этим предприятия-производители получают дотации из бюджета на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемым тарифом, призванные компенсировать возникающие убытки.

Что касается налогообложения такой операции и, в частности, НДС-учета, то нужно заметить, что по-прежнему получение дотаций из бюджета (в том числе на покрытие возникающей разницы в тарифах) согласно п.п. 196.1.6 НКУ является не облагаемой НДС операцией (напомним, что до 01.01.2011 г. аналогичное правило устанавливал и п.п. 3.2.7 Закона об НДС). Однако, помимо этого, вступивший с 01.01.2011 г. в силу НКУ в налогообложение дотаций привнес свои особенности. Прежде чем перейти к их рассмотрению, приведем следующие важные нормы НКУ, касающиеся дотаций:

«14.1.16. производственная дотация из бюджета — финансовая помощь со стороны государства, предоставляемая субъекту хозяйствования на безвозвратной основе с целью укрепления его финансово-экономического положения и/или для обеспечения производства товаров, выполнения работ, предоставления услуг;

197.1. Освобождаются от налогообложения операции по:

197.1.28. поставке товаров/услуг в части суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета…»

Итак, как видим, со вступлением в силу НКУ поставки товаров (услуг) на сумму возникающей разницы (превышения фактических расходов над регулируемым тарифом), покрываемой за счет производственной дотации из бюджета, согласно п.п. 197.1.28 НКУ отнесены к льготируемым поставкам (это новая НДС-льгота, аналога которой в «старом» Законе об НДС не было).

Примечательно также, что в связи с этим в письме ГНАУ от 16.06.2011 г. № 7166/5/16-1516, а также в разделе 130.05 Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ, разъяснялось, что ввиду таких требований законодательства:

— базу налогообложения следует определять исходя из полной себестоимости реализуемых товаров/услуг (т. е. формируемой как: регулируемый тариф + компенсация разницы между себестоимостью и тарифом);

— при этом стоимость товаров/услуг (в пределах регулируемого тарифа) подлежит обложению НДС по ставке 20 %, а разница между фактическими расходами (себестоимостью) и тарифом (подлежащая последующей компенсации в виде производственной дотации) — освобождается от налогообложения (льготируется согласно п.п. 197.1.28 НКУ). От себя, в свою очередь, добавим, что такой порядок налогообложения с учетом правил п. 9 Порядка № 969 соответственно предполагает выписку отдельных налоговых накладных: на облагаемую (по ставке 20 %) и льготную (освобожденную от НДС) поставки.

Учитывая, что такое «разделение» базы налогообложения (на облагаемую и не облагаемую НДС части) приводит к одновременному возникновению в деятельности налогоплательщика облагаемых и льготируемых поставок, то при формировании налогового кредита по входящим покупкам, предназначенным для осуществления таких поставок, также нужно помнить о положениях п. 198.4 и ст. 199 НКУ и установленных ими требованиях к распределению «входного» НДС (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 40). Причем в «коммунальном» случае ситуация будет несколько осложняться из-за применения (к отдельным операциям согласно п. 187.10 НКУ) кассового метода НДС-учета. Поэтому, проведя распределение «входного» НДС на включаемую и не включаемую в налоговый кредит части*, распределенную часть НДС, подлежащую включению в налоговый кредит, также придется соответственно при этом при необходимости разбивать на: суммы НДС, включаемые в налоговый кредит по кассовому методу, и суммы НДС, относящиеся в налоговый кредит по правилу первого события.

Очевидно, помочь в таком случае осуществить соответствующие «кассовые» подсчеты призвана таблица 4 приложения Д7. Причем, поскольку распределение «входного» НДС в таком случае может быть обусловлено (из-за дотаций) как требованиями ст. 199 НКУ (в связи с чем часть входного НДС при этом будет попадать в состав налогового кредита по строке 15.1 декларации), так и одновременным осуществлением налогоплательщиком «кассовых» и обычных операций («входной» НДС по которым будет включаться в строку 10.1 декларации), то для наглядности (для себя) каждый из таких случаев распределения в таблице 4 можно отражать отдельной строкой (в то время как при подаче НДС-отчетности налоговым органам таблицу 4 приложения Д7, к примеру, уже заполнять, объединяя данные этих двух строк в одну итоговую строку).

*Напомним, что согласно абзацу третьему п.п. 139.1.6 НКУ плательщики НДС, являющиеся одновременно при этом плательщиками налога на прибыль, при осуществлении освобожденной от НДС (льготируемой) деятельности, не попавшие в налоговый кредит суммы «входного» НДС включают в налоговом учете в состав «налоговых» расходов или расходов, подлежащих «налоговой» амортизации. Причем относить в расходы суммы «кассового» входного НДС, не попавшие по распределению в налоговый кредит, также придется с оглядкой на оплату.

При этом учитывая, что «льготный» п.п. 197.1.28 НКУ заработал с 01.01.2011 г., то все вышесказанное об НДС-распределении касается операций, осуществляемых уже после этой даты (и налоговый кредит прошлых периодов, скажем 2009 — 2010 годов, не затрагивает, поэтому корректировать каким-либо образом ранее отраженный в таких прошедших периодах налоговый кредит, даже в случае получения за них дотаций в текущем — 2011 году, налогоплательщику не нужно). Хотя, не можем не заметить, что, к примеру, из письма ГНАУ от 16.06.2011 г. № 7166/5/16-1516 следует, что налоговики, «проталкивающие» такой же подход с распределением налогового кредита в ситуациях с дотациями и прежде, со вступлением в силу НКУ не видят особой разницы, отмечая, что НКУ оговоренный порядок налогообложения не изменяет, а лишь уточняет порядок налогообложения указанных операций, существовавший и прежде (что, конечно же, не соответствует действительности — ведь в прошлом НДС-льготы, аналогичной п.п. 197.1.28 НКУ в Законе об НДС, не было).

Также следует иметь в виду, что «льготным» п.п. 197.1.28 НКУ указанная выше НДС-льгота введена исключительно в отношении производственных дотаций, компенсирующих убытки налогоплательщиков в связи с государственным регулированием цен, и, к примеру, прочие дотации и субсидии не затрагивает (т. е. для них никакой аналогичной НДС-льготы в НКУ не установлено).

Таким образом, в целом, можно сказать, что заложенный с 01.01.2011 г. в НКУ подход к учету дотаций на покрытие разницы в тарифах тем самым фактически реализовал на законодательном уровне давние замыслы налоговиков (см. письмо ГНАУ от 16.06.2011 г. № 7166/5/16-1516) к «особому» порядку формирования налогового кредита в этом случае.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить