Темы статей
Выбрать темы

Изучаем изменения в Закон о госзакупках

Редакция НиБУ
Статья

Изучаем изменения в Закон о госзакупках

 

Эта консультация является расширенным комментарием к изменениям, внесенным в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI, который опубликован на с. 6 этого номера нашей газеты.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

После многочисленных дискуссий, продолжавшихся долгое время вокруг принятия

Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 08.07.2011 г. № 3681-VI (далее — Закон), которые привели даже к возврату его Президентом Украины для повторного рассмотрения Верховной Радой, указанный документ наконец-таки вышел в свет.

Какие же новации и интересные моменты предусмотрены указанным

Законом? Дело в том, что этот документ вносит достаточно существенные изменения во многие статьи Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) и в Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП). Поэтому далее подробно рассмотрим эти изменения.

Прежде всего отметим, что согласно

п. 1 Заключительных положений Закона этот документ вступает в силу через 60 дней со дня его опубликования. Учитывая, что Закон опубликован в газете «Голос України» от 03.08.2011 г., он вступает в силу с 03.10.2011 г.

Кабмину в месячный срок со дня вступления в силу этого

Закона поручено разработать и подать на рассмотрение ВР Украины проекты законов, которыми устанавливаются особенности осуществления закупки товаров, работ и услуг, указанных в ч. 4 ст. 2 Закона № 2289, а также утвердить нормативно-правовые акты, принятие которых следует из положений Закона № 2289. Конечно, надеяться на оперативное и своевременное принятие таких специальных законов вряд ли стоит. Ведь если вспомнить опыт предыдущего года, то законодатели не торопились с внесением для рассмотрения Верховной Радой специальных законов, ведь мы их так и не увидели ни в 2010-м, ни в 2011-м году.

Как указано в

п. 2 Закона, до принятия отдельных законов Украины закупка товаров, работ и услуг, указанных в ч. 4 ст. 2 Закона № 2289, осуществляется в соответствии с этим Законом, т. е. по общим правилам.

 

Сфера применения закона

Прежде всего привлекает внимание изменение термина «государственные средства», из которого

исключена фраза «средства предприятий и их объединений». Таким образом, произошло сужение сферы применения Закона № 2289 путем исключения закупок, осуществляемых за средства предприятий государственного и коммунального секторов экономики. При этом отметим, что определение термина «предприятия» (п. 21 ст. 1 Закона № 2289) не претерпело никаких изменений.

Вместе с тем

ч.1 ст. 2 Закона № 2289 дополнена достаточно интересной нормой, где указано, что этот Закон применяется к предприятиям, определенным в п. 21 ч. 1 ст. 1 данного Закона, если предприятия соответствуют хотя бы одному из следующих признаков, а именно:

1) предприятие

пользуется налоговой льготой, предусмотренной налоговым, таможенным законодательством Украины, — в течение пользования такой льготой;

2) предприятие в соответствии с законом

освобождено от обязанности уплачивать задолженность перед бюджетами по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, по обязательствам перед фондами общеобязательного государственного социального страхования — в течение календарного года с даты такого освобождения;

3) предприятие получает

прямую или опосредованную бюджетную поддержку, в том числе в виде компенсации части расходов или возмещения процентов по кредитам, — в течение календарного года с даты получения бюджетной поддержки.

Как видим, указанные признаки по своему содержанию имеют достаточно общий характер, положения которых могут толковаться неоднозначно. Как следствие, это создаст определенные сложности при их практическом применении заказчиками и участниками процедур закупок. В частности, непонятно, какие именно налоговые льготы должны иметь такие предприятия (например, по НДС, земельному налогу и др.) для применении этой нормы

Закона № 2289.

К тому же такое понятие, как «

получение прямой или опосредованной бюджетной поддержки», считаем, требует более четкого определения, ведь ни Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI, ни Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI не содержат определения таких понятий. Например, непонятно, считаются ли бюджетной поддержкой средства, которые перечисляются из бюджета как разница в тарифах, капитальные трансферты, субсидии и дотации? Кроме того, целесообразно было бы конкретизировать такое определение — «в виде компенсации части расходов».

Кстати, добавим, что Главное научно-экспертное управление в своем

заключении от 04.07.2011 г. именно в отношении этих условий высказало определенные замечания. В частности, указано, что считаются недостаточно обоснованными предложения, согласно которым процедура закупки за государственные средства связывается с предоставлением предприятиям налоговых льгот и уплатой ими задолженности перед бюджетами, по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и полученным бюджетным кредитам.

Следующие изменения касаются

ч. 3 ст. 2 Закона № 2289, где приведен перечень предметов закупки, не подпадающих под действие этого Закона.

К таким предметам закупок, в частности, отнесены:

платные услуги в размере, определенном нормативно-правовыми актами, которые предоставляются органами государственной власти, органами местного самоуправления или другими лицами, уполномоченными такими органами, и обязательность получения которых устанавливается законодательством;

услуги по аренде нежилых помещений, находящихся в государственной и коммунальной собственности, для размещения бюджетных учреждений;

— юридические услуги, связанные с защитой прав и интересов Украины при урегулировании споров, рассмотрении в зарубежных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины;

— объекты государственного ценового регулирования и услуги, закупка которых осуществляется Аграрным фондом в соответствии с

Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV;

— товары, закупка которых осуществляется Государственным агентством резерва Украины и его предприятиями путем заключения договоров купли-продажи, фьючерсных, форвардных контрактов исключительно на биржевом рынке (товарных, фондовых биржах) в установленном законодательством порядке согласно номенклатуре, утверждаемой Кабинетом Министров Украины;

— товары, реализуемые в соответствии с

Законом Украины «О государственном материальном резерве» от 24.01.97 г. № 51/97-ВР, закупка которых осуществляется распорядителями бюджетных средств. Условия такой реализации определяются Кабинетом Министров Украины;

— услуги по авиаперевозкам лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана в соответствии со

ст. 5 и ч. 1 ст. 6 Закона Украины «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц» от 04.03.98 г. № 160/98-ВР.

Кроме того, изложен в новой редакции перечень товаров, работ и услуг, по которым

отдельными законами Украины будут определяться особенности осуществления закупок, а именно:

1) закупки юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сферах, определенных

ст. 5 Закона Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 г. № 1682-III;

2) закупки следующих товаров, работ и услуг:

— необлученных топливных элементов (твэлов) для ядерных реакторов;

— нефти или нефтепродуктов сырых;

электрической энергии, услуг по ее поставке, передаче и распределению;

централизованной поставке тепловой энергии;

природного и нефтяного газа и услуг по его транспортировке, распределению и поставке;

— услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов;

— телекоммуникационных услуг, в том числе по ретрансляции радио- и телесигналов (за исключением услуг мобильной связи и услуг интернет-провайдеров);

— услуг международных финансовых организаций, связанных с привлечением их кредитов (займов);

— услуг по подготовке специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышению квалификации и переподготовке кадров (последипломное образование) по государственному заказу;

— товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется за средства, распорядителем которых является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по обеспечению подготовки и реализации в Украине инфраструктурных проектов для выполнения задач и мероприятий по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу и других международных спортивных событий (в рамках выполнения Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу);

— образовательных услуг, предоставляемых иностранными высшими учебными заведениями и научными учреждениями: студентам, аспирантам, научным и научно-педагогическим работникам за пределами Украины;

услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению.

Как видим, в этот перечень снова включены услуги, исключенные из сферы действия

Закона № 2289 согласно Закону Украины «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» по закупкам товаров и услуг в сфере естественных монополий и смежных рынков» от 11.01.2011 г. № 2900-VI.

 

Изменены полномочия уполномоченных и контролирующих органов

1. Перечень полномочий Минэкономразвития претерпел определенные изменения.

Так, из перечня основных функций Минэкономразвития

исключено согласование применения процедуры закупки у одного участника. Это связано с тем, что теперь указанная процедура больше не требует согласования с Уполномоченным органом. Далее мы поговорим детальнее об этой процедуре закупок, ведь она претерпела значительные изменения.

Вместе с тем в Минэкономразвития появится функция анализа эффективности осуществления закупок, а именно

осуществления мониторинга сферы госзакупок. Как предусмотрено п. 15 ст. 1 Закона № 2289, мониторинг закупок — систематическое наблюдение за состоянием осуществления заказчиками государственных закупок, в том числе анализ эффективности осуществления этих закупок. При этом порядок такого мониторинга должен утвердить Минэкономразвития.

Для выполнения указанной задачи Минэкономразвития дано право получать от предприятий, учреждений, организаций, а также органов, осуществляющих государственное регулирование и контроль в сфере закупок, правоохранительных органов необходимые ему документы и информацию. Предоставление этих документов на запрос Минэкономразвития указанные субъекты должны осуществить в течение 5 дней со дня его получения. При выявлении нарушений законодательства о госзакупках Минэкономразвития имеет право

только дать рекомендации по их устранению и недопущению.

Отметим, что на сегодняшний день функция мониторинга в сфере госзакупок сосредоточена на Государственной финансовой инспекции Украины, которая руководствуется в этом вопросе

Методическими рекомендациями по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, осуществляемых согласно Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок» при проведении государственного финансового контроля, утвержденными приказом ГлавКРУ от 28.02.2011 г. № 44. Поэтому пока еще не совсем понятно, как эту функцию будут делить между собой эти два органа.

Кстати, в прошлом году Минэкономразвития (а точнее — Минэкономики) уже пыталось контролировать эффективное использование государственных средств заказчиками при осуществлении процедур государственных закупок, требуя от них предоставления справки о соответствии цены. О таких требованиях свидетельствовали

письмо от 21.04.2010 г. № 3303-25/3461-08 и разъяснение от 14.04.2010 г. № 3303-25/2973-07, которые впоследствии были отозваны. На этот раз такая функция уже будет закреплена за Минэкономразвития на уровне закона.

2. Некоторые изменения претерпели функции, возложенные на

Антимонопольной комитет Украины (далее — АМКУ) как орган обжалования.

Так, если ранее после принятия решения по жалобе он должен был в течение дня направить его Минэкономразвития, субъекту обжалования и заказчику, действия которого обжалуются, то теперь, как предусмотрено

абз. 6 ч. 3 ст. 8 Закона № 2289, АМКУ должен направить экземпляр такого решения еще и Государственной казначейской службе и редакции официального печатного издания по вопросам государственных закупок.

3. Также привлекают внимание изменения, внесенные в

ч. 1 ст. 7 Закона № 2289, согласно которым органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, не имеют права вмешиваться в проведение процедур закупок.

 

Изменен перечень информации, подлежащей обнародованию

Известно, что

ст. 10 Закона № 2289 предусмотрен достаточно большой перечень информации о закупке, которую заказчик должен бесплатно обнародовать на веб-портале Уполномоченного органа и опубликовать в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок. Благодаря изменениям, внесенным в ст. 10 Закона № 2289, такой перечень немного сократился.

Так,

не требуют обнародования на веб-портале Минэкономразвития следующие документы:

— сведения, касающиеся решения Уполномоченного органа о согласовании или отказе в согласовании применения процедуры закупки в случае проведения такой процедуры. Это изменение вполне понятно, ведь теперь заказчикам не нужно обращаться в Минэкономразвития за получением согласования на применение указанной процедуры;

— сообщение участников о результатах процедуры закупки, которое необходимо было обнародовать в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки;

— сообщение о результатах проведения предварительной квалификации (требовало обнародования в течение 3 рабочих дней после ее завершения);

— информация об одностороннем расторжении договора о закупке (при наличии), которую необходимо было обнародовать в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Вместе с тем

Законом внесены изменения в перечень документов, которые необходимо публиковать в «Вестнике государственных закупок» и обнародовать на веб-портале. Таким документом являются предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника.

Кроме того, к ранее предусмотренным документам, подлежавшим опубликованию в «Вестнике государственных закупок», добавлены

сведения о рамочном соглашении, по которому заключен договор о закупке (в случае проведения закупки по рамочным соглашениям).

 

Введена новая процедура закупки

Законом

изложена в новой редакции ст. 13 Закона № 2289, которой были установлены особенности осуществления закупки на принципах координации. Теперь ст. 13 Закона № 2289 определены особенности осуществления закупок по рамочным соглашениям, определение которых приведено в п. 26 указанного Закона.

Как предусмотрено

ч. 2 ст. 13 Закона № 2289, особенности заключения рамочных соглашений, перечень товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям, определяются Уполномоченным органом, а особенности выполнения рамочных соглашений, порядок определения генеральных заказчиков и взаимодействия заказчиков с генеральным заказчиком по рамочным соглашениям должен определить Кабмин.

 

Процедура закупки у одного участника — в новом формате

Как уже отмечалось, достаточно существенные изменения внесены

Законом в процедуру закупки у одного участника, условия проведения которой предусмотрены ст. 39 Закона № 2289. Дальше определим, какие это изменения.

1. Теперь подписанию договора закупки с одним участником предшествуют переговоры с одним или несколькими участниками (ранее заказчик имел право вести переговоры только с одним участником). Надеемся, что благодаря таким изменениям шансы попасть в категорию счастливчиков-победителей для участников значительно увеличатся.

2.

Законом введен акцепт предложения победителя процедуры закупки у одного участника.

3. Отменена необходимость получения согласования Уполномоченного органа при применении указанной процедуры. Конечно, это изменение будет только «на руку» заказчикам, поскольку особых преград для признания выгодного (так сказать, «проверенного») участника для заказчика теперь не существует.

4. Расширен перечень оснований для применения процедуры закупки у одного участника. Так, к

случаям, когда может быть применена процедура закупки у одного участника , относятся:

— закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;

— отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы;

неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам;

— если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников;

необходимость осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставителя услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием;

закупка товаров на товарных биржах;

закупка товаров в случае прекращения хозяйственной деятельности, в частности в результате банкротства, по договоренности с кредиторами.

5.

Частью 3 ст. 39 Закона № 2289 установлен общий срок для определения победителя процедуры закупки у одного участника. Безусловно, это положительные изменения для участников, ведь ранее Законом № 2289 вообще не был определен срок для проведения оценки и акцепта. Определено, что такой срок не должен превышать 5 дней со дня опубликования в «Вестнике государственных закупок» информации о применении процедуры закупки у одного участника. Отметим, что заказчику теперь придется опубликовать в этом издании и обнародовать на веб-портале сообщение об акцепте предложения. Это необходимо осуществить в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя.

 

Изменение существенных условий договора

Особое внимание привлекает к себе новая редакция

ч. 5 ст. 40 Закона № 2289, где предусмотрены случаи внесения изменений в существенные условия договора о закупке.

Так, к таким случаям относятся:

— уменьшение объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;

— изменение цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре, и произойдет не ранее трех месяцев со дня его заключения;

— улучшение качества предмета закупки при условии, что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

— продление срока действия договора и выполнения обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, вызвавших такое продление, в том числе форс-мажорных обстоятельств, задержки финансирования расходов заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

— изменение условий в связи с применением положений

ч. 6 ст. 40 Закона № 2289.

В то же время необходимо отметить, что, как и ранее,

ст. 40 Закона № 2289 не предусмотрено увеличение цены договора закупки.

Кроме того, новая редакция

ч. 6 ст. 40 Закона № 2298 содержит норму, которая решит проблему о закупке в начале нового бюджетного года, а именно установлено: действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

 

Ответственность

Снова претерпели изменения (

увеличены почти вдвое!) размеры штрафов, налагаемых в случае нарушения законодательства об осуществлении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, которые установленные ст. 16414 КУоАП.

 

До изменений

После изменений

Штраф от 300 до 700 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5100 до 11900 грн.)

Штраф от 700 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 11900 до 17000 грн.)

За повторное нарушение штраф от 700 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 11900 до 17000 грн.)

За повторное нарушение штраф от 1000 до 1500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17000 до 25500 грн.)

 

Другие изменения

Среди других изменений необходимо обратить внимание на следующие:

Законом № 2289 предусмотрена необходимость прохождения обучения по вопросам организации и осуществления закупок только председателя и секретаря комитета по конкурсным торгам (ч. 2 ст. 11). Другие члены комитета по конкурсным торгам такое обучение могут пройти по желанию. Порядок указанного обучения устанавливается уполномоченным органом;

— уточнено, что в случае отклонения предложения конкурсных торгов участника (в случаях, предусмотренных

ст. 29 Закона № 2289) заказчик должен не только сообщить ему об этом, но и изложить аргументированные основания.

Как видим, в ближайшее время заказчиков и участников процедур закупок ожидает немало изменений, а времени осталось совсем немного для того, что с ними детально ознакомиться. Надеемся, что по поводу вышеуказанных неурегулированных вопросов Уполномоченный орган в ближайшее время предоставит детальные разъяснения.

В заключение отметим, что расслабляться не стоит, ведь недавно Премьер-министр Украины высказал замечание по поводу того, что жесткие процедуры, умноженные на безответственность чиновников, например медицины, неоднократно приводили к срыву закупок. Поэтому Минэкономразвития дано поручение в течение двух недель обобщить предложения о совершенствовании

Закона № 2289 и вынести их на рассмотрение правительства. Как видим, процесс совершенствования положений Закона № 2289 будет продолжаться еще долго…
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше