Предприниматель на общей системе в свете последних изменений НКУ
В газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 65, с. 32, посвященной Закону № 3609, мы уже касались темы последних налоговых нововведений для физлиц-предпринимателей. В сегодняшней статье мы разберем ее подробнее, но прежде напомним, что все изменения, рассматриваемые в данной статье, вступили в силу
с 6 августа (кроме изменений в раздел III, вступивших в силу с 1 августа).
Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
НКУ
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Закон № 3609
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 64).Перечень № 994
— Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденный постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994.
Состав расходов
Первое, на что стоит обратить внимание при анализе изменений
ст. 177 НКУ, — это состав расходов предпринимателей на общей системе. Теперь вместо расходов производства (обращения) в п. 177.4 НКУ фигурируют расходы операционной деятельности в соответствии с разделом III НКУ. При этом данное изменение следует рассматривать в связке с коррективами, внесенными в раздел III НКУ, — ведь с 1 августа к расходам операционной деятельности относятся (п. 138.1 НКУ):1)
расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров (в том числе общепроизводственные расходы) (п. 138.8 и п.п. 138.8.5 НКУ);2) административные расходы
(п.п. 138.10.2 НКУ);3) расходы на сбыт
(п.п. 138.10.3 НКУ);4) прочие операционные расходы
(п.п. 138.10.4 НКУ).Сказать, что данные коррективы коренным образом изменили порядок налогообложения ФЛП, нельзя — ведь с 01.04.2011 г. указанные расходы и без этого учитывались при определении чистого налогооблагаемого дохода. В то же время без определенных изменений не обошлось. Так, с 06.08.2011 г.
не включаются в расходы:1)
финансовые расходы, а именно расходы по процентам (в частности, по кредитам, займам, финансовому лизингу), а также прочие расходы, связанные с заимствованиями (п.п. 138.10.5 НКУ). При этом ранее налоговики соглашались с их отражением (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 180.04);2)
прочие расходы обычной деятельности (кроме финансовых расходов). В том числе (но не исключительно) к ним относятся добровольные перечисления бюджетам и неприбыльным организациям, работодателями профсоюзным организациям, расходы на приобретение лицензий и прочих специальных разрешений и т. п. (п.п. 138.10.6 НКУ). Причем, если добровольные перечисления налоговики и до этого не разрешали включать предпринимателям в расходы (мотивируя это отсутствием связи с получением доходов), то в части стоимости лицензий/прочих разрешений они занимали положительную позицию (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 180.04);3)
расходы, не отнесенные в состав расходов в предыдущих отчетных годах в связи с утратой, уничтожением, порчей документов, а также в связи с допущенными ошибками (п. 138.11 НКУ);4)
прочие расходы согласно п. 138.12 НКУ — а именно:а)
расходы, определенные в соответствии со ст. 144 — 148, 150, 153, 155 — 161 НКУ, а точнее тех из них, которые не являются операционными;б)
расходы в виде средств (стоимости имущества), переданных организациям работодателей и их объединениям;5)
прочие расходы, которые не могут быть классифицированы в качестве расходов операционной деятельности.Отдельно стоит выделить расходы, приведенные в
п.п. 138.12.1 НКУ (расходы согласно ст. 144 — 148, 150, 153, 155 — 161). Дело в том, что в указанных статьях достаточно часто конкретизируются правила отражения расходов (а также правила их определения), являющихся операционными (например, арендные расходы), которые, как известно, должны учитываться при исчислении объекта налогообложения ФЛП. В связи с этим, с целью определения чистого налогооблагаемого дохода, из перечня расходов согласно п.п. 138.12.1 НКУ следует учитывать лишь те, которые являются операционными (и по-прежнему с учетом общих ограничений, например, таких как покупки у «оффшорных» нерезидентов (п. 161.2 НКУ), покупка услуг по инжинирингу, консалтингу, роялти (п.п. 139.1.13 — 139.1.15, 140.1.2 НКУ). В том числе (но не исключительно) к ним можно отнести расходы по арендным платежам, а также расходы от операций в иностранной валюте. Аналогичная задача возникнет перед ФЛП при осуществлении расходов двойного назначения (ст. 140 НКУ). Данную информацию лучше всего представить в табличной форме.
Таблица 1
Классификация расходов предпринимателя
ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ | ПРОЧИЕ РАСХОДЫ | ||
Расходы, которые участвуют при исчислении НДФЛ: | норма НКУ | Расходы, которые не участвуют в исчислении НДФЛ: | норма НКУ |
Себестоимость изготовленных и реализованных: | Финансовые расходы | п.п. 138.10.5 | |
а) продукции, работ услуг: | п. 138.4 | Прочие расходы обычной деятельности (кроме финансовых расходов), не связанные непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг | п.п. 138.10.6 |
— прямые расходы | п. 138.8 | ||
— общепроизводственные | п.п. 138.8.5 | ||
б) товаров — прямые расходы | п. 138.6 | ||
Административные расходы | п.п. 138.10.2 | ||
Расходы на сбыт | п.п. 138.10.3 | Расходы, понесенные в прошлых годах и не отнесенные в состав расходов: | п. 138.11 |
Прочие операционные расходы | п.п. 138.10.4 | ||
Расходы, понесенные в текущем отчетном году и не отнесенные в состав расходов: | п. 138.11 | ||
Прочие расходы: | п.п. 138.12.2 | ||
— прочие расходы хозяйственной деятельности, по которым раздел III не устанавливает ограничений | |||
— перечисления организациям работодателей | п.п. 138.12.3 | ||
Расходы, которые частично участвуют в исчислении НДФЛ | норма НКУ | ||
— прочие расходы: расходы, определенные согласно ст. 144 — 148, 150, 153, 155 — 161 НКУ, | п.п. 138.12.1 | ||
— расходы двойного назначения | п. 140.1 |
Теперь рассмотрим вышеизложенную классификацию более детально.
Таблица 2
Расходы предпринимателя, которые участвуют/не участвуют при исчислении НДФЛ
№ п/п | Расходы | Статья / пункт НКУ |
1 | 2 | 3 |
ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ (УЧАСТВУЮТ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НДФЛ) | ||
1 | Себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг: |
|
1.1 | для производства: | п. 138.8 |
1) прямые материальные расходы (стоимость сырья, а также основных, дополнительных и прочих материалов); | ||
1.2 | для торговли: | п. 138.6 |
— цена приобретения | ||
— ввозная пошлина | ||
— расходы на доставку | ||
— расходы на доведение до состояния, пригодного для продажи | ||
2 | Административные расходы: | п.п. 138.10.2 |
— расходы на служебные командировки, оплату труда административного аппарата и прочего общепроизводственного персонала; | ||
3 | Расходы на сбыт: | п.п. 138.10.3 |
— расходы на упаковочные материалы для затаривания товаров на складах готовой продукции; | ||
4 | Прочие операционные расходы: | п.п. 138.10.4 |
— расходы по операциям в иностранной валюте согласно ст. 153 НКУ; | ||
5 | Расходы, понесенные в текущем отчетном году и не отнесенные в состав расходов предыдущих отчетных периодов: | п. 138.11 |
— по причине ошибки | ||
— в связи с потерей, уничтожением или порчей документов, подтверждающих понесенные расходы и подтвержденные такими документами в отчетном периоде | ||
ПРОЧИЕ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ НЕ УЧАСТВУЮТ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НДФЛ | ||
1 | Финансовые расходы, в частности расходы | п.п. 138.10.5 |
на начисление процентов по кредитам, займам, финансовому лизингу (!), а также прочие расходы, связанные с заимствованиями | ||
2 | Прочие расходы обычной деятельности (кроме финансовых расходов), не связанные непосредственно с изготовлением и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в частности: | п.п. 138.10.6 |
— суммы средств или стоимость товаров, выполненных работ, оказанных услуг, добровольно перечисленные в госбюджет или бюджеты местного самоуправления, неприбыльным организациям; | ||
3 | Расходы, понесенные в предыдущих отчетных годах и не отнесенные в состав расходов предыдущих отчетных периодов: | п. 138.11 |
— по причине ошибки | ||
— в связи с потерей, уничтожением или порчей документов, подтверждающих понесенные расходы и подтвержденные такими документами в отчетном периоде | ||
4 | Прочие расходы: | п. 138.12 |
1) расходы, определенные согласно ст. 144 — 148 НКУ: | ||
5 | Расходы двойного назначения: | п. 140.1 |
— расходы на обеспечение работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обеззараживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, устанавливаемому Кабмином, который для банковских учреждений дополняется перечнем, утвержденным НБУ** (п.п. 140.1.1 НКУ); | ||
ПРОЧИЕ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НДФЛ | ||
1 | Прочие расходы: | п. 146.12, ст. 153 |
1) расходы на ремонт основных средств (п. 146.12 НКУ) (с одной стороны, такие расходы названы по всем направлениям операционных расходов, однако уменьшать на них доход опасно из-за устоявшейся позиции налоговиков, см. сноску*); | ||
2 | Расходы двойного назначения: | п. 140.1 |
— расходы на обеспечение работников специальной одеждой (!), обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (включая обеспечение моющими средствами и средствами, которые нейтрализуют опасное воздействие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, которые не исключают возможности загрязнения этими веществами) (абз. «ґ» п.п. 138.8.5 и п.п. 140.1.1 НКУ, п. 5 Перечня № 994); | ||
*Ставить в расходы амортизационные отчисления следует лишь смелым плательщикам, поскольку налоговики по-прежнему выступают против этого, ссылаясь на то, что предприниматели не ведут бухгалтерского учета (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 180.04), то же самое касается и расходов на ремонты/улучшения (даже в пределах 10 % лимита). **Кроме расходов на охрану труда, в которые в том числе включаются расходы на приобретение форменной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (п. 5 Перечня № 994). ***Кроме расходов на усовершенствование технологии и организации производства согласно абз. «ґ» п.п. 138.8.5 НКУ. |
Возможность уменьшения авансового платежа
Еще одно изменение затронуло уплату НДФЛ предпринимателями на общей системе. Как известно, в виде авансовых платежей он уплачивается ежеквартально (до 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября), по 25 % от суммы, не меньшей 100 % прошлогоднего НДФЛ (в сопоставимых условиях). Однако, если до 06.08.2011 г. это правило было исключительным, то с указанной даты в нем
появилось исключение: если доход за прошлый квартал уменьшается более чем на 20 % в сравнении с расчетной ожидаемой суммой дохода, то плательщик вправе уменьшить сумму авансового платежа, подлежащего уплате в следующий срок, пропорционально уменьшению дохода. С этой целью предприниматель до наступления срока уплаты авансового платежа должен подать заявление в произвольной форме, содержащее расчет уменьшения авансового платежа и краткое пояснение обстоятельств. Теперь обратим внимание на несколько нюансов. Во-первых, речь идет о снижении чистого дохода (графа 12 книги учета доходов и расходов). Во-вторых, данное правило говорит лишь о доходе за прошлый квартал. Таким образом, если доход снизился в I квартале, то подать заявление на уменьшение авансового платежа получится не позднее II квартала — причем до наступления срока уплаты авансового платежа. В-третьих, с помощью такого заявления можно снизить сумму лишь следующего авансового платежа. То есть, если снижение дохода произошло во II квартале, то сумму авансового платежа возможно снизить лишь за III квартал.Для лучшего понимания приведем условный пример.
Пример.
Расчетная сумма дохода предпринимателя за квартал 2011 года составляет 8000 грн. (квартальный авансовый платеж соответствует 1200 грн.). В III квартале фактическая сумма дохода (сумма графы 12 за квартал) составила 5000 грн.С целью уменьшения авансового платежа предприниматель до 15 ноября должен подать в налоговую инспекцию заявление следующего содержания (напоминаем, что оно составляется в произвольной форме, но должно содержать расчет уменьшения авансового платежа и краткое пояснение причин снижения):
В заключение вопроса стоит отметить, что
Законом № 3609 в п.п. 177.5.3 НКУ была также внесена косметическая правка. Теперь в нем вместо слов «податку на доходи та суми плати за торговий патент» фигурируют «податку на доходи фізичних осіб та збору на провадження деяких видів підприємницької діяльності». Эта корректировка не приводит ни к каким изменениям, однако после нее содержание п.п. 177.5.3 соответствует терминологии НКУ.
Состав предпринимательских доходов и применение ставки 17 %
Закон № 3609
также дополнил п. 167.1 НКУ абзацем, разъясняющим правила применения к предпринимательским доходам ставки 17 %. Теперь в нем указано, что плательщики, подающие годовые декларации, в том числе согласно ст. 177 НКУ, применяют ставку 17 % к части среднемесячного годового налогооблагаемого дохода, превышающего 10-кратный размер минимальной зарплаты на 1 января отчетного года (в 2011 г. — 9410 грн.). При этом далее в пункте указывается, что среднемесячный годовой налогооблагаемый доход рассчитывается как сумма общих месячных налогооблагаемых доходов, определенных в абз. 1 п. 167.1 НКУ, деленная на количество календарных месяцев, в течение которых такие доходы были получены*.* Заметьте, что речь идет не о всех месяцах, а только о тех, в которых был получен доход. Причем мы считаем, что в данном пункте идет речь о чистом налогооблагаемом доходе.
Впрочем, данное дополнение не внесло больше ясности — и даже наоборот. Посудите сами:
во-первых, в обновленном п. 167.1 НКУ говорится о том, что среднемесячный налогооблагаемый доход рассчитывается как сумма общих налогооблагаемых доходов. При этом общим налогооблагаемым доходом в контексте ст. 177 НКУ является выручка в денежной/неденежной форме без учета расходов (п. 177.2 НКУ). Таким образом, при дословном прочтении п. 167.1 НКУ получается, что ставка 17 % должна применяться не к чистому налогооблагаемому доходу, а к общему, что, конечно же, нарушает общие правила налогообложения предпринимателей и является абсурдным. Более того, в обновленном п. 164.1 НКУ теперь есть прямое указание, что базой налогообложения предпринимательских доходов является чистый налогооблагаемый доход, определяемый согласно п. 177.2 НКУ (т. е. как разница между доходами и расходами). Исходя из этого, мы считаем, что законодатель допустил ошибку и в п. 167.1 НКУ речь идет именно о чистом налогооблагаемом доходе.Однако даже подобное допущение не решает всех вопросов, что приводит нас к
«во-вторых». Дело в том, что для определения перечня месячных налогооблагаемых доходов в п. 167.1 НКУ делается ссылка на абз. 1, а в нем речь идет обо всех возможных доходах физлица (кроме доходов, приведенных в пп. 167.2 — 167.4 НКУ). Получается, что для расчета дохода, подлежащего обложению по ставке 17 %, предпринимателю придется учитывать и свои непредпринимательские доходы? Формальный подход к прочтению п. 167.1 НКУ дает основания для утвердительного ответа. В то же время с реализацией данной позиции могут возникнуть проблемы — в частности, неизвестно, в каком порядке и по какой именно ставке (15 % или 17 %) должны облагаться доходы физлица (как предпринимательские, так и гражданские), полученные из различных источников (особенно если часть из них облагается налоговым агентом). Таким образом, для окончательного ответа на данный вопрос следует подождать мнения налоговиков.На наш взгляд, для подобных выводов оснований нет — ведь доходы от предпринимательской деятельности и прочие доходы должны обособляться и облагаться по разным правилам, о чем, в частности, говорится в
п. 177.6 НКУ. Кроме того, включение «гражданских» доходов (порой, разовых) в предпринимательские приведет к необоснованному завышению авансовых платежей по НДФЛ за следующий год.Подытоживая изложенную информацию, приведем условный пример.
Пример
. Расчетная сумма дохода предпринимателя за месяц 2011 года составляла 8000 грн. (сумма ежеквартального авансового платежа составляла 1200 грн.). Фактически же в 2011 г. им был получен такой доход (исходя из ежемесячных итогов по строке 12 Книги учета доходов и расходов):
№ п/п | Месяц | Расчетный налогооблагаемый доход, грн. | Фактический чистый налогооблагаемый доход, грн. | Фактический чистый налогооблагаемый доход, грн. |
вариант I | вариант II | |||
1 | Январь | 8000 | 1000 | 0 |
2 | Февраль | 8000 | 0 | 10000 |
3 | Март | 8000 | 0 | 0 |
4 | Апрель | 8000 | 5000 | 0 |
5 | Май | 8000 | 5000 | 0 |
6 | Июнь | 8000 | 7000 | 0 |
7 | Июль | 8000 | 9800 | 10000 |
8 | Август | 8000 | 10000 | 0 |
9 | Сентябрь | 8000 | 12000 | 0 |
10 | Октябрь | 8000 | 8000 | 0 |
11 | Ноябрь | 8000 | 4000 | 0 |
12 | Декабрь | 8000 | 4000 | 0 |
Σ | 96000 | 65800 | 20000 |
Исходя из указанных данных плательщик должен определить среднемесячный годовой налогооблагаемый доход:
1)
вариант I — 6580 грн. (65800 грн. : 10 мес.);2) вариант II
— 10000 грн. (20000 грн. : 2 мес.).Как видим,
в первом варианте он не превышает критерия для обложения по ставке 17 %. В то же время во втором варианте (несмотря на снижение абсолютной суммы дохода) сумма среднемесячного годового чистого дохода превышает десятикратный размер минимальной зарплаты, установленной на 01.01.2011 г. (9410 грн.), на 590 грн. Исходя из этого, доход в сумме 9410 грн. должен облагаться по ставке 15 %, а в сумме 590 грн. — по ставке 17 %. Таким образом, фактический НДФЛ за 2011 г. для второго варианта составит 3023,6 грн. (1411,5 х 2 + 100,3 х 2).
Подача уточняющих расчетов
Предпринимателей затронули изменения и в иных разделах
НКУ. Так, п. 50.2 НКУ, изложенный в новой редакции, как и прежде предусматривает запрет на подачу уточняющих расчетов за период, проверяемый на дату такой подачи, но с уточнением, что такие проверки должны быть документальными плановыми или внеплановыми выездными и лишь по соответствующим налогам и сборам (см. подробнее в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 65, с. 7). Кроме того, нынешняя формулировка абз. 2 п. 50.2 НКУ позволяет предположить, что теперь данный запрет не распространяется и на предпринимателей-общесистемщиков в части НДФЛ.
Покупки у ФЛП
Некоторые изменения произошли и в части документального подтверждения предпринимательского статуса физлиц при начислении (выплате) им доходов (
п. 177.8 НКУ). В последней редакции данного пункта говорилось о неудержании НДФЛ при условии предоставления предпринимателем выписки или извлечения из Госреестра. Вместе с тем налоговики соглашались, что достаточным является предоставление не оригиналов, а копий указанных документов (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 180.13).После августовских изменений, коснувшихся
п. 177.8 НКУ, в нем появилось прямое указание на копии, а не оригиналы документов, подтверждающих госрегистрацию, т. е. копий извлечения или выписки. Кроме того, если у предпринимателя имеется свидетельство о госрегистрации (если он регистрировался до 07.05.2011 г. и не менял сведения в Госреестре), то подойдет и его копия.В то же время
п.п. 139.1.12 НКУ (запрет на отражение расходов при покупках у единоналожников) пока что никто не отменял и не изменял. Поэтому, как и прежде, плательщикам налога на прибыль (и предпринимателям) следует получать от предпринимателей-контрагентов справку, выдаваемую налоговиками и свидетельствующую об общеналожном статусе таких контрагентов.