Экологический налог: общие моменты

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2011/№ 82
Статья

Экологический налог: общие моменты

 

Экологический налог, как и существовавший ранее сбор за загрязнение окружающей природной среды, — экономический рычаг, при помощи которого государство пытается компенсировать отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Однако пользуясь таким рычагом, следует соблюдать разумный баланс природоохранных и производственных интересов. Насколько удалось это законодателю реализовать в НКУ, обсудим в сегодняшнем тематическом номере, посвященном новому порядку взимания эконалога. И первая статья цикла — обзор главных нововведений, на которые налогоплательщикам стоит обратить особое внимание.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Эконалог — «правопреемник» сбора за загрязнение

В соответствии с

п.п. 14.1.57 НКУ экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов:

выбросов в атмосферный воздух;

сбросов в водные объекты загрязняющих веществ;

размещения отходов;

— радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями;

— образовавшихся радиоактивных отходов;

— радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.

Сравнивая приведенную норму

НКУ с п. 2 Порядка № 303, в соответствии с которым до вступления в силу НКУ взимался сбор за загрязнение окружающей природной среды (предшественник нынешнего эконалога), можно прийти к выводу, что резких отличий на уровне определений между ними почти нет. Незначительным редакционным правкам подверглись лишь те виды эконалога, которые касаются радиоактивных отходов, однако в силу специфичности таких отходов и особого порядка обращения с ними в настоящем тематическом номере подробно об этом говорить не будем.

Таким образом, как и сбор за загрязнение,

эконалог должен уплачиваться за:

1)

выбросы в атмосферу, которые, в свою очередь, производятся:

передвижными источниками загрязнения;

стационарными источниками загрязнения;

2)

сбросы в водные объекты;

3)

размещение отходов;

4) хранение и образование радиоактивных отходов.

Сосредоточимся на разновидностях эконалога, перечисленных выше в пп. 1 — 3, причем особое внимание уделим тем, для которых законодатель, оставив прежнее название, кардинально изменил порядок исчисления и уплаты (как в случае с

эконалогом, уплачиваемым за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения), а также тем, которым налоговики самоуправно приписывают несуществующие новшества, якобы внесенные НКУ в прежний порядок исчисления и уплаты аналогичной разновидности сбора за загрязнение (как в случае с эконалогом за размещение отходов).

Каждому из указанных видов экологического налога посвящена отдельная статья в сегодняшнем номере. Цель же этой статьи — дать общее представление об этом налоге в целом, а также описать общие моменты, присущие каждой из его разновидностей.

 

Плательщики эконалога…

Перечислению плательщиков эконалога посвящены два отдельных пункта

НКУ, объединив которые, можно получить исчерпывающий перечень лиц, обязанных его уплачивать.

Согласно

пп. 240.1 и 240.2 НКУ плательщиками экологического налога являются:

(1)

субъекты хозяйствования;

(2)

юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;

(3)

бюджетные учреждения;

(4)

общественные и другие предприятия, учреждения и организации;

(5)

постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей;

(6)

граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.

При этом все перечисленные

лица (1) — (6) считаются плательщиками только в том случае, если они осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива. Однако — и в этом состоит принципиальное отличие ныне действующего порядка от прежнего — непосредственно в бюджет эконалог за такие выбросы они не платят. За них это делают налоговые агенты, определенные п. 241.2 НКУ, которые вдобавок предоставляют соответствующую отчетность (подробнее о субъектах, наделенных статусом налоговых агентов, а также об их обязанностях будет идти речь в статье на с. 23).

Если же во время ведения деятельности на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья;

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока,

то обязанность по уплате соответствующего вида эконалога возлагается непосредственно

на лиц (1) — (5). В таких случаях указанные лица (заметим, что физлиц — граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства среди них нет) самостоятельно уплачивают его в бюджет, а также предоставляют налоговому органу необходимую отчетность.

Попутно обсудим в этом разделе необходимость уплаты экологического налога субъектами хозяйственной деятельности, избравшими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Как мы помним, раньше и плательщики единого налога (см.

письмо ГНАУ от 28.07.2005 г. № 14820/7/17-3117), и плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога были обязаны уплачивать существовавший на то время сбор за загрязнение окружающей природной среды и предоставлять соответствующую налоговую отчетность.

Что касается положения

единоналожников на сегодня, то с 1 января 2011 года до внесения изменений в разд. XIV НКУ в части налогообложения субъектов малого предпринимательства перечень налогов и сборов, от уплаты которых они освобождены, содержится в п.п. 1 п. 1 подразд. 8 разд. ХX «Переходные положения» этого Кодекса. Эконалог в этом перечне, к сожалению, не встречается, значит, при наличии объекта и базы обложения этим налогом (скажем о них дальше) его придется уплачивать в общем порядке*. Сделанный нами вывод подтверждается и консультацией налоговиков из ЕБНЗ под кодом 300.01.

* Кстати, законопроект № 8521, о котором мы писали в статье «Новая «упрощенка»: готовность № 1» («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45), не вносит в рассматриваемый вопрос никаких изменений.

С

плательщиками ФСН ситуация аналогичная — в п. 307.1 НКУ среди немногочисленных налогов и сборов, от которых они освобождены, экологического налога тоже нет, следовательно, платить его, как и раньше, необходимо. К тому же настоящее положение некоторых из них (в частности, сельскохозяйственных предприятий, занятых производством продукции животноводства и птицеводства) усугубляется усилением прессинга со стороны налоговых органов в отношении уплаты эконалога за размещение отходов сельхозпроизводства (подробнее об этом можно прочитать в статье на с. 11).

 

…и его неплательщики

НКУ

отдельно перечисляет лиц, не являющихся плательщиками эконалога (не являющихся вообще, т. е. не обязанных платить его ни при каких условиях: ни самостоятельно, ни через налоговых агентов). Среди них:

— субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов в качестве вторичного сырья

, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляющие услуги в данной сфере. Согласно п. 240.5 НКУ такие субъекты не являются плательщиками налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах. Как указывается в консультации, размещенной на официальном сайте ГНС Украины в Единой базе налоговых знаний (ЕБНЗ) под кодом 300.01, в вопросе, о каких же видах вторсырья идет речь, следует по-прежнему ориентироваться на Перечень № 183. Заметим, что на сегодня в нем фигурируют только отходы полимерные и отходы резиновые, в том числе изношенные шины. Следовательно, лицам, занимающимся сбором и заготовкой таких видов вторсырья, как макулатура, стеклобой, материалы текстильные вторичные, использованная металлическая тара (ящики, фляги, канистры, банки, в частности алюминиевые банки из-под напитков, баллончики), которые в настоящее время исключены из Перечня № 183, уготована судьба плательщиков эконалога, поскольку наличия лицензии для проведения такой деятельности им больше не требуется;

субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:

а) д

о последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;

б) осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образованными в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами. Такие субъекты не являются налогоплательщиками за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) согласно

п. 240.3 НКУ;

— государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов. Эти предприятия освобождаются от уплаты эконалога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, на основании

п. 240.4 НКУ.

В свете определения плательщиков эконалога, приведенного в предыдущем разделе, обращаем внимание, что субъектами хозяйствования согласно

ч. 2 ст. 55 ХКУ являются:

1)

хозяйственные организации — юридические лица, государственные, коммунальные и другие предприятия, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;

2)

граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

Из этого следует, что

филиалы, представительства и другие обособленные подразделения субъектов хозяйствования в соответствии с ХКУ сами не имеют статуса субъектов хозяйствования, а представляют собой лишь структурные единицы предприятия. Следовательно, и самостоятельными плательщиками эконалога филиалы быть не могут. В связи с этим юридические лица и другие плательщики эконалога, имеющие в своем составе филиалы и другие обособленные подразделения, которые имеют стационарные источники загрязнения, осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо осуществляют выбросы или сбросы загрязняющих веществ и размещают отходы, должны отчитываться и уплачивать налог за выбросы, сбросы и размещение отходов в таких подразделениях (пп. 250.8 и 250.10 НК). О порядке такой уплаты и подачи отчетности поговорим ниже, а сейчас скажем, что высказанное нами мнение разделяют и налоговики (см. консультацию из ЕБНЗ под кодом 300.06).

Заметим, что филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории иной территориальной громады, чем головное предприятие, были лишены статуса самостоятельных плательщиков сбора за загрязнение еще с 31 июля 2009 года (см.

письмо ГНАУ от 22.10.2009 г. № 23120/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 88), поэтому с переходом к уплате эконалога для них в этом отношении ничего не изменилось.

Кроме того, по разъяснениям ГНАУ,

не являются плательщиками экологического налога физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы и т. п.). Такое мнение высказано в соответствующей консультации из ЕБНЗ под кодом 300.01 и аргументировано тем, что согласно определению, данному п.п. 14.1.226 НКУ, действуя в рамках своей независимой профессиональной деятельности, такое лицо не является физлицом-предпринимателем, т. е. субъектом хозяйственной деятельности.

 

Объект и база обложения, ставки эконалога

Объектом и базой обложения эконалогом в соответствии со

ст. 242 НКУ, как и ранее, являются объемы и виды (классы, категории):

загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками (подробнее см. на с. 32);

загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водные объекты;

отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов (подробнее см. на с. 11);

топлива, в том числе произведенного из давальческого сырья, реализованного или ввезенного на таможенную территорию Украины налоговыми агентами (за некоторыми исключениями, о которых скажем подробнее в статье на с. 23). Заметим, что в такой редакции эта норма стала действовать с 01.10.2011 г., а до указанной даты в ней шла речь только о топливе, реализованном налоговыми агентами (на новациях, которые привнесло такое изменение объекта и базы эконалога в части его уплаты за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения, также остановимся в указанной статье);

радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии;

электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

Говоря о

ставках экологического налога, очевидно, нет смысла приводить их здесь, достаточно ограничиться указанием на то, что такие ставки установлены ст. 243 — 248 НКУ опять же в разрезе каждой из его разновидностей. Подробнее о порядке их применения расскажем в следующих статьях этого тематического номера, а сейчас обсудим пару общих моментов.

Во-первых

, как мы уже отмечали ранее (см. «Налоги и бухгалтерский учет», № 102, с. 46), по сравнению с проиндексированными ставками сбора за загрязнение окружающей природной среды, действовавшими в 2010 году, ставки экологического налога, подлежащие применению с начала текущего года, повышены в среднем в 3,6 раза*. Такое повышение ставок вызвано тем, что отныне при расчете эконалога не придется использовать ряд корректировочных коэффициентов, которые уже учтены в величине соответствующих ставок налога, причем в наибольшем размере.

* Такое повышение коснулось лишь ставок, установленных ст. 243 — 246 НКУ для наиболее распространенных разновидностей эконалога. При этом ставки для «радиоактивщиков» (см. ст. 247 — 248 НКУ) остались на прежнем уровне, предусмотренном Порядком № 303.

В связи с этим законодатель предусмотрел постепенную адаптацию налогоплательщиков к таким повышенным ставкам. Согласно

п. 2 подразд. 5 разд. XX «Переходные положения» НКУ по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим:

с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно, ставки налога составляют 50 % от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 этого Кодекса;

с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно, ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 этого Кодекса;

с 1 января 2014 года ставки налога составляют 100 % ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 этого Кодекса.

Во-вторых

, в НКУ отсутствует отдельный механизм индексации ставок экологического налога — вместо этого п. 4 разд. XIX «Заключительные положения» Кодекса правительству поручено ежегодно до 1 июня вносить в парламент проект закона о внесении изменений в него в отношении таких ставок с учетом индексов потребительских цен и индексов цен производителей промышленной продукции.

Таким образом,

НКУ освободил налогоплательщиков от обязанности по проведению индексации ставок экологического налога (многие помнят, сколько в свое время хлопот доставляла такая индексация), возложив ее на законодателей. Однако последние почему-то не торопятся выполнять свои обязанности — срок для внесения указанного законопроекта давно пропущен, в связи с чем пока непонятно, по каким ставкам будет уплачиваться эконалог в будущем году. Следует заметить, что индексация ставок экологического налога в текущем году, т. е. в том, в котором введен в действие НКУ, не производится — на это указывается в одной из консультаций, размещенных в ЕБНЗ под кодом 300.04.

 

Порядок расчета эконалога

В соответствии с

п. 249.1 НКУ суммы экологического налога исчисляются за налоговый (отчетный) квартал** его плательщиками (кроме тех, вместо которых это обязаны делать налоговые агенты — о них расскажем в статье на с. 23 сегодняшнего номера) и налоговыми агентами самостоятельно. В этой связи не следует забывать о нововведениях, привнесенных в НКУ Законом № 3609, которые начинают действовать с 1 октября этого года. Если кратко, то суть их сводится к делению налоговых агентов на две категории и внедрению для каждой из категорий собственного механизма исчисления, представления отчетности и уплаты эконалога. Об этом также пойдет речь в статье на с. 23, поэтому, чтобы не повторяться, дальнейшее изложение будет касаться только тех разновидностей эконалога, за исчисление и уплату которых ответственны сами его плательщики.

** На всякий случай напомним, что сбор за загрязнение до 01.01.2011 г. рассчитывался

ежеквартально с соблюдением принципа нарастающего итога с начала отчетного года.

В случае если во время осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщиком осуществляются разные виды загрязнения окружающей природной среды и/или загрязнение разными видами загрязняющих веществ, такой плательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения, а также по каждому виду загрязняющего вещества (

п. 249.2 НКУ).

Анализируя формулы, по которым рассчитывается эконалог в соответствии с

НКУ (они содержатся в ст. 249 этого Кодекса и для основных разновидностей эконалога будут приведены и проанализированы нами далее), можно заметить их существенное упрощение по сравнению с применявшимися ранее для расчета сбора за загрязнение. Кроме отсутствия в них целого ряда второстепенных коэффициентов, обращает на себя внимание, что НКУ не предусмотрено использование сверхлимитных коэффициентов при расчете эконалога за сбросы и размещение отходов. Как указывается в соответствующей консультации из ЕБНЗ под кодом 300.05, наличие или отсутствие утвержденных лимитов, в частности на образование и размещение отходов, у плательщика экологического налога не влияет на порядок его исчисления. Размер такого налога в случае превышения утвержденных лимитов или в случае их отсутствия не увеличивается.

Ранее, напомним, только в случае соблюдения установленных лимитов сбор за загрязнение взыскивался в однократном размере, а в случае превышения такого лимита (или его неустановления) — уплачивался

в повышенном (десятикратном или пятикратном) размере.

Важно понимать, что отсутствие в

НКУ нормы о влиянии соблюдения лимита на размер эконалога не освобождает плательщиков этого налога от их получения, поскольку обязанность получать лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образование и размещение отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производства* установлены ст. 44 Закона № 1264. Просто теперь ответственность за несоблюдение таких лимитов выведена из налоговой плоскости, но осталась неизменной в рамках природоохранного, водного, земельного законодательства, а также законодательства об охране атмосферного воздуха.

* Обратите внимание, что указанным Законом предусмотрено получение лимитов только в отношении производственных отходов, на бытовые отходы это требование не распространяется (к обсуждению проблемы с уплатой эконалога за бытовой мусор мы вернемся в статье на с. 11).

Что касается расчета эконалога

за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии, то методика его расчета ничем не отличается от расчета сбора за загрязнение — использовать при расчете нужно те же формулы, которые когда-то содержались в п. 4 Порядка № 303, а теперь — в пп. 249.7 и 249.8 НКУ.

 

Представление отчетности и порядок уплаты эконалога

Перейдем к рассмотрению

порядка предоставления налоговой отчетности и уплаты эконалога, определенного ст. 250 НКУ. Из сказанного выше уже можно было понять, что базовый налоговый (отчетный) период для него равен календарному кварталу (см. п. 250.1 этого Кодекса). Плательщики налога (налоговых агентов мы договорились пока не рассматривать) составляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010, и представляют их в органы ГНС в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Уплата эконалога происходит в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, при этом, напомним, предельный срок уплаты налога не переносится в том случае, если он попадает на выходной или праздничный день.

В какой бюджет

(государственный или местный) уплачивается экологический налог? Ответ на этот вопрос прописан в пп. 250.5 и 250.6 НКУ (кроме того, за ответом на него можно обратиться также к консультации из ЕБНЗ под кодом 300.06). Так, налог, взимаемый за выбросы стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, перечисляется одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства, которые сами осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом*.

* Имеется в виду Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI, п. 51 разд. VI «Заключительные и переходные положения» которого установлены пропорции распределения эконалога между спецфондами государственного и местных бюджетов.

А вот экологический

налог, взимаемый за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение таких отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, перечисляется полностью в государственный бюджет. Кстати, по решению плательщиков этой разновидности эконалога его можно уплачивать ежемесячно в размере одной трети части планового объема за квартал с пересчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Куда

же конкретно следует уплачивать эконалог и подавать отчетность по нему? Полагаем, что для тех, кто в течение последних лет уплачивал сбор за загрязнение, не станет новинкой нынешний порядок, поскольку к нему они успели привыкнуть еще до введения НКУ. Для новичков приведем требования, выдвигаемые п.п. 250.2.1 этого Кодекса, согласно которому за:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

отчетность подается и налог уплачивается

по месту размещения таких стационарных источников загрязнения и специально отведенных для этого мест или объектов.

В случае

образования радиоактивных отходов и временного хранения таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока подача отчетности и уплата налога осуществляются по месту пребывания плательщика на налоговом учете в налоговом органе (см. п.п. 250.2.3 НКУ).

При этом не следует забывать и об

обязанности подавать копии соответствующих налоговых деклараций, которая возникает у налогоплательщиков в том случае, если место представления отчетности, определенное по приведенным выше правилам, не совпадает с местом их пребывания на налоговом учете. В соответствии в п. 250.8 НКУ предоставлять указанные копии нужно в орган ГНС, в котором такие налогоплательщики, получившие в установленном порядке разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, находятся на учете, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода.

Нельзя оставить без внимания еще один важный момент, знакомый плательщикам сбора за загрязнение «со стажем». Как и раньше в отношении этого сбора, так и теперь в отношении эконалога существует возможность в течение всего отчетного года не подавать налоговую отчетность,

если налогоплательщик не планирует в таком отчетном году осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов (в свое время мы писали об этом в статье «Подается ли отчетность по экосбору при отсутствии источников загрязнения?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 102).

Чтобы в сегодняшних условиях воспользоваться указанной возможностью, такому налогоплательщику необходимо сообщить об этом в соответствующий налоговый орган по месторасположению источников загрязнения и

составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае, т. е. если такое заявление не подается, придется представлять налоговые декларации с прочерками в общем порядке (см. п. 250.9 НКУ).

Надо сказать, что поскольку приведенная выше норма почти в том же виде существовала и ранее, то и вопросы по ее применению остались теми же. Например, так и не понятно,

в какой срок и по какой форме необходимо подавать это заявление. Напомним, что в упомянутой выше статье мы советовали составить заявление в произвольной форме и подать его в соответствующий налоговый орган не позднее предельного срока подачи налогового расчета сбора за загрязнение за I квартал отчетного года. В то же время, как нам кажется, нельзя считать ошибкой подачу такого заявления еще до начала отчетного года, в котором не планируется хозяйственная деятельность, которая будет вызывать загрязнение окружающей среды.

О том, что думают по этому поводу налоговики, можно узнать из

письма ГНАУ от 06.05.2011 г. № 8565/6/15-0816. В нем главное налоговое ведомство предлагает использовать для уведомления органов ГНС специальную форму № 20-ОПП (приложение 11 к Порядку № 979). Пунктом 8.5 этого Порядка предусматривается, что в случае изменения сведений об объектах налогообложения необходимо предоставить указанную форму в налоговый орган по месту нахождения таких объектов. Следовательно, если в структуре налогоплательщика имеется несколько мест расположения источников загрязнения, необходимо подавать соответствующее количество таких форм. В дополнение к этому ГНАУ рекомендует составить еще и заявление о факте отсутствия объекта исчисления экологического налога в произвольной форме и также подать его в органы ГНС.

Правда, в этом

письме почему-то утверждается, что такое заявление должно подаваться до 1 января того года, в котором не планируется осуществлять загрязнение окружающей среды. Мы с таким требованием не согласны и продолжаем считать, что, поскольку в НКУ не указано иное, предельный срок его подачи должен совпадать с предельным сроком подачи налоговой отчетности за I квартал того года, в котором у плательщика отсутствует объект обложения экологическим налогом. Кстати, ГНАУ сама не имеет единого мнения на этот счет — помнится, в отношении тех, кто был в прошлом году только плательщиком сбора за загрязнение передвижными источниками и в этом году не собирался больше ничего загрязнять, налоговики настаивали на подаче заявления только после подачи расчета по сбору за загрязнение окружающей природной среды за ІV квартал 2010 года и уплаты этого сбора (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 11, с. 45).

Кроме того, не до конца ясным на сегодня остается также ответ на вопрос,

должны ли подавать заявление об отсутствии объекта обложения эконалогом те, кто раньше никогда не осуществлял загрязнение окружающей природной среды ни одним из возможных способов и не планирует иметь объекты обложения экологическим налогом в отчетном году? Так, достаточно либерально отвечают на него налоговики в ЕБНЗ (см. консультацию под кодом 300.03). В частности, из нее можно понять, что требование п. 250.9 НКУ о подаче указанного заявления должны выполнять не все без исключения субъекты хозяйствования, а только те, которые в предыдущем году уплачивали экологический налог (до вступления в силу НКУ — сбор за загрязнение окружающей природной среды), т. е. были ранее плательщиком этого налога (сбора) в понимании ст. 240 Кодекса.

В связи с этим обращает на себя внимание еще одна консультация налоговиков из ЕБНЗ под кодом 300.07 (см. также «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 34, с. 37) об

ответственности субъекта хозяйствования, который был плательщиком сбора за загрязнение в 2010 году (в том числе и за передвижные источники загрязнения), но не подал заявление об отсутствии у него объекта обложения экологическим налогом в 2011 году и при этом не подает декларацию по эконалогу за соответствующие налоговые периоды текущего года. В свете позиции налоговых органов, высказанной в предыдущей консультации, их ответ представляется нам вполне логичным и предсказуемым: таким субъектам хозяйствования грозит штраф, установленный п. 120.1 НКУ:

за неподачу или несвоевременную подачу налоговых деклараций (расчетов), — в размере 170 грн. за каждый такой случай неподачи или несвоевременной подачи;

за те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года уже применялся штраф за такое нарушение, — в размере 1020 грн. за каждую неподачу или несвоевременную подачу (см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, спецвыпуск № 8, с. 15).

Продолжая разговор о порядке подачи «экоотчетности», скажем еще об одной известной нам по прежним временам норме (см., например, о ней в

письме ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34), которая теперь приведена в п.п. 250.10.3 НКУ: если плательщик сбора состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов находятся на территории указанного города. При этом в декларации необходимо указать код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете (городского совета).

Кроме того, в случае если:

— налогоплательщик имеет

несколько стацисточников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно КОАТУУ разные), то декларации в соответствующий налоговый орган представляются по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно (п.п. 250.10.1 НКУ);

— налогоплательщик имеет

несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) или за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то такой налогоплательщик может представлять соответствующему органу ГНС одну налоговую декларацию за такие источники загрязнения (п.п. 250.10.2 НКУ).

В завершение статьи отметим, что поскольку налоговики в большинстве своем не могут рассчитать фактические объемы выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов (да и не должны этого делать), то они имеют право привлекать сотрудников специальных подразделений Минприроды для проверки правильности таких расчетов, произведенных налогоплательщиками. Такая норма прописана в

п. 250.12 НКУ, и в принципе она может сослужить хорошую службу субъектам хозяйствования в том случае, если контролеры будут настаивать на незаконной уплате эконалога, как, например, в случае с бытовыми и прочими отходами. Но об этом — в следующей статье.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить