Темы статей
Выбрать темы

О методических рекомендациях по проведению процедуры аннулирования регистрации лица как плательщика НДС

Редакция НиБУ
Письмо от 30.09.2011 г. № 1918/7/15-3317

О методических рекомендациях по проведению процедуры аннулирования регистрации лица как плательщика НДС

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 30.09.2011 г. № 1918/7/15-3317

 

Государственная налоговая служба Украины в соответствии с пунктом 3 протокола заслушивания первых заместителей (заместителей) председателей региональных ГНА и начальников отдельных ГНИ от 16.09.2011 № 14 и с целью обеспечения надлежащей организации работы структурных подразделений органов государственной налоговой службы при проведении процедуры аннулирования регистрации лица как плательщика НДС, в случае получения от государственного регистратора сведений о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР) соответствующих записей, предоставляет методические рекомендации для их учета при проведении такой процедуры, а также подготовке налоговых консультаций плательщикам налогов.

Аннулирование регистрации лица как плательщика НДС регулируется статьей 184 раздела V Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) и происходит в порядке, установленном Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22.12.2010 № 978 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.2010 под № 1400/18695 (далее — Положение).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса аннулирование регистрации лица как плательщика НДС происходит в случае, если в ЕГР имеется запись об:

отсутствии юридического лица или физического лица по его месту нахождения (месту проживания);

отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице.

Порядок внесения в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по его месту нахождения (143 сведения) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице (144 сведения) определен статьей 19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (далее — Закон). Согласно нормам этой статьи указанные записи вносятся в ЕГР по инициативе государственного регистратора или по инициативе органа государственной налоговой службы.

В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона юридическое лицо обязано подавать (направлять) ежегодно в течение месяца, следующего за датой государственной регистрации, начиная со следующего года, государственному регистратору для подтверждения сведений о юридическом лице регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице.

В случае непоступления в установленный срок регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор обязан направить заказным письмом в течение 5 рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки, юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору указанной регистрационной карточки.

В случае поступления государственному регистратору от органа государственной налоговой службы уведомления установленного образца об отсутствии юридического лица по его месту нахождения, государственный регистратор обязан направить заказным письмом в течение 5 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору регистрационной карточки.

Законом не определен механизм внесения в ЕГР записи об отсутствии физического лица — предпринимателя по месту проживания.

В случае неподачи юридическим лицом в течение месяца с даты поступления ему соответствующего уведомления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице, государственный регистратор должен внести в ЕГР запись об отсутствии подтверждения указанных сведений по дате, установленной для очередной подачи регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице.

Если государственному регистратору возвращено заказное письмо, государственный регистратор должен внести в ЕГР запись об отсутствии юридического лица по его месту нахождения.

Если сведения, подлежащие внесению в ЕГР, были внесены в него, то такие сведения считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом, пока в них не внесены соответствующие изменения (часть 1 статьи 18 Закона).

Согласно пункту 68.1 статьи 68 раздела II Кодекса орган государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации такого лица, государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, внесения любых других записей в ЕГР должен передать соответствующему органу государственной налоговой службы уведомление и сведения из регистрационной карточки о совершении регистрационных действий, предусмотренных Законом.

В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 раздела 2 Порядка взаимодействия субъектов информационного обмена по предоставлению и использованию сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета статистики Украины от 07.12.2005 № 121/560/406 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 16.12.2005 под № 1523/11803, Госпредпринимательства Украины, государственный регистратор в течение дня, но не позднее 10 ч 00 мин следующего рабочего дня, передает из базы данных ЕГР субъектам информационного обмена уведомления и сведения из регистрационных карточек о совершении регистрационных действий, которые поступают в эту базу от государственных регистраторов (в том числе о внесении в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по его месту нахождения или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице).

 

Порядок направления государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по его месту нахождения

Подразделения органов государственной налоговой службы при исполнении служебных обязанностей могут выявлять отсутствие плательщика налогов по месту нахождения (месту проживания).

Порядок направления государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по его месту нахождения органом государственной налоговой службы установлен разделом XII Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22.12.2010 № 979 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.12.2010 под № 1439/18734 (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 12.2 раздела XII Порядка при выявлении факта отсутствия плательщика налогов по его месту нахождения (месту проживания) составляется акт проверки места нахождения (места проживания) плательщика налогов и проводится работа по выяснению фактического места расположения (места нахождения, места проживания) плательщика налогов, ответственных и связанных лиц.

В случае невозможности вручения плательщику налогов справки, свидетельства, письма или любого другого документа, направленного органом государственной налоговой службы, в связи с отсутствием плательщика налогов по месту нахождения (месту проживания), вместо акта проверки места нахождения (места проживания) плательщика налогов оформляется справка о невозможности вручения документа плательщику налогов с указанием причин и приложением соответствующих документов (при наличии). Замена акта справкой не производится, если другими нормативно-правовыми актами предусмотрено составление акта (пункт 12.3 раздела XII Порядка).

Следует обратить внимание, что акт проверки места нахождения (места проживания) плательщика налогов или справка о невозможности вручения документа плательщику налогов не составляется работниками органов государственной налоговой службы, если в ЕГР внесена запись об отсутствии плательщика налогов по месту нахождения (пункт 12.3 раздела XII Порядка).

По каждому плательщику налогов, в отношении которого выявлено отсутствие его по месту нахождения (месту проживания) и не выяснено его фактическое место нахождения (место проживания), подразделение органа государственной налоговой службы, выяснившее указанный факт, готовит и передает подразделениям налоговой милиции запрос на установление места нахождения (места проживания) плательщика налогов по установленной форме. В Единый банк данных о плательщиках налогов — юридических лицах и Реестр самозанятых лиц вносятся данные о подаче запроса (пункт 12.4 раздела XII Порядка).

Если запрос формируется средствами АИС «РПП», то в Единый банк данных о плательщиках налогов — юридических лицах и Реестр самозанятых лиц соответствующего уровня автоматически вносятся данные о подаче запроса (изменяется положение плательщика налогов). Если запрос формируется без использования АИС «РПП», то копия запроса предоставляется в подразделение регистрации и учета плательщиков налогов для внесения соответствующей отметки в названные базы данных (изменяется положение плательщика налогов).

Запросы на установление места нахождения (места проживания) оформляются на каждого плательщика налогов отдельно независимо от количества неуплаченных видов налогов, сборов и других платежей. Подразделение налоговой милиции не позднее 10 календарных дней с момента получения запроса в обязательном порядке письменно сообщает инициатору запроса о проведенной работе (по установленной форме) и копии такого сообщения предоставляет подразделению регистрации и учета плательщиков налогов.

Подразделение регистрации и учета плательщиков налогов не позднее следующего рабочего дня после получения от подразделения налоговой милиции информации об установлении места нахождения (места проживания) плательщика налогов готовит и предоставляет руководителю (заместителю руководителя) органа государственной налоговой службы предложения по изменению состояния плательщика налогов в виде перечня для утверждения с указанием состояния плательщика, которое внесено в Единый банк данных о плательщиках налогов — юридических лицах или Реестр самозанятых лиц, и нового состояния. К перечню прилагаются предоставленные подразделением налоговой милиции материалы по установлению места нахождения (места проживания) плательщиков налогов, указанных в перечне.

На основании утвержденного руководителем (заместителем руководителя) перечня подразделение регистрации и учета плательщиков налогов вносит соответствующие изменения по состоянию плательщика налогов в Единый банк данных о плательщиках налогов — юридических лицах или Реестр самозанятых лиц.

Если по результатам мер по установлению фактического места нахождения юридического лица подразделениями налоговой милиции будет подтверждено отсутствие такого лица по месту нахождения или установлено, что фактическое место нахождения юридического лица не соответствует зарегистрированному месту нахождения, структурные подразделения органа государственной налоговой службы вносят предложения в виде заключения руководителю (заместителю руководителя) органа государственной налоговой службы о целесообразности/нецелесообразности направления государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по его месту нахождения.

В случае принятия руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы решения о направлении государственному регистратору уведомления об отсутствии плательщика налогов по месту нахождения, подразделение регистрации и учета плательщиков налогов формирует и направляет государственному регистратору уведомление об отсутствии юридического лица по месту нахождения по форме № 18-ОПП.

 

Порядок аннулирования регистрации юридического лица как плательщика налога на добавленную стоимость

Согласно пункту 5.1 пункта 5 раздела V Положения органы государственной налоговой службы осуществляют постоянный мониторинг плательщиков НДС, включенных в реестр плательщиков НДС, и принимают решение об аннулировании регистрации плательщиков НДС при наличии законодательных оснований, определенных пунктом 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса.

В соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 раздела V Положения решения об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе органа государственной налоговой службы принимаются при наличии соответствующих подтверждающих документов (сведений). В данном случае такими документами (сведениями) являются уведомление государственного регистратора, сведения из ЕГР о наличии записи об отсутствии юридического лица или физического лица — предпринимателя по месту нахождения (месту проживания) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице.

После получения от государственного регистратора сведений о внесении в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по его месту нахождения или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице по каждому такому плательщику налога, подразделением регистрации и учета плательщиков налогов в течение одного дня со дня получения сведений готовится проект решения об аннулировании регистрации плательщика НДС по форме № 6-ПДВ. Решение вместе с документами, подтверждающими наличие оснований для аннулирования регистрации лица как плательщика НДС, передается в комиссию по проведению аннулирования регистрации плательщиков НДС.

Кроме того, после получения от государственного регистратора сведений о внесении в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по его месту нахождения или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице, подразделение регистрации и учета плательщиков налогов извещает об этом все заинтересованные структурные подразделения органа государственной налоговой службы.

Также наличие в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по указанному его месту нахождения является одним из оснований для принятия судебного решения о прекращении юридического лица, не связанном с банкротством юридического лица (часть вторая статьи 38 Закона). В течение десяти дней структурные подразделения предоставляют заключения о целесообразности подачи иска о принятии судебного решения о прекращении и документы (справки), необходимые для обращения в суд (справку об отсутствии задолженности, информацию от финансовых учреждений, таможенных органов и других контролирующих органов, подтверждающих отсутствие осуществления хозяйственной деятельности и т. п.).

Учитывая изложенное выше, Государственная налоговая служба Украины обязывает региональные органы государственной налоговой службы на надлежащем уровне организовать работу в части своевременности проведения процедуры аннулирования регистрации лица как плательщика НДС, учитывая указанные методические рекомендации, довести их до сведения подчиненных органов государственной налоговой службы и плательщиков налогов и обеспечить их учет при предоставлении налоговых консультаций плательщикам налогов.

 

Заместитель Председателя С. Лекарь



комментарий редакции

Подтверждение сведений о юрлице
как условие сохранения статуса плательщика НДС

Обязанность ежегодно подтверждать сведения

о себе была возложена на юридических лиц Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755). Соответствующая норма начала действовать еще с 1 июля 2004 года. Однако многие субъекты хозяйствования, ввиду отсутствия реальной угрозы наступления каких-либо негативных последствий за ее невыполнение, позволяли себе не подавать регистрационную карточку госрегистратору либо подавать ее значительно позже установленных сроков.

С 1 января 2011 года ситуация изменилась. Теперь подобное игнорирование предусмотренной Законом № 755 обязанности

может повлечь за собой утрату юрлицом статуса плательщика НДС (см. подробно тематический номер «Аннулирование НДС-регистрации» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 50).

В связи с этим напомним, что согласно ч. 11 ст. 19 Закона № 755 юридическое лицо обязано подавать (направлять)

ежегодно в течение месяца, который наступает за датой государственной регистрации, начиная со следующего года, государственному регистратору для подтверждения сведений о юридическом лице регистрационную карточку по форме № 6-подтверждение, утвержденную приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.2007 г. № 54. Обратим внимание: подтверждать сведения о себе должны только юридические лица, на физлиц-предпринимателей данная обязанность не возложена. Нет необходимости в предоставлении отдельной регистрационной карточки и на обособленные подразделения.

Предельный срок направления госрегистратору регистрационной карточки № 6-подтверждение для каждого предприятия будет индивидуальным. Так, к примеру, если юрлицо было зарегистрировано 6 апреля 2010 года, подать первую регистрационную карточку оно должно было в период с 7 апреля по 7 мая 2011 года. В последующие годы предельный срок для подтверждения сведений о юрлице необходимо отсчитывать с даты подачи последней регистрационной карточки. Следовательно, подав, например, карточку по форме № 6-подтверждение 28 апреля 2011 года, в следующий раз подтвердить сведения о себе предприятие должно будет до 29 апреля 2012 года. Если юрлицо опаздывает с предоставлением сведений госрегистратору и подает карточку с опозданием, госрегистратор все равно обязан внести в Единый госреестр запись о том, что подтверждение состоялось (см. письмо Госкомпредпринимательства от 07.11.2006 г. № 8003). Однако должны сразу предупредить: если на момент принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства плательщика НДС запись о неподтверждении сведений была в Едином госреестре, даже в случае последующей подачи налогоплательщиком регистрационной карточки, суды признают аннулирование НДС-регистрации правомерным (см. постановление Херсонского окружного админсуда от 11.05.2011 г. № 2-а-7368/10/2170).

При непоступлении в установленный срок регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор обязан направить заказным письмом в течение 5 рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки, юридическому лицу уведомление о необходимости подачи указанной регистрационной карточки.

В случае непредоставления юридическим лицом в течение месяца с даты получения им соответствующего уведомления регистрационной карточки о подтверждении сведений

государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись об отсутствии подтверждения указанных сведений. И только если заказное письмо возвращается госрегистратору с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу («получатель отказался», «адресат выбыл, местожительство неизвестно» // см. письмо Госкомпредпринимательства от 11.12.2007 г. № 9278), госрегистратор вносит в Единый госреестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению. Такая запись также является основанием для аннулирования НДС-регистрации.

Запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению может появиться в Едином госреестре и по другому основанию, не связанному с необходимостью подтверждения сведений о юрлице. Так, уведомление об отсутствии юрлица по его местонахождению госрегистратору может поступить от налогового органа. В этом случае госрегистратор в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления должен опять же направить заказное письмо по адресу регистрации юридического лица

с уведомлением о необходимости подачи регистрационной карточки. Если такое письмо не вернется к госрегистратору с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу, то запись о его отсутствии по местонахождению в Едином госреестре также не появится, а значит, оснований для аннулирования НДС-регистрации не будет.

В отношении физлиц-предпринимателей обратим внимание, что если запись о неподтверждении ими сведений о себе появиться не может даже гипотетически (в силу отсутствия соответствующей законодательной обязанности для них), то возможность внесения записи об отсутствии физлица-предпринимателя по местонахождению есть, однако, как подчеркивается в комментируемом письме, законодательством не предусмотрен механизм внесения такой записи.

Как свидетельствует комментируемое письмо ГНСУ, налоговые органы не преминут воспользоваться предоставленной им возможностью лишить субъекта хозяйствования статуса плательщика НДС при наличии одного из приведенных выше оснований. Подтверждает это и уже формирующаяся пока на уровне судов первой инстанции практика. В связи с этим призываем субъектов хозяйствования внимательно отнестись к, казалось бы, столь незначительной обязанности — предоставить госрегистратору подтверждение сведений о себе. Ведь восстановление статуса плательщика НДС потребует куда больших усилий.

Также отметим, что наличие в Едином госреестре записи о неподтверждении сведений о юрлице либо об отсутствии субъекта хозяйствования по местонахождению может иметь негативные последствия не только для плательщиков НДС. Так, для тех налогоплательщиков, которые только планируют получить такой статус, наличие подобной записи может стать

препятствием для регистрации плательщиком НДС (см. п. 11 разд. III Положения о регистрации плательщиков НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978). Кроме того, такая запись в Едином госреестре может послужить основанием для отказа во взятии налоговым органом счета на учет (п. 9 Порядка подачи уведомлений об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях в органы государственной налоговой службы, утвержденного приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 993), а также для отказа в выдаче юрлицу выписки из Единого госреестра (п. 8 ст. 21 Закона № 755).

Нередко запись в Едином госреестре об отсутствии субъекта хозяйствования по местонахождению становится основанием для обращения налоговыми органами

в суд с требованием о прекращении его деятельности. Судебную практику по данному вопросу сложно назвать устоявшейся: можно встретить как решения судов, отказывающих в удовлетворении подобных исков налоговиков в связи с отсутствием у них соответствующих полномочий, так и решения, признающие правомерность выдвинутых требований (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 94, с. 37).

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше