Темы статей
Выбрать темы

Расходы на мобильную связь: отражаем в учете предприятия

Редакция НиБУ
Статья

Расходы на мобильную связь: отражаем в учете предприятия

 

Сегодня уже невозможно представить себе нашу жизнь без мобильного телефона. Учитывая множество полезных функций, которыми оснащены современные мобильные аппараты, они становятся просто незаменимыми помощниками в решении различных вопросов, в том числе и производственных. В связи с этим затраты на мобильную связь являются одним из постоянных элементов расходов предприятия. О порядке отражения таких затрат в учете и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Перечень № 1170

— Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170.

Положение № 88

— Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета по статистике Украины от 13.01.2004 г. № 5.

 

Подтверждение хозяйственной направленности расходов на мобильную связь

Общеизвестно, что при формировании «налоговых» расходов и налогового кредита по НДС во главу угла ставится один важный принцип —

связь осуществленных расходов с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Поэтому для обоснования понесенных затрат на мобильную связь следует запастись определенным комплектом подтверждающих документов, в который могут входить:

1)

приказ руководителя предприятия о приобретении мобильных телефонов и их использовании в хозяйственной деятельности, договоры аренды мобильных телефонов. В данном приказе следует привести:

а) обоснование необходимости использования мобильного телефона в производственных целях;

б) количество мобильных телефонов, требующихся предприятию; фамилию и должность работника, ответственного за их приобретение;

в) список должностей работников, которые обеспечиваются мобильными телефонами в связи с производственной необходимостью.

Этим же приказом имеет смысл утвердить

условия пользования мобильными телефонами, в которых должно быть установлено, что использование мобильных телефонов разрешается исключительно для хозяйственных нужд предприятия (например, для ведения переговоров с партнерами, с контролирующими органами, для связи с работниками, работа которых имеет разъездной (передвижной) характер и т. п.) и запрещается для личных переговоров. К указанным условиям целесообразно приложить список должностных лиц, которым предоставлено право пользования мобильными телефонами предприятия;

2)

расчетные, платежные документы, подтверждающие приобретение и оплату услуг мобильной связи. Перечень таких документов зависит от способа подключения к сети оператора сотовой мобильной связи:

а) при контрактной форме подключения — договор с оператором о предоставлении услуг, счета на оплату услуг, а также документы, подтверждающие оплату таких услуг;

б) при пользовании услугами мобильной связи на условиях предоплаченного сервиса — документы, подтверждающие оплату услуг: чеки РРО, расчетные квитанции, товарные чеки, чеки банкоматов или платежных терминалов (автоматов). Однако учтите: для включения затрат на мобильную связь в состав расходов такие документы должны соответствовать статусу

первичного документа, т. е. содержать все реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88. В этом смысле проблемы могут возникнуть с чеками платежных терминалов (автоматов) — они зачастую содержат не все необходимые реквизиты, поэтому при пополнении счета таким способом для включения затрат на мобильную связь в состав расходов нужно связаться с лицом, установившим такой автомат, и получить от него документ, соответствующий критериям первичного документа. А кто не хочет усложнять себе задачу, может осуществлять такое пополнение через банкомат или путем приобретения скретч-карты (в этом случае у вас будут чек РРО, расчетная квитанция или товарный чек).

Напоминаем, что при оплате услуг мобильной связи наличными через подотчетное лицо данные расчетные, платежные документы должны быть приложены к Отчету об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, форма которого утверждена

приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 996.

На то, что именно эти документы дают возможность связать «мобильные» расходы с хоздеятельностью предприятия, указывает и Госкомпредпринимательства в

письме от 30.03.2004 г. № 1964 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 93).

Правда, в некоторых случаях предприятию могут понадобиться дополнительные доказательства связи «мобильных» разговоров со своей хоздеятельностью, а именно: при приобретении у оператора мобильной сотовой связи такой дополнительной платной услуги, как

роуминг (в частности, международный роуминг, который является одним из подтипов роуминга и позволяет обеспечить потребителя мобильной связью за рубежом). При таких обстоятельствах дополнительным доказательством связи понесенных затрат с хозяйственной деятельностью предприятия может служить приказ о направлении в загранкомандировку работника, который пользовался услугами роуминга. При осуществлении ВЭД-деятельности в дополнение к этому приказу у предприятия могут быть договор, протокол о намерениях, соглашение о сотрудничестве или письмо с проектом договора, подписанные заграничным партнером. При отсутствии ВЭД-деятельности достаточным дополнительным доказательством хознаправленности расходов может служить, например, отчет работника об участии в международной выставке, конференции, рекламных и других подобных мероприятиях, проводимых за рубежом. Не помешают здесь и полученные от зарубежного контрагента прайс-листы, рекламные буклеты, каталоги и т. п.

Кроме того, в период действия

Закона о налоге на прибыль налоговики для подтверждения хознаправленности осуществленных расходов на мобильную связь, кроме вышеперечисленных документов, хотели видеть у налогоплательщика:

— при контрактном подключении —

расшифровки счета (расчетные документы, предоставляемые операторами мобильной связи с указанием номеров абонентов, времени их разговоров и стоимости звонков, — так называемую детализацию счета) (см., например, письмо ГНАУ от 08.05.2001 г. № 3324/6/22-3216);

— при подключении на условиях предоплаченного сервиса —

журнал учета звонков (в котором указываются, в частности, цель звонков и их продолжительность по каждому номеру) (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 41, с. 37).

Такая тенденция налоговиков может проявляться и сейчас, о чем свидетельствует их консультация, размещенная в разделе 180.04 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua. Однако суды стоят на стороне налогоплательщиков и наличие расшифровок телефонных разговоров для указанных целей считают

необязательным, поскольку такие документы не являются документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета (см., в частности, постановление ВХСУ от 01.07.2004 г. по делу № 5/1961-3/213, определение ВАСУ от 19.06.2007 г. по делу № 2-4/6066-2005). В этом они абсолютно правы, поскольку никакими нормативно-правовыми документами не установлены особые требования к перечню документов, которые бы подтверждали хознаправленность затрат на мобильную связь.

Далее перейдем непосредственно к порядку отражения расходов на оплату услуг мобильной связи в учете предприятия. При этом заметим, что такой порядок зависит от того, принадлежит мобильный телефон предприятию или является собственностью работника, но используется им для служебных целей.

 

Мобильный телефон является собственностью предприятия

Итак, владелец мобильного телефона может пользоваться услугами сотовой мобильной связи на условиях

контрактного подключения и/или предоплаченного сервиса.

Контрактное подключение

предусматривает заключение с оператором сотовой мобильной связи договора о предоставлении услуг сотовой мобильной связи. На основании этого договора оператор предоставляет абоненту SIM-карту, телефонный номер в сети оператора и соответствующие услуги. При этом SIM-карта является собственностью оператора. Абонент при подключении осуществляет оплату заказанных услуг и вносит в соответствии с действующим тарифным планом первоначальный платеж, который в полном объеме поступает на счет абонента. Как правило, в первый месяц обслуживания абонентская плата начисляется одноразово в полном объеме в первый день обслуживания. В этом случае условия подключения не предполагают платы за предоставляемый номер, а стоимость абонплаты и предоставленных услуг сотовой мобильной связи вычитается из суммы, внесенной при подключении. За счет абонплаты абоненту предоставляются льготные (бесплатные) минуты. Кстати, такие льготные минуты нельзя расценивать как бесплатно предоставленные (полученные) услуги. Они не предоставляются отдельно без оплаченных ранее минут, их стоимость заложена в плату за соединение или абонплату, от которых абонент при этом не освобождается и которые в данном случае можно рассматривать как компенсацию за «бесплатные» разговоры. Получение таких бесплатных минут на учет абонента не влияет, но лучше, чтобы в первичных документах (счете оператора, чеках) бесплатные минуты отдельно не выделялись (подробнее об этом читайте в статье « Бонусы и подарки от мобильного оператора (подарочные телефоны, бесплатные минуты и пр.)» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 93, с. 23).

Предоставленные оператором услуги связи абонент оплачивает на основании соответствующих счетов по безналичному расчету платежным поручением; наличными через кассы банков; с помощью скретч-карт (или ваучеров пополнения); через POS-терминалы (автоматы) самообслуживания; через банкоматы с использованием корпоративной банковской платежной карточки.

Предоплаченный сервис

не предполагает заключения письменного договора и идентификации владельца телефонного номера. Стоимость подключения (стоимость стартового пакета) состоит из платы за предоставление номера (стоимости SIM-карты) и авансового платежа (предоплаты предстоящих услуг связи). Напомним, что в период действия Закона о налоге на прибыль налоговики предлагали учитывать SIM-карту в налоговом учете в составе нематериальных активов с последующей амортизацией (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 41, с. 37). На сегодняшний день их позиция по данному вопросу неизвестна, но с большой долей вероятности можно предположить, что она останется такой же. Хотя на наш взгляд, учитывая незначительную стоимость стартового пакета (в среднем 10 грн. — 30 грн.,), стоимость входящей в него SIM-карты целесообразнее было бы относить к расходам на услуги связи текущего периода.

Оплата услуг связи в условиях предоплаченного сервиса происходит путем покупки скретч-карт и пополнения счета с использованием определенного кода, указанного на этой скретч-карте; с помощью POS-терминала (автомата) самообслуживания и банкоматов; через отделения банков или торговую сеть с указанием на специальном бланке для пополнения абонентского счета/номера телефона, суммы пополнения и подписи абонента. Приобретая скретч-карты, предприятие, по сути, уплачивает оператору мобильной связи или дилеру аванс.

 

Налог на прибыль

Наличие должным образом оформленных первичных документов, подтверждающих осуществление налогоплательщиком затрат на мобильную связь в целях, связанных с его хозяйственной деятельностью, дает возможность

включить такие затраты в состав расходов в качестве административных расходов, направленных на обслуживание и управление предприятием (абзац «ґ» п.п. 138.10.2 НКУ), которые, в свою очередь, относятся к расходам операционной деятельности (см. п. 138.1 НКУ).

В соответствии с

п. 138.5 НКУ расходы на оплату услуг мобильной связи учитываются при определении объекта налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета. Подтверждают это и сотрудники налогового ведомства в консультации, размещенной в разделе 110.07.05 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

То есть перечисление авансовых платежей за услуги мобильной связи

не вызывает никаких налоговых последствий в учете налога на прибыль предприятия, поскольку согласно п.п. 139.1.3 НКУ суммы предварительной (авансовой) оплаты услуг не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Отражение в составе расходов стоимости «мобильных» услуг будет происходить по мере их фактического получения:

— при

контрактном подключении — на основании должным образом оформленного счета оператора. Правда, налоговики предупреждают: если счета за услуги связи поступают в месяце, следующем за месяцем пользования такими услугами, то налогоплательщик увеличивает расходы в том отчетном периоде, в котором получены счета за такие услуги. При осуществлении предоплаты за услуги связи в состав расходов отчетного (налогового) периода налогоплательщик включает только сумму расходов, указанную в счетах, независимо от наличия осуществленной предоплаты (см. консультацию, размещенную в разделе 110.07.01 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua);

— при подключении на условиях

предоплаченного сервиса — на основании документов, подтверждающих осуществление расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами бухгалтерского учета (см. п. 138.2 НКУ), например, внутреннего акта о получении услуг (поскольку предоставление операторами связи детализированных счетов абонентам, подключенным на условиях предоплаченного сервиса, не предусмотрено).

Стоимость услуг мобильной связи, а также относящиеся к ним суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи отражаются в строке 06.2.5 «Витрати на оплату послуг зв'язку» Приложения АВ к декларации по налогу на прибыль.

Впрочем, вполне возможно, что на предприятии, занимающемся исключительно торговлей, служебные переговоры по мобильному телефону ведутся работниками лишь в целях, связанных со сбытом товаров. В таком случае стоимость услуг мобильной связи, а также относящиеся к ним суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи логично было бы включить в расходы на сбыт на основании

абзаца «з» п.п. 138.10.3 НКУ с отражением данных затрат в строке 06.3.15 «Інші витрати, пов'язані зі збутом товарів, виконанням робіт, наданням послуг» Приложения ВЗ к декларации по налогу на прибыль.

Если же телефонные переговоры ведутся работниками службы снабжения (на производственных предприятиях, в строительных компаниях и т. д.), расходы на оплату услуг мобильной связи и относящиеся к ним суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи попадают в состав общепроизводственных расходов на основании

абзаца «и» п.п. 138.8.5 НКУ с отражением данных затрат в строке 06.1.13 «Інші загальновиробничі витрати; нестачі незавершеного виробництва, нестачі і втрати від псування матеріальних цінностей у цехах у межах норм природного убутку згідно із затвердженими галузевими міністерствами та погодженими Міністерством фінансів України нормативами» Приложения ЗВ к декларации по налогу на прибыль.

 

Налог на добавленную стоимость

Сумму НДС, уплаченную оператору мобильной связи в составе стоимости предоставляемых им услуг, предприятие

включает в свой налоговый кредит (см. п. 198.3 НКУ) на основании налоговой накладной, счета, выставляемого оператором за услуги связи, содержащего общую сумму платежа, сумму НДС и налоговый номер продавца (п.п. «а» п. 201.11 НКУ), либо чека РРО при наличии в нем всех необходимых реквизитов, предусмотренных п.п. «б» п. 201.11 НКУ.

Напомним, что кассовый чек должен содержать:

— фискальный номер поставщика;

— налоговый номер поставщика;

— общую сумму средств;

— сумму НДС.

То есть для получения права на налоговый кредит по НДС необходимо, чтобы кассовые чеки были

фискальными. Кроме того, по разъяснениям налоговиков, в налоговый кредит в любом случае может быть включена сумма НДС лишь в размере 40 грн. в день суммарно по всем чекам (см. письмо ГНАУ от 22.04.2011 г. № 7680/6/16-1515-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 45 и консультацию, размещенную в разделе 130.18 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua).

Что касается чеков платежных терминалов (автоматов), то поскольку они зачастую содержат не все необходимые реквизиты, при оплате услуг связи таким способом лучше обратиться к лицу, установившему автомат, и получить от него налоговую накладную.

 

Бухгалтерский учет

При контрактной форме подключения для учета расходов по уплате авансовых платежей и абонентской платы используется счет

39 «Расходы будущих периодов». По дебету этого счета отражается накопление расходов будущих периодов (Дт 39 — Кт 371), а по кредиту — их списание и включение в состав расходов отчетного периода (Дт 92 — Кт 39).

В расходы отчетного периода стоимость «мобильных» услуг будет включаться по мере их фактического получения (на основании счета оператора сотовой мобильной связи).

Пример 1.

Предприятие 04.10.2011 г. приобрело мобильный телефон стоимостью 3000 грн. (в том числе НДС 20 % — 500 грн.), который будет использоваться директором, и подключило его к сети оператора сотовой мобильной связи на контрактной основе. Одноразовый авансовый платеж при подключении (тарифный план «Неограниченный») — 650 грн. (без НДС — 509,80 грн.; НДС 20 % — 101,96 грн.; сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи 7,5 % — 38,24 грн.). Ежемесячная абонентская плата составляет 600 грн. (без НДС — 470,59 грн.; НДС 20 % — 94,12 грн.; сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи 7,5 % — 35,29 грн.).

По окончании месяца стоимость фактически предоставленных услуг составила 765 грн. (без НДС — 600 грн., НДС — 120 грн., сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи 7,5 % — 45 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 1

Учет расходов на оплату услуг мобильной связи при использовании мобильного телефона, принадлежащего предприятию

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение мобильного телефона

1

Перечислена продавцу предоплата за мобильный телефон

3000

371

311

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за мобильный телефон

500

641/НДС

644

3

Получен мобильный телефон

2500

152

631

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

500

644

631

5

Произведен зачет задолженности

3000

631

371

6

Введен в эксплуатацию мобильный телефон

2500

104

152

— *

* Расходы на приобретение мобильного телефона подлежат амортизации с месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию.
Сумма амортизации включается в расходы того отчетного периода, в котором была начислена, в соответствии с правилами ведения бухучета (п. 138.5 НКУ). В данном случае сумма начисленной амортизации отражается в графе 8 строки А3 таблицы 1 Приложения АМ к декларации по налогу на прибыль.

Подключение к сети оператора сотовой мобильной связи на контрактной основе

1

Перечислен одноразовый авансовый платеж при подключении к сети оператора сотовой мобильной связи на контрактной основе

650

371

311

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС, уплаченная в составе одноразового авансового платежа, на основании налоговой накладной

101,96

641/НДС

644

3

Отражена сумма одноразового авансового платежа в составе расходов будущих периодов (в том числе сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи) (509,80 грн. + 38,24 грн.)

548,04

39

371

Фактическое получение услуг от оператора сотовой мобильной связи

1

Отражена стоимость услуг мобильной связи в составе расходов отчетного периода на основании счета оператора:

— в пределах аванса

548,04

92

39

548,04

— в сумме, превышающей аванс ((600 грн. + 45 грн.) - 548,04 грн.)

96,96

92

631

96,96

2

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

101,96

644

371

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг мобильной связи на основании счета оператора (120 грн. - 101,96 грн.)

18,04

641/НДС

631

4

Отнесена на финансовый результат стоимость услуг мобильной связи за октябрь 2011 года (548,04 грн. + 96,96 грн.)

645

791

92

5

Перечислены средства за услуги мобильной связи:

— за октябрь 2011 года (765 грн. - 650 грн.)

115

631

311

— абонентская плата за ноябрь 2011 года

600

371

311

 

Мобильный телефон принадлежит работнику, но используется в служебных целях для нужд предприятия

 

Налоговый учет

Ситуация, когда работники предприятия (например, руководители, их заместители, главные бухгалтеры, водители, экспедиторы, менеджеры, секретари, продавцы, курьеры) используют собственные мобильные телефоны в служебных целях, встречается довольно часто. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: может ли предприятие в таком случае учесть затраты на оплату услуг мобильной связи в составе своих расходов, а «входной» НДС по ним — в составе налогового кредита?

Считаем, что может, но

при условии надлежащего документального оформления таких операций.

Выше мы сказали, что главное условие налоговорасходности любых затрат, в том числе и на оплату услуг мобильной связи, — это их

хозяйственная направленность.

Чтобы оплата услуг мобильной связи не расценивалась как финансирование личных нужд физических лиц (

п.п. 139.1.1 НКУ — с соответствующей утратой права на отражение расходов и налогового кредита по НДС, а также с включением уплаченных сумм в доход работника, полученный от работодателя в качестве дополнительного блага с обложением его налогом на доходы физических лиц по ставке 15 %), нужно, чтобы связь таких расходов с хоздеятельностью была должным образом подтверждена.

Договор аренды мобильного телефона.

Предприятие, руководствуясь положениями § 1 главы 58 «Наем (аренда)» ГКУ, может заключить с работником договор аренды мобильного телефона, оговорив в нем срок аренды, размер платы за пользование телефоном, порядок передачи арендованного имущества и т. д. Если мобильный телефон передается в аренду вместе с мобильным номером (SIM-картой), то этот факт также нужно отразить в договоре аренды. Хотя во избежание каких-либо нежелательных вопросов лучше в такой ситуации использовать мобильный номер (SIM-карту), принадлежащий предприятию, тогда в счете за услуги связи в качестве абонента будет фигурировать именно предприятие — юридическое лицо, а не физлицо-работник.

Такой договор аренды позволит предприятию-арендатору включать в свои расходы:

— суммы арендной платы, причитающиеся работнику, отражая их в зависимости от направления использования телефона в составе общепроизводственных расходов, административных расходов, расходов на сбыт или прочих операционных расходов (такой вывод можно сделать из консультации налоговиков, размещенной в разделе 110.07.17 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua). При этом расходы предприятия-арендатора будут увеличиваться на сумму арендной платы по результатам того налогового периода, в котором она начислена (

п. 153.7 НКУ);

— расходы на оплату услуг связи (пополнение счета — как расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности и использованием арендованного имущества в производственных целях). Такие расходы будут отражаться

в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в соответствии с правилами бухгалтерского учета (п. 138.5 НКУ).

Хозяйственная направленность «мобильных» разговоров дает возможность предприятию — арендатору мобильного телефона

включить суммы НДС, уплаченные оператору мобильной связи в составе стоимости предоставляемых им услуг, в свой налоговый кредит (см. п. 198.3 НКУ).

С суммы арендной платы, выплачиваемой работнику-арендодателю, предприятию как налоговому агенту придется удержать

налог на доходы физических лиц по ставке:

15 % — с дохода, сумма которого не превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2011 году — 9410 грн.);

17 % — с части дохода в сумме превышения.

При этом с пределом (9410 грн.) должна сравниваться

общая сумма дохода, начисленного работнику-арендодателю за месяц в соответствии с трудовым договором и договором аренды, т. е. общая сумма зарплаты и арендной платы.

Что касается

единого социального взноса, то им суммы арендной платы не облагаются ни в части начислений «сверху», ни в части удержаний «снизу».

Компенсация работнику за использование личного мобильного телефона для нужд предприятия.

Если вы решите выплачивать работнику компенсацию за использование личного телефона для служебных целей, руководствуясь ст. 125 КЗоТ, то в принципе можете рассчитывать на налоговорасходность такой выплаты на основании п. 142.2 НКУ.

Напомним, что в соответствии с

п. 3.22 Инструкции № 5 компенсационные выплаты работникам за использование для нужд производства собственного инструмента и личного транспорта не относятся к фонду оплаты труда.

Ссылаясь на этот

пункт Инструкции, налоговики в отношении компенсации за использование работником личного автомобиля для служебных целей указали, что такая компенсация не относится к расходам предприятия на основании п. 142.1 НКУ, и согласились с возможностью учета таких расходов лишь в качестве арендных платежей с заключением договора аренды (см. консультации, размещенные в разделах 110.07.17 и 110.07.20 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua). Очевидно, на компенсацию работнику за использование личного мобильного телефона для нужд предприятия они смотрят так же.

Вывод сотрудников налогового ведомства относительно

невозможности отражения компенсации в составе расходов на оплату труда на основании п. 142.1 НКУ совершенно верен, но они просто умолчали о праве предприятия в подобной ситуации на расходы согласно п. 142.2 НКУ.

Мы считаем, что налогоплательщик

имеет право на отражение компенсационных расходов в соответствии с п. 142.2 НКУ при условии их документального подтверждения и связи с хоздеятельностью. В отчетности по налогу на прибыль для таких выплат предусмотрена стр. 06.5.29 приложения ІВ.

Мы считаем, что указанные расходы имеет смысл отражать в зависимости от направления

использования мобильного телефона:

— общепроизводственное — в строке 06.1.13 Приложения ЗВ к декларации;

— административное — в строке 06.2.12 Приложения АВ к декларации;

— сбытовое — в строке 06.3.15 Приложения ВЗ к декларации.

Указанные затраты попадают в состав расходов в периоде их осуществления (

п. 138.5 НКУ).

Напоминаем, что

сумма компенсации с позиции раздела IV НКУ является дополнительным благом и с нее необходимо удерживать налог на доходы физических лиц по общей ставке (15 % или 17 %) — данный вывод следует из абзаца «г» п.п. 164.2.17 НКУ и поддерживается налоговиками (см. консультацию, размещенную в разделе 160.03 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua). При этом с целью определения ставки работодатель должен сравнивать с пределом (в 2011 г. — 9410 грн.) общую сумму дохода работника, включая заработную плату (п. 167.1 НКУ).

Единый социальный взнос

на компенсационные выплаты работникам за использование для нужд производства собственного инструмента и личного транспорта не начисляется и с них не удерживается, поскольку такие выплаты не входят в фонд оплаты труда (п. 3.22 Инструкции № 5) и указаны в Перечне № 1170.

 

Бухгалтерский учет

При подключении на условиях

предоплаченного сервиса SIM-карту (стоимость стартового пакета за вычетом аванса) учитывают как нематериальный актив (сначала аккумулируют расходы на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов», а затем списывают стоимость объекта на субсчет 127 «Прочие нематериальные активы»).

Что касается полученных и оприходованных скретч-карт, то Министерство финансов Украины рекомендует зачислять их на субсчет

331 «Денежные документы в национальной валюте» (см. письмо от 22.07.2008 г. № 31-34000-10-16/28288 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 57). В этом же письме указывается, что выдачу скретч-карт из кассы предприятия его сотрудникам следует производить на основании документа с указанием: фамилии, имени и отчества работников, их должностей, номинала выданных карточек, а также их номера. Считаем, что в этот документ не лишним будет внести такие реквизиты, как дата выдачи работнику скретч-карты и расписка лица в ее получении.

В дальнейшем стоимость выданных скретч-карт по мере использования средств на счете абонента списывается на расходы отчетного периода. Поскольку предоставление операторами связи детализированных счетов абонентам, подключенным на условиях предоплаченного сервиса, не предусмотрено, предприятию следует самостоятельно организовать контроль за использованием минут разговоров в течение каждого месяца. С этой целью имеет смысл на первое число каждого месяца контролировать остаток суммы аванса на счете абонента. Сумма, использованная им в течение месяца, как раз и будет представлять собой расходы отчетного периода, но при условии, что разговоры с использованием телефона велись в производственных целях. Подтверждением осуществленных расходов будет служить и составленный должным образом внутренний акт о полученных услугах (

п. 138.2 НКУ). О том, как поступать с расходами на личные звонки работника по служебному телефону, читайте на с. 46 этого номера.

Пример 2.

Предприятие в октябре 2011 года заключило со своим работником (директором) договор аренды его мобильного телефона стоимостью 3000 грн. Ежемесячная арендная плата за него составляет 250 грн.

Для подключения арендуемого телефона к сети оператора сотовой мобильной связи работником за счет средств, выданных под отчет, был приобретен стартовый пакет стоимостью 15 грн., который включает в себя:

— SIM-карту — 10 грн. (без НДС — 7,84 грн., НДС — 1,57 грн., сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи 7,5 % — 0,59 грн.);

— аванс за услуги связи, включенный в стоимость стартового пакета, — 5 грн. (без НДС — 3,92 грн., НДС 20 % — 0,79 грн., сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи 7,5 % — 0,29 грн.).

Кроме того, была приобретена скретч-карта номиналом 30 грн. (без НДС — 23,53 грн., НДС — 4,71 грн., сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи 7,5 % — 1,76 грн.).

На основании Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, и чека РРО SIM-карта и скретч-карта были оприходованы. В дальнейшем скретч-карта была выдана работнику — арендодателю мобильного телефона.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 2

Учет расходов на оплату услуг мобильной связи при использовании мобильного телефона работника

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Заключение договора аренды мобильного телефона

1

Передан в аренду предприятию мобильный телефон стоимостью 3000 грн. на основании акта приема-передачи

3000

01

Начисление и выплата арендной платы

1

Начислена ежемесячная арендная плата

250

92

685

250

2

Удержан налог на доходы физических лиц при выплате дохода работнику-арендодателю

37,50

685

641/НДФЛ

3

Выплачена арендная плата работнику-арендодателю

212,50

685

301

4

Перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц

37,50

641/НДФЛ

311

Подключение к сети оператора сотовой мобильной связи на условиях предоплаченного сервиса

1

Выданы из кассы предприятия денежные средства подотчетному лицу для приобретения стартового пакета и скретч-карты

45

372

301

2

Получена SIM-карта (в том числе сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи)

8,43

154

372

3

Отражена сумма уплаченного аванса за услуги связи в составе расходов будущих периодов (в том числе сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи)

4,21

39

372

4

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости стартового пакета (1,57 грн. + 0,79 грн.)

2,36

641/НДС

372

5

Активирована SIM-карта

8,43

127

154

6

Оприходована в кассе предприятия полученная скретч-карта

25,29

331

372

7

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости скретч-карты

4,71

641/НДС

372

8

Выдана скретч-карта работнику

25,29

331-1

331

9

Отражена стоимость услуг мобильной связи в составе расходов отчетного периода по мере использования средств на счете абонента

25,29

92

331-1

25,29

4,21

92

39

4,21

10

Отнесены на финансовый результат расходы на услуги мобильной связи (25,29 грн. + 4,21 грн.)

29,50

791

92

 

Таков порядок учета расходов предприятия на мобильную связь. Как видите, он несложен. Желаем вам так же легко справляться и с другими вопросами.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше