Упрощение процедуры учреждения предпринимательской деятельности
В последнее время законодатель предпринял несколько шагов в сторону упрощения порядка создания юридического лица и получения статуса физического лица — предпринимателя. В связи со значительным количеством изменений требует внимания пакет вопросов по их применению на практике.
Ольга ВИНИЧЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Документы статьи
ГКУ
— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.ХКУ
— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.ХПКУ —
Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.Закон о хозобществах
— Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.Закон № 755
— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.Закон № 3205
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отмене свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя» от 07.04.2011 г. № 3205-VI.Закон № 2609
— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» по проведению электронной регистрации» от 19.10.2010 г. № 2609-VI.Закон № 3262
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по внедрению принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава» от 21.04.2011 г. № 3262-VI.Закон № 3263
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению процедуры учреждения предпринимательства» от 21.04.2011 г. № 3263-VI.
Госрегистрация юрлиц и физлиц-предпринимателей: обзор нововведений
Для удобства происшедшие изменения приведем в виде сравнительной таблицы.
Таблица 1
Предыдущий порядок | Нововведение |
1 | 2 |
Документ, подтверждающий госрегистрацию | |
Свидетельство о государственной регистрации — документ установленного образца, удостоверяющий факт внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя (абз. девятый ч. 1 ст. 1 Закона № 755) | Удостоверяет государственную регистрацию выписка или извлечение из Единого госреестра |
Примечание. Если раньше жизнь любого хозяйствующего субъекта начиналась с получения свидетельства о государственной регистрации, то теперь его фактически заменила выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый госреестр). Соответствующий порядок действует с 07.05.2011 г.: вместо свидетельства о госрегистрации вновь созданные юридические лица получают выписку из Единого госреестра. Аналогичным образом изменилась и процедура государственной регистрации физических лиц — предпринимателей (см. подробнее « Отмена Свидетельства о госрегистрации: станет ли работать проще?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 39). | |
Действие выписки из Единого госреестра | |
Срок действия выписки — 30 дней с даты ее выдачи (ч. 7 ст. 21 Закона № 755) | Выписка является действительной без ограничения определенным сроком, если в Единый госреестр не вносятся изменения |
Примечание. К сожалению, актуальна ли информация, указанная в выписке либо в извлечении, предоставленных контрагентом, субъект хозяйствования узнать никак не может (единственный способ — получить извлечение самостоятельно). | |
Выдача документа, подтверждающего госрегистрацию | |
Свидетельство о государственной регистрации субъекта хозяйствования должно быть оформлено и выдано (направлено заказным письмом с описью вложения) государственным регистратором не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации (ч. 6 ст. 25, ч. 4 ст. 43 Закона № 755). Плата за выдачу свидетельства не взимается | Выписка из Единого госреестра, подтверждающая регистрацию субъекта хозяйствования, внесение изменений в сведения, выдается (направляется заказным письмом) госрегистратором не позднее следующего рабочего дня со дня внесения записи в реестр бесплатно |
Примечание. При госрегистрации либо при внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином госреестре, как и ранее, документ, подтверждающий их проведение, госрегистратор обязан выдать либо направить субъекту хозяйствования бесплатно. | |
Подача документов государственному регистратору | |
Документы подаются в письменном виде (направляются заказным письмом) (ст. 8 Закона № 755) | Документы подаются в письменном виде (направляются заказным письмом, электронным письмом согласно требованиям законодательства в сфере электронных документов и электронного документооборота, электронной цифровой подписи) |
Примечание. Как видим, теперь законодатель допускает возможность направления документов для проведения регистрационных действий не только в письменной, но и в электронной форме. Пока еще воспользоваться возможностью электронной регистрации не удастся: Порядок подачи и обращения электронных документов государственному регистратору существуют только в проекте, текст которого размещен на сайте Минюста http://www.minjust.gov.ua/0/36314. | |
Удостоверение документов, подаваемых госрегистратору | |
Для проведения государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений к государственному реестру, изменений ограничений по представительству, изменения состава учредителей (участников) юрлица, необходимо подать оригинал или нотариально заверенную копию решения учредителей или документа, удостоверяющего происшедшие изменения (ч. 2 ст. 19 Закона № 755) | Для проведения государственной регистрации создания юридического лица, изменений к государственному реестру, изменений ограничений по представительству, изменения состава учредителей (участников) юридического лица необходимо подать оригинал (ксерокопия, нотариально заверенная копия) решения учредителей или документа, удостоверяющего происшедшие изменения |
Примечание. Теперь допускается предоставление не только оригинала либо нотариально заверенной копии решения учредителей о создании юрлица либо о внесении изменений в его регистрационные данные. будет достаточно и простой ксерокопии соответствующих документов. | |
Подтверждение уплаты регистрационного сбора | |
Подтверждением внесения регистрационного сбора является копия квитанции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка (ч. 5 ст. 10 Закона № 755) | В случае подачи электронных документов подтверждением внесения регистрационного сбора является экземпляр электронного расчетного документа, заверенного электронной цифровой подписью |
Оплата за публикацию сообщений | |
За публикацию сообщений об уменьшении уставного фонда (уставного или составного капитала) юридического лица, о принятии учредителями (участниками), уполномоченным ими органом либо судом решения о выделе, о принятии учредителями (участниками), уполномоченным ими органом решения о прекращении юридического лица взимается плата в размере трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, о принятии физическим лицом — предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности взимается плата в размере одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан (ч. 5 ст. 22 Закона № 755) | Плата в размере трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан взимается за публикацию сообщений об: |
Примечание. Изменения вступят в силу 19.12.2011 г. | |
Резервирование наименования юридического лица | |
Учредитель имеет право зарезервировать наименование юрлица сроком на два месяца, а для открытых акционерных обществ — на девять месяцев (ст. 23 Закона № 755) | Резервирование наименования юридического лица не предусматривается |
Следует обратить внимание на еще одно существенное нововведение:
с 28.08.2011 г. вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по внедрению принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава» от 21.04.2011 г. № 3262-VI, который предусматривает возможность регистрации субъектов хозяйствования на основании модельных уставов. При этом модельный устав, по замыслу законодателя, представляет собой типовой учредительный документ, утвержденный Кабмином, который используется для создания и деятельности юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм хозяйствования, содержит установленные законом правила, регулирующие правовой статус, права, обязанности и отношения, связанные с созданием, управлением и осуществлением хозяйственной деятельности соответствующих юридических лиц. Однако на сегодняшний день такой модельный статус Кабмином не утвержден, а поэтому эта норма пока еще реальной пользы субъектам хозяйствования принести не может.
Изменения в порядке формирования уставного капитала
Законом № 3263
внесены изменения, которыми предусмотрена возможность для учредителей юридических лиц (кроме акционерных обществ) создавать уставные фонды в размерах и в составе, который они считают необходимым для учреждения собственного дела. Законом также освобождены учредители от обязательного внесения денежных средств в качестве вкладов в уставные фонды в определенном минимальном размере до момента проведения их государственной регистрации. Уставный фонд разрешено формировать в течение одного года с момента госрегистрации. Приведем сравнительную таблицу.
Таблица 2
Организационно-правовая форма | Предыдущий порядок | Нововведение |
1 | 2 | 3 |
Государственное коммерческое предприятие | Уставный капитал создается до момента регистрации его как субъекта хозяйствования (ч. 3 ст. 74 ХКУ) | Размер уставного капитала устанавливается уполномоченным органом, к сфере управления которого оно относится. Уставный капитал подлежит уплате к окончанию первого года со дня государственной регистрации предприятия |
Коммунальное унитарное предприятие | Минимальный размер уставного капитала устанавливается соответствующим местным советом, создается до регистрации предприятия как субъекта хозяйствования (ч. 4 ст. 78 ХКУ) | Размер уставного капитала определяется соответствующим местным советом. |
Общество с ограниченной ответственностью | До момента государственной регистрации участники должны уплатить не менее 50 процентов суммы своих вкладов. Часть уставного капитала, оставшаяся неуплаченной, подлежит уплате в течение первого года деятельности общества. | Уставный капитал подлежит уплате участниками общества до окончания первого года со дня государственной регистрации общества. |
Коммандитное общество | На момент регистрации коммандитного общества каждый из вкладчиков должен внести не менее 25 процентов своего взноса (ч. 3 ст. 80 ХКУ) | Составной капитал коммандитного общества подлежит уплате его участниками до окончания первого года со дня государственной регистрации общества |
Мы привели обзор основных нововведений, связанных с изменениями в процедуре государственной регистрации субъектов хозяйствования, внесенных в течение последнего времени законодателем. В одном из ближайших номеров рассмотрим изменения, происшедшие в регулировании процедуры прекращения юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.