Темы статей
Выбрать темы

Принимаем на работу иностранца

Редакция НиБУ
Статья

Принимаем на работу иностранца

 

Наверное, каждый работодатель сталкивался с проблемой поиска квалифицированных кадров, которые бы полностью удовлетворяли его запросам. Поэтому некоторые из них, не найдя подходящих работников в Украине, приглашают их из-за рубежа. В данной статье мы рассмотрим, с какими трудностями может столкнуться работодатель, трудоустраивающий иностранца, а также рассмотрим особенности налогообложения заработной платы, выплачиваемой такому лицу.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 3929

— Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.94 г. № 3929-XII.

Закон № 803

— Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII.

Декрет № 15-93

— Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

Порядок № 322

— Порядок выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденный постановлением КМУ от 08.04.2009 г. № 322.

Инструкция № 30

— Инструкция о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденная приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 18.01.96 г. № 30 (в редакции приказа Министерства экономики Украины от 15.06.2007 г. № 179).

Инструкция № 58

— Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58.

Положение № 954

— Положение о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов, утвержденное приказом ГНАУ от 17.12.2010 г. № 954

Письмо № 6506

— письмо ГНАУ от 05.04.2011 г. № 6506/6/17-0715.

 

Согласно

ст. 1 Закона № 3929 иностранец — это лицо, которое не имеет гражданства Украины и является гражданином (подданным) другой страны или стран.

Работая в Украине, иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины.

Вместе с тем, отыскав нужного специалиста за рубежом, приглашая его работать в Украине по трудовому договору, работодатель должен учитывать ряд особенностей. Остановимся на них подробнее.

 

Разрешение на трудоустройство

Работодатель имеет право принять на работу

на условиях трудового договора иностранца, который собирается приехать в Украину на определенный срок с целью трудоустройства, только при наличии выданного такому работодателю разрешения на использование труда иностранцев (далее — разрешение на трудоустройство), если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины (ч. 2 ст. 8 Закона № 803, ч. 3 ст. 8 Закона № 3929).

Разрешение на трудоустройство предоставляет право работодателю

временно использовать труд иностранца на конкретном рабочем месте или определенной должности.

Разрешение на трудоустройство

не требуется в случае трудоустройства:

— иностранцев, лиц без гражданства,

постоянно проживающих в Украине (т. е. в случае предъявления иностранцем работодателю паспортного документа с визами IM-2, ІМ-3 и вида на постоянное место жительства в Украине, его можно смело брать на работу без получения разрешения на трудоустройство) (ч. 2 ст. 8 Закона № 3929);

— лиц, которым предоставлен статус беженца в Украине (в случае предъявления удостоверения беженца) (

ч. 2 ст. 8 Закона № 3929);

— иностранных граждан,

нанятых инвестором в рамках и на должности (специальности), определенные соглашением о распределении продукции (ч. 3 ст. 8 Закона № 3929, п. 2 ст. 35 Закона Украины «О соглашениях о распределении продукции» от 14.09.99 г. № 1039-ХIV);

— иностранцев, работающих в

представительствах иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине (иностранцы, въехавшие на территорию Украины на основании деловой визы «Б») при условии регистрации представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности в установленном законодательством порядке, с получением Свидетельства Министерства экономики Украины о такой регистрации, в котором указывается количество иностранных сотрудников представительства — служащих, включая руководителя представительства (см. письмо Минтруда от 24.03.2006 г. № ДЦ-12-1556/0/6-06). При этом такие сотрудники имеют право работать без получения разрешения на трудоустройство лишь в данном представительстве.

Кроме того, действующим законодательством Украины

не предусмотрено получение разрешения на трудоустройство иностранцев, которые работают по гражданско-правовым договорам.

Процедура выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на трудоустройство установлена

Порядком № 322.

Разрешение на трудоустройство выдается работодателю

Государственным центром занятости или по его поручению центром занятости АР Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими центрами занятости (далее — центр занятости), если:

1) работодатель является

плательщиком единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ);

2) работодатель

не имеет задолженности:

— по взносам в Фонд социального страхования на случай безработицы

за период до 01.01.2001 г.;

по ЕСВ;

3) в стране (регионе)

отсутствуют отечественные специалисты, способные выполнять соответствующую работу или у работодателя имеются достаточно веские обоснования целесообразности использования труда иностранца.

Официальная стоимость

рассмотрения центром занятости заявления о предоставлении разрешения на трудоустройство иностранца составляет 4 минимальные зарплаты (на сегодняшний день это 3840 грн. (960 грн. х 4). Такую же сумму в 4 минзарплаты придется уплатить в случае продления срока действия разрешения.

Как видим, трудоустроить иностранца в Украине возможно только в случае особой необходимости и с ощутимыми материальными затратами. Кроме того, работодателю придется проявить свой дар убеждения и творческий гений, излагая в письменном виде целесообразность использования труда именно заграничного гражданина на данном рабочем месте.

Однако если цена вопроса не смущает работодателя, то ему для получения разрешения на трудоустройство иностранца в общем случае следует

подать в соответствующий центр занятости следующие документы:

— заявление (составляется в произвольной форме);

— 2 цветные фотографии иностранца размером 3,5 х 4,5 см;

— документ под названием «Обоснование целесообразности использования труда иностранца и возможности создания для него соответствующих условий для пребывания и работы» (составляется в произвольной форме);

— документ (приказ, извлечение из протокола, доверенность и др.), удостоверяющий право лица представлять интересы работодателя в центре занятости;

— справку органа ГНС об уплате работодателем налогов и сборов (обязательных платежей);

— справку центра занятости об отсутствии у работодателя задолженности по взносам в Фонд социального страхования на случай безработицы за период до 01.01.2011 г.;

— справку из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по ЕСВ;

— квитанцию о внесении платы за рассмотрение заявления (см. выше);

— копию проекта трудового договора (контракта), удостоверенную работодателем;

— справку, скрепленную печатью и заверенную подписью работодателя (в случае наличия на предприятии режимно-секретного органа, также подписанную его руководителем), о том, что рабочее место или должность, на которых будет использоваться труд иностранца, в соответствии с законодательством не связаны с принадлежностью к гражданству Украины и не требуют предоставления допуска к государственной тайне*;

— справку органа внутренних дел об отсутствии (наличии) судимости у иностранца, который на момент оформления разрешения находится на территории Украины;

— справку уполномоченного органа страны происхождения (пребывания) о том, что иностранец, который на момент оформления разрешения находится за пределами Украины, не отбывает наказание за совершение преступления и не находится под следствием;

— копию устава работодателя, заверенную в установленном порядке;

— копию свидетельства о государственной регистрации работодателя, если субъект хозяйствования зарегистрирован до 07.05.2011 г. и изменения в сведения, содержащиеся в Едином госреестре, не вносились (см.

письмо ГНАУ от 17.05.2011 г. № 13663/7/29-1017), или копию выписки из Единого госреестра, заверенную в установленном порядке;

— копии документов об образовании или квалификации иностранца;

— копии страниц паспортного документа иностранца, где указаны основные идентификационные данные.

* В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 3929 иностранцы не могут занимать отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначения на эти должности или занятия такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Украины. Так, иностранцы не могут занимать должности

государственных служащих (ст. 4 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII), судей (ст. 7 Закона Украины «О статусе судей» от 15.12.92 г. № 2862-ХII), таможенников (ст. 412 Таможенного кодекса Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV), милиционеров (ст. 17 Закона Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII), кадрового состава СБУ (ст. 19 Закона Украины «О службе безопасности Украины» от 25.03.92 г. № 2229-XII), прокуроров (ст. 46 Закона Украины «О прокуратуре» от 25.03.92 г. № 1789-XII).

Обращаем внимание: все документы,

выданные зарубежной страной и составленные на иностранном языке, должны быть переведены на украинский язык и легализированы в МИД, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой.

Поданные работодателем документы рассматриваются специально созданной при центре занятости комиссией. Решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения принимается директором или заместителем директора центра занятости

в срок не позднее 30 дней со дня получения выше указанных документов.

О принятом решении центр занятости письменно уведомляет работодателя.

Выданное центром занятости

разрешение на трудоустройство является основанием для:

получения иностранцем иммиграционной визы ІМ-1 (в машиносчитывательной зоне — VA), которая оформляется лицам, въезжающим в Украину с целью трудоустройства;

оформления вида на временное жительство на срок действия разрешения (оформляется в территориальном органе или подразделении Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц на основании визы ІМ-1 и разрешения на трудоустройство);

регистрации места временного проживания иностранца в Украине (осуществляется в соответствии с Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11.12.2003 г. № 1382-IV соответствующим органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам регистрации).

Разрешение на трудоустройство

выдается в общем случае на срок до одного года. После окончания срока действия разрешения оно должно быть возвращено работодателем в центр занятости.

В случае если работодатель желает

продлить срок действия разрешения на трудоустройство, ему необходимо не позже чем за месяц до окончания срока его действия заново подать в центр занятости все вышеперечисленные документы и уплатить 4 минзарплаты за рассмотрение заявления.

Продление срока действия разрешения

является основанием для обращения работодателя и иностранца в территориальный орган или подразделение Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц, относительно продления срока пребывания иностранца на территории Украины и оформления нового вида на временное жительство в Украине.

Получив разрешение на трудоустройство и заключив с иностранцем трудовой договор (контракт), работодатель обязан сообщить в центр занятости в письменном виде

в течение трех рабочих дней от даты начала и прекращения работы иностранца о дате начала и прекращения работы иностранца соответственно (п. 17 Порядка № 322). Также в течение 5 рабочих дней центр занятости следует проинформировать о проведении регистрации паспортного документа иностранца в соответствующем органе или подразделении Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц.

В случае если иностранец без уважительных причин

не приступил к работе в предусмотренный трудовым договором (контрактом) срок, работодатель в течение трех рабочих дней должен сообщить об этом в письменном виде соответствующим органам внутренних дел, государственной пограничной службы и центру занятости. В данном случае иностранец может быть выдворен за пределы Украины. Выдворение грозит также в случае, если разрешение на его трудоустройство аннулировано. При этом работодатель, пригласивший на работу такого иностранца, обязан возместить государству расходы, связанные с выдворением.

Обращаем внимание:

за использование труда иностранцев без разрешения государственная служба занятости с работодателя взыскивает штраф за каждого такого иностранца в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом (п. 19 Порядка № 322) (на данный момент — 19200 грн. (960 грн. х 20).

Работодатель, получивший разрешение на трудоустройство иностранных граждан и заключивший с ними трудовые договоры (контракты),

обязан вести их трудовые книжки в общем порядке. Данный вывод следует из положений ст. 48 КЗоТ и п. 1.1 Инструкции № 58, устанавливающих, что трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации всех форм собственности или у физического лица — предпринимателя более пяти дней.

 

Регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов

Заключение трудового договора с иностранцем предполагает выплату такому иностранцу дохода в виде зарплаты.

Для отражения указанной информации в отчетности предприятию потребуется

регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов — иностранца (идентификационный номер).

Необходимость получения иностранными гражданами регистрационного номера плательщика налогов в случае выплаты им доходов с источником их происхождения в Украине установлена

ст. 70 НКУ и п. 2 разд. IV Положения № 954.

В случае если иностранец ранее не получал идентификационный номер или регистрационный номер учетной карточки плательщика налога и не включен в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов (далее — Государственный реестр), то он может получить его

в органах ГНС в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в зависимости от места получения доходов или местонахождения объекта налогообложения, подав соответствующие документы лично или через законного представителя либо уполномоченное лицо.

Регистрация

иностранцев осуществляется после выполнения требований Правил въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утвержденных постановлением КМУ от 29.12.95 г. № 1074 (п. 6 Положения № 954).

Момент, когда иностранец должен пройти регистрацию, на законодательном уровне четко не определен. Вместе с тем, учитывая, что информация о регистрационном номере указывается в трудовом договоре (контракте), заключаемом с иностранцем, можно сделать вывод о том, что его необходимо получить до момента заключения такого договора.

Перечень документов, которые необходимо предоставить в соответствующий орган ГНС для регистрации в Государственном реестре и получения иностранцем регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, представим в таблице.

 

Перечень документов, необходимых для регистрации в Государственном реестре

Документы подаются иностранцем лично

Документы подаются через законного представителя либо уполномоченное лицо

1. Учетная карточка по форме № 1ДР (приложение 1 к Положению № 954), которая является заявлением для регистрации в Государственном реестре.
2. Паспортный документ, который удостоверяет личность и одновременно содержит необходимые для регистрации реквизиты, а именно: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, место рождения, место жительства, гражданство (возвращается иностранцу).
3. Удостоверенный в установленном законодательством порядке перевод на украинский язык указанного в п. 2 паспортного документа

1. Учетная карточка по форме № 1ДР
(приложение 1 к Положению № 954), которая является заявлением для регистрации в Государственном реестре.
2. Паспортный документ регистрируемого иностранца или его ксерокопия (с четким изображением).
3. Удостоверенный в установленном законодательством порядке перевод на украинский язык паспортного документа.
4. Паспортный документ законного представителя или уполномоченного лица регистрируемого иностранца.
5. Доверенность, удостоверенная в нотариальном порядке, на проведение регистрации физического лица в Государственном реестре

 

Регистрация осуществляется в течение

10 рабочих дней со дня подачи в орган ГНС учетной карточки и необходимых документов.

Документом, удостоверяющим проведение регистрации физического лица — иностранца в Государственном реестре, является

карточка плательщика налогов по форме приложения 2 к Положению № 954, в которой указывается регистрационный номер плательщика налогов.

Обращаем внимание: процедура отказа от регистрационного номера согласно

Положению № 954 предусмотрена только для граждан Украины. В связи с этим налоговики (см. разъяснения в Единой базе налоговых знаний на официальном сайте ГНАУ www.sta.gov.ua под кодом 040.11) делают вывод о том, что отказаться от получения регистрационного номера иностранцы не могут. Несмотря на очевидную несправедливость, на практике органы ГНС учитывать религиозные убеждения иностранцев не будут, и получить номер придется.

Также работодателям следует учитывать

п. 119.3 НКУ, в котором предусмотрена финансовая ответственность, налагаемая на предприятие за оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, кроме случаев, определенных п. 119.2 НКУ, которая заключается в наложении штрафа в размере 170 гривень.

Кроме того, у налогового агента, выплачивающего доход работнику-нерезиденту, не имеющему регистрационного номера, могут возникнуть проблемы с заполнением и предоставлением Налогового расчета по форме № 1ДФ, форма которого предусматривает указание таких номеров. А согласно

п. 119.2 НКУ непредоставление, предоставление с нарушением установленных сроков, предоставление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, и суммах удержанного с них налога влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн. Те же действия, совершенные плательщиком налогов, который в течение года уже был привлечен к ответственности за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн.

 

Валюта, в которой выплачивается заработная плата работнику-иностранцу

Выбор валюты, в которой будет производиться выплата заработной платы работнику-иностранцу, имеет большое значение. Ведь не исключена ситуация, когда приглашаемый на вакантную должность заграничный работник захочет получать свою заработную плату не в гривне, а в другой валюте. Так возможно ли это на законодательном уровне?

Согласно

ст. 23 Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «об оплате труда» заработная плата работников предприятий на территории Украины выплачивается в денежных знаках, которые имеют законный оборот на территории Украины. Статьей 3 Декрета № 15-93 определено, что единым законным средством платежа на территории Украины является валюта Украины, если иное не предусмотрено данным Декретом или другими актами валютного законодательства Украины.

В отношении оплаты труда иностранцев как раз такое исключение установлено:

п. 5.1 Правил использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденных постановлением НБУ от 30.05.2007 г. № 200, который гласит, что юридические лица — резиденты могут использовать наличную иностранную валюту с текущих счетов для оплаты труда, выплаты премий и призов, работникам-нерезидентам, которые работают в Украине по контракту;

Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением НБУ от 12.11.2003 г. № 492, в п. 5.4 которой указано, что с текущего счета в иностранной валюте юридических лиц — резидентов по распоряжению владельца счета осуществляются, в частности, операции по оплате труда работникам-нерезидентам, которые согласно заключенным трудовым договорам (контрактам) работают в Украине (выплата наличностью или перечисление на счета этих лиц, открытые в уполномоченных банках Украины).

Таким образом, юридические лица, являющиеся резидентами Украины,

имеют право выплачивать заработную плату иностранным работникам — нерезидентам в иностранной валюте. Обращаем внимание: в случае выплаты заработной платы работнику-нерезиденту в безналичной форме, ее перечисление производится на счет, открытый им в украинском банке.

Что касается

иностранцев, являющихся резидентами Украины, то таким лицам заработная плата может начисляться и выплачиваться исключительно в валюте Украины, т. е. в гривне.

Определение резидентского статуса работника-иностранца для целей выбора валюты, в которой будет производиться оплата его труда, следует производить в соответствии с положениями

Декрета № 15-93.

Согласно

п. 6 ст. 1 Декрета № 15-93 нерезидентами являются физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), которые имеют постоянное местожительство за пределами Украины, в том числе временно пребывающие на территории Украины.

Резиденты, в свою очередь, — это физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), которые

имеют постоянное место жительства на территории Украины, в том числе временно находящиеся за рубежом (п. 5 ст. 1 Декрета № 15-93).

То есть для решения вопроса о валюте, в которой будет производиться оплата труда иностранца, работодателю следует определиться с местом постоянного проживания работника-иностранца.

Резидентский статус также важен и для целей обложения дохода, выплачиваемого нерезиденту по трудовому договору, налогом на доходы физических лиц, о чем пойдет речь далее.

 

Резидентский статус иностранного гражданина для целей НКУ

В соответствии с

п.п. 14.1.122 НКУ для целей налогообложения нерезидентом является лицо, которое не является резидентом Украины.

Резидент, в свою очередь, — это физическое лицо, которое

постоянно проживает в Украине (п.п. 14.1.213 НКУ).

Если физическое лицо имеет место проживания также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если такое лицо

имеет место постоянного проживания в Украине, а если лицо имеет место постоянного проживания также в иностранном государстве, то оно считается резидентом, если имеет более тесные личные либо экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине.

В случае если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить, или если физическое лицо

не имеет места постоянного проживания ни в одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года. При этом в соответствии с разъяснениями ГНАУ, приведенными в письме № 6506, под налоговым периодом следует понимать календарный год.

Достаточным (но не исключительным) условием определения местонахождения центра жизненных интересов физического лица является

место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Кроме того, физическое лицо считается резидентом, если оно

является гражданином Украины.

Если же вопреки закону физическое лицо — гражданин Украины имеет также гражданство другой страны, то с целью налогообложения такое лицо

считается гражданином Украины, не имеющим права на зачет налогов, уплаченных за рубежом, предусмотренный НКУ или нормами международных соглашений Украины.

Если физическое лицо является

лицом без гражданства, то его статус определяется согласно нормам международного права.

Достаточным основанием для определения лица резидентом является

самостоятельное определение им основного места проживания на территории Украины в порядке, установленном НКУ, или его регистрация в качестве самозанятого лица.

Таким образом, в общем случае иностранец, для которого оформляется в центре занятости

разрешение на трудоустройство и который въезжает в Украину с иммиграционной визой ІМ-1 (в машиносчитывательной зоне — VA), для целей налогообложения будет являться нерезидентом, поскольку не имеет постоянного места проживания в Украине (напомним, что в территориальном органе или подразделении Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц для него оформляется вид на временное жительство).

Однако если работодатель принял на работу

иностранца, в паспортном документе которого проставлены визы IM-2, ІМ-3 и который имеет вид на постоянное место жительства в Украине (как уже указывалось выше, такой иностранец имеет право работать у украинских работодателей без оформления разрешения на трудоустройство), то есть варианты: данный иностранец может являться резидентом Украины, а может и не быть им. Дело в том, что, по мнению ГНАУ (см. письмо № 6506), выданный иностранцу в соответствии с Законом Украины «Об иммиграции» от 07.06.2001 г. № 2491-III вид на постоянное место жительства в Украине является лишь разрешением на постоянное проживание в Украине и не подтверждает факт проживания (постоянного проживания) иностранца в Украине и, следовательно, не может быть документом, удостоверяющим резидентский статус плательщика налога в Украине. То есть иностранец должен документально подтвердить факт своего проживания в Украине (см. письмо № 6506). При этом какими конкретно документами следует данный факт подтверждать, налоговики скромно умолчали, не забыв указать на то, что в НКУ требование о необходимости получения иностранцами от ГНС документов, подтверждающих статус резидента Украины, отсутствует. Вместе с тем, согласно положениям НКУ, именно работодатель является лицом, ответственным за правильность исчисления, начисления и уплаты налога, который будет удержан с суммы дохода, начисленного работнику-иностранцу. И, как следует из разъяснений ГНАУ, содержащихся в письме № 6506, именно на работодателя налоговики возлагают обязанность определения статуса резидента Украины. Мы с такими выводами ГНАУ не согласны и считаем, что в соответствии с п.п. 14.1.213 НКУ, который устанавливает процедуру определения резидентского статуса, должен быть разработан порядок определения статуса резидента Украины. Причем определять резидентский статус должна непосредственно ГНАУ, а не работодатель.

В сложившей ситуации до появления соответствующего порядка (а он может и не появиться) работодателю имеет смысл обратиться в орган ГНС по месту регистрации для получения индивидуальной налоговой консультации относительно того, какими конкретно документами нерезидент может подтвердить свой резидентский статус.

Далее рассмотрим особенности налогообложения заработной платы, в том числе какое значение имеет резидентский статус в налогообложении доходов работников.

 

Налогообложение заработной платы

Налог на доходы физических лиц.

Доходы физического лица — иностранца в виде заработной платы облагаются налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по общим правилам, установленным разд. IV НКУ, независимо от резидентского статуса такого лица (п.п. 170.10.1 НКУ).

Исключение предусмотрено только для случаев применения налоговой социальной льготы (далее — НСЛ).

К зарплате нерезидента, как и ранее, НСЛ применять нельзя. Это следует из положений п.п. 169.3.4 НКУ. Если иностранный работник желает воспользоваться правом на НСЛ, ему следует подтвердить свой статус резидента Украины (см. выше). При этом данный работник должен учитывать, что в случае установления ему статуса резидента Украины он обязан будет по результатам отчетного налогового года, в котором он приобрел такой статус, подать годовую налоговую декларацию, в которой указать доходы с источником их происхождения в Украине и иностранные доходы (п.п. 170.10.4 НКУ). В данном случае ему придется уплатить НДФЛ со всех задекларированных доходов, независимо от страны их происхождения. Если же иностранец является нерезидентом Украины, то обязанность по уплате НДФЛ у него возникает только в отношении доходов с источником их происхождения в Украине.

Итак, в случае начисления иностранцу дохода в виде заработной платы

база налогообложения будет уменьшаться на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (если иностранец является его плательщиком, о чем расскажем ниже) и НСЛ (если работник является резидентом Украины).

Налогообложение зарплаты иностранца осуществляется по ставкам, установленным

п. 167.1 НКУ 15 (17) % (кроме зарплаты шахтеров, которая согласно п. 167.4 НКУ облагается по ставке 10 %).

Обращаем внимание: при заключении договора с нерезидентом, условия которого предусматривают получение таким нерезидентом дохода с источником его происхождения в Украине, резидент обязан

указать в договоре ставку налога, которая будет применена к таким доходам (п.п. 170.10.3 НКУ). Причем ГНАУ в письме от 07.02.2011 г. № 2544/6/17-0715 указывает, что в договоре необходимо указать обе ставки, установленные п. 176.1 НКУ (15 и 17 %), которые применяются в зависимости от суммы начисленного работнику дохода в виде заработной платы.

Согласно

п. 164.4 НКУ при начислении (получении) доходов, полученных в виде валютных ценностей или других активов (стоимость которых выражена в иностранной валюте или международных расчетных единицах), такие доходы пересчитываются в гривни по валютному курсу Национального банка Украины, действующему на момент начисления (получения) таких доходов.

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон № 2464), регулирующего порядок начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, плательщиками ЕСВ являются, в частности, наемные работники, в том числе иностранцы, и их работодатели — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, а также физические лица — предприниматели.

В

базу для взимания ЕСВ включается начисленная наемным работникам:

заработная плата по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда;

оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;

пособие по временной потере трудоспособности.

Размеры ЕСВ

установлены в ст. 8 Закона № 2464 в зависимости от плательщика и объекта обложения и были приведены в статье «Единый социальный взнос: основы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 6, с. 6.

Каких-либо льгот для работников-иностранцев, трудоустроенных у

юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, а также у физических лиц — предпринимателей, ни в отношении определения базы взимания ЕСВ, ни в отношении размера ЕСВ Законом № 2464 не установлено.

Таким образом, ЕСВ за указанных лиц уплачивается

на общих основаниях.

В случае выплаты заработной платы работникам-иностранцам

в иностранной валюте работодателям следует учитывать требование ч. 1 ст. 9 Закона № 2464 и производить исчисление ЕСВ исключительно в национальной валюте.

Исчисление ЕСВ с сумм дохода, начисленного в иностранной валюте, осуществляется путем пересчета таких сумм в национальную валюту Украины по официальному курсу, установленному Национальным банком Украины

на день исчисления ЕСВ.

Как видим, процедура трудоустройства иностранцев требует затрат, времени и денег. Однако, если такие затраты могут обернуться получением существенной прибыли, работодатель согласен будет их нести. А разобраться с особенностями трудоустройства иностранных граждан в Украине поможет материал данной статьи.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше